5. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ВИДЫ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Социологическое исследование – это система логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Второй этап – сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения – записи исследователя, выписки из документов и т. д.
Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, сама обработка на ЭВМ.
Заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулировка выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.
Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования:
1) разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи;
2) описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении;
3) аналитическое исследование – наиболее серьезный вид социологического анализа, который не только описывает элементы явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос. Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами:
1) информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц;
2) события фиксируются в момент их свершения;
3) регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания.
Другим важнейшим методом социологического исследования является изучение документов. Документом в конкретном социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке.
Необходимым элементом социологического исследования является опрос. Он дает информацию о субъективных мнениях, чувствах, мотивах поведения индивида, во многих случаях является источником сведений и об объективных процессах.
После окончания сбора первичной социологической информации проводятся подготовка к обработке полученных анкет и выборка анкет. Выборка – это часть генеральной совокупности, подлежащая непосредственному изучению. Полученные данные представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и сущности изучаемого явления.
Заключительная часть социологического исследования – это оформление результатов исследования. Важнейшим документом исследования является отчет, который имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Социологическое исследование – это система логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Второй этап – сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения – записи исследователя, выписки из документов и т. д.
Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, сама обработка на ЭВМ.
Заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулировка выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.
Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования:
1) разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи;
2) описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении;
3) аналитическое исследование – наиболее серьезный вид социологического анализа, который не только описывает элементы явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос. Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами:
1) информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц;
2) события фиксируются в момент их свершения;
3) регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания.
Другим важнейшим методом социологического исследования является изучение документов. Документом в конкретном социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке.
Необходимым элементом социологического исследования является опрос. Он дает информацию о субъективных мнениях, чувствах, мотивах поведения индивида, во многих случаях является источником сведений и об объективных процессах.
После окончания сбора первичной социологической информации проводятся подготовка к обработке полученных анкет и выборка анкет. Выборка – это часть генеральной совокупности, подлежащая непосредственному изучению. Полученные данные представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и сущности изучаемого явления.
Заключительная часть социологического исследования – это оформление результатов исследования. Важнейшим документом исследования является отчет, который имеет как теоретическое, так и практическое значение.