Примечания

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 

1

АбалкинЛ.И. Назревшие перемены // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С.4.

2

Управление человеческими ресурсами. – СПб., 2002. – С. 165–167.

3

Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. – М., 2002.

4

См. например: Управление персоналом организации: Учебник. – М., 2002. – С. 79; Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 245

5

Управление человеческими ресурсами. – С. 167.

6

См. например: Труд и социальное развитие. – С. 49; Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 88.

7

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. —С. 165.

8

Ворожейкин И. Е. Указ. соч.

9

Там же. С. 10–11.

10

См., например: Российская социологическая энциклопедия. – С. 348.

11

Пригожин А. И. Современная социология организаций. – М., 1995. – С. 44.

12

Полнота понятия – свойство определения понятия, характеризующее охват всей области применения данного понятия.

13

Валидность понятия – логическое соответствие основных значений, родовых и видовых признаков понятия.

14

Романов В. Л. Социальная самоорганизация и государственность. – М., 2000. —С. 5–7.

15

Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – М., 2002. – С. 1–2.

16

См., например: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992; Управление человеческими ресурсами. – С. 291.

17

Абалкин Л. И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. – М., 1973. – С. 108–109.

18

См. например: Бачурин А. В. Рынок и подъем экономики России. – М., 1996. —С. 113.

19

Гражданский кодекс Российской Федерации. – СПб., 2004. – Ч. 1. – Ст. 132.

20

Петров А. Н. Методология выработки стратегии предприятия. – СПб., 1992. – С. 15.

21

Татаркин А. И. Ресурсы хозрасчетного предприятия: механизмы управления. – М., 1989. – С. 16.

22

Волкова О. И., Девяткин О. В. Экономика предприятия (фирмы). – М., 2004. – С. 15.

23

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. – Ст. 48–51.

24

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 48.

25

Там же.

26

Сообщество – объединение людей, имеющих общие цели. – См. например: Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. – М., 2001.

27

Учреждение – организация, ведающая какой-либо отраслью работы, деятельности, например государственное учреждение, научное учреждение, детские учреждения (ясли, сады, санатории, интернаты). – Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. – С. 777. Учреждение – организация, созданная собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая ими полностью или частично. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества. – Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 120.

28

Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России: Докл. ИЭ РАН // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С. 15.

29

Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 27.

30

Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д, 1995. – С. 25.

31

Тощенко Ж. Т. Социальные резервы труда. – М., 1989. – С. 175.

32

Паркинсон С. Законы Паркинсона. – М., 2002. – С. 6.

33

Подробный анализ данного феномена рассмотрен в статье: Захаров Н. Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Социс. – 2001. – № 6. – С. 67–72.

34

Американским ученым У. Ростоу в начале 60-х гг. была разработана концепция «пяти стадий роста», признаваемая, но не бесспорная и используемая в настоящее время. Первая стадия – традиционное общество (сельское хозяйство, рутинная техника, землевладение, земельная рента); вторая стадия – переходное общество, период создания предпосылок «сдвига» (take-off): увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление «предпринимателей»; третья стадия – «сдвиг», промышленная революция, накопление капитала, быстрый рост промышленности, радикальная смена методов производства (по У. Ростоу, на этой стадии Англия находилась в конце XVIII в., Франция и США – в середине XIX в., Германия – во второй половине XIX в., Россия – в 1890–1914 гг., Индия и Китай – в начале 50-х гг. XX в.); четвертая стадия – «зрелость» индустриального общества: бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства, увеличение доли квалифицированного труда; пятая стадия – эра «массового потребления», основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности – сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. См.: Rostow W. The Stage Of Economic Growth. Camb., 1960.

35

Таблица построена на основе следующих источников: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002; Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.

В современной исторической науке феодализм анализируется как социальная система, которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху средневековья, хотя отдельные черты феодализма можно обнаружить и в других регионах мира, и в разные эпохи. – См., например: Феодализм // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 5-е изд. (2CD). – М., 2001.

36

Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М., 2000. – С. 149.

