36. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СУПЕРСИСТЕМЫ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Одной из самых интересных теорий развития общества в социологии, является теория суперсистем. Ее разработчиком является русско-американский социолог Сорокин Питирим Александрович (1889–1968), который ввел понятие «суперсистема» в социологию.
П. А. Сорокин рассматривал социальную действительность с позиций соцреализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и других «средствах» и не может быть сведена к физической реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений.
Социокультурная реальность характеризуется бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление.
Социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта, сверхрациональной интуиции. Все три способа познания должны быть использованы в систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин признавал интуицию, которая представляет собой свойство высокоодаренной личности, считая, что при ее помощи были сделаны великие открытия.
Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят, по социологической теории П. А. Сорокина, системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня, сфера которых превосходит отдельные общества, организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Социокультурные системы такого характера П. А. Сорокин условно называл суперсистемами.
Главные альтернативы определения сводятся к трем:
1) реальность воспринимается как непосредственно данная в чувствах («чувственная» суперсистема);
2) реальность определяется сверхчувственным образом при помощи интуиции (умозрительная, или «идейная», суперсистема);
3) реальность рассматривается как органическая комбинация двух первых («идеалистическая» суперсистема).
Им соответствуют три формы:
1) истинно-чувственная;
2) духовная (интуитивная);
3) рациональная.
Согласно П. А. Сорокину в различные периоды истории эти возможные базовые предпосылки, как и соответствующие им суперсистемы, находятся в различных фазах своего развития, но в любой период истории существуют пять основных культурных систем, стремящихся в своем выражении реальности к постоянству. Эти системы представлены следующими объектами:
1) язык;
2) этика;
3) религия;
4) искусство;
5) наука.
Согласно П. А. Сорокину каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смены которых происходят в результате войн, революций, кризисов. Кризис современной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки. Выход из этого кризиса представлялся в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры.
Одной из самых интересных теорий развития общества в социологии, является теория суперсистем. Ее разработчиком является русско-американский социолог Сорокин Питирим Александрович (1889–1968), который ввел понятие «суперсистема» в социологию.
П. А. Сорокин рассматривал социальную действительность с позиций соцреализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и других «средствах» и не может быть сведена к физической реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений.
Социокультурная реальность характеризуется бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление.
Социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта, сверхрациональной интуиции. Все три способа познания должны быть использованы в систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин признавал интуицию, которая представляет собой свойство высокоодаренной личности, считая, что при ее помощи были сделаны великие открытия.
Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят, по социологической теории П. А. Сорокина, системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня, сфера которых превосходит отдельные общества, организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Социокультурные системы такого характера П. А. Сорокин условно называл суперсистемами.
Главные альтернативы определения сводятся к трем:
1) реальность воспринимается как непосредственно данная в чувствах («чувственная» суперсистема);
2) реальность определяется сверхчувственным образом при помощи интуиции (умозрительная, или «идейная», суперсистема);
3) реальность рассматривается как органическая комбинация двух первых («идеалистическая» суперсистема).
Им соответствуют три формы:
1) истинно-чувственная;
2) духовная (интуитивная);
3) рациональная.
Согласно П. А. Сорокину в различные периоды истории эти возможные базовые предпосылки, как и соответствующие им суперсистемы, находятся в различных фазах своего развития, но в любой период истории существуют пять основных культурных систем, стремящихся в своем выражении реальности к постоянству. Эти системы представлены следующими объектами:
1) язык;
2) этика;
3) религия;
4) искусство;
5) наука.
Согласно П. А. Сорокину каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смены которых происходят в результате войн, революций, кризисов. Кризис современной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки. Выход из этого кризиса представлялся в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры.