39. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия?
Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к определению этих понятий строго, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. Individ – «неделимый, конечный»).
Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении. Личность – это субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Развитие человека как социального существа представляет собой развитие его как личности, представляющей собой вершинный уровень психики.
Следовательно, основанием психологической периодизации развития должны выступать закономерности становления личности.
Во время создания периодизации возрастного развития, исходящей из системных критериев, понятия «личность» и «мировоззрение» были «недостаточно точными и научными терминами». В понятие мировоззрение Л. С. Выготским было вложено представление о наличном способе отношения ребенка к миру, а под личностью понималось социальное образование, возникающее на поздних этапах развития и охватывающее единство поведения, которое характеризуется признаком овладения. Анализ контекста использования понятия «личность» обнаруживает ее трактовку как орудия овладения процессами собственного поведения.
Развитие личности связывается с развитием в различных сферах культуры и предполагает овладение:
1) культурными орудиями;
2) внутренним миром.
Это реализуется единством всех процессов, входящих в состав высших форм поведения на основе двух моментов:
1) единства задачи, стоящей перед человеком;
2) средств, которые диктуют структуру поведения. Основными критериями периодизации выступают
новообразования, возникающие к концу возрастного периода (концепция Л. С. Выготского).
Формирование личности невозможно в рамках одной-единственной деятельности: личность является продуктом всей совокупности социальных отношений индивида, продуктом его образа жизни. Следовательно, путь к формированию (управлению развитием) личности лежит в сфере проектирования и управления развитием образа жизни.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия?
Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к определению этих понятий строго, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. Individ – «неделимый, конечный»).
Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении. Личность – это субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Развитие человека как социального существа представляет собой развитие его как личности, представляющей собой вершинный уровень психики.
Следовательно, основанием психологической периодизации развития должны выступать закономерности становления личности.
Во время создания периодизации возрастного развития, исходящей из системных критериев, понятия «личность» и «мировоззрение» были «недостаточно точными и научными терминами». В понятие мировоззрение Л. С. Выготским было вложено представление о наличном способе отношения ребенка к миру, а под личностью понималось социальное образование, возникающее на поздних этапах развития и охватывающее единство поведения, которое характеризуется признаком овладения. Анализ контекста использования понятия «личность» обнаруживает ее трактовку как орудия овладения процессами собственного поведения.
Развитие личности связывается с развитием в различных сферах культуры и предполагает овладение:
1) культурными орудиями;
2) внутренним миром.
Это реализуется единством всех процессов, входящих в состав высших форм поведения на основе двух моментов:
1) единства задачи, стоящей перед человеком;
2) средств, которые диктуют структуру поведения. Основными критериями периодизации выступают
новообразования, возникающие к концу возрастного периода (концепция Л. С. Выготского).
Формирование личности невозможно в рамках одной-единственной деятельности: личность является продуктом всей совокупности социальных отношений индивида, продуктом его образа жизни. Следовательно, путь к формированию (управлению развитием) личности лежит в сфере проектирования и управления развитием образа жизни.