Программа учебной дисциплины СД.Ф.08 «Управление социальным развитием организации»

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 

По специальности 062100 «Управление персоналом»

Программа подготовлена д-ром социол. наук, проф. Н. Л. Захаровым.

Утверждена на заседании кафедры управления персоналом (протокол № 2 от 30.10.2002.); утверждена на заседании совета факультета управления Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Цель дисциплины: формирование системы знаний, умений и навыков по управлению социальным развитием организации в объеме, необходимом для их практического использования.

Задачи дисциплины:

• освоение понятийного аппарата управления социальным развитием организации;

• раскрытие роли, функций и задач управления социальным развитием организации;

• изучение и освоение комплекса теоретических и методических знаний управления социальным развитием организации;

• формирование практических навыков управления социальным развитием организации;

• рассмотрение тенденций развития науки в сфере управления социальным развитием организации и использования новых информационных технологий.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины

Содержательное наполнение программы дисциплины составлено с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Содержание дисциплины распределено главным образом между лекционной и практической частями (деловые игры, анализ конкретных ситуаций, семинары, практикумы) на основе принципа дополнительности: практические занятия не дублируют лекции.

Текущий контроль качества усвоения знаний

Промежуточный контроль – кейсы, доклады, тесты.

Итоговый контроль – экзамен.

Содержание

Тема 1. Основные понятия, научные подходы, предмет и задачи дисциплины

Дисциплина «Управление социальным развитием организации». Кадровая работа. Управление персоналом. Управление человеческими ресурсами. Социальная деятельность организации. Гуманизация труда. Качество трудовой жизни. Предмет, цель и задачи дисциплины «Управление социальным развитием организации». Общефилософское понятие «организация». Целевая организация (управленческое понятие). Понятия «предприятие» и «юридическое лицо». Три вида целевой организации: предприятие, сообщество и учреждение. Социальная деятельность как особая функция организации. Социальная среда.

Тема 2. Макросоциальная среда

Макросоциальные процессы. Капитализм и посткапитализм. Кейнсианство и институализм. Социализм и постсоциализм. Конвергенция и глобализация. Тенденции развития постиндустриальных обществ. Трансформация социально-экономических систем. Трансформационные процессы в России.

Тема 3. Социально-экономическая среда организации

Организация в социальной среде. Стили поведения организаций. Заинтересованные общественные группы. Концепция социальной ответственности организации. «Постсоциалистические» и «посткапиталистические» организации. Социальная подсистема организаций. Комплекс факторов социальной среды.

Тема 4. Влияние на организацию и личность работника социальной политики государства

Государственное управление и регулирование. Хозяйственная система общества. Необходимость социальной направленности современных государств. Планирование и показатели социального развития организации. Социальное развитие организации как условие самоактуализации личности в профессиональной деятельности.

Тема 5. Исторические предпосылки и необходимость социальной деятельности организации

Этапы истории трудовой деятельности человечества. Вертикальная дифференциация труда, субординация, принуждение к труду. Рабство и крепостничество. Горизонтальная дифференциация труда. Трудовая этика индустриального производства. Первые опыты управления социальным развитием на Западе в XIX в., эксперимент Р. Оуэна. Научная организация труда Ф. Тейлора, идеи социального развития Г. Эмерсона, социальная служба Г. Форда. Экономический рациональный подход. Хотторнский эксперимент. Концепция человеческих отношений. Социальная деятельность сельскохозяйственных староверческих общин в XIX в. Социальная деятельность русского предпринимательства.

Тема в. Отечественный опыт управления социальным развитием

НОТ в России. Первый опыт социального управления в Советской России. Рабочий контроль. Социалистическое соревнование. Коммунистическая трудовая этика. Формы стимулирования труда. Принципы предоставления социальных благ в СССР в 30-е гг. Источники финансирования программ социального развития. Способы удовлетворения социальных нужд. Великая Отечественная война. Способы социального управления в 50-е гг. Источники финансирования социальных программ в 60—80-е гг. Методы социального управления в 60—80-е гг. Результаты социального управления в СССР в 60—80-е гг. План социального развития организации.

Тема 7. Опыт зарубежных стран в управлении социальным развитием

Социальная деятельность организаций в США. Концепция качества трудовой жизни. Концепция социальной политики ФРГ. Принцип «социальной солидарности» Швеции. Социальное партнерство в Западной Европе. Принципы управления персоналом в Японии. Западная и восточная модели социального управления.

Тема 8. Стратегия и планирование

Понятие «стратегия». Стратегическое планирование. Эволюция систем стратегического планирования в западном менеджменте. История стратегического планирования в СССР. Социальное стратегическое планирование.

Тема 9. Стратегия организации

Структура стратегического плана организации. Стратегический план и взаимоотношения организации с властью и общественными организациями. Эффективность стратегического планирования. Социально-экономические цели организаций.

Тема 10. Социальные стратегии в системе управления организацией

Принципы разработки стратегии. План стратегического развития организации. Содержание плана социальной стратегии. Гуманизация труда. Качество трудовой жизни.

Тема 11. Социально-экономическая эффективность социальных стратегий на предприятии

Исследование эффективности социальных факторов. Социальные факторы и производительность труда. Роль социальных факторов в поведении работника на рынке труда и в организации. Социальные факторы и лояльность работника. Необходимость распределения прибыли между заинтересованными социальными группами. Методика распределения прибыли. Влияние распределения прибыли на рентабельность организации. Экономические основы социального партнерства.

Тема 12. Структура, компетенция и функции службы персонала по управлению социальным развитием организации

Ориентиры и миссия управления социальным развитием организации. Структура и компетенция службы персонала в сфере управления социальным развитием. Квалификационные требования к специалистам по осуществлению социальной деятельности. Главная задача и функции по управлению социальным развитием.

Тема 13. Советские методики социального управления

Последовательность формирования стратегии социального развития. Способы «остаточный» и «от достигнутого» в распределении средств на социальные цели. Методы «нормативный», «моделирования социальных процессов», «экспертных оценок», «программно-целевой». Возникновение методики: социальный паспорт предприятия. Уровни социальных стратегий. Ленинградский метод.

Тема 14. Современная методика оценки уровня социального развития организации

Структура социальных показателей. Методика оценки уровня социального развития организации. Социальная структура коллектива. Условия труда и культурно-бытовые условия. Оплата и дисциплина труда. Состояние объектов социальной инфраструктуры. Расчетная оценка уровня социального развития организации (уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни).

