Примечания
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
1
АбалкинЛ.И. Назревшие перемены // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С.4.
2
Управление человеческими ресурсами. – СПб., 2002. – С. 165–167.
3
Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. – М., 2002.
4
См. например: Управление персоналом организации: Учебник. – М., 2002. – С. 79; Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 245
5
Управление человеческими ресурсами. – С. 167.
6
См. например: Труд и социальное развитие. – С. 49; Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 88.
7
Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. —С. 165.
8
Ворожейкин И. Е. Указ. соч.
9
Там же. С. 10–11.
10
См., например: Российская социологическая энциклопедия. – С. 348.
11
Пригожин А. И. Современная социология организаций. – М., 1995. – С. 44.
12
Полнота понятия – свойство определения понятия, характеризующее охват всей области применения данного понятия.
13
Валидность понятия – логическое соответствие основных значений, родовых и видовых признаков понятия.
14
Романов В. Л. Социальная самоорганизация и государственность. – М., 2000. —С. 5–7.
15
Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – М., 2002. – С. 1–2.
16
См., например: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992; Управление человеческими ресурсами. – С. 291.
17
Абалкин Л. И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. – М., 1973. – С. 108–109.
18
См. например: Бачурин А. В. Рынок и подъем экономики России. – М., 1996. —С. 113.
19
Гражданский кодекс Российской Федерации. – СПб., 2004. – Ч. 1. – Ст. 132.
20
Петров А. Н. Методология выработки стратегии предприятия. – СПб., 1992. – С. 15.
21
Татаркин А. И. Ресурсы хозрасчетного предприятия: механизмы управления. – М., 1989. – С. 16.
22
Волкова О. И., Девяткин О. В. Экономика предприятия (фирмы). – М., 2004. – С. 15.
23
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. – Ст. 48–51.
24
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 48.
25
Там же.
26
Сообщество – объединение людей, имеющих общие цели. – См. например: Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. – М., 2001.
27
Учреждение – организация, ведающая какой-либо отраслью работы, деятельности, например государственное учреждение, научное учреждение, детские учреждения (ясли, сады, санатории, интернаты). – Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. – С. 777. Учреждение – организация, созданная собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая ими полностью или частично. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества. – Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 120.
28
Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России: Докл. ИЭ РАН // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С. 15.
29
Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 27.
30
Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д, 1995. – С. 25.
31
Тощенко Ж. Т. Социальные резервы труда. – М., 1989. – С. 175.
32
Паркинсон С. Законы Паркинсона. – М., 2002. – С. 6.
33
Подробный анализ данного феномена рассмотрен в статье: Захаров Н. Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Социс. – 2001. – № 6. – С. 67–72.
34
Американским ученым У. Ростоу в начале 60-х гг. была разработана концепция «пяти стадий роста», признаваемая, но не бесспорная и используемая в настоящее время. Первая стадия – традиционное общество (сельское хозяйство, рутинная техника, землевладение, земельная рента); вторая стадия – переходное общество, период создания предпосылок «сдвига» (take-off): увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление «предпринимателей»; третья стадия – «сдвиг», промышленная революция, накопление капитала, быстрый рост промышленности, радикальная смена методов производства (по У. Ростоу, на этой стадии Англия находилась в конце XVIII в., Франция и США – в середине XIX в., Германия – во второй половине XIX в., Россия – в 1890–1914 гг., Индия и Китай – в начале 50-х гг. XX в.); четвертая стадия – «зрелость» индустриального общества: бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства, увеличение доли квалифицированного труда; пятая стадия – эра «массового потребления», основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности – сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. См.: Rostow W. The Stage Of Economic Growth. Camb., 1960.
35
Таблица построена на основе следующих источников: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002; Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.
В современной исторической науке феодализм анализируется как социальная система, которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху средневековья, хотя отдельные черты феодализма можно обнаружить и в других регионах мира, и в разные эпохи. – См., например: Феодализм // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 5-е изд. (2CD). – М., 2001.
36
Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М., 2000. – С. 149.
37
Осадчая И. М. Кейнсианство // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М., 2001.
38
Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978.