37

Осадчая И. М. Кейнсианство // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М., 2001.

38

Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978.

39

Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 75.

40

Гэлбрайт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969. – С. 463.

41

Эшби У. Введение в кибернетику. – М., 1959. – С. 6.

42

См., например: Grencikova A. Nevyhnutnost potreby vzdelavania pracovnikov ako dllsledok globalizacie procesov // Acta academica trenchiniensis. – Trencin. – 2003. – № 2. – P. 34–38.

43

Земляков Д. К обоснованию концептуальной модели регулирования российской экономики // РЭЖ. – 1997. – № 1. – С. 90.

44

Там же. С. 90.

45

Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 205.

46

См., например: Боткин О. И. и др. Региональный аспект структурной перестройки промышленного комплекса. – Екатеринбург, 1999.

47

Татаркин А. И. Теоретические подходы к анализу источников экономического роста // Межрегиональная научно-практическая конференция. – Курган, 1999. – С. 33.

48

Данные цитируются по: Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – С. 14–15.

49

Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России // Вопросы экономики. – 1998. – № 7. – С. 30–31.

50

Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 12.

51

Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 194.

52

Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб., 1999. – С. 28.

53

Дойль П. Указ. соч… – С. 29–30.

54

Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М., 2002. Т. 2. – С. 192.

55

Палацци М., Старчер Дж. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе // Менеджмент. – 1998. – № 7. – С. 33.

56

Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб., 1996. – С. 109.

57

Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 46–47.

58

Клейнер Г. Б. Указ. соч. – С. 51.

59

Петров А. Н. Методология выработки стратегии предприятия. – СПб., 1992. – С. 8.

60

Бачурин А. В. Указ. соч. – С. 72.

61

Осипов Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР. – М., 1979.

62

Лапин Н. И., Коржева Э. М., Наумова Н. Ф. Теория и практика социального планирования. – М., 1975.

63

Тощенко Ж. Т. Социальные резервы труда. – М., 1989.

64

Проблемы социального планирования. – М., 1975.

65

Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Структуры и институты. – 1993. – Т. 1. – Вып. 2.

66

Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002. – С. 63–80.

67

Довольно подробный анализ «концепции иерархии потребностей» А. Маслоу с точки зрения «концепции социальных регуляторов» дан в книге: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002.

68

Этим объясняется тот факт, что СССР всего за 30 лет (от решения XIV съезда ВКП(б), посвященного индустриализации и состоявшегося в 1925 г., до полета Ю. А. Гагарина в космос в 1961 г.) реализовал основные функции индустриального общества, тогда как США на это потратили около 200 лет.

69

Таблица построена на материалах источников: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002; Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.

70

См., например: ГумилевЛ.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.

71

Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества. – М., 1996.

72

Там же.

73

Ключевский В. О. История сословий в России. – М., 2002.

74

Илюшечкин В. П. Указ. соч.

75

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. – М., 1990.

76

Маслоу А. Мотивация личности. – СПб, 1999.

77

Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.

78

Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – С. 63–80.

79

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 20–27.

80

Кравченко А. И. Мэйо // Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998. – С. 302–303.

81

Шахназаров О. Указ. соч.

82

Там же. С. 175.

83

Шахназаров О. Указ. соч. – С. 176.

84

Чечулин А. В., Решетников М. М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России. – СПб., 2001.

85

Шахназаров О. Указ. соч. – С. 315.

86

См., например: Бачурин А. В. Рынок и подъем экономики России. – М., 1996. – С. 14; Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 26.

87

Цит. по: Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 40.

88

Ленин В. И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. – Т. 40. – С. 315.

89

Денежное стимулирование – стимулирование посредством выплаты премий, бонусов и т. п. или наложения штрафов, которое нацеливает работника на достижение определенного результата, имеющего заданные параметры.

90

Психологическое стимулирование – комплекс психологических мер, направленный на пробуждение энтузиазма к профессиональной деятельности. Главная цель данного стимулирования – заинтересовать работника в самом процессе труда. Психологические меры, используемые в данном случае, могут включать в себя относительное простые способы «тактичного обращения» или «грубого эмоционального давления», а могут быть основаны на сложных техниках гипноза и нейро-лингвистического программирования.