Тема 15. Бюджетно-финансовое и организационное обеспечение социальных стратегий организаций

Фонды накопления, резервный и потребления. Модель распределения прибыли. Жилищная субстратегия. Программа жилищного кредитования сотрудников. Программа жилищных муниципальных облигаций. Реализация жилищной программы ИжГТУ. Проект жилищной программы РГПУ.

Контрольные вопросы, задания и литература к практическим (семинарским) занятиям

Занятие 1. Научные основания дисциплины «Управление

социальным развитием организации» (понятия, подходы, предмет и задачи)

1. Объект, предмет и цель дисциплины «Управление социальным развитием организации»

2. Понятие «организация», его основные значения и общенаучный смысл

3. Юридический и социально-экономический подходы в понимании «целевой организации»

4. Основные виды «целевой организации»: «предприятие», «сообщество», «учреждение»

5. Внешние и внутренние социальные условия организации

6. Основные направления социальной деятельности организации

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 10, 11, 165.

Гражданский кодекс Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2004.

Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – М., 2005. – С. 1–2.

Дополнительная литература

Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М.: РАГС, 2000.

Паркинсон С. Законы Паркинсона. – М.: Современный литератор, 2002. – С. 6.

Пригожин А. И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.

Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. – М., 2002. – С. 11–26.

Романов В. Л. Социальная самоорганизация и государственность. – М., 2000. – С. 5–7.

Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. – М.: НОРМА – ИНФРА, 1999. – С. 346.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М., 2002. – С. 79.

Управление человеческими ресурсами. – СПб., 2002. – С. 165– 167, 291.

Тощенко Ж. Т. Социология. – М.: Юрайт-Издат, 2003. Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 49, 245 Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 27.

Занятие 2. Внешняя социальная среда организации

1. Макросоциальные процессы

2. Потенциальные тенденции развития постиндустриальных обществ

3. Трансформирующаяся экономическая система

4. Стили поведения современной организации в окружающей среде

5. «Заинтересованные общественные группы» в деятельности организаций

6. Концепция социальной ответственности организации

7. Постсоциалистические организации

8. Социальная подсистема организации

9. Комплекс факторов социальной среды

Основная литература

Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002. – С. 73–84.

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 88.

Дополнительная литература

Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М.: РАГС, 2000.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 5-е изд. (2CD). – М., 2005 (Феодализм, Ростоу, Индустриальное общество, Традиционное общество, Кейнсианство).

Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 3 т. – М.: МНИИПУ, 2002. – Т. 1.

Гэлбрайт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969. – С. 463.

КейнсДж. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978.

Палацци М., Старчер Дж. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе // Менеджмент. – 1998. – № 7. – С. 33.

Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 75, 205.

Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 12.

Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.

Эшби У. Введение в кибернетику. – М., 1959. – С. 6. Rostow W. The Stage Of Economic Growth. – Camb., 1960.

Занятие 3.Государство – организация – человек

1. Государственное управление и регулирование в современных условиях

2. Экономическая (хозяйственная) система общества

3. Основные показатели социального развития организации

4. Современная мотивационная модель личности работника

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 90—114.

Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – С. 63–80.

Дополнительная литература

Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М.: РАГС, 2000.

ТощенкоЖ.Т. Социология. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

Занятие 4. Исторические предпосылки и необходимость социальной деятельности организации

1. Общее и особенное в организации труда в традиционном и индустриальном обществах

2. Трудовая этика индустриального общества

3. Управление социальным развитием персонала в XIX в. на Западе и России

4. Классики менеджмента о социальном управлении

5. Общее и особенное концепций «экономического рационального человека» и «человеческих отношений»

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 39–53.

Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – С. 63–80.

Дополнительная литература

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. – М., 1990.

Гумилев ЛЖ. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.

Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества. – М.: Вост. лит., 1996.

Ключевский В. О. История сословий в России. – Птг., 1918.

Маслоу А. Мотивация личности. – СПб., 1999.

Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998. – С. 302–303.

Чечулин А. В., Решетников М. М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России. – СПб.: Изд-во «Синтез-Полиграф», 2001.

Занятие 5. Отечественный опыт управления социальным развитием

1. Первые формы социального управления в Советской России

2. Принципы, источники и способы реализации социальной деятельности в 30-е гг. в СССР

3. Особенности социального управления в 60—80-е гг.

4. Основные результаты социального управления в СССР

5. Содержание и функции плана социального развития предприятия в СССР

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 26, 40.

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 149–169.

Дополнительная литература

Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – С. 14.

Ленин В. И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Т. 40. – С. 315.

Занятие 6. Опыт зарубежных стран в управлении социальным развитием

1. Особенности управления социальным развитием в организациях США

2. Концепция качества трудовой жизни

3. Подходы к социальной деятельности в Западной Европе

4. Специфика социального развития корпораций Японии

5. Общее и особенное в западной и восточной моделях управления социальным развитием

6. Применимость зарубежных моделей социального развития предприятий и управления в российских условиях

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 27–28, 56, 59, 71–72.

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 93—111.

Волгин НА., Волгина О. Н. Оплата труда: японский опыт и российская практика: Учебн. пособие. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004.

Дополнительная литература

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. – М., 1990.

Морита А. Сделано в Японии. – М., 1993.

Занятие 7.Деловая игра «Партнерство»

Занятие 8.Социальные стратегии в системе управления организацией

1. Классификация факторов внешней среды, влияющих на организацию

2. Виды планирования

3. Важнейшие элементы социального планирования

4. Задачи управления организацией как сложной системой

5. Принципы и методы разработки стратегического плана организации

6. Социальная стратегия в структуре стратегического плана организации

7. Содержание плана социальной стратегии

8. Принцип «гуманизация труда»

9. Содержание понятия «качество трудовой жизни»

Основная литература

Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Научн. ред. и предисл. Л. И. Евсеенко. – М., 1989. – С. 23, 68, 69, 263, 465.

Веснин В. Р. Стратегическое управление. – М.: ИНФРА-М, 2005. Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 68–92.

Дополнительная литература

Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 3 т. – М.: МНИИПУ, 2002. – Т. 1.

Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2004. Chandler A. D. Strategy and Structure. – Cambridge, MTI., 1962. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М., 1991. – С. 102.

Занятие 9.Деловая игра «Корпоративное собрание»

Занятие 10. Практикум: разработка социальной стратегии организации

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 149–168.

