77. ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, определили два процесса глобализации, а их коллеги, изучающие «третий мир», установили существование третьего.

1. Базисным процессом, ведущим к возникновению глобальной системы, является процесс экономический, а именно характерная для конца XX в. экспансия капитализма, его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основанную на транснациональных корпорациях (ТНК), которые являются основными действующими лицами современной экономики. Доходы наиболее крупных ТНК выше, чем доходы некоторых государств. Их деятельность, распространенная по всему миру, во многом осуществляется вне контроля со стороны какого-либо государства, а во внутренних операциях и сделках с другими ТНК они интегрируют экономическую деятельность в мировом масштабе.

2. Широко распространенным является также представление о глобализации культуры, поскольку консьюмеризм (стратегии потребительства) распространился по всему миру и заменил или дополнил более локализованные культуры. Стратегии потребительства распространяются через маркетинговую деятельность ТНК и через средства массовой коммуникации (которые также являются собственностью государства).

В ходе исследований некоторых обществ «третьего мира» установлено наличие групп (часто обозначаемых как «компродорские»), чьи интересы попадают под интересы ТНК и которые зачастую обосновывают свое сотрудничество с последними пользой для собственного общества. Однако понятие транснационального капиталистического класса остается неразвитым и не вполне эмпирически обоснованным. Социология глобальной системы все еще находится на ранней стадии своего развития. До сих пор она развивалась неравномерно, более пристальное внимание уделяя анализу роли транснациональных корпораций и менее – культурным и классовым аспектам глобализации. Но тем не менее эти процессы тесно связаны между собой.

Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культурной группы в другую.

В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к бурному росту культурных и экономических обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран, народов и культур. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры, мышления и образов жизни. Благодаря широкой доступности определенных товаров и идей общества меняются и вступают между собой в необычные комбинации.

Социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, определили два процесса глобализации, а их коллеги, изучающие «третий мир», установили существование третьего.

1. Базисным процессом, ведущим к возникновению глобальной системы, является процесс экономический, а именно характерная для конца XX в. экспансия капитализма, его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основанную на транснациональных корпорациях (ТНК), которые являются основными действующими лицами современной экономики. Доходы наиболее крупных ТНК выше, чем доходы некоторых государств. Их деятельность, распространенная по всему миру, во многом осуществляется вне контроля со стороны какого-либо государства, а во внутренних операциях и сделках с другими ТНК они интегрируют экономическую деятельность в мировом масштабе.

2. Широко распространенным является также представление о глобализации культуры, поскольку консьюмеризм (стратегии потребительства) распространился по всему миру и заменил или дополнил более локализованные культуры. Стратегии потребительства распространяются через маркетинговую деятельность ТНК и через средства массовой коммуникации (которые также являются собственностью государства).

В ходе исследований некоторых обществ «третьего мира» установлено наличие групп (часто обозначаемых как «компродорские»), чьи интересы попадают под интересы ТНК и которые зачастую обосновывают свое сотрудничество с последними пользой для собственного общества. Однако понятие транснационального капиталистического класса остается неразвитым и не вполне эмпирически обоснованным. Социология глобальной системы все еще находится на ранней стадии своего развития. До сих пор она развивалась неравномерно, более пристальное внимание уделяя анализу роли транснациональных корпораций и менее – культурным и классовым аспектам глобализации. Но тем не менее эти процессы тесно связаны между собой.

Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культурной группы в другую.

В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к бурному росту культурных и экономических обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран, народов и культур. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры, мышления и образов жизни. Благодаря широкой доступности определенных товаров и идей общества меняются и вступают между собой в необычные комбинации.