91

Административное стимулирование – комплекс мер, направленных на содержательное или буквальное выполнение работником трудовых процедур. Данные меры включают все инструменты власти: приказ, распоряжение, продвижение или понижение служебного статуса и т. п.

92

Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 40.

93

Официальный курс доллара в 1989 г.: 1 долл. = 0,6 руб.

94

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 56.

95

Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 59.

96

Синтоизм – мировоззренческий комплекс, типичный только Японии. Синтоизм испытал на себе влияние прежде всего буддизма и даосизма, а также конфуцианства и христианства. Особенность синтоизма в том, что он открыт мировым культурным ценностям, в нем нет твердых норм трудовой этики (как в христианстве), но существуют устоявшиеся принципы коллективизма, добросовестного труда, самоотдачи в труде, долга перед коллективом, уважения к старшим. – См., например: Религии мира. – М., 1998. Ч. 2. – С. 99–126.

97

Морита А. Сделано в Японии. – М., 1993.

98

Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 71–72.

99

Ветрова Н. С. Финансирование социальных программ в странах Запада. – М., 1993. – С. 303.

100

Там же. – С. 25.

101

Актуальная тема //Экономика и жизнь. – 2000. – № 14. – С. 3.

102

Катасонова Е. Л. Японские корпорации: культура, благотворительность, бизнес. – М., 1992. – С. 96.

103

Матрусова Г. Л. Япония: материальное стимулирование в фирмах. – М., 1992. – С.175–176.

104

Матрусова Г. Л. Указ. соч. – С. 87–91.

105

Там же. – С. 37.

106

Власов А. Г. Японский стиль управления и его сравнение с управлением в США и Западной Европе. – М., 1991. – С. 127.

107

Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 27–28.

108

Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993. – С. 799.

109

Цит. по: Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 15.

110

Там же. – С. 32.

111

Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 68.

112

Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning. Reconceiving, Plans, Planners The Free Press, 1994.

113

Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 56.

114

Chandler A. D. Strategy and Structure. – Cambridge: MTI, 1962.

115

Ансофф И. Указ. соч. – С. 263.

116

См., например: Ансофф И. Указ. соч.; Виханский О. С. Стратегическое управление. – М., 1995; Chandler A. D. Strategy and Structure. – Cambridge, 1962.

117

Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Разработка стратегии развития предприятия // ЭКО. – 1998. – № 11. – С. 14.

118

Опыт применения программно-целевого подхода управления предприятиями / Под ред. А. Г. Аганбегяна, В. Д. Речина. – Новосибирск, 1994.

119

Ансофф И. Указ. соч. – С. 68–69.

120

См., например: Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – М., 1998. – С. 65–71.

121

См., например: Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб.: ИД «Корвус», 1996. – С. 64.

122

Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. – М.: Русская деловая литература, 1998. – С. 53.

123

Ансофф И. Указ. соч. – С. 23.

124

Виханский О. С. Указ. соч. – С. 48–49.

125

Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 3 т. – М., 2002. – Т. 1. – С. 35, 193.

126

Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 64.

127

См., например: Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб.: ИД «Корвус», 1996. – С. 20; Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – С. 6; Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: «Сибирское соглашение», 1999. – С. 7.

128

Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М., 1991. – С. 102.

129

Петров А. Н. Указ. соч. – С. 39.

130

Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб., 1996. – С. 108.

131

См., например: Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. – М., 1989; Grenmkova A., Kovaиova K., Sika, P. Vybrarw kapitoly zo socalnej politiky. FSEV TnUAD уТгепинпе. – Тгепинп 2004, 155 s.(так в пдф)

132

Ворожейкин И. А. Управление социальным развитием организации. – М., 2001.

133

Петров А. Н. Указ. соч. – С. 36.

134

Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 456.

135

Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 65.

136

Иванов А. Л. Соотношение технических, организационных и социальных факторов роста производительности труда // Социальное развитие трудовых коллективов – важный фактор повышения эффективности производства на современном этапе: Материалы науч. – практ. конф. – М., 1987. – С. 90–92.

