Практикум 1 Разработка социальной стратегии организации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Развитие социальной сферы может быть осуществлено различными способами. При этом специфика каждого типа организации во многом определяется существующими в данной стране национально-культурными традициями и господствующими в обществе философско-религиозными идеями и представлениями.
В том случае, если организация имеет в своем составе или содержит на балансе объекты социальной инфраструктуры, возникает проблема упорядочения предоставления социальных благ работникам предприятий.
Общая концепция программы социального развития организации
Миссия (генеральная ценность, императив программы) – следует из основной идеи Стратегической программы развития организации.
Целъ (приоритет, ведущий к достижению результата) – возможны следующие цели, одна из которых может быть выбрана руководством организации как генеральная, а остальные являются вспомогательными:
PR-цель – демонстрация общественности позитивных социальных изменений в организации;
инвестиционная цель – демонстрация потенциальным инвесторам и спонсорам позитивных социальных изменений для обеспечения инвестиционной привлекательности организации;
привлечение кадров – создание таких социальных условий, которые обеспечат приток квалифицированных кадров и обеспечат увеличение ценности рабочего места в организации;
гуманизация труда – создание социально-комфортных условий для работников;
качество трудовой жизни – формирование системы социальных условий, побуждающих работников к профессиональной самореализации, обеспечивающей производство качественных и конкурентоспособных товаров и услуг.
Задачи (этапы реализации, достижения выбранной цели и возможные исполнители):
1) оценка существующих и привлекаемых ресурсов:
• характеристика кадрового потенциала, его динамика, его профессиональные возможности и специфика (служба управления персоналом);
• описание сложившихся социальных условий (служба управления персоналом);
• анализ функционирования финансового механизма: источники и методы доходности, методы увеличения доходности, принципы и приоритеты расходов, способы экономии расходов. На основании этого выявление основных причин, снижающих доходность (бухгалтерская служба, служба финансового учета и контроля, планово-финансовая служба);
2) исследование структуры потребностей, социальных ожиданий и ориентиров сотрудников (служба исследований и анализа информации);
3) исследование системы управления: каналы движения управленческого сигнала, способы передачи управленческой информации, эффективность передачи управленческой информации, способы обратной связи и ее эффективность (служба исследований и анализа информации);
4) разработка программы стратегического управления, включающей в себя план финансового управления и бизнес-план (служба стратегического планирования, планово-финансовая служба, службы рекламы и связей с общественностью, служба персонала, служба финансового учета и контроля). Стратегическая программа ориентирована на успешную деятельность:
• на рынке труда;
• на покупательском рынке, поставляющем организации необходимые товары и услуги;
• на потребительском рынке, на котором организация предоставляет свои товары и услуги потребителям;
• в сфере социального взаимодействия, где организация оказывает помощь (осуществляя благотворительную, спонсорскую и т. п. деятельность) другим организациям и частным лицам и сама получает поддержку от других организаций и частных лиц в виде налоговых льгот, попечительства и т. п.
Предполагаемые результаты
Решение данных четырех задач позволит:
1) разработать детальный механизм стимулирования сотрудников, включающий как денежное, так и социальное стимулирование;
2) выработать инструменты пакета социальной компенсации, в частности:
• на основании юридического и финансового анализа системы отчислений в фонд социального страхования выработать технику управления этим фондом с целью обеспечения условий труда, отдыха и здоровья сотрудников (к примеру, взаимодействие с фондами обязательного и добровольного социального страхования, прямое взаимодействие с медицинскими, оздоровительными, рекреационными учреждениями);
• разработать программу жилищной политики, используя механизмы ипотечного кредитования;
• отработать механизм взаимосвязи организации с учреждениями дошкольного воспитания и среднего образования для поддержки сотрудников, имеющих детей;
• разработать программу обеспечения временным жильем сотрудников, не имеющих жилья, для привлечения квалифицированных специалистов из российских регионов и зарубежья;
• разработать программу модернизации рабочих мест (ремонт зданий, помещений, обеспечение их необходимым оборудованием).