Занятие 11. Социально-экономическая эффективность социальных стратегий на предприятии

1. Российские исследования изучения влияния социальных факторов на экономическую эффективность организаций

2. Влияние социальных факторов на поведение работника на рынке труда и в организации

3. Социальные факторы лояльности работника организации

4. Распределение прибыли и заинтересованные социальные группы

5. Эффект распределения прибыли

6. Методика распределения прибыли

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 93—111.

Дополнительная литература

Захаров Н. Л. «Загадка русской души», или Особенности мотивации труда российского персонала // Управление персоналом. – 2004. – № 22–23.

Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. – М., 1989. – С. 30.

Тощенко Ж. Т. Социология. – М., Юрайт-Издат, 2003.

Занятие 12. Организация работы и сфера ответственности службы персонала по управлению социальным развитием

1. Миссия организации деятельности по управлению социальным развитием

2. Структура и сфера ответственности (компетенции) службы персонала по осуществлению социальной деятельности

3. Квалификационные требования (компетентность) к специалисту и руководителю по осуществлению социальной деятельности

4. Функции служб по управлению социальным развитием организации

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 27–28, 56, 59, 71–72.

Занятие 13. Основания методики социального планирования

1. Этапы формирования социальной стратегии организации

2. Способы распределения средств на социальные цели в Советском Союзе

3. Методы для управления социальным развитием в 70—80-е гг.

4. Методика социального паспорта

5. Уровни социальных стратегий

6. Социальные показатели

7. Методики оценки уровня социального развития организации

8. Расчет показателей по социальной структуре коллектива

9. Расчет показателей по условиям труда и культурно-бытовым условиям

10. Расчет показателей по оплате и дисциплине труда

11. Расчет показателей по состоянию объектов социальной инфраструктуры

12. Расчет интегральных показателей уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 149–170.

Занятие 14. Практикум: социальный паспорт организации

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 125–135.

Занятие 15. Практикум: расчет уровня социального развития организации

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 135–137.

Занятие 16. Бюджетно-финансовое и организационное обеспечение социальных стратегий организаций

1. Общие принципы использования и распределения прибыли на социальные цели

2. Фонды: резервного, накопления и потребления

3. Использование модели распределения прибыли

4. Жилищные программы

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 170–190.

Занятие 17. Практикум: распределения прибыли организации на социальные цели

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 138–148.

Контрольные вопросы итоговой аттестации (экзамен)

1. Что является объектом, предметом и целью изучения дисциплины «Управление социальным развитием организации»?

2. Каков общенаучный смысл понятия «организация»?

3. В чем специфическое отличие юридического и социально-экономического понимания целевой организации?

4. Чем характеризуются понятия «предприятие», «сообщество», «учреждение»?

5. Что такое внешние и внутренние социальные условия организации?

6. На что направлена социальная деятельность организации?

7. Что такое макросоциальные процессы?

8. Какие потенциальные тенденции влияют на развитие постиндустриальных обществ?

9. Что представляет собой трансформирующаяся экономическая система?

10. Каковы стили поведения современной организации в окружающей среде?

11. Какова роль «заинтересованных общественных групп» в деятельности организаций?

12. Что представляет собой концепция социальной ответственности организации?

13. Каковы характерные особенности постсоциалистической организации?

14. Что представляет собой социальная подсистема организации? 15.Что такое система факторов социальной среды?

16. В чем особенность государственного управления и регулирования в современных условиях?

17. Что такое хозяйственная система общества?

18. Каковы основные показатели социального развития организации?

19. В чем особенность современной мотивационной модели личности работника?

20. Что есть общего и особенного в организации труда в традиционном и индустриальном обществах?

21. В чем особенность трудовой этики индустриального общества?

22. Какие мероприятия по управлению социальным развитием персонала имели место в XIX в. на Западе и в России?

23. Каков вклад классиков менеджмента в социальное управление?

24. В чем суть концепций «экономического рационального человека» и «человеческих отношений»?

25. Какие первые формы социального управления использовались в Советской России?

26. Каковы были принципы, источники и способы реализации социальной деятельности в 30-е гг. в СССР?

27. Каковы особенности социального управления в 60—80-е гг.?

28. Каковы основные результаты социального управления в СССР?

29. Что представляет собой и какую функцию выполняет план социального развития?

30. Каковы особенности управления социальным развитием в организациях США?

31. Что представляет собой концепция качества трудовой жизни?

32. Какие подходы к социальной деятельности используются в Западной Европе?

33. Каковы специфические моменты социального развития корпораций Японии?

34. Что есть общего и особенного в западной и восточной моделях управления социальным развитием?

35. Почему невозможно непосредственное применение интересных моделей социального развития предприятий и управления в российских условиях?

36. Какие существуют определения понятия «стратегия»?

37. Что такое стратегическое планирование?

38. Как изменялись методы планирования на Западе?

39. Как изменялись способы планирования на предприятиях СССР и РФ?

40. В чем особенность социального стратегического планирования?

41. Как классифицируются факторы внешней среды, влияющие на организацию?

42. Какие существуют виды планирования?

43. Каковы важнейшие элементы социального планирования?

44. Что является главной задачей управления организацией как сложной системой?

45. Какие существуют принципы и методы разработки стратегического плана организации?

46. Какое место в структуре стратегического плана организации занимает социальная стратегия?

47. Каково содержание плана социальной стратегии?

48. В чем суть принципа гуманизации труда?

49. Что представляет собой содержание понятия «качество трудовой жизни»?

50. Какие исследования по изучению влияния социальных факторов на экономическую эффективность проводились в нашей стране?

51. Какое влияние оказывают социальные факторы на поведение работника на рынке труда и в организации?

52. Какое влияние оказывают социальные факторы на лояльность работника организации?

53. Почему необходимо распределять прибыль между заинтересованными социальными группами?

54. Какой эффект дает распределение прибыли?

55. Какова методика распределения прибыли?

56. На что направлена и какова миссия деятельности по управлению социальным развитием организации?

57. Каковы структура и сфера ответственности (компетенции) службы персонала по осуществлению социальной деятельности?

58. Какие существуют квалификационные требования (какова компетентность) к специалисту и руководителю по осуществлению социальной деятельности?

59. Каковы основные функции служб по управлению социальным развитием организации?

60. Какова последовательность формирования социальной стратегии организации?

61. Какие существовали способы распределения средств на социальные цели в Советском Союзе?

62. Какие были разработаны методы для управления социальным развитием в 70—80-е гг.?

63. В чем суть методики социального паспорта?

64. Какие существуют уровни социальных стратегий?