137

Тощенко Ж. Т. Социология. – М., 1989. – С. 23.

138

Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. – М., 1989. – С. 30.

139

Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России: Докл. ИЭ РАН // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С. 13.

140

Тощенко Ж. Т. Указ соч. – С. 85.

141

Захаров Н. Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Социс. – 2001. – № 6; Захаров Н.Л… Загадка русской души, или Особенности мотивации труда российского персонала // Управление персоналом. – 2004. – № 22–23.

142

РТП-04.

143

Белкина Н. А. Рыночная система мотивации труда // Российская экономика на рубеже XXI в. – Пермь, 1999. – С. 26–27.

144

Чечулин А. В., Решетников М. М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России. – СПб., 2001.

145

МРП-98.

146

Беленький В. Х. Трудовой коллектив как социальный субъект. – Красноярск, 1990. – С. 152.

147

Беленький В. Х. Указ. соч. – С. 137.

148

Кузнецов А. Л. Стратегия социального развития коллектива предприятия в трансформационной экономике: Дис… д-ра эконом. наук. – Екатеринбург 1999.

149

Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2005. – Ст. 23.

150

Компетенция (от лат. competo – добиваюсь; соответствую, подхожу) – область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий органов и лиц устанавливается законами, нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами. См., например: Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 82.

151

Используемый достаточно часто термин «управление конфликтами» не добавляет нового значение к устоявшемуся термину «урегулирование конфликтов», однако вызывает вопрос: означает ли он, что «управление конфликтами» – это создание конфликтов и их направление? Многими людьми, исходя из логики русского языка, термин «управление конфликтами» понимается именно как создание конфликта и его направление в интересах того, кто им управляет.

152

Компетентность – 1) уровень общей и профессиональной подготовки, или профессионализм; 2) знания, опыт в той или иной области. См., например: Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 82.

153

См. с. 5, Индекс РТП-04.

154

См., например: Асеев В. Г. Нормативное управление социальным развитием. – М.: Профиздат, 1988; О коренной перестройке управления экономикой: Сб. докл. – М., 1988. – С. 75.

155

Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – М., 1989. – С. 132.

156

Совершенствование хозяйственного механизма: Сб. докл. – М., 1982. – С. 8, 59.

157

Планирование социального развития коллектива производственного объединения (предприятия): Метод. рек. // Д. А. Керимов, Ж. Т. Тощенко и др. – М., 1987.

158

Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – С. 111–112.

159

Основу этого подхода составляют следующие разработки: Изотов А. С. Социальная инфраструктура как инструмент повышения эффективности предприятия // Дисс. … на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. – СПб., 1997.

160

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 126.

161

В данном случае авторы ссылаются на свой консалтиговый опыт

162

Например, по сравнению с методикой, приведенной в книге: Неймер Ю. Л. Управление социальным развитием отрасли. – М., 1986. – С. 192.

163

Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 157.

164

Там же.

165

Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 166.

166

Там же.

167

См. обоснование: Кузнецов А. Л. Стратегия социального развития коллектива предприятия в трансформационной экономике: Дис. … д-ра экон. наук. – Екатеринбург, 1999.

168

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 126.

169

См., например: Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. – М., 1989. – С. 201; Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 136.

170

Планирование социального развития коллектива производственного объединения (предприятия): Метод. рек. // Д. А. Керимов, Ж.Т Тощенко и др. – М., 1987.

171

Концепция разработана под руководством Н. Л. Захарова кафедрой управления персоналом РГПУ им А. И. Герцена в апреле 2004 г как приложение к Программе социального развития университета.

172

Имеются детальные расчеты, обосновывающие основные модели работы ЖФ, в данном случае приводится их общее описание.

173

СУ-05.

174

Зайченко Ю. П. Исследование операций. – Киев, 1988.

175

В советское время использовали специальный справочник: Нормативы капитальных вложений: Справочное пособие. – М, 1990.

176

Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.

177

Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.

