82. АМОРТИЗАЦИЯ
К оглавлению1 2 3 5 6 7 9 10 12 13 15 1618 20 21 22 23 24 26 27 30 31 32
36 37 39 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Амортизация – это перенос части стоимости основного капитала на вновь создаваемый товар. Термин «амортизация» используется в двух значениях: как сам износ, так и соответствующий износу размер накопления средств в амортизационный фонд.
Амортизационные отчисления отражают величину износа капитальных ресурсов и служат источником воспроизводства капитальных благ.
Норма амортизации. Образование амортизационного фонда и его использование являются компетенцией самих предприятий. Однако государство регулирует этот процесс, законодательно устанавливая нормы амортизации. На базе этих норм предприятия определяют величину амортизационных отчислений. Она равна произведению балансовой стоимости основных производственных фондов на норму амортизации. Во многих странах нормы амортизации ограничивают верхний предел амортизационных списаний.
Норма амортизации рассчитывается с учетом темпов как физического, так и морального износа. Она показывает, за какой временной промежуток должна быть возмещена стоимость основных фондов. Занижение нормы амортизационных отчислений тормозит технический прогресс. Следовательно, устаревший потенциал производства не дает сокращать издержки. Завышенные нормы ведут к ускоренной смене оборудования. Как же найти оптимальное соотношение? В странах с развитой экономикой государство отдает предпочтение небольшому завышению норм. Такая политика называется ускоренной амортизацией. Например, стоимость машины, которая реально может служить 5 лет, государство разрешает списать на издержки за 4 года. Цель такой политики состоит в стимулировании инвестиций. Поскольку средства амортизационного фонда расходуются на обновление оборудования, инвестиции будут тем больше, чем больше его величина.
Российская экономика остро нуждается в инвестициях, поэтому попытки проведения ускоренной амортизации наблюдаются и у нас. В середине 1990-х гг. для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективного оборудования предприятиям давалось право применять ускоренную амортизацию. Но пока многие предприятия не могут воспользоваться этим правом: повышенные нормы амортизации повысили бы издержки. Повышенные издержки отразились бы на ценах и (в условиях обеднения населения) сделали бы товар неконкурентоспособным. Амортизация, начисленная ускоренным методом, в 1995 г. составила только 1,4% всех амортизационных отчислений в стране.
Проблема обновления основного капитала в России. Проблема обновления российского капитала стоит очень остро. Старое оборудование -это высокие средние постоянные издержки. На несовершенное оборудование затрачивается больше энергии,трудовых ресурсов. Устаревшее производственное оборудование и машины представляют собой высокие валовые издержки.
Предприятия получили право самостоятельно распоряжаться фондом амортизации. Однако они работают в непростых условиях трансформационного кризиса. В годы реформ при несложившемся рынке капитальных благ и высокой инфляции произошло масштабное обесценивание основных фондов предприятия. В результате сократились и амортизационные отчисления. При этом цены на транспортные услуги, энергию увеличивались опережающими темпами.
Амортизация – это перенос части стоимости основного капитала на вновь создаваемый товар. Термин «амортизация» используется в двух значениях: как сам износ, так и соответствующий износу размер накопления средств в амортизационный фонд.
Амортизационные отчисления отражают величину износа капитальных ресурсов и служат источником воспроизводства капитальных благ.
Норма амортизации. Образование амортизационного фонда и его использование являются компетенцией самих предприятий. Однако государство регулирует этот процесс, законодательно устанавливая нормы амортизации. На базе этих норм предприятия определяют величину амортизационных отчислений. Она равна произведению балансовой стоимости основных производственных фондов на норму амортизации. Во многих странах нормы амортизации ограничивают верхний предел амортизационных списаний.
Норма амортизации рассчитывается с учетом темпов как физического, так и морального износа. Она показывает, за какой временной промежуток должна быть возмещена стоимость основных фондов. Занижение нормы амортизационных отчислений тормозит технический прогресс. Следовательно, устаревший потенциал производства не дает сокращать издержки. Завышенные нормы ведут к ускоренной смене оборудования. Как же найти оптимальное соотношение? В странах с развитой экономикой государство отдает предпочтение небольшому завышению норм. Такая политика называется ускоренной амортизацией. Например, стоимость машины, которая реально может служить 5 лет, государство разрешает списать на издержки за 4 года. Цель такой политики состоит в стимулировании инвестиций. Поскольку средства амортизационного фонда расходуются на обновление оборудования, инвестиции будут тем больше, чем больше его величина.
Российская экономика остро нуждается в инвестициях, поэтому попытки проведения ускоренной амортизации наблюдаются и у нас. В середине 1990-х гг. для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективного оборудования предприятиям давалось право применять ускоренную амортизацию. Но пока многие предприятия не могут воспользоваться этим правом: повышенные нормы амортизации повысили бы издержки. Повышенные издержки отразились бы на ценах и (в условиях обеднения населения) сделали бы товар неконкурентоспособным. Амортизация, начисленная ускоренным методом, в 1995 г. составила только 1,4% всех амортизационных отчислений в стране.
Проблема обновления основного капитала в России. Проблема обновления российского капитала стоит очень остро. Старое оборудование -это высокие средние постоянные издержки. На несовершенное оборудование затрачивается больше энергии,трудовых ресурсов. Устаревшее производственное оборудование и машины представляют собой высокие валовые издержки.
Предприятия получили право самостоятельно распоряжаться фондом амортизации. Однако они работают в непростых условиях трансформационного кризиса. В годы реформ при несложившемся рынке капитальных благ и высокой инфляции произошло масштабное обесценивание основных фондов предприятия. В результате сократились и амортизационные отчисления. При этом цены на транспортные услуги, энергию увеличивались опережающими темпами.