2.4. Конкуренция.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 

На рынке асбестоцементных изделий, охватывающем всю Российскую Федерацию, действуют 24 предприятия. Три предприятия в сумме имеют долю рынка равную 54,75% (ОАО «БелАЦИ»-26,1%; ОАО «Себряковский КАЦИ»-18,35%; ОАО «Сухоложскасбоцемент»-10,3%). На остальные 21 предприятие приходится 35,5%, в среднем на каждое по 2,2%.

Проанализируем конкурентов и наши собственные позиции на рынке.

Анализ конкуренции.

                                                                             Таблица 2.1.

Кто наши конкуренты?

 

1.         ОАО Себряковский КАЦИ

2.         ОАО Сухоложскасбоцемент

3.         ОАО Волна

Каковы их сильные и слабые стороны?

 

Сильные стороны:

1. Гибкая ценовая политика.

2. Высококвалифицированные маркетологи.

3. Новое оборудование.

Слабые стороны:

1. Узкий ассортимент выпускаемой продукции.

2. Низкий процент использования производственных мощностей.

3. Нестабильное финансовое состояние.

Какие стратегии маркетинга используют конкуренты, и в каких пределах?

Конкуренты в основном используют стратегию удержания имеющейся доли рынка, и лишь незначительное их число стремятся к ее увеличению.

Какие новые конкуренты могут появиться (товары близкого назначения, многофункциональные изделия и т.д.)?

Существует возможность появления новых видов асбестоцементных изделий, активным поиском которых занимается как ОАО «БелАЦИ» так и его конкуренты.

 

Собственные позиции на рынке.

                                                 Таблица 2.2.

 

 

Наши успехи в прошлом

 

  Наши неудачи

 

1. Установка технологической линии по

производству окрашенных асбестоцементных листов.

2. Установка технологической линии по

производству ЛКМ для окраски шифера.

3. Установка технологической линии по

производству мелкоразмерной плитки.

1. Не вполне тщательно изучается

конъюнктура рынка.

 

 

Оценим сильные и слабые стороны предприятия в сравнении с ОАО «Волна», так как данное предприятие, являясь представителем основной массы российских заводов по производству асбестоцементных изделий, отражает их состояние на данный момент.

В - ОАО «Волна»

Б - ОАО «БелАЦИ»

           

Вспомогательная таблица для оценки сильных и слабых

сторон предприятия.

                                                                                                                        Таблица 2.3.

Показатель

 

Оценка в баллах

0-3

4-7

8-10

Использование мощностей

 

В

Б

Широта, глубина и гармоничность ассортимента

 

В

Б

Экономия сырья и материалов

 

 

БВ

Качество сырья и материалов

 

 

БВ

Состояние оборудования

 

Б

В

Качество производимой продукции

 

В

Б

Экология

 

Б

В

Производительность труда

 

 

БВ

Профессиональный состав работников

 

 

БВ

Имидж и репутация

 

В

Б

Маркетинг

Б

 

В

Доля рынка Российской Федерации

В

 

Б

Гибкость ценовой политики

Б

В

 

Реклама

 

В

Б

Стимулирование сбыта и продвижения товаров

 

БВ

 

Разработка новых товаров

 

БВ

 

Финансовая устойчивость, платежеспособность

 

БВ

 

Прибыль

 

В

Б

Рентабельность

В

Б

 

Уровень организации труда

 

 

БВ

 

Выделим сильные и слабые стороны предприятия и проведем SWOТ-анализ.

Сильные и слабые стороны ОАО «БелАЦИ».                                                                                                                                                                                    Таблица 2.4.

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Производство

 

1) Довольно высокое качество выпускаемой продукции.

2) Контроль качества сырья и готовой продукции.

3) Оборудование, позволяющее работать практически без брака.

1) Оборудование, требующее модернизации.

2) Технологические линии, требующие больших производственных площадей.

Кадры

 

1) Добросовестные опытные производственные работники со стажем.

2) Высококвалифицированные специалисты.

 

Маркетинг

 

1) Налаженные каналы сбыта.

2) Участие в выставках, конференциях и т. п.

3) Положительный имидж.

1) Плохо изучена конъюнктура рынка.

 

Организация

 

1) Простота организационной структуры.

2) Четко определены обязанности и ответственность каждого работника.

1) Отсутствуют отдел маркетинга.

Финансы

 

1) Устойчивое финансовое состояние.

2) Регулярно получаемая прибыль направляется на расширенное воспроизводство.