178

Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.

 

1

АбалкинЛ.И. Назревшие перемены // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С.4.

2

Управление человеческими ресурсами. – СПб., 2002. – С. 165–167.

3

Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. – М., 2002.

4

См. например: Управление персоналом организации: Учебник. – М., 2002. – С. 79; Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 245

5

Управление человеческими ресурсами. – С. 167.

6

См. например: Труд и социальное развитие. – С. 49; Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 88.

7

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. —С. 165.

8

Ворожейкин И. Е. Указ. соч.

9

Там же. С. 10–11.

10

См., например: Российская социологическая энциклопедия. – С. 348.

11

Пригожин А. И. Современная социология организаций. – М., 1995. – С. 44.

12

Полнота понятия – свойство определения понятия, характеризующее охват всей области применения данного понятия.

13

Валидность понятия – логическое соответствие основных значений, родовых и видовых признаков понятия.

14

Романов В. Л. Социальная самоорганизация и государственность. – М., 2000. —С. 5–7.

15

Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – М., 2002. – С. 1–2.

16

См., например: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992; Управление человеческими ресурсами. – С. 291.

17

Абалкин Л. И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. – М., 1973. – С. 108–109.

18

См. например: Бачурин А. В. Рынок и подъем экономики России. – М., 1996. —С. 113.

19

Гражданский кодекс Российской Федерации. – СПб., 2004. – Ч. 1. – Ст. 132.

20

Петров А. Н. Методология выработки стратегии предприятия. – СПб., 1992. – С. 15.

21

Татаркин А. И. Ресурсы хозрасчетного предприятия: механизмы управления. – М., 1989. – С. 16.

22

Волкова О. И., Девяткин О. В. Экономика предприятия (фирмы). – М., 2004. – С. 15.

23

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. – Ст. 48–51.

24

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 48.

25

Там же.

26

Сообщество – объединение людей, имеющих общие цели. – См. например: Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. – М., 2001.

27

Учреждение – организация, ведающая какой-либо отраслью работы, деятельности, например государственное учреждение, научное учреждение, детские учреждения (ясли, сады, санатории, интернаты). – Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. – С. 777. Учреждение – организация, созданная собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая ими полностью или частично. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества. – Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 120.

28

Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России: Докл. ИЭ РАН // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С. 15.

29

Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 27.

30

Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д, 1995. – С. 25.

31

Тощенко Ж. Т. Социальные резервы труда. – М., 1989. – С. 175.

32

Паркинсон С. Законы Паркинсона. – М., 2002. – С. 6.

33

Подробный анализ данного феномена рассмотрен в статье: Захаров Н. Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Социс. – 2001. – № 6. – С. 67–72.

34

Американским ученым У. Ростоу в начале 60-х гг. была разработана концепция «пяти стадий роста», признаваемая, но не бесспорная и используемая в настоящее время. Первая стадия – традиционное общество (сельское хозяйство, рутинная техника, землевладение, земельная рента); вторая стадия – переходное общество, период создания предпосылок «сдвига» (take-off): увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление «предпринимателей»; третья стадия – «сдвиг», промышленная революция, накопление капитала, быстрый рост промышленности, радикальная смена методов производства (по У. Ростоу, на этой стадии Англия находилась в конце XVIII в., Франция и США – в середине XIX в., Германия – во второй половине XIX в., Россия – в 1890–1914 гг., Индия и Китай – в начале 50-х гг. XX в.); четвертая стадия – «зрелость» индустриального общества: бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства, увеличение доли квалифицированного труда; пятая стадия – эра «массового потребления», основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности – сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. См.: Rostow W. The Stage Of Economic Growth. Camb., 1960.

35

Таблица построена на основе следующих источников: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002; Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.

В современной исторической науке феодализм анализируется как социальная система, которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху средневековья, хотя отдельные черты феодализма можно обнаружить и в других регионах мира, и в разные эпохи. – См., например: Феодализм // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 5-е изд. (2CD). – М., 2001.

36

Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М., 2000. – С. 149.

