50. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

В течение тысячелетий люди объединялись в общности для удовлетворения своих потребностей и стремлений, достижения целей и утверждения ценностей. Сегодня они уже с момента своего рождения вступают в довольно плотно заселенный мир, который не всегда оказывается комфортным и «человекораз-мерным».

«Личность» – одно из наиболее распространенных понятий, оно часто употребляется и в научной литературе, и в повседневной жизни. Каждая наука, изучающая человека, рассматривает его под свойственным ей углом зрения, сосредоточивая внимание на различных аспектах личностной целостности и активности. Социологи изучают прежде всего наиболее общие, устойчивые черты личности, усваиваемые ею в процессе формирования и проявляющиеся в социально-организованной деятельности. С социологической точки зрения личность есть одновременно продукт общественных отношений и субъект общественной жизни.

Исходным пунктом в исследовании этой проблемы является разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Эти термины близки, но не тождественны. Человек – с одной стороны, «высшая ступень живых организмов на Земле», а с другой – член конкретного общества. Это биосоциальное существо. Ему присущи биогенные черты и социогенные черты – то, что человек приобретает в результате взаимодействия с обществом.

Важно подчеркнуть, что общество и личность – понятия органически взаимосвязанные. Человек, взятый сам по себе, «вырванный» из его взаимодействия с другими членам циальной общности, характеризуется как «индивид».

Понятие «личность» фиксирует социальное качество человека. Личность может быть описана и понята только в системе отношений, складывающихся между людьми. Общественные отношения, интегрированные, усвоенные конкретным индивидом, и составляют сущность его личности. Можно дать такое определение личности: система социально значимых черт, присущих данному человеку. Иными словами, это своеобразный «сгусток» общественных отношений, усвоенных человеком: чем шире круг его общественных связей, тем богаче он как личность.

Поэтому личность и принято определять как индивидуальное бытие общественных отношений. Общество не просто окружает человека, но и живет внутри его. Социологии чуждо истолкование индивида как изолированной, внеисторической «монады», для которой действительные общественные отношения – лишь «внешние обстоятельства жизни», лишь наличная «среда обитания».

Таким образом, в социологическом плане личность есть воплощение социально-типических характеристик, т. е. отражает черты, общие для социальной группы, класса, нации, данного общества в целом. Разумеется, это не следует понимать так, что личность полностью сводится к этим чертам и является точным «слепком» конкретных общественных отношений.

Несводимость человека к его социально-групповому статусу, относительная независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов – все это фиксируется понятием «индивидуальность». Личность есть диалектическое единство социально-типического и индивидуального.

В течение тысячелетий люди объединялись в общности для удовлетворения своих потребностей и стремлений, достижения целей и утверждения ценностей. Сегодня они уже с момента своего рождения вступают в довольно плотно заселенный мир, который не всегда оказывается комфортным и «человекораз-мерным».

«Личность» – одно из наиболее распространенных понятий, оно часто употребляется и в научной литературе, и в повседневной жизни. Каждая наука, изучающая человека, рассматривает его под свойственным ей углом зрения, сосредоточивая внимание на различных аспектах личностной целостности и активности. Социологи изучают прежде всего наиболее общие, устойчивые черты личности, усваиваемые ею в процессе формирования и проявляющиеся в социально-организованной деятельности. С социологической точки зрения личность есть одновременно продукт общественных отношений и субъект общественной жизни.

Исходным пунктом в исследовании этой проблемы является разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Эти термины близки, но не тождественны. Человек – с одной стороны, «высшая ступень живых организмов на Земле», а с другой – член конкретного общества. Это биосоциальное существо. Ему присущи биогенные черты и социогенные черты – то, что человек приобретает в результате взаимодействия с обществом.

Важно подчеркнуть, что общество и личность – понятия органически взаимосвязанные. Человек, взятый сам по себе, «вырванный» из его взаимодействия с другими членам циальной общности, характеризуется как «индивид».

Понятие «личность» фиксирует социальное качество человека. Личность может быть описана и понята только в системе отношений, складывающихся между людьми. Общественные отношения, интегрированные, усвоенные конкретным индивидом, и составляют сущность его личности. Можно дать такое определение личности: система социально значимых черт, присущих данному человеку. Иными словами, это своеобразный «сгусток» общественных отношений, усвоенных человеком: чем шире круг его общественных связей, тем богаче он как личность.

Поэтому личность и принято определять как индивидуальное бытие общественных отношений. Общество не просто окружает человека, но и живет внутри его. Социологии чуждо истолкование индивида как изолированной, внеисторической «монады», для которой действительные общественные отношения – лишь «внешние обстоятельства жизни», лишь наличная «среда обитания».

Таким образом, в социологическом плане личность есть воплощение социально-типических характеристик, т. е. отражает черты, общие для социальной группы, класса, нации, данного общества в целом. Разумеется, это не следует понимать так, что личность полностью сводится к этим чертам и является точным «слепком» конкретных общественных отношений.

Несводимость человека к его социально-групповому статусу, относительная независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов – все это фиксируется понятием «индивидуальность». Личность есть диалектическое единство социально-типического и индивидуального.