83. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Общеизвестно, что рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели. В результате такого взаимодействия для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объем предложения и спроса.

Однако очевидно, что данное понятие рынка требует корректировки, если речь идет о столь специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (т. е. работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (той или иной специальностью, например токарь, врач, инженер), но и целым «спектром» других качеств. Такими качествами являются мотивация трудового поведения, жизненный опыт, психофизиологические особенности и др. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.

Однако и работодатели (т. е. те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но оценивая его (работника) коммуникабельность, умение работать в коллективе, способность к переобучению, трудовую мобильность.

Труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе. Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов.

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место излишек рабочей силы. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она реально существовала в скрытой форме. Часть работников фактически только присутствовала на рабочем месте, имитируя трудовую деятельность.

Реформирование экономики в нашей стране остро поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. Уже на первых этапах произошло существенное сокращение численности занятых в экономике страны. Это было связано не только с кризисными явлениями (спадами производства), но и тем, что искусственное поддерживание практически стопроцентной занятости прекратилось. В этот период со свей очевидностью стало ясно, что для эффективной рыночной экономики достаточно занять в экономике 94–95 % трудоспособного населения.

С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу. Таким образом скрытая форма безработицы перешла в открытую. Уже в 1991 г. в стране появились первые официально зарегистрированные безработные.

В такой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном, т. е. таком, при котором уровень безработицы не превышал бы 5 %.

Общеизвестно, что рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели. В результате такого взаимодействия для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объем предложения и спроса.

Однако очевидно, что данное понятие рынка требует корректировки, если речь идет о столь специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (т. е. работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (той или иной специальностью, например токарь, врач, инженер), но и целым «спектром» других качеств. Такими качествами являются мотивация трудового поведения, жизненный опыт, психофизиологические особенности и др. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.

Однако и работодатели (т. е. те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но оценивая его (работника) коммуникабельность, умение работать в коллективе, способность к переобучению, трудовую мобильность.

Труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе. Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов.

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место излишек рабочей силы. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она реально существовала в скрытой форме. Часть работников фактически только присутствовала на рабочем месте, имитируя трудовую деятельность.

Реформирование экономики в нашей стране остро поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. Уже на первых этапах произошло существенное сокращение численности занятых в экономике страны. Это было связано не только с кризисными явлениями (спадами производства), но и тем, что искусственное поддерживание практически стопроцентной занятости прекратилось. В этот период со свей очевидностью стало ясно, что для эффективной рыночной экономики достаточно занять в экономике 94–95 % трудоспособного населения.

С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу. Таким образом скрытая форма безработицы перешла в открытую. Уже в 1991 г. в стране появились первые официально зарегистрированные безработные.

В такой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном, т. е. таком, при котором уровень безработицы не превышал бы 5 %.