39
Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 75.
40
Гэлбрайт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969. – С. 463.
41
Эшби У. Введение в кибернетику. – М., 1959. – С. 6.
42
См., например: Grencikova A. Nevyhnutnost potreby vzdelavania pracovnikov ako dllsledok globalizacie procesov // Acta academica trenchiniensis. – Trencin. – 2003. – № 2. – P. 34–38.
43
Земляков Д. К обоснованию концептуальной модели регулирования российской экономики // РЭЖ. – 1997. – № 1. – С. 90.
44
Там же. С. 90.
45
Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 205.
46
См., например: Боткин О. И. и др. Региональный аспект структурной перестройки промышленного комплекса. – Екатеринбург, 1999.
47
Татаркин А. И. Теоретические подходы к анализу источников экономического роста // Межрегиональная научно-практическая конференция. – Курган, 1999. – С. 33.
48
Данные цитируются по: Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – С. 14–15.
49
Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России // Вопросы экономики. – 1998. – № 7. – С. 30–31.
50
Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 12.
51
Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 194.
52
Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб., 1999. – С. 28.
53
Дойль П. Указ. соч… – С. 29–30.
54
Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М., 2002. Т. 2. – С. 192.
55
Палацци М., Старчер Дж. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе // Менеджмент. – 1998. – № 7. – С. 33.
56
Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб., 1996. – С. 109.
57
Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 46–47.
58
Клейнер Г. Б. Указ. соч. – С. 51.
59
Петров А. Н. Методология выработки стратегии предприятия. – СПб., 1992. – С. 8.
60
Бачурин А. В. Указ. соч. – С. 72.
61
Осипов Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР. – М., 1979.
62
Лапин Н. И., Коржева Э. М., Наумова Н. Ф. Теория и практика социального планирования. – М., 1975.
63
Тощенко Ж. Т. Социальные резервы труда. – М., 1989.
64
Проблемы социального планирования. – М., 1975.
65
Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Структуры и институты. – 1993. – Т. 1. – Вып. 2.
66
Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002. – С. 63–80.
67
Довольно подробный анализ «концепции иерархии потребностей» А. Маслоу с точки зрения «концепции социальных регуляторов» дан в книге: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002.
68
Этим объясняется тот факт, что СССР всего за 30 лет (от решения XIV съезда ВКП(б), посвященного индустриализации и состоявшегося в 1925 г., до полета Ю. А. Гагарина в космос в 1961 г.) реализовал основные функции индустриального общества, тогда как США на это потратили около 200 лет.
69
Таблица построена на материалах источников: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002; Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.
70
См., например: ГумилевЛ.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.
71
Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества. – М., 1996.
72
Там же.
73
Ключевский В. О. История сословий в России. – М., 2002.
74
Илюшечкин В. П. Указ. соч.
75
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. – М., 1990.
76
Маслоу А. Мотивация личности. – СПб, 1999.
77
Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.
78
Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – С. 63–80.
79
Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 20–27.
80
Кравченко А. И. Мэйо // Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998. – С. 302–303.
81
Шахназаров О. Указ. соч.
82
Там же. С. 175.
83
Шахназаров О. Указ. соч. – С. 176.
84
Чечулин А. В., Решетников М. М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России. – СПб., 2001.
85
Шахназаров О. Указ. соч. – С. 315.
86
См., например: Бачурин А. В. Рынок и подъем экономики России. – М., 1996. – С. 14; Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 26.
87
Цит. по: Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 40.
88
Ленин В. И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. – Т. 40. – С. 315.
89
Денежное стимулирование – стимулирование посредством выплаты премий, бонусов и т. п. или наложения штрафов, которое нацеливает работника на достижение определенного результата, имеющего заданные параметры.
90
Психологическое стимулирование – комплекс психологических мер, направленный на пробуждение энтузиазма к профессиональной деятельности. Главная цель данного стимулирования – заинтересовать работника в самом процессе труда. Психологические меры, используемые в данном случае, могут включать в себя относительное простые способы «тактичного обращения» или «грубого эмоционального давления», а могут быть основаны на сложных техниках гипноза и нейро-лингвистического программирования.
