4.1. Диагностические признаки и категории

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17   20 21 22 

Признаки – это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и

регистрировать.

Категории - это переменные скрытые от непосредственного наблюдения, их

принято называть “латентными переменными”.

Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню

скрытых категорий. Для количественных категорий часто используется также название

“диагностические факторы”.

Трудность психологической диагностики заключается в том, что между

признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и

тот же внешний поступок ребенка – к примеру, вырвал листок из дневника, может быть

обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как,

повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень

другого скрытого фактора “страх наказания”. Для однозначного вывода одного симптома

или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть

серию поступков в разных ситуациях.

Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных кратких

испытаний, которым подвергается испытуемый – носитель предполагаемого скрытого

фактора. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные

симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких

испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных

тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации.

Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического

исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре.

Обследование – это применение готового, уже разработанного теста. Его

результат – сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека

(испытуемого).

Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических

и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого

психического свойства скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер

деятельности либо на выявление диагностических признаков или “эмпирических

.индикаторов”, по которым можно получать информацию о заданном свойстве.

Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер.

Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно

следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности

и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),

сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной

экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса

контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность), “проницаемости границ «Я» (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации

достижения социального успеха и т. п.

Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях

как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения.

Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) – одна из причин

внутренних кризисов в развитии личности.

Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в

выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает

распутать клубок внутреннего конфликта.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение

разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:

они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по

возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров

в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один

из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.

Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого

свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь

считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует

статистически среднего индивида.

Акцентуацией называется значимое отклонение от нормы (выход за пределы

среднего диапазона), а данная личностная черта называется “акцентуированной” . Чем

сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до

появления “патохарактерологических” признаков .

Социокультурный норматив – это уровень свойства, который явно или неявно

считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу

текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1

ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз

социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано

на нормативы, а не на статистические нормы.

Признаки – это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и

регистрировать.

Категории - это переменные скрытые от непосредственного наблюдения, их

принято называть “латентными переменными”.

Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню

скрытых категорий. Для количественных категорий часто используется также название

“диагностические факторы”.

Трудность психологической диагностики заключается в том, что между

признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и

тот же внешний поступок ребенка – к примеру, вырвал листок из дневника, может быть

обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как,

повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень

другого скрытого фактора “страх наказания”. Для однозначного вывода одного симптома

или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть

серию поступков в разных ситуациях.

Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных кратких

испытаний, которым подвергается испытуемый – носитель предполагаемого скрытого

фактора. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные

симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких

испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных

тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации.

Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического

исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре.

Обследование – это применение готового, уже разработанного теста. Его

результат – сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека

(испытуемого).

Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических

и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого

психического свойства скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер

деятельности либо на выявление диагностических признаков или “эмпирических

.индикаторов”, по которым можно получать информацию о заданном свойстве.

Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер.

Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно

следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности

и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),

сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной

экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса

контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность), “проницаемости границ «Я» (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации

достижения социального успеха и т. п.

Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях

как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения.

Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) – одна из причин

внутренних кризисов в развитии личности.

Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в

выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает

распутать клубок внутреннего конфликта.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение

разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:

они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по

возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров

в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один

из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.

Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого

свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь

считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует

статистически среднего индивида.

Акцентуацией называется значимое отклонение от нормы (выход за пределы

среднего диапазона), а данная личностная черта называется “акцентуированной” . Чем

сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до

появления “патохарактерологических” признаков .

Социокультурный норматив – это уровень свойства, который явно или неявно

считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу

текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1

ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз

социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано

на нормативы, а не на статистические нормы.