83. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Общеизвестно, что рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели. В результате такого взаимодействия для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объем предложения и спроса.
Однако очевидно, что данное понятие рынка требует корректировки, если речь идет о столь специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (т. е. работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (той или иной специальностью, например токарь, врач, инженер), но и целым «спектром» других качеств. Такими качествами являются мотивация трудового поведения, жизненный опыт, психофизиологические особенности и др. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.
Однако и работодатели (т. е. те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но оценивая его (работника) коммуникабельность, умение работать в коллективе, способность к переобучению, трудовую мобильность.
Труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе. Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов.
Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место излишек рабочей силы. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она реально существовала в скрытой форме. Часть работников фактически только присутствовала на рабочем месте, имитируя трудовую деятельность.
Реформирование экономики в нашей стране остро поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. Уже на первых этапах произошло существенное сокращение численности занятых в экономике страны. Это было связано не только с кризисными явлениями (спадами производства), но и тем, что искусственное поддерживание практически стопроцентной занятости прекратилось. В этот период со свей очевидностью стало ясно, что для эффективной рыночной экономики достаточно занять в экономике 94–95 % трудоспособного населения.
С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу. Таким образом скрытая форма безработицы перешла в открытую. Уже в 1991 г. в стране появились первые официально зарегистрированные безработные.
В такой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном, т. е. таком, при котором уровень безработицы не превышал бы 5 %.
Общеизвестно, что рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели. В результате такого взаимодействия для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объем предложения и спроса.
Однако очевидно, что данное понятие рынка требует корректировки, если речь идет о столь специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (т. е. работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (той или иной специальностью, например токарь, врач, инженер), но и целым «спектром» других качеств. Такими качествами являются мотивация трудового поведения, жизненный опыт, психофизиологические особенности и др. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.
Однако и работодатели (т. е. те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но оценивая его (работника) коммуникабельность, умение работать в коллективе, способность к переобучению, трудовую мобильность.
Труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе. Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов.
Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место излишек рабочей силы. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она реально существовала в скрытой форме. Часть работников фактически только присутствовала на рабочем месте, имитируя трудовую деятельность.
Реформирование экономики в нашей стране остро поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. Уже на первых этапах произошло существенное сокращение численности занятых в экономике страны. Это было связано не только с кризисными явлениями (спадами производства), но и тем, что искусственное поддерживание практически стопроцентной занятости прекратилось. В этот период со свей очевидностью стало ясно, что для эффективной рыночной экономики достаточно занять в экономике 94–95 % трудоспособного населения.
С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу. Таким образом скрытая форма безработицы перешла в открытую. Уже в 1991 г. в стране появились первые официально зарегистрированные безработные.
В такой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном, т. е. таком, при котором уровень безработицы не превышал бы 5 %.