60. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Система – это:

1) в широком смысле – область организованного социального обеспечения;

2) совокупность или группа взаимосвязанных элементов, в которых изменение одного затрагивает другие;

3) совокупность или группа элементов (частей), организованная для определенной цели и по отношению к внешней среде. Такие системы могут быть естественными или искусственными и включают, можно сказать, социальные системы. Огюст Конт рассматривал общество как функциональную систему, в состав которой входят семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности. Элементы системы могут быть одинаковыми или различными. Часть внутри системы – одно, вне системы – уже другое. Каждый элемент может быть автономной системой и выполнять определенные функции в системе. Покинув систему, элемент попадает в новую окружающую среду и может играть самостоятельную роль.

Определенный набор элементов образует содержательную сторону любой целостной системы. Огромное значение специфики, конкретных свойств системного объекта имеет структура – внутренняя организация целостной системы.

Наиболее характерный признак социальных систем – их человеческая природа и сущность. Социальные системы являются продуктом и вместе с тем сферой действия людей как общественных существ. К какой бы области общественной жизни мы ни обратились, везде можно увидеть, что универсальным элементом выступает человек, личность. Как общество производит человека, так и человек производит общество. Именно взаимодействие конкретных людей и образует в конечном счете социальную структуру. Социальная структура – это совокупность отношений, за которыми всегда человек, личностные взаимоотношения и все социальные функции – результат деятельности конкретного человека.

Структура не только социологическая категория. Данным термином почти каждая наука обозначает стабильные связи, которые обусловливают и сохраняют порядок целого.

Слово «структура» приобрело терминологический смысл лишь в середине XIX в. Первоначально этот термин шире употреблялся в математике и лингвистике, чем в социальных науках.

Со времен Конта, Герберта Спенсера, К. Маркса данная категория начала использоваться и в социологическом знании.

Единого мнения о понятии социальной структуры в социологии не существует. Употребляемое определение зависит от теоретического подхода. Спенсер стремился показать, каким образом социальная структура, понимаемая как аналогичная, становилась все более дифференцированной и специализированной в результате «социальной эволюции».

Маркс подчеркивал первостепенную важность базиса и более или менее зависимой надстройки как двух главных компонентов социальной структуры. В целом разногласие существует относительно того, состоит ли большинство решающих элементов социальной структуры из «поверхностных» правил, ролей и социальных учреждений или же они являются механизмами и процессами, которые скрыты от взора, но подкрепляют социальную жизнь, как по Марксу или Клоду Леви-Строссу.

Система – это:

1) в широком смысле – область организованного социального обеспечения;

2) совокупность или группа взаимосвязанных элементов, в которых изменение одного затрагивает другие;

3) совокупность или группа элементов (частей), организованная для определенной цели и по отношению к внешней среде. Такие системы могут быть естественными или искусственными и включают, можно сказать, социальные системы. Огюст Конт рассматривал общество как функциональную систему, в состав которой входят семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности. Элементы системы могут быть одинаковыми или различными. Часть внутри системы – одно, вне системы – уже другое. Каждый элемент может быть автономной системой и выполнять определенные функции в системе. Покинув систему, элемент попадает в новую окружающую среду и может играть самостоятельную роль.

Определенный набор элементов образует содержательную сторону любой целостной системы. Огромное значение специфики, конкретных свойств системного объекта имеет структура – внутренняя организация целостной системы.

Наиболее характерный признак социальных систем – их человеческая природа и сущность. Социальные системы являются продуктом и вместе с тем сферой действия людей как общественных существ. К какой бы области общественной жизни мы ни обратились, везде можно увидеть, что универсальным элементом выступает человек, личность. Как общество производит человека, так и человек производит общество. Именно взаимодействие конкретных людей и образует в конечном счете социальную структуру. Социальная структура – это совокупность отношений, за которыми всегда человек, личностные взаимоотношения и все социальные функции – результат деятельности конкретного человека.

Структура не только социологическая категория. Данным термином почти каждая наука обозначает стабильные связи, которые обусловливают и сохраняют порядок целого.

Слово «структура» приобрело терминологический смысл лишь в середине XIX в. Первоначально этот термин шире употреблялся в математике и лингвистике, чем в социальных науках.

Со времен Конта, Герберта Спенсера, К. Маркса данная категория начала использоваться и в социологическом знании.

Единого мнения о понятии социальной структуры в социологии не существует. Употребляемое определение зависит от теоретического подхода. Спенсер стремился показать, каким образом социальная структура, понимаемая как аналогичная, становилась все более дифференцированной и специализированной в результате «социальной эволюции».

Маркс подчеркивал первостепенную важность базиса и более или менее зависимой надстройки как двух главных компонентов социальной структуры. В целом разногласие существует относительно того, состоит ли большинство решающих элементов социальной структуры из «поверхностных» правил, ролей и социальных учреждений или же они являются механизмами и процессами, которые скрыты от взора, но подкрепляют социальную жизнь, как по Марксу или Клоду Леви-Строссу.