65. Каковы основные социальные показатели?

66. В чем суть методики оценки уровня социального развития организации?

67. Как рассчитываются показатели по социальной структуре коллектива?

68. Как рассчитываются показатели по условиям труда и культурно-бытовые условиям?

69. Как рассчитываются показатели по оплате и дисциплине труда?

70. Как рассчитываются показатели по состоянию объектов социальной инфраструктуры?

71. Как рассчитываются интегральные показатели уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни?

72. Каковы общие принципы использования и распределения прибыли на социальные цели?

73. Каковы особенности фондов – резервного, накопления и потребления?

74. Как работает модель распределения прибыли?

75. Какие существуют жилищные программы?

Рекомендуемые темы курсовых проектов

1. Управление социальными процессами организации.

2. Общественные, политические, экономические условия региона, влияющие на социальное развитие организаций.

3. Стратегический план социального развития организации.

4. Социальный паспорт организации.

5. Жилищная программа организации.

6. Программа «Здоровье» организации.

7. Социальная корпоративная деятельность организации.

8. Уровень социального развития организации.

9. Служба социального развития организации: функции, цели и задачи.

10. Эффективность мероприятий стратегического плана социального развития организации.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по изучаемой дисциплине предполагает:

• изучение учебной и научной литературы по тематике курса;

• подготовку к участию на семинарских и практических занятиях;

• подготовку докладов и рефератов по отдельным темам дисциплины;

• выполнение курсового проекта.

Основные понятия учебной дисциплины

Внешние социальные условия (или факторы внешней социальной среды): конъюнктура рынка труда, характер и интенсивность профсоюзного движения, социальная политика государства (система государственного обеспечения, правового регулирования и т. п.), общие мировые тенденции.

Внутренние социальные условия организации:

• использование рабочей силы (условия организации труда, профессиональной квалификации);

• воспроизводство рабочей силы (условия жизни, быта, досуга, условия изменения профессиональной компетентности, ротация кадров и т. п.);

• современная тенденция изменения внутренних организационных условий:

приоритетным становится не принцип эффективности, а принцип качества;

функциональный управленческий стиль сменяется партнерским;

специалистов узкого профиля сменяют профессионалы, работающие на стыке специальностей; формируется стиль работы командой.

Гуманизация труда – совершенствование управления трудовой деятельностью с целью предоставления работникам возможности раскрыть свои производительные резервы, прежде всего интеллектуальные и психологические. Миссия гуманизации труда включает в себя четыре идеальные ценности:

безопасность – работник на рабочем месте не должен ощущать угрозы своему здоровью, доходам, обеспеченности работой в будущем и т. д.;

• справедливость – доля каждого работника, выраженная в доходе, должна соответствовать доле его вклада в достижение организации;

• самоактуализация личности – труд должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить раскрытие в профессиональной деятельности индивидуальных особенностей работника;

• демократия – самоуправление и участие работников в распределении прибылей и инвестиционной политике.

Кадровая работа – строится прежде всего на учете и контроле выполнения производственных функций работниками организации, основана на четком регламенте ведения документации и включает в себя прием, увольнение, перемещение, обучение, наказания и поощрения работников. В целом главными направлениями деятельности кадровой службы являются четкое ведение документации и фиксация изменений кадрового состава. Кадровая работа представляет собой первую начальную форму управления людьми в системе формирующихся индустриальных отношений.

Качество трудовой жизни – понятие, характеризующее степень удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации.

Организация – в самом полном и общем виде (общефилософское понятие) рассматривается в современной науке в трех основных значениях – как:

• социальный институт;

• процесс упорядочения;

• объект (система), имеющий упорядоченную структуру.

Организация (как управленческое понятие) – целевая организация, относимая к роду «социальный институт». Целевая организация имеет три типа: предприятие, сообщество, учреждение.

Предприятие – организация, производящая востребованные обществом товары и услуги; субстратом предприятия являются человеческие (трудовой коллектив) и имущественные (имущественный комплекс) ресурсы, или производительные силы; внешним экономическим индикатором эффективности предприятия является прибыль. В юридических терминах к классу предприятия могут быть отнесены все коммерческие организации, имеющие статус юридического лица (хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; объединения юридических лиц), а также созданные частными предпринимателями организации без образования юридического лица.

Сообщество – объединение физических и юридических лиц, созданное для достижения общих целей (но не для извлечения прибыли). Сообществами могут быть названы также некоммерческие организации: потребительские кооперативы; объединения юридических лиц благотворительные и иные; организации и объединения общественные и религиозные; фонды благотворительные и иные.

Социальная деятельность организации – деятельность, направленная на развитие и совершенствование условий использования и воспроизводства человеческого капитала; изменение организацией социальных условий своего персонала. При этом организация может изменять эти условия спонтанно или целенаправленно; и спонтанное, и целенаправленное изменение реагирования может оказаться адекватным или неадекватным. Социальная деятельность – это реагирование организации на влияние социальной среды; важнейшим способом реагирования является управление социальным развитием, которое направлено на создание социальных условий профессионального развития персонала: гуманизацию труда (как важнейшее условие развития персонала) и обеспечение качества трудовой жизни (что включает в себя развитие социальной инфраструктуры).

Учреждения – создаются основателями для реализации заданных им функций и целей (но не для извлечения прибыли). Основатели могут наделить учреждения имуществом и осуществлять их финансирование. Юридическое понятие «учреждение» полностью совпадает с социально-экономическим.

Управление персоналом – основано на планировании и мотивации персонала. Это, с одной стороны, система действий по разработке концепции, стратегии, оперативных планов на основе внешнего (рынка труда) и внутреннего (трудовой потенциал самой организации) маркетинга потребностей организации в работниках, а с другой – комплекс методов воздействия на интересы и поведения работника с целью побуждения его к высокопроизводительной (эффективной) деятельности в организации.

Управление человеческими ресурсами – генеральная направленность на самоактуализацию личности в профессиональной деятельности в системе управления персоналом. Управление персоналом – это технология управления людьми, свойственная развитым индустриальным отношениям. Управление человеческими ресурсами как вид управленческой деятельности представляет собой высший уровень управления людьми в организации (включающий предшествующую кадровую работу и управление персоналом).

Юридическое лицо – понятийная характеристика целевой организации, используется в правовой литературе; юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету. Родовой признак понятия «юридическое лицо» – это «организация»; видовой признак – организация как «социальный институт», действующий целенаправленно (целевая организация).

