70. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ И РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
К оглавлению1 2 3 5 6 7 9 10 12 13 15 1618 20 21 22 23 24 26 27 30 31 32
36 37 39 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Рынок представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков и имеет собственную структуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение,порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Классификация структуры рынка:
1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений:
– рынок товаров и услуг;
– рынок средств производства;
– рынок труда;
– рынок инвестиций;
– финансовый рынок;
2) по географическому положению:
– местный рынок;
– региональный рынок;
– национальный рынок;
– мировой рынок;
3) по степени ограничения конкуренции:
– монополистический рынок;
– олигополистический рынок;
– рынок монополистической конкуренции;
– рынок совершенной конкуренции;
4) по отраслям:
– автомобильный рынок;
– компьютерный рынок;
– текстильный рынок;
– рынок сельхозпродукции;
5) по характеру продаж:
– оптовый рынок;
– розничный рынок.
Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т.д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.
Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.
Одним из проявлений рыночной власти является монополия.
Монополия – это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монопольные предприятия – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой. Монополистическая деятельность осуществляется на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения прибылей.
Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Рынок представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков и имеет собственную структуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение,порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Классификация структуры рынка:
1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений:
– рынок товаров и услуг;
– рынок средств производства;
– рынок труда;
– рынок инвестиций;
– финансовый рынок;
2) по географическому положению:
– местный рынок;
– региональный рынок;
– национальный рынок;
– мировой рынок;
3) по степени ограничения конкуренции:
– монополистический рынок;
– олигополистический рынок;
– рынок монополистической конкуренции;
– рынок совершенной конкуренции;
4) по отраслям:
– автомобильный рынок;
– компьютерный рынок;
– текстильный рынок;
– рынок сельхозпродукции;
5) по характеру продаж:
– оптовый рынок;
– розничный рынок.
Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т.д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.
Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.
Одним из проявлений рыночной власти является монополия.
Монополия – это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монопольные предприятия – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой. Монополистическая деятельность осуществляется на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения прибылей.
Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.