74 УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ (КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88
Управление дебиторской задолженно–стью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Управ–ление дебиторской задолженностью реализует–ся в ходе формирования кредитной политики предприятия. Рассмотрим этапы формирова–ния кредитной политики по отношению к дебиторам.
1. Определение принципов кредитной политики по отношению к дебиторам. В процессе определения принципов кредитной политики по отношению к дебиторам решается основной вопрос: какой тип кредитной политики следует избрать предприятию:
1) безрисковый тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска: существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизацию сро–ков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления креди–та и повышение его стоимости;
2) умеренный тип кредитной политики предприятия ориентируется на средний уро–вень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа;
3) рисковый тип кредитной политики пред–приятия приоритетной целью кредитной дея–тельности ставит максимизацию дополни–тельной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит. Механизма–ми реализации политики такого типа являют–ся распространение кредита на более риско–ванные группы покупателей продукции; уве–личение периода предоставления кредита и его размера.
2. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следую–щие элементы: срок предоставления кредита; размер предоставляемого кредита; стоимость предоставления кредита; система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
3. Формирование стандартов оценки по–купателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установ–ления таких стандартов оценки покупателей ле–жит их кредитоспособность.
4. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В этой процеду–ре должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и усло–вия продления сроков возврата долга по пре–доставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
5. Обеспечение использования на пред–приятии современных форм рефинанси–рования дебиторской задолженности.
Развитие рыночных отношений и инфраструкту–ры финансового рынка позволяет использовать в практике финансового менеджмента новые формы управления дебиторской задолженно–стью – ее рефинансирование, например уско–ренный перевод в другие формы оборотных ак–тивов предприятия, такие как денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бу–маги.
Управление дебиторской задолженно–стью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Управ–ление дебиторской задолженностью реализует–ся в ходе формирования кредитной политики предприятия. Рассмотрим этапы формирова–ния кредитной политики по отношению к дебиторам.
1. Определение принципов кредитной политики по отношению к дебиторам. В процессе определения принципов кредитной политики по отношению к дебиторам решается основной вопрос: какой тип кредитной политики следует избрать предприятию:
1) безрисковый тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска: существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизацию сро–ков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления креди–та и повышение его стоимости;
2) умеренный тип кредитной политики предприятия ориентируется на средний уро–вень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа;
3) рисковый тип кредитной политики пред–приятия приоритетной целью кредитной дея–тельности ставит максимизацию дополни–тельной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит. Механизма–ми реализации политики такого типа являют–ся распространение кредита на более риско–ванные группы покупателей продукции; уве–личение периода предоставления кредита и его размера.
2. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следую–щие элементы: срок предоставления кредита; размер предоставляемого кредита; стоимость предоставления кредита; система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
3. Формирование стандартов оценки по–купателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установ–ления таких стандартов оценки покупателей ле–жит их кредитоспособность.
4. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В этой процеду–ре должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и усло–вия продления сроков возврата долга по пре–доставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
5. Обеспечение использования на пред–приятии современных форм рефинанси–рования дебиторской задолженности.
Развитие рыночных отношений и инфраструкту–ры финансового рынка позволяет использовать в практике финансового менеджмента новые формы управления дебиторской задолженно–стью – ее рефинансирование, например уско–ренный перевод в другие формы оборотных ак–тивов предприятия, такие как денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бу–маги.