23. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ НАЛОГОВ И СУБСИДИЙ
К оглавлению1 2 3 5 6 7 9 10 12 13 15 1618 20 21 22 23 24 26 27 30 31 32
36 37 39 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Субсидии – это денежная поддержка государства определенных отраслей. К субсидиям можно отнести льготы, финансовую поддержку, кредиты и т.д.
Способы выхода из спада: предлагает государственные дотации неэффективным отраслям, искусственная поддержка предприятий-банкротов, протекционистские меры защиты отечественных производителей от внешней конкуренции. Это на деле означало бы консервацию старой структуры экономики с ее низкой производительностью, «производством в никуда» и «безработицей на работе». В реальности на этом пути никакого выхода из спада нет, финансовые вливания в бесперспективные производства за счет граждан-налогоплательщиков не способны на длительный период улучшить даже формальные показатели объемов национального производства.
Финансовая поддержка государства тормозит структурную перестройку предприятий, не стимулирует их приспособление к рыночной среде. Постоянное возобновление этой поддержки нацеливает их на так называемый «поиск ренты» – усилия по добыванию различных привилегий от властей, которые ослабляют усилия по повышению конкурентоспособности продукции на рынке, а при большой уступчивости властей делают их и вовсе не нужными. Незачем тратить время и ресурсы на совершенствование производства и обновление продукции, когда проще попросить денежной помощи у бюрократа и на какое-то время продлить существование за счет других.
Таким образом, можно сказать, что: 1) льготы производителям – это штраф для налогоплательщиков;
2) льготы толкают на путь поиска новых льгот, а не совершенствования производства;
3) льготы тормозят рыночную перестройку предприятий, не преодолевают, а усугубляют спад.
С другой стороны, если власти не раздают привилегии, то предприятиям ничего не остается делать, как искать и находить внутренние резервы для выживания в конкурентной борьбе за сбыт продукции. В результате они либо резко повышают качество выпускаемой продукции, либо меняют профиль.
Налоги – это любые виды обязательных платежей государству и его институтам.
Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей. С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.
При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль налоговой политики в регулировании общественного производства и распределения национального дохода: возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств.
В то же время налоговая система способна в определенной степени к саморегуляции – автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение государственных расходов в период подъема, и наоборот, уменьшение налоговых поступлений и увеличение государственных расходов в период спада за счет существования стабилизаторов.
Субсидии – это денежная поддержка государства определенных отраслей. К субсидиям можно отнести льготы, финансовую поддержку, кредиты и т.д.
Способы выхода из спада: предлагает государственные дотации неэффективным отраслям, искусственная поддержка предприятий-банкротов, протекционистские меры защиты отечественных производителей от внешней конкуренции. Это на деле означало бы консервацию старой структуры экономики с ее низкой производительностью, «производством в никуда» и «безработицей на работе». В реальности на этом пути никакого выхода из спада нет, финансовые вливания в бесперспективные производства за счет граждан-налогоплательщиков не способны на длительный период улучшить даже формальные показатели объемов национального производства.
Финансовая поддержка государства тормозит структурную перестройку предприятий, не стимулирует их приспособление к рыночной среде. Постоянное возобновление этой поддержки нацеливает их на так называемый «поиск ренты» – усилия по добыванию различных привилегий от властей, которые ослабляют усилия по повышению конкурентоспособности продукции на рынке, а при большой уступчивости властей делают их и вовсе не нужными. Незачем тратить время и ресурсы на совершенствование производства и обновление продукции, когда проще попросить денежной помощи у бюрократа и на какое-то время продлить существование за счет других.
Таким образом, можно сказать, что: 1) льготы производителям – это штраф для налогоплательщиков;
2) льготы толкают на путь поиска новых льгот, а не совершенствования производства;
3) льготы тормозят рыночную перестройку предприятий, не преодолевают, а усугубляют спад.
С другой стороны, если власти не раздают привилегии, то предприятиям ничего не остается делать, как искать и находить внутренние резервы для выживания в конкурентной борьбе за сбыт продукции. В результате они либо резко повышают качество выпускаемой продукции, либо меняют профиль.
Налоги – это любые виды обязательных платежей государству и его институтам.
Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей. С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.
При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль налоговой политики в регулировании общественного производства и распределения национального дохода: возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств.
В то же время налоговая система способна в определенной степени к саморегуляции – автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение государственных расходов в период подъема, и наоборот, уменьшение налоговых поступлений и увеличение государственных расходов в период спада за счет существования стабилизаторов.