37

Осадчая И. М. Кейнсианство // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М., 2001.

38

Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978.

39

Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 75.

40

Гэлбрайт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969. – С. 463.

41

Эшби У. Введение в кибернетику. – М., 1959. – С. 6.

42

См., например: Grencikova A. Nevyhnutnost potreby vzdelavania pracovnikov ako dllsledok globalizacie procesov // Acta academica trenchiniensis. – Trencin. – 2003. – № 2. – P. 34–38.

43

Земляков Д. К обоснованию концептуальной модели регулирования российской экономики // РЭЖ. – 1997. – № 1. – С. 90.

44

Там же. С. 90.

45

Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 205.

46

См., например: Боткин О. И. и др. Региональный аспект структурной перестройки промышленного комплекса. – Екатеринбург, 1999.

47

Татаркин А. И. Теоретические подходы к анализу источников экономического роста // Межрегиональная научно-практическая конференция. – Курган, 1999. – С. 33.

48

Данные цитируются по: Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – С. 14–15.

49

Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России // Вопросы экономики. – 1998. – № 7. – С. 30–31.

50

Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 12.

51

Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 194.

52

Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб., 1999. – С. 28.

53

Дойль П. Указ. соч… – С. 29–30.

54

Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М., 2002. Т. 2. – С. 192.

55

Палацци М., Старчер Дж. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе // Менеджмент. – 1998. – № 7. – С. 33.

56

Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб., 1996. – С. 109.

57

Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 46–47.

58

Клейнер Г. Б. Указ. соч. – С. 51.

59

Петров А. Н. Методология выработки стратегии предприятия. – СПб., 1992. – С. 8.

60

Бачурин А. В. Указ. соч. – С. 72.

61

Осипов Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР. – М., 1979.

62

Лапин Н. И., Коржева Э. М., Наумова Н. Ф. Теория и практика социального планирования. – М., 1975.

63

Тощенко Ж. Т. Социальные резервы труда. – М., 1989.

64

Проблемы социального планирования. – М., 1975.

65

Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Структуры и институты. – 1993. – Т. 1. – Вып. 2.

66

Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002. – С. 63–80.

67

Довольно подробный анализ «концепции иерархии потребностей» А. Маслоу с точки зрения «концепции социальных регуляторов» дан в книге: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002.

68

Этим объясняется тот факт, что СССР всего за 30 лет (от решения XIV съезда ВКП(б), посвященного индустриализации и состоявшегося в 1925 г., до полета Ю. А. Гагарина в космос в 1961 г.) реализовал основные функции индустриального общества, тогда как США на это потратили около 200 лет.

69

Таблица построена на материалах источников: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002; Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.

70

См., например: ГумилевЛ.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.

71

Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества. – М., 1996.

72

Там же.

73

Ключевский В. О. История сословий в России. – М., 2002.

74

Илюшечкин В. П. Указ. соч.

75

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. – М., 1990.

76

Маслоу А. Мотивация личности. – СПб, 1999.

77

Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.

78

Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – С. 63–80.

79

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 20–27.

80

Кравченко А. И. Мэйо // Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998. – С. 302–303.

81

Шахназаров О. Указ. соч.

82

Там же. С. 175.

83

Шахназаров О. Указ. соч. – С. 176.

84

Чечулин А. В., Решетников М. М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России. – СПб., 2001.

85

Шахназаров О. Указ. соч. – С. 315.

86

См., например: Бачурин А. В. Рынок и подъем экономики России. – М., 1996. – С. 14; Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 26.

87

Цит. по: Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 40.

88

Ленин В. И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. – Т. 40. – С. 315.

89

Денежное стимулирование – стимулирование посредством выплаты премий, бонусов и т. п. или наложения штрафов, которое нацеливает работника на достижение определенного результата, имеющего заданные параметры.

90

Психологическое стимулирование – комплекс психологических мер, направленный на пробуждение энтузиазма к профессиональной деятельности. Главная цель данного стимулирования – заинтересовать работника в самом процессе труда. Психологические меры, используемые в данном случае, могут включать в себя относительное простые способы «тактичного обращения» или «грубого эмоционального давления», а могут быть основаны на сложных техниках гипноза и нейро-лингвистического программирования.