По специальности 062100 «Управление персоналом»

Программа подготовлена д-ром социол. наук, проф. Н. Л. Захаровым.

Утверждена на заседании кафедры управления персоналом (протокол № 2 от 30.10.2002.); утверждена на заседании совета факультета управления Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Цель дисциплины: формирование системы знаний, умений и навыков по управлению социальным развитием организации в объеме, необходимом для их практического использования.

Задачи дисциплины:

• освоение понятийного аппарата управления социальным развитием организации;

• раскрытие роли, функций и задач управления социальным развитием организации;

• изучение и освоение комплекса теоретических и методических знаний управления социальным развитием организации;

• формирование практических навыков управления социальным развитием организации;

• рассмотрение тенденций развития науки в сфере управления социальным развитием организации и использования новых информационных технологий.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины

Содержательное наполнение программы дисциплины составлено с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Содержание дисциплины распределено главным образом между лекционной и практической частями (деловые игры, анализ конкретных ситуаций, семинары, практикумы) на основе принципа дополнительности: практические занятия не дублируют лекции.

Текущий контроль качества усвоения знаний

Промежуточный контроль – кейсы, доклады, тесты.

Итоговый контроль – экзамен.

Содержание

Тема 1. Основные понятия, научные подходы, предмет и задачи дисциплины

Дисциплина «Управление социальным развитием организации». Кадровая работа. Управление персоналом. Управление человеческими ресурсами. Социальная деятельность организации. Гуманизация труда. Качество трудовой жизни. Предмет, цель и задачи дисциплины «Управление социальным развитием организации». Общефилософское понятие «организация». Целевая организация (управленческое понятие). Понятия «предприятие» и «юридическое лицо». Три вида целевой организации: предприятие, сообщество и учреждение. Социальная деятельность как особая функция организации. Социальная среда.

Тема 2. Макросоциальная среда

Макросоциальные процессы. Капитализм и посткапитализм. Кейнсианство и институализм. Социализм и постсоциализм. Конвергенция и глобализация. Тенденции развития постиндустриальных обществ. Трансформация социально-экономических систем. Трансформационные процессы в России.

Тема 3. Социально-экономическая среда организации

Организация в социальной среде. Стили поведения организаций. Заинтересованные общественные группы. Концепция социальной ответственности организации. «Постсоциалистические» и «посткапиталистические» организации. Социальная подсистема организаций. Комплекс факторов социальной среды.

Тема 4. Влияние на организацию и личность работника социальной политики государства

Государственное управление и регулирование. Хозяйственная система общества. Необходимость социальной направленности современных государств. Планирование и показатели социального развития организации. Социальное развитие организации как условие самоактуализации личности в профессиональной деятельности.

Тема 5. Исторические предпосылки и необходимость социальной деятельности организации

Этапы истории трудовой деятельности человечества. Вертикальная дифференциация труда, субординация, принуждение к труду. Рабство и крепостничество. Горизонтальная дифференциация труда. Трудовая этика индустриального производства. Первые опыты управления социальным развитием на Западе в XIX в., эксперимент Р. Оуэна. Научная организация труда Ф. Тейлора, идеи социального развития Г. Эмерсона, социальная служба Г. Форда. Экономический рациональный подход. Хотторнский эксперимент. Концепция человеческих отношений. Социальная деятельность сельскохозяйственных староверческих общин в XIX в. Социальная деятельность русского предпринимательства.

Тема в. Отечественный опыт управления социальным развитием

НОТ в России. Первый опыт социального управления в Советской России. Рабочий контроль. Социалистическое соревнование. Коммунистическая трудовая этика. Формы стимулирования труда. Принципы предоставления социальных благ в СССР в 30-е гг. Источники финансирования программ социального развития. Способы удовлетворения социальных нужд. Великая Отечественная война. Способы социального управления в 50-е гг. Источники финансирования социальных программ в 60—80-е гг. Методы социального управления в 60—80-е гг. Результаты социального управления в СССР в 60—80-е гг. План социального развития организации.

Тема 7. Опыт зарубежных стран в управлении социальным развитием

Социальная деятельность организаций в США. Концепция качества трудовой жизни. Концепция социальной политики ФРГ. Принцип «социальной солидарности» Швеции. Социальное партнерство в Западной Европе. Принципы управления персоналом в Японии. Западная и восточная модели социального управления.

Тема 8. Стратегия и планирование

Понятие «стратегия». Стратегическое планирование. Эволюция систем стратегического планирования в западном менеджменте. История стратегического планирования в СССР. Социальное стратегическое планирование.

Тема 9. Стратегия организации

Структура стратегического плана организации. Стратегический план и взаимоотношения организации с властью и общественными организациями. Эффективность стратегического планирования. Социально-экономические цели организаций.

Тема 10. Социальные стратегии в системе управления организацией

Принципы разработки стратегии. План стратегического развития организации. Содержание плана социальной стратегии. Гуманизация труда. Качество трудовой жизни.

Тема 11. Социально-экономическая эффективность социальных стратегий на предприятии

Исследование эффективности социальных факторов. Социальные факторы и производительность труда. Роль социальных факторов в поведении работника на рынке труда и в организации. Социальные факторы и лояльность работника. Необходимость распределения прибыли между заинтересованными социальными группами. Методика распределения прибыли. Влияние распределения прибыли на рентабельность организации. Экономические основы социального партнерства.

Тема 12. Структура, компетенция и функции службы персонала по управлению социальным развитием организации

Ориентиры и миссия управления социальным развитием организации. Структура и компетенция службы персонала в сфере управления социальным развитием. Квалификационные требования к специалистам по осуществлению социальной деятельности. Главная задача и функции по управлению социальным развитием.

Тема 13. Советские методики социального управления

Последовательность формирования стратегии социального развития. Способы «остаточный» и «от достигнутого» в распределении средств на социальные цели. Методы «нормативный», «моделирования социальных процессов», «экспертных оценок», «программно-целевой». Возникновение методики: социальный паспорт предприятия. Уровни социальных стратегий. Ленинградский метод.

Тема 14. Современная методика оценки уровня социального развития организации

Структура социальных показателей. Методика оценки уровня социального развития организации. Социальная структура коллектива. Условия труда и культурно-бытовые условия. Оплата и дисциплина труда. Состояние объектов социальной инфраструктуры. Расчетная оценка уровня социального развития организации (уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни).