91
Административное стимулирование – комплекс мер, направленных на содержательное или буквальное выполнение работником трудовых процедур. Данные меры включают все инструменты власти: приказ, распоряжение, продвижение или понижение служебного статуса и т. п.
92
Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 40.
93
Официальный курс доллара в 1989 г.: 1 долл. = 0,6 руб.
94
Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 56.
95
Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 59.
96
Синтоизм – мировоззренческий комплекс, типичный только Японии. Синтоизм испытал на себе влияние прежде всего буддизма и даосизма, а также конфуцианства и христианства. Особенность синтоизма в том, что он открыт мировым культурным ценностям, в нем нет твердых норм трудовой этики (как в христианстве), но существуют устоявшиеся принципы коллективизма, добросовестного труда, самоотдачи в труде, долга перед коллективом, уважения к старшим. – См., например: Религии мира. – М., 1998. Ч. 2. – С. 99–126.
97
Морита А. Сделано в Японии. – М., 1993.
98
Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 71–72.
99
Ветрова Н. С. Финансирование социальных программ в странах Запада. – М., 1993. – С. 303.
100
Там же. – С. 25.
101
Актуальная тема //Экономика и жизнь. – 2000. – № 14. – С. 3.
102
Катасонова Е. Л. Японские корпорации: культура, благотворительность, бизнес. – М., 1992. – С. 96.
103
Матрусова Г. Л. Япония: материальное стимулирование в фирмах. – М., 1992. – С.175–176.
104
Матрусова Г. Л. Указ. соч. – С. 87–91.
105
Там же. – С. 37.
106
Власов А. Г. Японский стиль управления и его сравнение с управлением в США и Западной Европе. – М., 1991. – С. 127.
107
Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 27–28.
108
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993. – С. 799.
109
Цит. по: Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 15.
110
Там же. – С. 32.
111
Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 68.
112
Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning. Reconceiving, Plans, Planners The Free Press, 1994.
113
Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 56.
114
Chandler A. D. Strategy and Structure. – Cambridge: MTI, 1962.
115
Ансофф И. Указ. соч. – С. 263.
116
См., например: Ансофф И. Указ. соч.; Виханский О. С. Стратегическое управление. – М., 1995; Chandler A. D. Strategy and Structure. – Cambridge, 1962.
117
Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Разработка стратегии развития предприятия // ЭКО. – 1998. – № 11. – С. 14.
118
Опыт применения программно-целевого подхода управления предприятиями / Под ред. А. Г. Аганбегяна, В. Д. Речина. – Новосибирск, 1994.
119
Ансофф И. Указ. соч. – С. 68–69.
120
См., например: Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – М., 1998. – С. 65–71.
121
См., например: Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб.: ИД «Корвус», 1996. – С. 64.
122
Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. – М.: Русская деловая литература, 1998. – С. 53.
123
Ансофф И. Указ. соч. – С. 23.
124
Виханский О. С. Указ. соч. – С. 48–49.
125
Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 3 т. – М., 2002. – Т. 1. – С. 35, 193.
126
Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 64.
127
См., например: Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб.: ИД «Корвус», 1996. – С. 20; Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – С. 6; Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: «Сибирское соглашение», 1999. – С. 7.
128
Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М., 1991. – С. 102.
129
Петров А. Н. Указ. соч. – С. 39.
130
Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб., 1996. – С. 108.
131
См., например: Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. – М., 1989; Grenmkova A., Kovaиova K., Sika, P. Vybrarw kapitoly zo socalnej politiky. FSEV TnUAD уТгепинпе. – Тгепинп 2004, 155 s.(так в пдф)
132
Ворожейкин И. А. Управление социальным развитием организации. – М., 2001.
133
Петров А. Н. Указ. соч. – С. 36.
134
Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 456.
135
Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 65.
136
Иванов А. Л. Соотношение технических, организационных и социальных факторов роста производительности труда // Социальное развитие трудовых коллективов – важный фактор повышения эффективности производства на современном этапе: Материалы науч. – практ. конф. – М., 1987. – С. 90–92.
137
Тощенко Ж. Т. Социология. – М., 1989. – С. 23.