91

Административное стимулирование – комплекс мер, направленных на содержательное или буквальное выполнение работником трудовых процедур. Данные меры включают все инструменты власти: приказ, распоряжение, продвижение или понижение служебного статуса и т. п.

92

Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 40.

93

Официальный курс доллара в 1989 г.: 1 долл. = 0,6 руб.

94

Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 56.

95

Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 59.

96

Синтоизм – мировоззренческий комплекс, типичный только Японии. Синтоизм испытал на себе влияние прежде всего буддизма и даосизма, а также конфуцианства и христианства. Особенность синтоизма в том, что он открыт мировым культурным ценностям, в нем нет твердых норм трудовой этики (как в христианстве), но существуют устоявшиеся принципы коллективизма, добросовестного труда, самоотдачи в труде, долга перед коллективом, уважения к старшим. – См., например: Религии мира. – М., 1998. Ч. 2. – С. 99–126.

97

Морита А. Сделано в Японии. – М., 1993.

98

Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 71–72.

99

Ветрова Н. С. Финансирование социальных программ в странах Запада. – М., 1993. – С. 303.

100

Там же. – С. 25.

101

Актуальная тема //Экономика и жизнь. – 2000. – № 14. – С. 3.

102

Катасонова Е. Л. Японские корпорации: культура, благотворительность, бизнес. – М., 1992. – С. 96.

103

Матрусова Г. Л. Япония: материальное стимулирование в фирмах. – М., 1992. – С.175–176.

104

Матрусова Г. Л. Указ. соч. – С. 87–91.

105

Там же. – С. 37.

106

Власов А. Г. Японский стиль управления и его сравнение с управлением в США и Западной Европе. – М., 1991. – С. 127.

107

Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 27–28.

108

Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993. – С. 799.

109

Цит. по: Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 15.

110

Там же. – С. 32.

111

Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 68.

112

Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning. Reconceiving, Plans, Planners The Free Press, 1994.

113

Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 56.

114

Chandler A. D. Strategy and Structure. – Cambridge: MTI, 1962.

115

Ансофф И. Указ. соч. – С. 263.

116

См., например: Ансофф И. Указ. соч.; Виханский О. С. Стратегическое управление. – М., 1995; Chandler A. D. Strategy and Structure. – Cambridge, 1962.

117

Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Разработка стратегии развития предприятия // ЭКО. – 1998. – № 11. – С. 14.

118

Опыт применения программно-целевого подхода управления предприятиями / Под ред. А. Г. Аганбегяна, В. Д. Речина. – Новосибирск, 1994.

119

Ансофф И. Указ. соч. – С. 68–69.

120

См., например: Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – М., 1998. – С. 65–71.

121

См., например: Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб.: ИД «Корвус», 1996. – С. 64.

122

Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. – М.: Русская деловая литература, 1998. – С. 53.

123

Ансофф И. Указ. соч. – С. 23.

124

Виханский О. С. Указ. соч. – С. 48–49.

125

Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 3 т. – М., 2002. – Т. 1. – С. 35, 193.

126

Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 64.

127

См., например: Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб.: ИД «Корвус», 1996. – С. 20; Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – С. 6; Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: «Сибирское соглашение», 1999. – С. 7.

128

Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М., 1991. – С. 102.

129

Петров А. Н. Указ. соч. – С. 39.

130

Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб., 1996. – С. 108.

131

См., например: Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. – М., 1989; Grenmkova A., Kovaиova K., Sika, P. Vybrarw kapitoly zo socalnej politiky. FSEV TnUAD уТгепинпе. – Тгепинп 2004, 155 s.(так в пдф)

132

Ворожейкин И. А. Управление социальным развитием организации. – М., 2001.

133

Петров А. Н. Указ. соч. – С. 36.

134

Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 456.

135

Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 65.

136

Иванов А. Л. Соотношение технических, организационных и социальных факторов роста производительности труда // Социальное развитие трудовых коллективов – важный фактор повышения эффективности производства на современном этапе: Материалы науч. – практ. конф. – М., 1987. – С. 90–92.

