42. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ
К оглавлению1 2 3 5 6 7 9 10 12 13 15 1618 20 21 22 23 24 26 27 30 31 32
36 37 39 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Инструментом анализа поведения потребителя служат кривые безразличия. Если потребителю все равно, какую комбинацию предпочесть, то он находится в положении безразличия. В каждой точке кривой безразличия имеет место набор, дающий одинаковое удовлетворение потребителю.
Кривая безразличия представляет совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение.
Кривая безразличия
На рисунке представлена типичная кривая безразличия с отрицательным наклоном. Количество товара X измеряется на горизонтальной оси, товара Y – на вертикальной. Представленные на кривой безразличия всевозможные комбинации товаров X и Y обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности.
Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, который отражает тот факт, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующего условия; если он увеличивает потребление товара X, то должен отказаться от известного количества товара Y, чтобы сохранить общий уровень полезности.
Кривая безразличия имеет выпуклую форму. Такая форма кривой означает, что потребление X растет относительно потребления Y, при этом покупатель постоянно уступает уменьшающееся количество Y за постоянный прирост количества X. Так, в точке А потребитель располагает 10 ед. X и 50 ед. Y. Чтобы довести потребление X с 10 до 20 ед., он уменьшает покупки Y на 15 ед., доведя их до уровня 35 ед. Y. При этом в промежутке между точками А и В он опять же сохраняет одинаковый уровень удовлетворения (полезности). Рассмотрим положение потребителя в точках С и D. В точке С он имеет 40 ед. X и 20 ед. Y. Двигаясь вдоль кривой к точке Р, он дополнительно получит 10 ед. X, но жертвует на сей раз всего 5 ед. Y, что гораздо меньше по сравнению с количеством отказа от Y в точке В.
Анализ перемещения потребителя вдоль кривой из точки А к точке D проявляет важные закономерности его предпочтения, из которых непосредственно выводятся категории предельной нормы замещения (MRS) и уменьшающейся предельной нормы замещения. Предельная норма замещения товара X на товар Y измеряет желание (склонность) потребителя обменивать один продукт на другой. Она представляет собой максимальное количество товара Y, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну дополнительную единицу товара X, при этом оставляя постоянным общий уровень удовлетворения.
Предельная норма замещения (MRSxy) товара X на товар Y равна:
MRSхy = – ? Y/? X ,
где ? Y – изменение потребления товара Y;
? X – изменение потребления товара X.
Отрицательный знак вводится, чтобы MRSхy в конкретном цифровом выражении была положительным числом. Предельная норма замещения в любой точке равна абсолютному значению тангенса угла наклона кривой безразличия в этой точке.
Инструментом анализа поведения потребителя служат кривые безразличия. Если потребителю все равно, какую комбинацию предпочесть, то он находится в положении безразличия. В каждой точке кривой безразличия имеет место набор, дающий одинаковое удовлетворение потребителю.
Кривая безразличия представляет совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение.
Кривая безразличия
На рисунке представлена типичная кривая безразличия с отрицательным наклоном. Количество товара X измеряется на горизонтальной оси, товара Y – на вертикальной. Представленные на кривой безразличия всевозможные комбинации товаров X и Y обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности.
Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, который отражает тот факт, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующего условия; если он увеличивает потребление товара X, то должен отказаться от известного количества товара Y, чтобы сохранить общий уровень полезности.
Кривая безразличия имеет выпуклую форму. Такая форма кривой означает, что потребление X растет относительно потребления Y, при этом покупатель постоянно уступает уменьшающееся количество Y за постоянный прирост количества X. Так, в точке А потребитель располагает 10 ед. X и 50 ед. Y. Чтобы довести потребление X с 10 до 20 ед., он уменьшает покупки Y на 15 ед., доведя их до уровня 35 ед. Y. При этом в промежутке между точками А и В он опять же сохраняет одинаковый уровень удовлетворения (полезности). Рассмотрим положение потребителя в точках С и D. В точке С он имеет 40 ед. X и 20 ед. Y. Двигаясь вдоль кривой к точке Р, он дополнительно получит 10 ед. X, но жертвует на сей раз всего 5 ед. Y, что гораздо меньше по сравнению с количеством отказа от Y в точке В.
Анализ перемещения потребителя вдоль кривой из точки А к точке D проявляет важные закономерности его предпочтения, из которых непосредственно выводятся категории предельной нормы замещения (MRS) и уменьшающейся предельной нормы замещения. Предельная норма замещения товара X на товар Y измеряет желание (склонность) потребителя обменивать один продукт на другой. Она представляет собой максимальное количество товара Y, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну дополнительную единицу товара X, при этом оставляя постоянным общий уровень удовлетворения.
Предельная норма замещения (MRSxy) товара X на товар Y равна:
MRSхy = – ? Y/? X ,
где ? Y – изменение потребления товара Y;
? X – изменение потребления товара X.
Отрицательный знак вводится, чтобы MRSхy в конкретном цифровом выражении была положительным числом. Предельная норма замещения в любой точке равна абсолютному значению тангенса угла наклона кривой безразличия в этой точке.