31. ОЛИГОПОЛИЯ
К оглавлению1 2 3 5 6 7 9 10 12 13 15 1618 20 21 22 23 24 26 27 30 31 32
36 37 39 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Олигополия – рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
Существует два вида олигополии:
1) первый предполагает, что несколько предприятий производят идентичный продукт;
2 ) второй предполагает, что несколько производителей выпускают дифференцированные товары.
Однако в том и в другом случае производители осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций. Так, если одна фирма будет участвовать в создании новой модели изделия, то она должна наверняка ожидать аналогичных действий со стороны конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения. По этому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу. В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или бороться друг с другом.
Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь, тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы. Оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются по средним издержкам. В данном случае исчезнет источник экономической прибыли и возникнет ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция.
Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии
Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы корректировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое лидерство в ценах. Оно заключается в том, что изменения в справочных ценах объявляются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней.
В зависимости от ситуации некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие к предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек и в результате большие убытки.
Олигополия – рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
Существует два вида олигополии:
1) первый предполагает, что несколько предприятий производят идентичный продукт;
2 ) второй предполагает, что несколько производителей выпускают дифференцированные товары.
Однако в том и в другом случае производители осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций. Так, если одна фирма будет участвовать в создании новой модели изделия, то она должна наверняка ожидать аналогичных действий со стороны конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения. По этому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу. В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или бороться друг с другом.
Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь, тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы. Оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются по средним издержкам. В данном случае исчезнет источник экономической прибыли и возникнет ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция.
Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии
Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы корректировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое лидерство в ценах. Оно заключается в том, что изменения в справочных ценах объявляются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней.
В зависимости от ситуации некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие к предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек и в результате большие убытки.