137

Тощенко Ж. Т. Социология. – М., 1989. – С. 23.

138

Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. – М., 1989. – С. 30.

139

Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России: Докл. ИЭ РАН // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С. 13.

140

Тощенко Ж. Т. Указ соч. – С. 85.

141

Захаров Н. Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Социс. – 2001. – № 6; Захаров Н.Л… Загадка русской души, или Особенности мотивации труда российского персонала // Управление персоналом. – 2004. – № 22–23.

142

РТП-04.

143

Белкина Н. А. Рыночная система мотивации труда // Российская экономика на рубеже XXI в. – Пермь, 1999. – С. 26–27.

144

Чечулин А. В., Решетников М. М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России. – СПб., 2001.

145

МРП-98.

146

Беленький В. Х. Трудовой коллектив как социальный субъект. – Красноярск, 1990. – С. 152.

147

Беленький В. Х. Указ. соч. – С. 137.

148

Кузнецов А. Л. Стратегия социального развития коллектива предприятия в трансформационной экономике: Дис… д-ра эконом. наук. – Екатеринбург 1999.

149

Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2005. – Ст. 23.

150

Компетенция (от лат. competo – добиваюсь; соответствую, подхожу) – область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий органов и лиц устанавливается законами, нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами. См., например: Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 82.

151

Используемый достаточно часто термин «управление конфликтами» не добавляет нового значение к устоявшемуся термину «урегулирование конфликтов», однако вызывает вопрос: означает ли он, что «управление конфликтами» – это создание конфликтов и их направление? Многими людьми, исходя из логики русского языка, термин «управление конфликтами» понимается именно как создание конфликта и его направление в интересах того, кто им управляет.

152

Компетентность – 1) уровень общей и профессиональной подготовки, или профессионализм; 2) знания, опыт в той или иной области. См., например: Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 82.

153

См. с. 5, Индекс РТП-04.

154

См., например: Асеев В. Г. Нормативное управление социальным развитием. – М.: Профиздат, 1988; О коренной перестройке управления экономикой: Сб. докл. – М., 1988. – С. 75.

155

Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – М., 1989. – С. 132.

156

Совершенствование хозяйственного механизма: Сб. докл. – М., 1982. – С. 8, 59.

157

Планирование социального развития коллектива производственного объединения (предприятия): Метод. рек. // Д. А. Керимов, Ж. Т. Тощенко и др. – М., 1987.

158

Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – С. 111–112.

159

Основу этого подхода составляют следующие разработки: Изотов А. С. Социальная инфраструктура как инструмент повышения эффективности предприятия // Дисс. … на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. – СПб., 1997.

160

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 126.

161

В данном случае авторы ссылаются на свой консалтиговый опыт

162

Например, по сравнению с методикой, приведенной в книге: Неймер Ю. Л. Управление социальным развитием отрасли. – М., 1986. – С. 192.

163

Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 157.

164

Там же.

165

Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 166.

166

Там же.

167

См. обоснование: Кузнецов А. Л. Стратегия социального развития коллектива предприятия в трансформационной экономике: Дис. … д-ра экон. наук. – Екатеринбург, 1999.

168

Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 126.

169

См., например: Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. – М., 1989. – С. 201; Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 136.

170

Планирование социального развития коллектива производственного объединения (предприятия): Метод. рек. // Д. А. Керимов, Ж.Т Тощенко и др. – М., 1987.

171

Концепция разработана под руководством Н. Л. Захарова кафедрой управления персоналом РГПУ им А. И. Герцена в апреле 2004 г как приложение к Программе социального развития университета.

172

Имеются детальные расчеты, обосновывающие основные модели работы ЖФ, в данном случае приводится их общее описание.

173

СУ-05.

174

Зайченко Ю. П. Исследование операций. – Киев, 1988.

175

В советское время использовали специальный справочник: Нормативы капитальных вложений: Справочное пособие. – М, 1990.

176

Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.

177

Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.

178

Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.