Тема 15. Бюджетно-финансовое и организационное обеспечение социальных стратегий организаций

Фонды накопления, резервный и потребления. Модель распределения прибыли. Жилищная субстратегия. Программа жилищного кредитования сотрудников. Программа жилищных муниципальных облигаций. Реализация жилищной программы ИжГТУ. Проект жилищной программы РГПУ.

Контрольные вопросы, задания и литература к практическим (семинарским) занятиям

Занятие 1. Научные основания дисциплины «Управление

социальным развитием организации» (понятия, подходы, предмет и задачи)

1. Объект, предмет и цель дисциплины «Управление социальным развитием организации»

2. Понятие «организация», его основные значения и общенаучный смысл

3. Юридический и социально-экономический подходы в понимании «целевой организации»

4. Основные виды «целевой организации»: «предприятие», «сообщество», «учреждение»

5. Внешние и внутренние социальные условия организации

6. Основные направления социальной деятельности организации

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 10, 11, 165.

Гражданский кодекс Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2004.

Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – М., 2005. – С. 1–2.

Дополнительная литература

Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М.: РАГС, 2000.

Паркинсон С. Законы Паркинсона. – М.: Современный литератор, 2002. – С. 6.

Пригожин А. И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.

Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. – М., 2002. – С. 11–26.

Романов В. Л. Социальная самоорганизация и государственность. – М., 2000. – С. 5–7.

Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. – М.: НОРМА – ИНФРА, 1999. – С. 346.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М., 2002. – С. 79.

Управление человеческими ресурсами. – СПб., 2002. – С. 165– 167, 291.

Тощенко Ж. Т. Социология. – М.: Юрайт-Издат, 2003. Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 49, 245 Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 27.

Занятие 2. Внешняя социальная среда организации

1. Макросоциальные процессы

2. Потенциальные тенденции развития постиндустриальных обществ

3. Трансформирующаяся экономическая система

4. Стили поведения современной организации в окружающей среде

5. «Заинтересованные общественные группы» в деятельности организаций

6. Концепция социальной ответственности организации

7. Постсоциалистические организации

8. Социальная подсистема организации

9. Комплекс факторов социальной среды

Основная литература

Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002. – С. 73–84.

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 88.

Дополнительная литература

Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М.: РАГС, 2000.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 5-е изд. (2CD). – М., 2005 (Феодализм, Ростоу, Индустриальное общество, Традиционное общество, Кейнсианство).

Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 3 т. – М.: МНИИПУ, 2002. – Т. 1.

Гэлбрайт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969. – С. 463.

КейнсДж. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978.

Палацци М., Старчер Дж. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе // Менеджмент. – 1998. – № 7. – С. 33.

Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 75, 205.

Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 12.

Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.

Эшби У. Введение в кибернетику. – М., 1959. – С. 6. Rostow W. The Stage Of Economic Growth. – Camb., 1960.

Занятие 3.Государство – организация – человек

1. Государственное управление и регулирование в современных условиях

2. Экономическая (хозяйственная) система общества

3. Основные показатели социального развития организации

4. Современная мотивационная модель личности работника

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 90—114.

Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – С. 63–80.

Дополнительная литература

Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М.: РАГС, 2000.

ТощенкоЖ.Т. Социология. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

Занятие 4. Исторические предпосылки и необходимость социальной деятельности организации

1. Общее и особенное в организации труда в традиционном и индустриальном обществах

2. Трудовая этика индустриального общества

3. Управление социальным развитием персонала в XIX в. на Западе и России

4. Классики менеджмента о социальном управлении

5. Общее и особенное концепций «экономического рационального человека» и «человеческих отношений»

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 39–53.

Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – С. 63–80.

Дополнительная литература

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. – М., 1990.

Гумилев ЛЖ. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.

Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества. – М.: Вост. лит., 1996.

Ключевский В. О. История сословий в России. – Птг., 1918.

Маслоу А. Мотивация личности. – СПб., 1999.

Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998. – С. 302–303.

Чечулин А. В., Решетников М. М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России. – СПб.: Изд-во «Синтез-Полиграф», 2001.

Занятие 5. Отечественный опыт управления социальным развитием

1. Первые формы социального управления в Советской России

2. Принципы, источники и способы реализации социальной деятельности в 30-е гг. в СССР

3. Особенности социального управления в 60—80-е гг.

4. Основные результаты социального управления в СССР

5. Содержание и функции плана социального развития предприятия в СССР

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 26, 40.

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 149–169.

Дополнительная литература

Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – С. 14.

Ленин В. И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Т. 40. – С. 315.

Занятие 6. Опыт зарубежных стран в управлении социальным развитием

1. Особенности управления социальным развитием в организациях США

2. Концепция качества трудовой жизни

3. Подходы к социальной деятельности в Западной Европе

4. Специфика социального развития корпораций Японии

5. Общее и особенное в западной и восточной моделях управления социальным развитием

6. Применимость зарубежных моделей социального развития предприятий и управления в российских условиях

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 27–28, 56, 59, 71–72.

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 93—111.

Волгин НА., Волгина О. Н. Оплата труда: японский опыт и российская практика: Учебн. пособие. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004.

Дополнительная литература

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. – М., 1990.

Морита А. Сделано в Японии. – М., 1993.

Занятие 7.Деловая игра «Партнерство»

Занятие 8.Социальные стратегии в системе управления организацией

1. Классификация факторов внешней среды, влияющих на организацию

2. Виды планирования

3. Важнейшие элементы социального планирования

4. Задачи управления организацией как сложной системой

5. Принципы и методы разработки стратегического плана организации

6. Социальная стратегия в структуре стратегического плана организации

7. Содержание плана социальной стратегии

8. Принцип «гуманизация труда»

9. Содержание понятия «качество трудовой жизни»

Основная литература

Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Научн. ред. и предисл. Л. И. Евсеенко. – М., 1989. – С. 23, 68, 69, 263, 465.

Веснин В. Р. Стратегическое управление. – М.: ИНФРА-М, 2005. Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 68–92.

Дополнительная литература

Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 3 т. – М.: МНИИПУ, 2002. – Т. 1.

Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2004. Chandler A. D. Strategy and Structure. – Cambridge, MTI., 1962. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М., 1991. – С. 102.

Занятие 9.Деловая игра «Корпоративное собрание»

Занятие 10. Практикум: разработка социальной стратегии организации

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 149–168.

