18. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ПЕРВИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Понятие социального действия первым ввел Макс Вебер, дав ему следующее определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентируется в их направлении». Вебер вложил в понятие социального действия лишь непосредственное общение людей. Такая точка зрения является существенным, но не оправданным ограничением. Конечно, сохранить это разграничение нужно, однако не путем исключения опосредованного взаимодействия между индивидами.
Социальное действие, по мнению Вебера, характеризуется двумя основными признаками:
1) оно имеет субъективный смысл, т. е. связано с субъективным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения;
2) совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, т. е. имеет место ожидание этой реакции. Т. Парсонс выделял у социального действия следующие признаки:
1) нормативность (зависит от общепринятых норм и ценностей);
2) волюнтаристичность (связь с волей субъекта, которая обеспечивает некоторую независимость от окружающей среды;
3) знаковые механизмы регуляции. Анализ действия в концепции Парсонса предполагает два подхода:
1) действие рассматривается как единичный акт, оно связано с выделением автора и среды, которая включает физические объекты, культурные образы и других индивидов;
2) действие рассматривается как открытая система, поддерживающая обмен с внешней средой, существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.
Можно выделить следующие функции системы, каждой из которых соответствует определенная подсистема:
1) адаптивная функция, которой соответствует биологический организм;
2) личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм;
3) социальная,т. е. совокупность социальных ролей (образцов поведения);
4) культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.
Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и объективную картину социального процесса.
Семья, нация, государство и армия, в отличие от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и мотивами. Нельзя говорить о «коллективном сознании» или «воле государства» как о реальных вещах. Хотя в метафорическом смысле можно. Конечно, это не значит, что их нельзя или не следует изучать. Напротив, еще как необходимо, но иначе, чем отдельного индивида. Стремясь познать общество, социолог, по мнению М. Вебера, должен начинать с индивида. Но изучать не его душу и эмоции, а совершаемые им действия. Их следует считать социальными, если только они имеют осознанную цель и мотивацию.
М. Вебер рассматривает четыре типа социального действия: целерациональное, традиционное, ценностно-рациональное и аффективное. Только первые два должна изучать социология. Все типы действия расположены снизу вверх по степени возрастания рациональности.
Понятие социального действия первым ввел Макс Вебер, дав ему следующее определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентируется в их направлении». Вебер вложил в понятие социального действия лишь непосредственное общение людей. Такая точка зрения является существенным, но не оправданным ограничением. Конечно, сохранить это разграничение нужно, однако не путем исключения опосредованного взаимодействия между индивидами.
Социальное действие, по мнению Вебера, характеризуется двумя основными признаками:
1) оно имеет субъективный смысл, т. е. связано с субъективным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения;
2) совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, т. е. имеет место ожидание этой реакции. Т. Парсонс выделял у социального действия следующие признаки:
1) нормативность (зависит от общепринятых норм и ценностей);
2) волюнтаристичность (связь с волей субъекта, которая обеспечивает некоторую независимость от окружающей среды;
3) знаковые механизмы регуляции. Анализ действия в концепции Парсонса предполагает два подхода:
1) действие рассматривается как единичный акт, оно связано с выделением автора и среды, которая включает физические объекты, культурные образы и других индивидов;
2) действие рассматривается как открытая система, поддерживающая обмен с внешней средой, существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.
Можно выделить следующие функции системы, каждой из которых соответствует определенная подсистема:
1) адаптивная функция, которой соответствует биологический организм;
2) личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм;
3) социальная,т. е. совокупность социальных ролей (образцов поведения);
4) культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.
Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и объективную картину социального процесса.
Семья, нация, государство и армия, в отличие от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и мотивами. Нельзя говорить о «коллективном сознании» или «воле государства» как о реальных вещах. Хотя в метафорическом смысле можно. Конечно, это не значит, что их нельзя или не следует изучать. Напротив, еще как необходимо, но иначе, чем отдельного индивида. Стремясь познать общество, социолог, по мнению М. Вебера, должен начинать с индивида. Но изучать не его душу и эмоции, а совершаемые им действия. Их следует считать социальными, если только они имеют осознанную цель и мотивацию.
М. Вебер рассматривает четыре типа социального действия: целерациональное, традиционное, ценностно-рациональное и аффективное. Только первые два должна изучать социология. Все типы действия расположены снизу вверх по степени возрастания рациональности.