138
Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. – М., 1989. – С. 30.
139
Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России: Докл. ИЭ РАН // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С. 13.
140
Тощенко Ж. Т. Указ соч. – С. 85.
141
Захаров Н. Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Социс. – 2001. – № 6; Захаров Н.Л… Загадка русской души, или Особенности мотивации труда российского персонала // Управление персоналом. – 2004. – № 22–23.
142
РТП-04.
143
Белкина Н. А. Рыночная система мотивации труда // Российская экономика на рубеже XXI в. – Пермь, 1999. – С. 26–27.
144
Чечулин А. В., Решетников М. М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России. – СПб., 2001.
145
МРП-98.
146
Беленький В. Х. Трудовой коллектив как социальный субъект. – Красноярск, 1990. – С. 152.
147
Беленький В. Х. Указ. соч. – С. 137.
148
Кузнецов А. Л. Стратегия социального развития коллектива предприятия в трансформационной экономике: Дис… д-ра эконом. наук. – Екатеринбург 1999.
149
Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2005. – Ст. 23.
150
Компетенция (от лат. competo – добиваюсь; соответствую, подхожу) – область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий органов и лиц устанавливается законами, нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами. См., например: Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 82.
151
Используемый достаточно часто термин «управление конфликтами» не добавляет нового значение к устоявшемуся термину «урегулирование конфликтов», однако вызывает вопрос: означает ли он, что «управление конфликтами» – это создание конфликтов и их направление? Многими людьми, исходя из логики русского языка, термин «управление конфликтами» понимается именно как создание конфликта и его направление в интересах того, кто им управляет.
152
Компетентность – 1) уровень общей и профессиональной подготовки, или профессионализм; 2) знания, опыт в той или иной области. См., например: Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 82.
153
См. с. 5, Индекс РТП-04.
154
См., например: Асеев В. Г. Нормативное управление социальным развитием. – М.: Профиздат, 1988; О коренной перестройке управления экономикой: Сб. докл. – М., 1988. – С. 75.
155
Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – М., 1989. – С. 132.
156
Совершенствование хозяйственного механизма: Сб. докл. – М., 1982. – С. 8, 59.
157
Планирование социального развития коллектива производственного объединения (предприятия): Метод. рек. // Д. А. Керимов, Ж. Т. Тощенко и др. – М., 1987.
158
Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – С. 111–112.
159
Основу этого подхода составляют следующие разработки: Изотов А. С. Социальная инфраструктура как инструмент повышения эффективности предприятия // Дисс. … на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. – СПб., 1997.
160
Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 126.
161
В данном случае авторы ссылаются на свой консалтиговый опыт
162
Например, по сравнению с методикой, приведенной в книге: Неймер Ю. Л. Управление социальным развитием отрасли. – М., 1986. – С. 192.
163
Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 157.
164
Там же.
165
Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 166.
166
Там же.
167
См. обоснование: Кузнецов А. Л. Стратегия социального развития коллектива предприятия в трансформационной экономике: Дис. … д-ра экон. наук. – Екатеринбург, 1999.
168
Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 126.
169
См., например: Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. – М., 1989. – С. 201; Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 136.
170
Планирование социального развития коллектива производственного объединения (предприятия): Метод. рек. // Д. А. Керимов, Ж.Т Тощенко и др. – М., 1987.
171
Концепция разработана под руководством Н. Л. Захарова кафедрой управления персоналом РГПУ им А. И. Герцена в апреле 2004 г как приложение к Программе социального развития университета.
172
Имеются детальные расчеты, обосновывающие основные модели работы ЖФ, в данном случае приводится их общее описание.
173
СУ-05.
174
Зайченко Ю. П. Исследование операций. – Киев, 1988.
175
В советское время использовали специальный справочник: Нормативы капитальных вложений: Справочное пособие. – М, 1990.
176
Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.
177
Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.
178
Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.
1
АбалкинЛ.И. Назревшие перемены // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С.4.
2
Управление человеческими ресурсами. – СПб., 2002. – С. 165–167.
3
Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. – М., 2002.
4
См. например: Управление персоналом организации: Учебник. – М., 2002. – С. 79; Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 245
5
Управление человеческими ресурсами. – С. 167.
