1.1. Предмет и задачи психодиагностики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17   20 21 22 

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма

психологической практики, которая связана с разработкой и использованием

разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей

человека.

Термин “диагностика ” активно используется не только в психологии и

педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной

практики. Он образован от греческих корней: “диа” и “гнозис” и буквально

истолковывается как “различительное познание”. В настоящее время, под термином

“диагностика” подразумевают распознавание состояния определенного объекта или

системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего

отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и

принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном

направлении. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об объектах

диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.

В психологии существует более 15 тыс. психодиагностических методов, которые

используются на практике . Однако, даже если применить все эти методы к отдельному

человеку, то вряд ли удастся получить в результате удовлетворительную информацию,

позволяющую дать всестороннюю оценку его личности. Это объясняется прежде всего

неудовлетворительным теоретическим обоснованием психодиагностики, а также

недостаточным уровнем развития теории личности.

Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода

диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и

последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При

этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее

интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики

теории личности.

Предмет диагностирования - психическое – обнаруживается в самых различных

формах. Однако диагностически релевантными они становятся лишь будучи включены в

следующую систему отношений:

• интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать

взаимосвязь психических свойств личности);

• интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны

служить основой для установления различий между данным индивидом и

другими личностями);

• отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют

ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека

к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом

общественных требований).

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении

индивидуальной степени выраженности психических свойств и их

интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

В психодиагностике выделяют признаки и категории.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и

регистрировать.

Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных

науках их принято называть “латентными переменными”. Для количественных категорий

часто используется также название “диагностические факторы”. Диагностический вывод

– это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность

психологической диагностики в том, что между признаками и категориями не существует

строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка

(вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными

психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора “склонность к

обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”). Для

однозначного вывода одного симптома (одного поступка) недостаточно. Необходимо

проанализировать комплекс симптомов, или серию поступков в разных ситуациях.

Тестом в психодиагностике называют серию однотипных стандартизированных

кратких испытаний, которым подвергается испытуемый- носитель предполагаемого

скрытого фактора. Различные тестовые задания выявляют у индивида различные

симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких

испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская

работа по их разработке и апробации. Различение практического обследования и научного

дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в

современной тестологической культуре. Обследование – это применение готового, уже

разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного

обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое

исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных

на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора,

влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических

признаков (или “эмпирических индикаторов”), по которым можно получать информацию

о заданном свойстве.

Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер. Сюда, к

примеру, может входить констатация у одного и того же человека одновременно

следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности

и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),

сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной

экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса

контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность),

“проницаемости границ Я” (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации

достижения социального успеха и т. п.

Некоторые черты и особенности у индивида могут в некоторых ситуациях как бы

конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Столкновение

разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка – одна из причин

внутренних кризисов в развитии личности.

Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в

выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает

распутать клубок внутреннего конфликта.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение

разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:

они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по

возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров

в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один

из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.

Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого

свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь

считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за

пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта

называется “акцентуированной” . Чем сильнее выражено это отклонение, тем более

сильной считается акцентуация, вплоть до появления “патохарактерологических”

признаков.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно

считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу

текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1

ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз

социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано

на нормативы, а не на статистические нормы.

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма

психологической практики, которая связана с разработкой и использованием

разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей

человека.

Термин “диагностика ” активно используется не только в психологии и

педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной

практики. Он образован от греческих корней: “диа” и “гнозис” и буквально

истолковывается как “различительное познание”. В настоящее время, под термином

“диагностика” подразумевают распознавание состояния определенного объекта или

системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего

отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и

принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном

направлении. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об объектах

диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.

В психологии существует более 15 тыс. психодиагностических методов, которые

используются на практике . Однако, даже если применить все эти методы к отдельному

человеку, то вряд ли удастся получить в результате удовлетворительную информацию,

позволяющую дать всестороннюю оценку его личности. Это объясняется прежде всего

неудовлетворительным теоретическим обоснованием психодиагностики, а также

недостаточным уровнем развития теории личности.

Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода

диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и

последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При

этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее

интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики

теории личности.

Предмет диагностирования - психическое – обнаруживается в самых различных

формах. Однако диагностически релевантными они становятся лишь будучи включены в

следующую систему отношений:

• интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать

взаимосвязь психических свойств личности);

• интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны

служить основой для установления различий между данным индивидом и

другими личностями);

• отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют

ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека

к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом

общественных требований).

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении

индивидуальной степени выраженности психических свойств и их

интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

В психодиагностике выделяют признаки и категории.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и

регистрировать.

Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных

науках их принято называть “латентными переменными”. Для количественных категорий

часто используется также название “диагностические факторы”. Диагностический вывод

– это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность

психологической диагностики в том, что между признаками и категориями не существует

строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка

(вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными

психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора “склонность к

обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”). Для

однозначного вывода одного симптома (одного поступка) недостаточно. Необходимо

проанализировать комплекс симптомов, или серию поступков в разных ситуациях.

Тестом в психодиагностике называют серию однотипных стандартизированных

кратких испытаний, которым подвергается испытуемый- носитель предполагаемого

скрытого фактора. Различные тестовые задания выявляют у индивида различные

симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких

испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская

работа по их разработке и апробации. Различение практического обследования и научного

дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в

современной тестологической культуре. Обследование – это применение готового, уже

разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного

обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое

исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных

на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора,

влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических

признаков (или “эмпирических индикаторов”), по которым можно получать информацию

о заданном свойстве.

Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер. Сюда, к

примеру, может входить констатация у одного и того же человека одновременно

следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности

и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),

сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной

экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса

контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность),

“проницаемости границ Я” (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации

достижения социального успеха и т. п.

Некоторые черты и особенности у индивида могут в некоторых ситуациях как бы

конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Столкновение

разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка – одна из причин

внутренних кризисов в развитии личности.

Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в

выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает

распутать клубок внутреннего конфликта.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение

разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:

они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по

возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров

в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один

из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.

Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого

свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь

считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за

пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта

называется “акцентуированной” . Чем сильнее выражено это отклонение, тем более

сильной считается акцентуация, вплоть до появления “патохарактерологических”

признаков.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно

считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу

текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1

ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз

социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано

на нормативы, а не на статистические нормы.