1.1. Предмет и задачи психодиагностики
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 20 21 22
Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма
психологической практики, которая связана с разработкой и использованием
разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей
человека.
Термин “диагностика ” активно используется не только в психологии и
педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной
практики. Он образован от греческих корней: “диа” и “гнозис” и буквально
истолковывается как “различительное познание”. В настоящее время, под термином
“диагностика” подразумевают распознавание состояния определенного объекта или
системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего
отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и
принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном
направлении. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об объектах
диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.
В психологии существует более 15 тыс. психодиагностических методов, которые
используются на практике . Однако, даже если применить все эти методы к отдельному
человеку, то вряд ли удастся получить в результате удовлетворительную информацию,
позволяющую дать всестороннюю оценку его личности. Это объясняется прежде всего
неудовлетворительным теоретическим обоснованием психодиагностики, а также
недостаточным уровнем развития теории личности.
Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода
диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и
последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При
этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее
интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики
теории личности.
Предмет диагностирования - психическое – обнаруживается в самых различных
формах. Однако диагностически релевантными они становятся лишь будучи включены в
следующую систему отношений:
• интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать
взаимосвязь психических свойств личности);
• интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны
служить основой для установления различий между данным индивидом и
другими личностями);
• отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют
ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека
к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом
общественных требований).
Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении
индивидуальной степени выраженности психических свойств и их
интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.
В психодиагностике выделяют признаки и категории.
Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и
регистрировать.
Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных
науках их принято называть “латентными переменными”. Для количественных категорий
часто используется также название “диагностические факторы”. Диагностический вывод
– это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность
психологической диагностики в том, что между признаками и категориями не существует
строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка
(вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными
психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора “склонность к
обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”). Для
однозначного вывода одного симптома (одного поступка) недостаточно. Необходимо
проанализировать комплекс симптомов, или серию поступков в разных ситуациях.
Тестом в психодиагностике называют серию однотипных стандартизированных
кратких испытаний, которым подвергается испытуемый- носитель предполагаемого
скрытого фактора. Различные тестовые задания выявляют у индивида различные
симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких
испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.
За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская
работа по их разработке и апробации. Различение практического обследования и научного
дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в
современной тестологической культуре. Обследование – это применение готового, уже
разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного
обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое
исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных
на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора,
влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических
признаков (или “эмпирических индикаторов”), по которым можно получать информацию
о заданном свойстве.
Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер. Сюда, к
примеру, может входить констатация у одного и того же человека одновременно
следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности
и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),
сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной
экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса
контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность),
“проницаемости границ Я” (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации
достижения социального успеха и т. п.
Некоторые черты и особенности у индивида могут в некоторых ситуациях как бы
конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Столкновение
разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка – одна из причин
внутренних кризисов в развитии личности.
Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в
выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает
распутать клубок внутреннего конфликта.
Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение
разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:
они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по
возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров
в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один
из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.
Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого
свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь
считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за
пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта
называется “акцентуированной” . Чем сильнее выражено это отклонение, тем более
сильной считается акцентуация, вплоть до появления “патохарактерологических”
признаков.
Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно
считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу
текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1
ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз
социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано
на нормативы, а не на статистические нормы.
Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма
психологической практики, которая связана с разработкой и использованием
разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей
человека.
Термин “диагностика ” активно используется не только в психологии и
педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной
практики. Он образован от греческих корней: “диа” и “гнозис” и буквально
истолковывается как “различительное познание”. В настоящее время, под термином
“диагностика” подразумевают распознавание состояния определенного объекта или
системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего
отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и
принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном
направлении. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об объектах
диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.
В психологии существует более 15 тыс. психодиагностических методов, которые
используются на практике . Однако, даже если применить все эти методы к отдельному
человеку, то вряд ли удастся получить в результате удовлетворительную информацию,
позволяющую дать всестороннюю оценку его личности. Это объясняется прежде всего
неудовлетворительным теоретическим обоснованием психодиагностики, а также
недостаточным уровнем развития теории личности.
Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода
диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и
последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При
этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее
интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики
теории личности.
Предмет диагностирования - психическое – обнаруживается в самых различных
формах. Однако диагностически релевантными они становятся лишь будучи включены в
следующую систему отношений:
• интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать
взаимосвязь психических свойств личности);
• интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны
служить основой для установления различий между данным индивидом и
другими личностями);
• отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют
ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека
к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом
общественных требований).
Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении
индивидуальной степени выраженности психических свойств и их
интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.
В психодиагностике выделяют признаки и категории.
Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и
регистрировать.
Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных
науках их принято называть “латентными переменными”. Для количественных категорий
часто используется также название “диагностические факторы”. Диагностический вывод
– это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность
психологической диагностики в том, что между признаками и категориями не существует
строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка
(вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными
психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора “склонность к
обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”). Для
однозначного вывода одного симптома (одного поступка) недостаточно. Необходимо
проанализировать комплекс симптомов, или серию поступков в разных ситуациях.
Тестом в психодиагностике называют серию однотипных стандартизированных
кратких испытаний, которым подвергается испытуемый- носитель предполагаемого
скрытого фактора. Различные тестовые задания выявляют у индивида различные
симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких
испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.
За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская
работа по их разработке и апробации. Различение практического обследования и научного
дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в
современной тестологической культуре. Обследование – это применение готового, уже
разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного
обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое
исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных
на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора,
влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических
признаков (или “эмпирических индикаторов”), по которым можно получать информацию
о заданном свойстве.
Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер. Сюда, к
примеру, может входить констатация у одного и того же человека одновременно
следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности
и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),
сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной
экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса
контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность),
“проницаемости границ Я” (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации
достижения социального успеха и т. п.
Некоторые черты и особенности у индивида могут в некоторых ситуациях как бы
конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Столкновение
разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка – одна из причин
внутренних кризисов в развитии личности.
Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в
выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает
распутать клубок внутреннего конфликта.
Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение
разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:
они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по
возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров
в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один
из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.
Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого
свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь
считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за
пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта
называется “акцентуированной” . Чем сильнее выражено это отклонение, тем более
сильной считается акцентуация, вплоть до появления “патохарактерологических”
признаков.
Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно
считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу
текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1
ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз
социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано
на нормативы, а не на статистические нормы.