Занятие 11. Социально-экономическая эффективность социальных стратегий на предприятии

1. Российские исследования изучения влияния социальных факторов на экономическую эффективность организаций

2. Влияние социальных факторов на поведение работника на рынке труда и в организации

3. Социальные факторы лояльности работника организации

4. Распределение прибыли и заинтересованные социальные группы

5. Эффект распределения прибыли

6. Методика распределения прибыли

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 93—111.

Дополнительная литература

Захаров Н. Л. «Загадка русской души», или Особенности мотивации труда российского персонала // Управление персоналом. – 2004. – № 22–23.

Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. – М., 1989. – С. 30.

Тощенко Ж. Т. Социология. – М., Юрайт-Издат, 2003.

Занятие 12. Организация работы и сфера ответственности службы персонала по управлению социальным развитием

1. Миссия организации деятельности по управлению социальным развитием

2. Структура и сфера ответственности (компетенции) службы персонала по осуществлению социальной деятельности

3. Квалификационные требования (компетентность) к специалисту и руководителю по осуществлению социальной деятельности

4. Функции служб по управлению социальным развитием организации

Основная литература

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 27–28, 56, 59, 71–72.

Занятие 13. Основания методики социального планирования

1. Этапы формирования социальной стратегии организации

2. Способы распределения средств на социальные цели в Советском Союзе

3. Методы для управления социальным развитием в 70—80-е гг.

4. Методика социального паспорта

5. Уровни социальных стратегий

6. Социальные показатели

7. Методики оценки уровня социального развития организации

8. Расчет показателей по социальной структуре коллектива

9. Расчет показателей по условиям труда и культурно-бытовым условиям

10. Расчет показателей по оплате и дисциплине труда

11. Расчет показателей по состоянию объектов социальной инфраструктуры

12. Расчет интегральных показателей уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 149–170.

Занятие 14. Практикум: социальный паспорт организации

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 125–135.

Занятие 15. Практикум: расчет уровня социального развития организации

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 135–137.

Занятие 16. Бюджетно-финансовое и организационное обеспечение социальных стратегий организаций

1. Общие принципы использования и распределения прибыли на социальные цели

2. Фонды: резервного, накопления и потребления

3. Использование модели распределения прибыли

4. Жилищные программы

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 170–190.

Занятие 17. Практикум: распределения прибыли организации на социальные цели

Основная литература

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. – С. 138–148.

Контрольные вопросы итоговой аттестации (экзамен)

1. Что является объектом, предметом и целью изучения дисциплины «Управление социальным развитием организации»?

2. Каков общенаучный смысл понятия «организация»?

3. В чем специфическое отличие юридического и социально-экономического понимания целевой организации?

4. Чем характеризуются понятия «предприятие», «сообщество», «учреждение»?

5. Что такое внешние и внутренние социальные условия организации?

6. На что направлена социальная деятельность организации?

7. Что такое макросоциальные процессы?

8. Какие потенциальные тенденции влияют на развитие постиндустриальных обществ?

9. Что представляет собой трансформирующаяся экономическая система?

10. Каковы стили поведения современной организации в окружающей среде?

11. Какова роль «заинтересованных общественных групп» в деятельности организаций?

12. Что представляет собой концепция социальной ответственности организации?

13. Каковы характерные особенности постсоциалистической организации?

14. Что представляет собой социальная подсистема организации? 15.Что такое система факторов социальной среды?

16. В чем особенность государственного управления и регулирования в современных условиях?

17. Что такое хозяйственная система общества?

18. Каковы основные показатели социального развития организации?

19. В чем особенность современной мотивационной модели личности работника?

20. Что есть общего и особенного в организации труда в традиционном и индустриальном обществах?

21. В чем особенность трудовой этики индустриального общества?

22. Какие мероприятия по управлению социальным развитием персонала имели место в XIX в. на Западе и в России?

23. Каков вклад классиков менеджмента в социальное управление?

24. В чем суть концепций «экономического рационального человека» и «человеческих отношений»?

25. Какие первые формы социального управления использовались в Советской России?

26. Каковы были принципы, источники и способы реализации социальной деятельности в 30-е гг. в СССР?

27. Каковы особенности социального управления в 60—80-е гг.?

28. Каковы основные результаты социального управления в СССР?

29. Что представляет собой и какую функцию выполняет план социального развития?

30. Каковы особенности управления социальным развитием в организациях США?

31. Что представляет собой концепция качества трудовой жизни?

32. Какие подходы к социальной деятельности используются в Западной Европе?

33. Каковы специфические моменты социального развития корпораций Японии?

34. Что есть общего и особенного в западной и восточной моделях управления социальным развитием?

35. Почему невозможно непосредственное применение интересных моделей социального развития предприятий и управления в российских условиях?

36. Какие существуют определения понятия «стратегия»?

37. Что такое стратегическое планирование?

38. Как изменялись методы планирования на Западе?

39. Как изменялись способы планирования на предприятиях СССР и РФ?

40. В чем особенность социального стратегического планирования?

41. Как классифицируются факторы внешней среды, влияющие на организацию?

42. Какие существуют виды планирования?

43. Каковы важнейшие элементы социального планирования?

44. Что является главной задачей управления организацией как сложной системой?

45. Какие существуют принципы и методы разработки стратегического плана организации?

46. Какое место в структуре стратегического плана организации занимает социальная стратегия?

47. Каково содержание плана социальной стратегии?

48. В чем суть принципа гуманизации труда?

49. Что представляет собой содержание понятия «качество трудовой жизни»?

50. Какие исследования по изучению влияния социальных факторов на экономическую эффективность проводились в нашей стране?

51. Какое влияние оказывают социальные факторы на поведение работника на рынке труда и в организации?

52. Какое влияние оказывают социальные факторы на лояльность работника организации?

53. Почему необходимо распределять прибыль между заинтересованными социальными группами?

54. Какой эффект дает распределение прибыли?

55. Какова методика распределения прибыли?

56. На что направлена и какова миссия деятельности по управлению социальным развитием организации?

57. Каковы структура и сфера ответственности (компетенции) службы персонала по осуществлению социальной деятельности?

58. Какие существуют квалификационные требования (какова компетентность) к специалисту и руководителю по осуществлению социальной деятельности?

59. Каковы основные функции служб по управлению социальным развитием организации?

60. Какова последовательность формирования социальной стратегии организации?

61. Какие существовали способы распределения средств на социальные цели в Советском Союзе?

62. Какие были разработаны методы для управления социальным развитием в 70—80-е гг.?

63. В чем суть методики социального паспорта?

64. Какие существуют уровни социальных стратегий?