Развитие социальной сферы может быть осуществлено различными способами. При этом специфика каждого типа организации во многом определяется существующими в данной стране национально-культурными традициями и господствующими в обществе философско-религиозными идеями и представлениями.
В том случае, если организация имеет в своем составе или содержит на балансе объекты социальной инфраструктуры, возникает проблема упорядочения предоставления социальных благ работникам предприятий.
Общая концепция программы социального развития организации
Миссия (генеральная ценность, императив программы) – следует из основной идеи Стратегической программы развития организации.
Целъ (приоритет, ведущий к достижению результата) – возможны следующие цели, одна из которых может быть выбрана руководством организации как генеральная, а остальные являются вспомогательными:
PR-цель – демонстрация общественности позитивных социальных изменений в организации;
инвестиционная цель – демонстрация потенциальным инвесторам и спонсорам позитивных социальных изменений для обеспечения инвестиционной привлекательности организации;
привлечение кадров – создание таких социальных условий, которые обеспечат приток квалифицированных кадров и обеспечат увеличение ценности рабочего места в организации;
гуманизация труда – создание социально-комфортных условий для работников;
качество трудовой жизни – формирование системы социальных условий, побуждающих работников к профессиональной самореализации, обеспечивающей производство качественных и конкурентоспособных товаров и услуг.
Задачи (этапы реализации, достижения выбранной цели и возможные исполнители):
1) оценка существующих и привлекаемых ресурсов:
• характеристика кадрового потенциала, его динамика, его профессиональные возможности и специфика (служба управления персоналом);
• описание сложившихся социальных условий (служба управления персоналом);
• анализ функционирования финансового механизма: источники и методы доходности, методы увеличения доходности, принципы и приоритеты расходов, способы экономии расходов. На основании этого выявление основных причин, снижающих доходность (бухгалтерская служба, служба финансового учета и контроля, планово-финансовая служба);
2) исследование структуры потребностей, социальных ожиданий и ориентиров сотрудников (служба исследований и анализа информации);
3) исследование системы управления: каналы движения управленческого сигнала, способы передачи управленческой информации, эффективность передачи управленческой информации, способы обратной связи и ее эффективность (служба исследований и анализа информации);
4) разработка программы стратегического управления, включающей в себя план финансового управления и бизнес-план (служба стратегического планирования, планово-финансовая служба, службы рекламы и связей с общественностью, служба персонала, служба финансового учета и контроля). Стратегическая программа ориентирована на успешную деятельность:
• на рынке труда;
• на покупательском рынке, поставляющем организации необходимые товары и услуги;
• на потребительском рынке, на котором организация предоставляет свои товары и услуги потребителям;
• в сфере социального взаимодействия, где организация оказывает помощь (осуществляя благотворительную, спонсорскую и т. п. деятельность) другим организациям и частным лицам и сама получает поддержку от других организаций и частных лиц в виде налоговых льгот, попечительства и т. п.
Предполагаемые результаты
Решение данных четырех задач позволит:
1) разработать детальный механизм стимулирования сотрудников, включающий как денежное, так и социальное стимулирование;
2) выработать инструменты пакета социальной компенсации, в частности:
• на основании юридического и финансового анализа системы отчислений в фонд социального страхования выработать технику управления этим фондом с целью обеспечения условий труда, отдыха и здоровья сотрудников (к примеру, взаимодействие с фондами обязательного и добровольного социального страхования, прямое взаимодействие с медицинскими, оздоровительными, рекреационными учреждениями);
• разработать программу жилищной политики, используя механизмы ипотечного кредитования;
• отработать механизм взаимосвязи организации с учреждениями дошкольного воспитания и среднего образования для поддержки сотрудников, имеющих детей;
• разработать программу обеспечения временным жильем сотрудников, не имеющих жилья, для привлечения квалифицированных специалистов из российских регионов и зарубежья;
• разработать программу модернизации рабочих мест (ремонт зданий, помещений, обеспечение их необходимым оборудованием).