88. НАЛОГИ
К оглавлению1 2 3 5 6 7 9 10 12 13 15 1618 20 21 22 23 24 26 27 30 31 32
36 37 39 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов являются средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством, называются налогами. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Сбор налогов осуществляется с помощью налоговой службы.
Налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
1) гасить возникающие «сбои» в системе распределения;
2) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности;
3) являться составной частью государственного бюджета страны.
Существуют два принципа налогообложения.
Первый принцип. Физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Тот, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должен платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, тот, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивает затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог обнаруживается, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода. Физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги, и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным. Однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода к измерению чьей-либо возможности платить налоги.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения в зависимости от экономической и социальной целесообразности.
Государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов являются средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством, называются налогами. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Сбор налогов осуществляется с помощью налоговой службы.
Налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
1) гасить возникающие «сбои» в системе распределения;
2) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности;
3) являться составной частью государственного бюджета страны.
Существуют два принципа налогообложения.
Первый принцип. Физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Тот, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должен платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, тот, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивает затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог обнаруживается, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода. Физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги, и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным. Однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода к измерению чьей-либо возможности платить налоги.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения в зависимости от экономической и социальной целесообразности.