7.3 Управление ГД
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Управление ГД - совокупность мероприятий связанная с установлением предельных еже-
годных значений ГД, погашением задолжностей и выплатой %, с изменением условий вы-
пущенных займов, с определением условий и выпуском новых займов, снижением ст-ти
обслуживания ГД, с осуществлением контроля за заимствованиями субъектов.
1. Установление ежегодных значений производится с графиком платежей, предельные
значения устанавливает бюджет.
2. Если страна испытывает финансовые, бюджетные трудности, то она может прибегнуть
к рефинансированию и реструктуризации ГД.
Рефинансирование ГД - погашение старой задолжности путем выпуска нового займа.
Реструктуризация ГД - погашение долговых обязательств с одновременным заимствова-
нием в объемах погашаемых долговых обязательств, с установлением иных условий об-
служивания долга и сроков погашения ГД.
3. Изменение условий выпущенных займов
Конверсия ГД - изменение доходности займа (% ставки)
Консолидация ГД - изменение срока действия выпущенного займа (возможно со-
вмещение консолидации и конверсии ГД)
Унификация ГД - объединение нескольких займов в один (→↓ кол-ва видов ц/б,
упрощение работы с ними)
ПР: объединение 11 займов в 1947 году
Отсрочка погашения займа (старый долг погашается новым, чтобы выйти из тяже-
лого положения. Отличается от консолидации тем, что при отсрочке, не погашает-
ся ни основной долг, ни погашение %)
Аннулирование ГД (крайняя мера, когда Г. отказывается от своих обязательств по
принятым долгам: смена власти, Правительства)
3. Определение условий выпуска новых займов.
4. Контроль за заимствованием.
Величина ГД РФ и динамика ГД
млрд. руб. % к VВВП
1998 1999 2000 2001 2002 1998 1999 2000 2001 2002
ГД (на конец
периода) 3991,7 4844,2 4479,7 4435,1 4520,5 146,4 101,9 61,3 49,1 41,9
- внутренний
- внешний
757,9
3233,8
578,2
4276,8
557,4
3922,3
533,5
3901,6
531,6
3988,9
27,8
118,6
12,1
89,7
7,6
53,7
5,9
43,2
4,9
36,9
*) справоч-
но:
Внешний
долг в млрд.
$ США
156,6 158,4 139,3 129,5 128,3 … … … … …
2005г.
1 октября - внутренний ГД = 837,06 млрд. руб.
1 июля - внешний ГД = $107,6 млрд.
2006г.
Предельное значение ГД на 1 января 2006г. = $79,2 млрд. (ст.84 ФБ РФ):
Иностранным _______гос-ам кроме СНГ = $68.8 млрд.
Гос-ам СНГ = $3,2 млрд.
Гарантии = $2,9 млрд.
Позиция России на мировом рынке как кредитора
До 40-х гг. СССР - заемщик (в основном). СССР давали кредиты Ирану, Турции, Афгани-
стану.
После ВОВ:
Большие кредиты выдаются развивающимся странам для эконом. развития и НТП. 2/5
долга приходилось на Кубу, Монголию, Вьетнам, Индию.
Особенность долга:
Большая часть ГД погашается традиционными для стран-должников товарами (Россия
выплачивает долг твердой валютой).
Задолжность перед Россией:
2005г. - $95 млрд. (большая часть - страны Азии и Африки и 5% СНГ)
Значение ГК в жизни общества
↑ кредиты, → ↑ долга, →необходимость выплаты долга может привести к ↑ налогов.
Кредит способствует ускорению развития экономики, обеспечивает непрерывность
процесса развития (“+”).
Кредит приводит к развитию интернационализации, взаимопомощи (“+”).
Кредит приводит к диспропорциям в развитии экономики, к зависимости одних стран
от других (“-”).
Есть мнение, что внутренний долг приводит к вымыванию частного капитала.
Кредит может быть средством полит. давления (кредитная блокада, кредитная дискри-
минация: была применена ООН после ВОВ по отношению к СССР).
Управление долгом со стороны международных финансовых организаций
Первоначальная схема:
1. Страны-должники должны регулярно погашать долг, выплачивать% и проводить ме-
ры по стабилизации экономики.
2. Кредиторы должны учитывать трудности заемщика, соглашаться продлевать сроки, в
отдельных случаях предоставлять займы для выплаты новых %.
3. Принятие стабилизационной программы (обязательное условие)
Основные требования:
- преодоление инфляции в стране-должнике
Снижение БД, уменьшая Б. расходы: соц. расходы; расходы на кап. вложения и
управление.
Сдерживание роста цен, →жесткая кредитная политика (контроль за ↑ з/п).
Приватизация гос. сектора.
Выравнивание внутренних цен с ценами Мирового рынка.
Пересмотр графика платежей по долгу.
Контроль за курсом нац. валюты.
С конца 80-х→ новый механизм:
o Банки, учитывая трудности стран-должников, могли смириться с частичным списа-
нием долгов.
o Конверсия долговых обязательств в облигации в разных вариантах:
1) облигации со скидкой по номиналу, но с сохранением% ставки
2) облигации по номиналу, но со снижением% ставки
3) конверсия обязательств в реальный капитал (кроме кап. вложений)
Управление ГД - совокупность мероприятий связанная с установлением предельных еже-
годных значений ГД, погашением задолжностей и выплатой %, с изменением условий вы-
пущенных займов, с определением условий и выпуском новых займов, снижением ст-ти
обслуживания ГД, с осуществлением контроля за заимствованиями субъектов.