6
См. например: Труд и социальное развитие. – С. 49; Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 88.
7
Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. —С. 165.
8
Ворожейкин И. Е. Указ. соч.
9
Там же. С. 10–11.
10
См., например: Российская социологическая энциклопедия. – С. 348.
11
Пригожин А. И. Современная социология организаций. – М., 1995. – С. 44.
12
Полнота понятия – свойство определения понятия, характеризующее охват всей области применения данного понятия.
13
Валидность понятия – логическое соответствие основных значений, родовых и видовых признаков понятия.
14
Романов В. Л. Социальная самоорганизация и государственность. – М., 2000. —С. 5–7.
15
Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – М., 2002. – С. 1–2.
16
См., например: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992; Управление человеческими ресурсами. – С. 291.
17
Абалкин Л. И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. – М., 1973. – С. 108–109.
18
См. например: Бачурин А. В. Рынок и подъем экономики России. – М., 1996. —С. 113.
19
Гражданский кодекс Российской Федерации. – СПб., 2004. – Ч. 1. – Ст. 132.
20
Петров А. Н. Методология выработки стратегии предприятия. – СПб., 1992. – С. 15.
21
Татаркин А. И. Ресурсы хозрасчетного предприятия: механизмы управления. – М., 1989. – С. 16.
22
Волкова О. И., Девяткин О. В. Экономика предприятия (фирмы). – М., 2004. – С. 15.
23
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. – Ст. 48–51.
24
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 48.
25
Там же.
26
Сообщество – объединение людей, имеющих общие цели. – См. например: Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. – М., 2001.
27
Учреждение – организация, ведающая какой-либо отраслью работы, деятельности, например государственное учреждение, научное учреждение, детские учреждения (ясли, сады, санатории, интернаты). – Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. – С. 777. Учреждение – организация, созданная собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая ими полностью или частично. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества. – Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 120.
28
Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России: Докл. ИЭ РАН // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С. 15.
29
Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 27.
30
Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д, 1995. – С. 25.
31
Тощенко Ж. Т. Социальные резервы труда. – М., 1989. – С. 175.
32
Паркинсон С. Законы Паркинсона. – М., 2002. – С. 6.
33
Подробный анализ данного феномена рассмотрен в статье: Захаров Н. Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Социс. – 2001. – № 6. – С. 67–72.
34
Американским ученым У. Ростоу в начале 60-х гг. была разработана концепция «пяти стадий роста», признаваемая, но не бесспорная и используемая в настоящее время. Первая стадия – традиционное общество (сельское хозяйство, рутинная техника, землевладение, земельная рента); вторая стадия – переходное общество, период создания предпосылок «сдвига» (take-off): увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление «предпринимателей»; третья стадия – «сдвиг», промышленная революция, накопление капитала, быстрый рост промышленности, радикальная смена методов производства (по У. Ростоу, на этой стадии Англия находилась в конце XVIII в., Франция и США – в середине XIX в., Германия – во второй половине XIX в., Россия – в 1890–1914 гг., Индия и Китай – в начале 50-х гг. XX в.); четвертая стадия – «зрелость» индустриального общества: бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства, увеличение доли квалифицированного труда; пятая стадия – эра «массового потребления», основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности – сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. См.: Rostow W. The Stage Of Economic Growth. Camb., 1960.
35
Таблица построена на основе следующих источников: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002; Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.
В современной исторической науке феодализм анализируется как социальная система, которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху средневековья, хотя отдельные черты феодализма можно обнаружить и в других регионах мира, и в разные эпохи. – См., например: Феодализм // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 5-е изд. (2CD). – М., 2001.
36
Бачурин А. В. Экономический кризис в России: причины и уроки. – М., 2000. – С. 149.
37
Осадчая И. М. Кейнсианство // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М., 2001.
38
Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978.
39
Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 75.
40
Гэлбрайт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969. – С. 463.
41
Эшби У. Введение в кибернетику. – М., 1959. – С. 6.
