51. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Первоначально понятие «структура» широко применялось в математике, лингвистике, и лишь с 20 гг. XX в. (но начиная и с Конта, и Спенсера) это понятие прочно укрепилось в социологии.

Единого мнения о понятии социальной структуры в социологии не существует, несмотря на его широко распространенное использование. Употребление определения зависит от теоретического подхода. Есть три точки зрения:

1) социальная структура – это абстрактная величина, которая формируется из гипотез и теорий;

2) это самостоятельный вид реальности, который доступен эмпирическому исследованию;

3) это относительная величина, соблюдающая равновесие между номинизмом и реализмом. Она держится на определенных факторах, которые находятся в постоянном движении. Таким образом, социальная структура современного этапа развития характеризуется как динамичное целое.

Структура – это организованность и упорядоченность системы, это способ взаимодействия и взаимосвязи образующих ее элементов.

Если рассматривать социальную структуру общества, то это совокупность взаимосвязанных социальных групп, институтов и отношений между ними. Социальную структуру рассматривают как:

1) общности, образованные на различии отношения к средствам производства (классовое);

2) общности по разделению труда (социально-профессиональная дифференциация);

3) общности, возникшие на базе культурно-исторической самобытности (этнос);

4) территориальные общности (село);

5) социально-демографические (пол, возраст);

6) социально-политические институты (наука, семья);

7) религиозные общности (христиане, мусульмане). По мере развития общества социальная структура меняется и становится еще сложнее, устойчивей, возникает приспособляемость к условиям среды.

И как раз развитость социальной структуры показывает ее разнообразие – способы связи между людьми, социальными группами и институтами.

В социологии есть два подхода к изучению социальной структуры:

1) классовый – центральное место в структуре занимают классы (на основе разделения труда и производственных отношений) и «классоподобные» социальные группы (интеллигенция);

2) стратификационный – статусные группы в обществе расположены по иерархической лестнице; Пар-сонс, Сорокин, Вебер определяли разные признаки, по которым человек занимал то или иное место в иерархии.

Развитие социальной структуры в любой стране ведет к сближению всех субъектов социальной сферы. Можно сказать, что социальная структура – это:

1) объединение людей, которые взаимодействуют между собой из-за конкретных обстоятельств;

2) иерархия позиций индивида – выполнение определенных функций;

3) совокупность норм и ценностей.

Таким образом, развитие социальной структуры – это сложный, длительный процесс, занимающий целую эпоху или жизнь нескольких поколений людей.

Проблема структурного мышления особенно явно присутствует в функционалистском мышлении, но идентификация «существенных», или первостепенных особенностей определенных социальных структур или типов часто спорна в вопросе о том, предполагают ли они или нет функциональное мышление.

Первоначально понятие «структура» широко применялось в математике, лингвистике, и лишь с 20 гг. XX в. (но начиная и с Конта, и Спенсера) это понятие прочно укрепилось в социологии.

Единого мнения о понятии социальной структуры в социологии не существует, несмотря на его широко распространенное использование. Употребление определения зависит от теоретического подхода. Есть три точки зрения:

1) социальная структура – это абстрактная величина, которая формируется из гипотез и теорий;

2) это самостоятельный вид реальности, который доступен эмпирическому исследованию;

3) это относительная величина, соблюдающая равновесие между номинизмом и реализмом. Она держится на определенных факторах, которые находятся в постоянном движении. Таким образом, социальная структура современного этапа развития характеризуется как динамичное целое.

Структура – это организованность и упорядоченность системы, это способ взаимодействия и взаимосвязи образующих ее элементов.

Если рассматривать социальную структуру общества, то это совокупность взаимосвязанных социальных групп, институтов и отношений между ними. Социальную структуру рассматривают как:

1) общности, образованные на различии отношения к средствам производства (классовое);

2) общности по разделению труда (социально-профессиональная дифференциация);

3) общности, возникшие на базе культурно-исторической самобытности (этнос);

4) территориальные общности (село);

5) социально-демографические (пол, возраст);

6) социально-политические институты (наука, семья);

7) религиозные общности (христиане, мусульмане). По мере развития общества социальная структура меняется и становится еще сложнее, устойчивей, возникает приспособляемость к условиям среды.

И как раз развитость социальной структуры показывает ее разнообразие – способы связи между людьми, социальными группами и институтами.

В социологии есть два подхода к изучению социальной структуры:

1) классовый – центральное место в структуре занимают классы (на основе разделения труда и производственных отношений) и «классоподобные» социальные группы (интеллигенция);

2) стратификационный – статусные группы в обществе расположены по иерархической лестнице; Пар-сонс, Сорокин, Вебер определяли разные признаки, по которым человек занимал то или иное место в иерархии.

Развитие социальной структуры в любой стране ведет к сближению всех субъектов социальной сферы. Можно сказать, что социальная структура – это:

1) объединение людей, которые взаимодействуют между собой из-за конкретных обстоятельств;

2) иерархия позиций индивида – выполнение определенных функций;

3) совокупность норм и ценностей.

Таким образом, развитие социальной структуры – это сложный, длительный процесс, занимающий целую эпоху или жизнь нескольких поколений людей.

Проблема структурного мышления особенно явно присутствует в функционалистском мышлении, но идентификация «существенных», или первостепенных особенностей определенных социальных структур или типов часто спорна в вопросе о том, предполагают ли они или нет функциональное мышление.