89. ПРОЦЕСС УРБАНИЗАЦИИ, ЕГО ЭТАПЫ МИГРАЦИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Урбанизация представляет собой исторически определенный этап развития отношений между городом и деревней, включающий в себя преобразование последней, качественное и количественное преобразование социальных общностей по формам поселения и отношений между ними, меняющий всю поселенческую структуру общества.

Процесс урбанизации имеет вполне конкретные социально-экономические предпосылки, из которых главными являются широкое разделение труда и формирование крупной промышленности. Этот период связан с переходом от мануфактурного к машинному производству, с формированием промышленного капитала и системы наемного труда.

Предпосылками для развития городов и расширения сети городского расселения в эпоху машинного производства стали особенности промышленного капитала – беспрерывное стремление капитала к самовозрастанию и его централизующий характер. Прежде рассеянные, раздробленные и мелкие средства производства капитал объединяет и концентрирует.

Развитие промышленности приходит в противоречие с деконцентрированной формой расселения.

На базе этих предпосылок формируются и новая форма расселения, и новая форма социально поселенческой структуры общества.

Система расселения, оставшаяся в наследство от докапиталистических формаций, представляла собой систему чрезвычайно рассеянных в пространстве поселений, которая стала исходным пунктом движения общества к современной урбанизированной структуре расселения. Поэтому в исторической ретроспективе процесс урбанизации можно разделить на два этапа развития:

1) первый этап – период, протекающий в рамках сохранения точечной структуры расселения (XVIII в. – первая половина XX в.);

2) второй этап начинается с переходом от точечной к «ареальной» структуре (с середины XX в.). Сложный комплекс социального пространства города, включающий город, пригороды, населенные пункты, получил название агломерации. (Еще более сложный тип урбанизированного пространства – мегаполис, представляющий совокупность двух и более агломераций, имеющих тенденцию к слиянию.) Агломерация становится основным элементом «ареаль-ного» расселения, население ее представляет собой социально-территориальную общность, объединяемую отношением к хозяйственно освоенной территории. В то же время агломерация является как бы моделью урбанизации, моделью социально-поселенческой структуры общества.

Необходимость обеспечения рабочей силой производств обуславливает усиление территориальной и социальной подвижности населения. На этой основе возникает новое явление в социально-демографической структуре ареала – маятниковая миграция населения, которая обеспечивает рациональное использование трудовых ресурсов города и периферийного окружения.

Миграция – смена места жительства, перемещение людей на иную территорию.

В миграции обычно выделяются четыре вида: эпизодическая, маятниковая, сезонная и безвозвратная. Важное значение для социального, экономического и демографического развития имеет безвозвратная миграция.

Миграция населения может рассматриваться в двух разрезах: межтерриториальном и межпоселенческом.

Урбанизация представляет собой исторически определенный этап развития отношений между городом и деревней, включающий в себя преобразование последней, качественное и количественное преобразование социальных общностей по формам поселения и отношений между ними, меняющий всю поселенческую структуру общества.

Процесс урбанизации имеет вполне конкретные социально-экономические предпосылки, из которых главными являются широкое разделение труда и формирование крупной промышленности. Этот период связан с переходом от мануфактурного к машинному производству, с формированием промышленного капитала и системы наемного труда.

Предпосылками для развития городов и расширения сети городского расселения в эпоху машинного производства стали особенности промышленного капитала – беспрерывное стремление капитала к самовозрастанию и его централизующий характер. Прежде рассеянные, раздробленные и мелкие средства производства капитал объединяет и концентрирует.

Развитие промышленности приходит в противоречие с деконцентрированной формой расселения.

На базе этих предпосылок формируются и новая форма расселения, и новая форма социально поселенческой структуры общества.

Система расселения, оставшаяся в наследство от докапиталистических формаций, представляла собой систему чрезвычайно рассеянных в пространстве поселений, которая стала исходным пунктом движения общества к современной урбанизированной структуре расселения. Поэтому в исторической ретроспективе процесс урбанизации можно разделить на два этапа развития:

1) первый этап – период, протекающий в рамках сохранения точечной структуры расселения (XVIII в. – первая половина XX в.);

2) второй этап начинается с переходом от точечной к «ареальной» структуре (с середины XX в.). Сложный комплекс социального пространства города, включающий город, пригороды, населенные пункты, получил название агломерации. (Еще более сложный тип урбанизированного пространства – мегаполис, представляющий совокупность двух и более агломераций, имеющих тенденцию к слиянию.) Агломерация становится основным элементом «ареаль-ного» расселения, население ее представляет собой социально-территориальную общность, объединяемую отношением к хозяйственно освоенной территории. В то же время агломерация является как бы моделью урбанизации, моделью социально-поселенческой структуры общества.

Необходимость обеспечения рабочей силой производств обуславливает усиление территориальной и социальной подвижности населения. На этой основе возникает новое явление в социально-демографической структуре ареала – маятниковая миграция населения, которая обеспечивает рациональное использование трудовых ресурсов города и периферийного окружения.

Миграция – смена места жительства, перемещение людей на иную территорию.

В миграции обычно выделяются четыре вида: эпизодическая, маятниковая, сезонная и безвозвратная. Важное значение для социального, экономического и демографического развития имеет безвозвратная миграция.

Миграция населения может рассматриваться в двух разрезах: межтерриториальном и межпоселенческом.