10 АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88
Кредитоспособность – такое финансовохозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использова–нии заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с усло–виями договора. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организа–ций нуждаются банки: их прибыльность и лик–видность во многом зависят от финансового со–стояния клиентов.
При анализе кредитоспособности бан–ки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обяза–тельства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ анализ финансо–вохозяйственных сторон деятельности пред–приятий. Второй вопрос имеет юридический ха–рактер, а также связан с личными качествами руководителей предприятия.
Состав и содержание показателей выте–кают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансовохозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффек–тивности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способ–ность и готовность заемщика совершать плате–жи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.
В связи с тем что предприятия значительно различаются по характеру своей производ–ственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие ме–тодические указания по изучению кредитоспо–собности и расчету соответствующих показате–лей не представляется возможным. Это подтверж–дается практикой нашей страны. В современной международной практике также отсутствуют твер–дые правила на этот счет, так как учесть все много–численные специфические особенности клиен–тов практически невозможно.
Наиболее распространенными показа–телями, учитываемыми при оценке кредито–способности, являются: коэффициент абсо–лютной ликвидности; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент покрытия; оборачи–ваемость оборотных активов в днях; коэффициент собственности (автономии); рентабельность реа–лизации; темпы роста оборачиваемости оборот–ных активов; наличие картотеки № 2 и др.
При оценке кредитоспособности опре–деляется класс каждого показателя путем сопо–ставления его фактического значения с норма–тивным.
С помощью рейтинговой оценки кредитоспо–собности определяется класс кредитоспособно–сти оцениваемого предприятия.
Предприятия I класса считаются финансо–во устойчивыми и кредитуются с некоторыми льготами, такими как снижение процентной став–ки, предоставление доверительного кредита.
Предприятия II класса считаются финан–сово неустойчивыми и кредитуются на общих ос–нованиях.
Предприятия III класса считаются нена–дежными и кредитуются на особых условиях.
Кредитоспособность – такое финансовохозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использова–нии заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с усло–виями договора. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организа–ций нуждаются банки: их прибыльность и лик–видность во многом зависят от финансового со–стояния клиентов.
При анализе кредитоспособности бан–ки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обяза–тельства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ анализ финансо–вохозяйственных сторон деятельности пред–приятий. Второй вопрос имеет юридический ха–рактер, а также связан с личными качествами руководителей предприятия.
Состав и содержание показателей выте–кают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансовохозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффек–тивности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способ–ность и готовность заемщика совершать плате–жи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.
В связи с тем что предприятия значительно различаются по характеру своей производ–ственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие ме–тодические указания по изучению кредитоспо–собности и расчету соответствующих показате–лей не представляется возможным. Это подтверж–дается практикой нашей страны. В современной международной практике также отсутствуют твер–дые правила на этот счет, так как учесть все много–численные специфические особенности клиен–тов практически невозможно.
Наиболее распространенными показа–телями, учитываемыми при оценке кредито–способности, являются: коэффициент абсо–лютной ликвидности; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент покрытия; оборачи–ваемость оборотных активов в днях; коэффициент собственности (автономии); рентабельность реа–лизации; темпы роста оборачиваемости оборот–ных активов; наличие картотеки № 2 и др.
При оценке кредитоспособности опре–деляется класс каждого показателя путем сопо–ставления его фактического значения с норма–тивным.
С помощью рейтинговой оценки кредитоспо–собности определяется класс кредитоспособно–сти оцениваемого предприятия.
Предприятия I класса считаются финансо–во устойчивыми и кредитуются с некоторыми льготами, такими как снижение процентной став–ки, предоставление доверительного кредита.
Предприятия II класса считаются финан–сово неустойчивыми и кредитуются на общих ос–нованиях.
Предприятия III класса считаются нена–дежными и кредитуются на особых условиях.