42
См., например: Grencikova A. Nevyhnutnost potreby vzdelavania pracovnikov ako dllsledok globalizacie procesov // Acta academica trenchiniensis. – Trencin. – 2003. – № 2. – P. 34–38.
43
Земляков Д. К обоснованию концептуальной модели регулирования российской экономики // РЭЖ. – 1997. – № 1. – С. 90.
44
Там же. С. 90.
45
Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 205.
46
См., например: Боткин О. И. и др. Региональный аспект структурной перестройки промышленного комплекса. – Екатеринбург, 1999.
47
Татаркин А. И. Теоретические подходы к анализу источников экономического роста // Межрегиональная научно-практическая конференция. – Курган, 1999. – С. 33.
48
Данные цитируются по: Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – С. 14–15.
49
Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России // Вопросы экономики. – 1998. – № 7. – С. 30–31.
50
Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга. – М., 1997. – С. 12.
51
Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 194.
52
Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб., 1999. – С. 28.
53
Дойль П. Указ. соч… – С. 29–30.
54
Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М., 2002. Т. 2. – С. 192.
55
Палацци М., Старчер Дж. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе // Менеджмент. – 1998. – № 7. – С. 33.
56
Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб., 1996. – С. 109.
57
Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 46–47.
58
Клейнер Г. Б. Указ. соч. – С. 51.
59
Петров А. Н. Методология выработки стратегии предприятия. – СПб., 1992. – С. 8.
60
Бачурин А. В. Указ. соч. – С. 72.
61
Осипов Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР. – М., 1979.
62
Лапин Н. И., Коржева Э. М., Наумова Н. Ф. Теория и практика социального планирования. – М., 1975.
63
Тощенко Ж. Т. Социальные резервы труда. – М., 1989.
64
Проблемы социального планирования. – М., 1975.
65
Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Структуры и институты. – 1993. – Т. 1. – Вып. 2.
66
Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002. – С. 63–80.
67
Довольно подробный анализ «концепции иерархии потребностей» А. Маслоу с точки зрения «концепции социальных регуляторов» дан в книге: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002.
68
Этим объясняется тот факт, что СССР всего за 30 лет (от решения XIV съезда ВКП(б), посвященного индустриализации и состоявшегося в 1925 г., до полета Ю. А. Гагарина в космос в 1961 г.) реализовал основные функции индустриального общества, тогда как США на это потратили около 200 лет.
69
Таблица построена на материалах источников: Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., 2002; Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.
70
См., например: ГумилевЛ.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.
71
Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества. – М., 1996.
72
Там же.
73
Ключевский В. О. История сословий в России. – М., 2002.
74
Илюшечкин В. П. Указ. соч.
75
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. – М., 1990.
76
Маслоу А. Мотивация личности. – СПб, 1999.
77
Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. – 2000. – № 2–4.
78
Захаров Н. Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – С. 63–80.
79
Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 20–27.
80
Кравченко А. И. Мэйо // Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998. – С. 302–303.
81
Шахназаров О. Указ. соч.
82
Там же. С. 175.
83
Шахназаров О. Указ. соч. – С. 176.
84
Чечулин А. В., Решетников М. М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России. – СПб., 2001.
85
Шахназаров О. Указ. соч. – С. 315.
86
См., например: Бачурин А. В. Рынок и подъем экономики России. – М., 1996. – С. 14; Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 26.
87
Цит. по: Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 40.
88
Ленин В. И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. – Т. 40. – С. 315.
89
Денежное стимулирование – стимулирование посредством выплаты премий, бонусов и т. п. или наложения штрафов, которое нацеливает работника на достижение определенного результата, имеющего заданные параметры.
90
Психологическое стимулирование – комплекс психологических мер, направленный на пробуждение энтузиазма к профессиональной деятельности. Главная цель данного стимулирования – заинтересовать работника в самом процессе труда. Психологические меры, используемые в данном случае, могут включать в себя относительное простые способы «тактичного обращения» или «грубого эмоционального давления», а могут быть основаны на сложных техниках гипноза и нейро-лингвистического программирования.
91
Административное стимулирование – комплекс мер, направленных на содержательное или буквальное выполнение работником трудовых процедур. Данные меры включают все инструменты власти: приказ, распоряжение, продвижение или понижение служебного статуса и т. п.