65. Каковы основные социальные показатели?

66. В чем суть методики оценки уровня социального развития организации?

67. Как рассчитываются показатели по социальной структуре коллектива?

68. Как рассчитываются показатели по условиям труда и культурно-бытовые условиям?

69. Как рассчитываются показатели по оплате и дисциплине труда?

70. Как рассчитываются показатели по состоянию объектов социальной инфраструктуры?

71. Как рассчитываются интегральные показатели уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни?

72. Каковы общие принципы использования и распределения прибыли на социальные цели?

73. Каковы особенности фондов – резервного, накопления и потребления?

74. Как работает модель распределения прибыли?

75. Какие существуют жилищные программы?

Рекомендуемые темы курсовых проектов

1. Управление социальными процессами организации.

2. Общественные, политические, экономические условия региона, влияющие на социальное развитие организаций.

3. Стратегический план социального развития организации.

4. Социальный паспорт организации.

5. Жилищная программа организации.

6. Программа «Здоровье» организации.

7. Социальная корпоративная деятельность организации.

8. Уровень социального развития организации.

9. Служба социального развития организации: функции, цели и задачи.

10. Эффективность мероприятий стратегического плана социального развития организации.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по изучаемой дисциплине предполагает:

• изучение учебной и научной литературы по тематике курса;

• подготовку к участию на семинарских и практических занятиях;

• подготовку докладов и рефератов по отдельным темам дисциплины;

• выполнение курсового проекта.

Основные понятия учебной дисциплины

Внешние социальные условия (или факторы внешней социальной среды): конъюнктура рынка труда, характер и интенсивность профсоюзного движения, социальная политика государства (система государственного обеспечения, правового регулирования и т. п.), общие мировые тенденции.

Внутренние социальные условия организации:

• использование рабочей силы (условия организации труда, профессиональной квалификации);

• воспроизводство рабочей силы (условия жизни, быта, досуга, условия изменения профессиональной компетентности, ротация кадров и т. п.);

• современная тенденция изменения внутренних организационных условий:

приоритетным становится не принцип эффективности, а принцип качества;

функциональный управленческий стиль сменяется партнерским;

специалистов узкого профиля сменяют профессионалы, работающие на стыке специальностей; формируется стиль работы командой.

Гуманизация труда – совершенствование управления трудовой деятельностью с целью предоставления работникам возможности раскрыть свои производительные резервы, прежде всего интеллектуальные и психологические. Миссия гуманизации труда включает в себя четыре идеальные ценности:

безопасность – работник на рабочем месте не должен ощущать угрозы своему здоровью, доходам, обеспеченности работой в будущем и т. д.;

• справедливость – доля каждого работника, выраженная в доходе, должна соответствовать доле его вклада в достижение организации;

• самоактуализация личности – труд должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить раскрытие в профессиональной деятельности индивидуальных особенностей работника;

• демократия – самоуправление и участие работников в распределении прибылей и инвестиционной политике.

Кадровая работа – строится прежде всего на учете и контроле выполнения производственных функций работниками организации, основана на четком регламенте ведения документации и включает в себя прием, увольнение, перемещение, обучение, наказания и поощрения работников. В целом главными направлениями деятельности кадровой службы являются четкое ведение документации и фиксация изменений кадрового состава. Кадровая работа представляет собой первую начальную форму управления людьми в системе формирующихся индустриальных отношений.

Качество трудовой жизни – понятие, характеризующее степень удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации.

Организация – в самом полном и общем виде (общефилософское понятие) рассматривается в современной науке в трех основных значениях – как:

• социальный институт;

• процесс упорядочения;

• объект (система), имеющий упорядоченную структуру.

Организация (как управленческое понятие) – целевая организация, относимая к роду «социальный институт». Целевая организация имеет три типа: предприятие, сообщество, учреждение.

Предприятие – организация, производящая востребованные обществом товары и услуги; субстратом предприятия являются человеческие (трудовой коллектив) и имущественные (имущественный комплекс) ресурсы, или производительные силы; внешним экономическим индикатором эффективности предприятия является прибыль. В юридических терминах к классу предприятия могут быть отнесены все коммерческие организации, имеющие статус юридического лица (хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; объединения юридических лиц), а также созданные частными предпринимателями организации без образования юридического лица.

Сообщество – объединение физических и юридических лиц, созданное для достижения общих целей (но не для извлечения прибыли). Сообществами могут быть названы также некоммерческие организации: потребительские кооперативы; объединения юридических лиц благотворительные и иные; организации и объединения общественные и религиозные; фонды благотворительные и иные.

Социальная деятельность организации – деятельность, направленная на развитие и совершенствование условий использования и воспроизводства человеческого капитала; изменение организацией социальных условий своего персонала. При этом организация может изменять эти условия спонтанно или целенаправленно; и спонтанное, и целенаправленное изменение реагирования может оказаться адекватным или неадекватным. Социальная деятельность – это реагирование организации на влияние социальной среды; важнейшим способом реагирования является управление социальным развитием, которое направлено на создание социальных условий профессионального развития персонала: гуманизацию труда (как важнейшее условие развития персонала) и обеспечение качества трудовой жизни (что включает в себя развитие социальной инфраструктуры).

Учреждения – создаются основателями для реализации заданных им функций и целей (но не для извлечения прибыли). Основатели могут наделить учреждения имуществом и осуществлять их финансирование. Юридическое понятие «учреждение» полностью совпадает с социально-экономическим.

Управление персоналом – основано на планировании и мотивации персонала. Это, с одной стороны, система действий по разработке концепции, стратегии, оперативных планов на основе внешнего (рынка труда) и внутреннего (трудовой потенциал самой организации) маркетинга потребностей организации в работниках, а с другой – комплекс методов воздействия на интересы и поведения работника с целью побуждения его к высокопроизводительной (эффективной) деятельности в организации.

Управление человеческими ресурсами – генеральная направленность на самоактуализацию личности в профессиональной деятельности в системе управления персоналом. Управление персоналом – это технология управления людьми, свойственная развитым индустриальным отношениям. Управление человеческими ресурсами как вид управленческой деятельности представляет собой высший уровень управления людьми в организации (включающий предшествующую кадровую работу и управление персоналом).

Юридическое лицо – понятийная характеристика целевой организации, используется в правовой литературе; юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету. Родовой признак понятия «юридическое лицо» – это «организация»; видовой признак – организация как «социальный институт», действующий целенаправленно (целевая организация).