1. Установление ежегодных значений производится с графиком платежей, предельные
значения устанавливает бюджет.
2. Если страна испытывает финансовые, бюджетные трудности, то она может прибегнуть
к рефинансированию и реструктуризации ГД.
Рефинансирование ГД - погашение старой задолжности путем выпуска нового займа.
Реструктуризация ГД - погашение долговых обязательств с одновременным заимствова-
нием в объемах погашаемых долговых обязательств, с установлением иных условий об-
служивания долга и сроков погашения ГД.
3. Изменение условий выпущенных займов
Конверсия ГД - изменение доходности займа (% ставки)
Консолидация ГД - изменение срока действия выпущенного займа (возможно со-
вмещение консолидации и конверсии ГД)
Унификация ГД - объединение нескольких займов в один (→↓ кол-ва видов ц/б,
упрощение работы с ними)
ПР: объединение 11 займов в 1947 году
Отсрочка погашения займа (старый долг погашается новым, чтобы выйти из тяже-
лого положения. Отличается от консолидации тем, что при отсрочке, не погашает-
ся ни основной долг, ни погашение %)
Аннулирование ГД (крайняя мера, когда Г. отказывается от своих обязательств по
принятым долгам: смена власти, Правительства)
3. Определение условий выпуска новых займов.
4. Контроль за заимствованием.
Величина ГД РФ и динамика ГД
млрд. руб. % к VВВП
1998 1999 2000 2001 2002 1998 1999 2000 2001 2002
ГД (на конец
периода) 3991,7 4844,2 4479,7 4435,1 4520,5 146,4 101,9 61,3 49,1 41,9
- внутренний
- внешний
757,9
3233,8
578,2
4276,8
557,4
3922,3
533,5
3901,6
531,6
3988,9
27,8
118,6
12,1
89,7
7,6
53,7
5,9
43,2
4,9
36,9
*) справоч-
но:
Внешний
долг в млрд.
$ США
156,6 158,4 139,3 129,5 128,3 … … … … …
2005г.
1 октября - внутренний ГД = 837,06 млрд. руб.
1 июля - внешний ГД = $107,6 млрд.
2006г.
Предельное значение ГД на 1 января 2006г. = $79,2 млрд. (ст.84 ФБ РФ):
Иностранным _______гос-ам кроме СНГ = $68.8 млрд.
Гос-ам СНГ = $3,2 млрд.
Гарантии = $2,9 млрд.
Позиция России на мировом рынке как кредитора
До 40-х гг. СССР - заемщик (в основном). СССР давали кредиты Ирану, Турции, Афгани-
стану.
После ВОВ:
Большие кредиты выдаются развивающимся странам для эконом. развития и НТП. 2/5
долга приходилось на Кубу, Монголию, Вьетнам, Индию.
Особенность долга:
Большая часть ГД погашается традиционными для стран-должников товарами (Россия
выплачивает долг твердой валютой).
Задолжность перед Россией:
2005г. - $95 млрд. (большая часть - страны Азии и Африки и 5% СНГ)
Значение ГК в жизни общества
↑ кредиты, → ↑ долга, →необходимость выплаты долга может привести к ↑ налогов.
Кредит способствует ускорению развития экономики, обеспечивает непрерывность
процесса развития (“+”).
Кредит приводит к развитию интернационализации, взаимопомощи (“+”).
Кредит приводит к диспропорциям в развитии экономики, к зависимости одних стран
от других (“-”).
Есть мнение, что внутренний долг приводит к вымыванию частного капитала.
Кредит может быть средством полит. давления (кредитная блокада, кредитная дискри-
минация: была применена ООН после ВОВ по отношению к СССР).
Управление долгом со стороны международных финансовых организаций
Первоначальная схема:
1. Страны-должники должны регулярно погашать долг, выплачивать% и проводить ме-
ры по стабилизации экономики.
2. Кредиторы должны учитывать трудности заемщика, соглашаться продлевать сроки, в
отдельных случаях предоставлять займы для выплаты новых %.
3. Принятие стабилизационной программы (обязательное условие)
Основные требования:
- преодоление инфляции в стране-должнике
Снижение БД, уменьшая Б. расходы: соц. расходы; расходы на кап. вложения и
управление.
Сдерживание роста цен, →жесткая кредитная политика (контроль за ↑ з/п).
Приватизация гос. сектора.
Выравнивание внутренних цен с ценами Мирового рынка.
Пересмотр графика платежей по долгу.
Контроль за курсом нац. валюты.
С конца 80-х→ новый механизм:
o Банки, учитывая трудности стран-должников, могли смириться с частичным списа-
нием долгов.
o Конверсия долговых обязательств в облигации в разных вариантах:
1) облигации со скидкой по номиналу, но с сохранением% ставки
2) облигации по номиналу, но со снижением% ставки
3) конверсия обязательств в реальный капитал (кроме кап. вложений)