92
Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 40.
93
Официальный курс доллара в 1989 г.: 1 долл. = 0,6 руб.
94
Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. – М., 2001. – С. 56.
95
Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 59.
96
Синтоизм – мировоззренческий комплекс, типичный только Японии. Синтоизм испытал на себе влияние прежде всего буддизма и даосизма, а также конфуцианства и христианства. Особенность синтоизма в том, что он открыт мировым культурным ценностям, в нем нет твердых норм трудовой этики (как в христианстве), но существуют устоявшиеся принципы коллективизма, добросовестного труда, самоотдачи в труде, долга перед коллективом, уважения к старшим. – См., например: Религии мира. – М., 1998. Ч. 2. – С. 99–126.
97
Морита А. Сделано в Японии. – М., 1993.
98
Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 71–72.
99
Ветрова Н. С. Финансирование социальных программ в странах Запада. – М., 1993. – С. 303.
100
Там же. – С. 25.
101
Актуальная тема //Экономика и жизнь. – 2000. – № 14. – С. 3.
102
Катасонова Е. Л. Японские корпорации: культура, благотворительность, бизнес. – М., 1992. – С. 96.
103
Матрусова Г. Л. Япония: материальное стимулирование в фирмах. – М., 1992. – С.175–176.
104
Матрусова Г. Л. Указ. соч. – С. 87–91.
105
Там же. – С. 37.
106
Власов А. Г. Японский стиль управления и его сравнение с управлением в США и Западной Европе. – М., 1991. – С. 127.
107
Ворожейкин И. Е. Указ. соч. – С. 27–28.
108
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993. – С. 799.
109
Цит. по: Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 15.
110
Там же. – С. 32.
111
Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 68.
112
Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning. Reconceiving, Plans, Planners The Free Press, 1994.
113
Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 56.
114
Chandler A. D. Strategy and Structure. – Cambridge: MTI, 1962.
115
Ансофф И. Указ. соч. – С. 263.
116
См., например: Ансофф И. Указ. соч.; Виханский О. С. Стратегическое управление. – М., 1995; Chandler A. D. Strategy and Structure. – Cambridge, 1962.
117
Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Разработка стратегии развития предприятия // ЭКО. – 1998. – № 11. – С. 14.
118
Опыт применения программно-целевого подхода управления предприятиями / Под ред. А. Г. Аганбегяна, В. Д. Речина. – Новосибирск, 1994.
119
Ансофф И. Указ. соч. – С. 68–69.
120
См., например: Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – М., 1998. – С. 65–71.
121
См., например: Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб.: ИД «Корвус», 1996. – С. 64.
122
Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. – М.: Русская деловая литература, 1998. – С. 53.
123
Ансофф И. Указ. соч. – С. 23.
124
Виханский О. С. Указ. соч. – С. 48–49.
125
Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 3 т. – М., 2002. – Т. 1. – С. 35, 193.
126
Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 64.
127
См., например: Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб.: ИД «Корвус», 1996. – С. 20; Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – С. 6; Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: «Сибирское соглашение», 1999. – С. 7.
128
Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М., 1991. – С. 102.
129
Петров А. Н. Указ. соч. – С. 39.
130
Богачев В. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб., 1996. – С. 108.
131
См., например: Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. – М., 1989; Grenmkova A., Kovaиova K., Sika, P. Vybrarw kapitoly zo socalnej politiky. FSEV TnUAD уТгепинпе. – Тгепинп 2004, 155 s.(так в пдф)
132
Ворожейкин И. А. Управление социальным развитием организации. – М., 2001.
133
Петров А. Н. Указ. соч. – С. 36.
134
Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989. – С. 456.
135
Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9. – С. 65.
136
Иванов А. Л. Соотношение технических, организационных и социальных факторов роста производительности труда // Социальное развитие трудовых коллективов – важный фактор повышения эффективности производства на современном этапе: Материалы науч. – практ. конф. – М., 1987. – С. 90–92.
137
Тощенко Ж. Т. Социология. – М., 1989. – С. 23.
138
Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. – М., 1989. – С. 30.
