57. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Все бывшие ранее и существующие в настоящее время общества ученые делят на определенные типы. Существует деление обществ на:
1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);
2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:
1) общества охотников и собирателей;
2) садоводческие;
3) аграрные;
4) промышленные. Социолог Теннис Ф. делил общества на:
1) допромышленные (сельская община);
2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).
Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:
1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;
2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;
3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.
Существует деление общества по политическим признакам:
1) демократические (гражданское общество);
2) тоталитарное (государство подавляет личность);
3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).
Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).
Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.
Мы видим, что существует множество классификаций, и ни одну из них мы не можем выделить в качестве главной или назвать неправильной (лишь в прошлом марксистская типология считалась главной, а другие – неверными).
Для социологического анализа и исследования общества важно знать, что именно сейчас мы исследуем: если этнос, то на первый план выходит классификация по этнической принадлежности, а остальные отходят на второй план.
Разнообразие мнений о типологии обществ способствует поиску типологий общества.
Различие в определениях одного и того же общества лежит в недостаточно разработанном понятийно-терминологическом аппарате и заимствовании понятий из других наук. Поэтому для упрощения типологиза-ции общества необходимо в первую очередь четко определить понятия и категории социологии.
Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Все бывшие ранее и существующие в настоящее время общества ученые делят на определенные типы. Существует деление обществ на:
1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);
2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:
1) общества охотников и собирателей;
2) садоводческие;
3) аграрные;
4) промышленные. Социолог Теннис Ф. делил общества на:
1) допромышленные (сельская община);
2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).
Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:
1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;
2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;
3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.
Существует деление общества по политическим признакам:
1) демократические (гражданское общество);
2) тоталитарное (государство подавляет личность);
3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).
Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).
Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.
Мы видим, что существует множество классификаций, и ни одну из них мы не можем выделить в качестве главной или назвать неправильной (лишь в прошлом марксистская типология считалась главной, а другие – неверными).
Для социологического анализа и исследования общества важно знать, что именно сейчас мы исследуем: если этнос, то на первый план выходит классификация по этнической принадлежности, а остальные отходят на второй план.
Разнообразие мнений о типологии обществ способствует поиску типологий общества.
Различие в определениях одного и того же общества лежит в недостаточно разработанном понятийно-терминологическом аппарате и заимствовании понятий из других наук. Поэтому для упрощения типологиза-ции общества необходимо в первую очередь четко определить понятия и категории социологии.