4.1. Диагностические признаки и категории
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 20 21 22
Признаки – это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и
регистрировать.
Категории - это переменные скрытые от непосредственного наблюдения, их
принято называть “латентными переменными”.
Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню
скрытых категорий. Для количественных категорий часто используется также название
“диагностические факторы”.
Трудность психологической диагностики заключается в том, что между
признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и
тот же внешний поступок ребенка – к примеру, вырвал листок из дневника, может быть
обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как,
повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень
другого скрытого фактора “страх наказания”. Для однозначного вывода одного симптома
или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть
серию поступков в разных ситуациях.
Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных кратких
испытаний, которым подвергается испытуемый – носитель предполагаемого скрытого
фактора. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные
симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких
испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных
тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации.
Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического
исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре.
Обследование – это применение готового, уже разработанного теста. Его
результат – сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека
(испытуемого).
Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических
и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого
психического свойства скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер
деятельности либо на выявление диагностических признаков или “эмпирических
.индикаторов”, по которым можно получать информацию о заданном свойстве.
Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер.
Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно
следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности
и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),
сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной
экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса
контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность), “проницаемости границ «Я» (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации
достижения социального успеха и т. п.
Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях
как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения.
Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) – одна из причин
внутренних кризисов в развитии личности.
Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в
выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает
распутать клубок внутреннего конфликта.
Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение
разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:
они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по
возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров
в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один
из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.
Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого
свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь
считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует
статистически среднего индивида.
Акцентуацией называется значимое отклонение от нормы (выход за пределы
среднего диапазона), а данная личностная черта называется “акцентуированной” . Чем
сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до
появления “патохарактерологических” признаков .
Социокультурный норматив – это уровень свойства, который явно или неявно
считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу
текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1
ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз
социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано
на нормативы, а не на статистические нормы.
Признаки – это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и
регистрировать.
Категории - это переменные скрытые от непосредственного наблюдения, их
принято называть “латентными переменными”.
Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню
скрытых категорий. Для количественных категорий часто используется также название
“диагностические факторы”.
Трудность психологической диагностики заключается в том, что между
признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и
тот же внешний поступок ребенка – к примеру, вырвал листок из дневника, может быть
обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как,
повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень
другого скрытого фактора “страх наказания”. Для однозначного вывода одного симптома
или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть
серию поступков в разных ситуациях.
Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных кратких
испытаний, которым подвергается испытуемый – носитель предполагаемого скрытого
фактора. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные
симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких
испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных
тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации.
Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического
исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре.
Обследование – это применение готового, уже разработанного теста. Его
результат – сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека
(испытуемого).
Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических
и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого
психического свойства скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер
деятельности либо на выявление диагностических признаков или “эмпирических
.индикаторов”, по которым можно получать информацию о заданном свойстве.
Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер.
Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно
следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности
и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),
сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной
экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса
контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность), “проницаемости границ «Я» (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации
достижения социального успеха и т. п.
Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях
как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения.
Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) – одна из причин
внутренних кризисов в развитии личности.
Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в
выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает
распутать клубок внутреннего конфликта.
Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение
разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:
они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по
возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров
в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один
из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.
Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого
свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь
считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует
статистически среднего индивида.
Акцентуацией называется значимое отклонение от нормы (выход за пределы
среднего диапазона), а данная личностная черта называется “акцентуированной” . Чем
сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до
появления “патохарактерологических” признаков .
Социокультурный норматив – это уровень свойства, который явно или неявно
считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу
текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1
ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз
социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано
на нормативы, а не на статистические нормы.