139
Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России: Докл. ИЭ РАН // Вопросы экономики. – 1998. – № 6. – С. 13.
140
Тощенко Ж. Т. Указ соч. – С. 85.
141
Захаров Н. Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Социс. – 2001. – № 6; Захаров Н.Л… Загадка русской души, или Особенности мотивации труда российского персонала // Управление персоналом. – 2004. – № 22–23.
142
РТП-04.
143
Белкина Н. А. Рыночная система мотивации труда // Российская экономика на рубеже XXI в. – Пермь, 1999. – С. 26–27.
144
Чечулин А. В., Решетников М. М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России. – СПб., 2001.
145
МРП-98.
146
Беленький В. Х. Трудовой коллектив как социальный субъект. – Красноярск, 1990. – С. 152.
147
Беленький В. Х. Указ. соч. – С. 137.
148
Кузнецов А. Л. Стратегия социального развития коллектива предприятия в трансформационной экономике: Дис… д-ра эконом. наук. – Екатеринбург 1999.
149
Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2005. – Ст. 23.
150
Компетенция (от лат. competo – добиваюсь; соответствую, подхожу) – область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий органов и лиц устанавливается законами, нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами. См., например: Труд и социальное развитие: Словарь. – М., 2001. – С. 82.
151
Используемый достаточно часто термин «управление конфликтами» не добавляет нового значение к устоявшемуся термину «урегулирование конфликтов», однако вызывает вопрос: означает ли он, что «управление конфликтами» – это создание конфликтов и их направление? Многими людьми, исходя из логики русского языка, термин «управление конфликтами» понимается именно как создание конфликта и его направление в интересах того, кто им управляет.
152
Компетентность – 1) уровень общей и профессиональной подготовки, или профессионализм; 2) знания, опыт в той или иной области. См., например: Труд и социальное развитие: Словарь. – С. 82.
153
См. с. 5, Индекс РТП-04.
154
См., например: Асеев В. Г. Нормативное управление социальным развитием. – М.: Профиздат, 1988; О коренной перестройке управления экономикой: Сб. докл. – М., 1988. – С. 75.
155
Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – М., 1989. – С. 132.
156
Совершенствование хозяйственного механизма: Сб. докл. – М., 1982. – С. 8, 59.
157
Планирование социального развития коллектива производственного объединения (предприятия): Метод. рек. // Д. А. Керимов, Ж. Т. Тощенко и др. – М., 1987.
158
Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – С. 111–112.
159
Основу этого подхода составляют следующие разработки: Изотов А. С. Социальная инфраструктура как инструмент повышения эффективности предприятия // Дисс. … на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. – СПб., 1997.
160
Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 126.
161
В данном случае авторы ссылаются на свой консалтиговый опыт
162
Например, по сравнению с методикой, приведенной в книге: Неймер Ю. Л. Управление социальным развитием отрасли. – М., 1986. – С. 192.
163
Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 157.
164
Там же.
165
Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 166.
166
Там же.
167
См. обоснование: Кузнецов А. Л. Стратегия социального развития коллектива предприятия в трансформационной экономике: Дис. … д-ра экон. наук. – Екатеринбург, 1999.
168
Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 126.
169
См., например: Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. – М., 1989. – С. 201; Кузнецов А. Л. Указ. соч. – С. 136.
170
Планирование социального развития коллектива производственного объединения (предприятия): Метод. рек. // Д. А. Керимов, Ж.Т Тощенко и др. – М., 1987.
171
Концепция разработана под руководством Н. Л. Захарова кафедрой управления персоналом РГПУ им А. И. Герцена в апреле 2004 г как приложение к Программе социального развития университета.
172
Имеются детальные расчеты, обосновывающие основные модели работы ЖФ, в данном случае приводится их общее описание.
173
СУ-05.
174
Зайченко Ю. П. Исследование операций. – Киев, 1988.
175
В советское время использовали специальный справочник: Нормативы капитальных вложений: Справочное пособие. – М, 1990.
176
Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.
177
Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.
178
Бюллетень недвижимости. – СПб., 2005. – № 07/850 от 31.01.2005. – С. 19.