1) Прибыль поступает в рублях, которые имеют тенденцию к обесцениванию.

 

Данная таблица наглядно показывает, что наиболее сильными сторонами предприятия являются производство, кадры и финансы, хотя в областях производства и финансов есть некоторые проблемы.

SW0Т- анализ.

Итогом анализа среды предприятия является сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с угрозами и возможностями (таблица 2.5.)

Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны предприятия.

                                                                                                                                         Таблица 2.5.

Сильные стороны

 

Слабые стороны

 

1) Качественная продукция.

2) Налаженные каналы сбыта.

3) Устойчивое финансовое состояние.

4) Высококвалифицированные специалисты.

 

1) Устаревшее оборудование.

2) Плохо изученная конъюнктура рынка.

3) Технологические линии, требующие

больших производственных площадей.

4) Зависимость от экономической ситуации в

стране.

Возможности

 

Угрозы

 

1) Расширение ассортимента выпускаемой

продукции.

2) Сложившийся круг поставщиков.

3) Выход на новые рынки сбыта.

1) Активные поиски конкурентами новых

видов продукции.

2) Нестабильная экономическая ситуация в

стране.

 

            Теперь попытаемся сопоставить некоторые сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами.

            1) На предприятии выпускается качественная продукция, кроме того, существует возможность расширения ассортимента, однако есть угроза появления у конкурентов новых видов продукции.

            2) Существует возможность выхода на новые рынки, однако технологическое оборудование требует больших производственных площадей, к тому же нестабильная экономическая ситуация в стране.

            3) Налаженные каналы сбыта, к тому же сложившийся круг поставщиков, но плохо изученная конъюнктура рынка.

            4) ОАО "БелАЦИ" имеет устойчивое финансовое состояние, но зависит от экономической ситуации в стране.

            5) Высококвалифицированный персонал, но устаревшее оборудование.

Таким образом, ОАО «БелАЦИ» на сегодняшний день является одним из лидеров отрасли, и, имея ряд сильных сторон, занимает высокую конкурентную позицию.

Однако имеющиеся слабые стороны могут:

            1) отрицательно повлиять на конкурентную позицию предприятия в отрасли;

            2) сдерживать его дальнейший рост.

На рынке асбестоцементных изделий, охватывающем всю Российскую Федерацию, действуют 24 предприятия. Три предприятия в сумме имеют долю рынка равную 54,75% (ОАО «БелАЦИ»-26,1%; ОАО «Себряковский КАЦИ»-18,35%; ОАО «Сухоложскасбоцемент»-10,3%). На остальные 21 предприятие приходится 35,5%, в среднем на каждое по 2,2%.

Проанализируем конкурентов и наши собственные позиции на рынке.

Анализ конкуренции.

                                                                             Таблица 2.1.

Кто наши конкуренты?

 

1.         ОАО Себряковский КАЦИ

2.         ОАО Сухоложскасбоцемент

3.         ОАО Волна

Каковы их сильные и слабые стороны?

 

Сильные стороны:

1. Гибкая ценовая политика.

2. Высококвалифицированные маркетологи.

3. Новое оборудование.

Слабые стороны:

1. Узкий ассортимент выпускаемой продукции.

2. Низкий процент использования производственных мощностей.

3. Нестабильное финансовое состояние.

Какие стратегии маркетинга используют конкуренты, и в каких пределах?

Конкуренты в основном используют стратегию удержания имеющейся доли рынка, и лишь незначительное их число стремятся к ее увеличению.

Какие новые конкуренты могут появиться (товары близкого назначения, многофункциональные изделия и т.д.)?

Существует возможность появления новых видов асбестоцементных изделий, активным поиском которых занимается как ОАО «БелАЦИ» так и его конкуренты.

 

Собственные позиции на рынке.

                                                 Таблица 2.2.

 

 

Наши успехи в прошлом

 

  Наши неудачи

 

1. Установка технологической линии по

производству окрашенных асбестоцементных листов.

2. Установка технологической линии по

производству ЛКМ для окраски шифера.

3. Установка технологической линии по

производству мелкоразмерной плитки.

1. Не вполне тщательно изучается

конъюнктура рынка.

 

 

Оценим сильные и слабые стороны предприятия в сравнении с ОАО «Волна», так как данное предприятие, являясь представителем основной массы российских заводов по производству асбестоцементных изделий, отражает их состояние на данный момент.

В - ОАО «Волна»

Б - ОАО «БелАЦИ»

           

Вспомогательная таблица для оценки сильных и слабых

сторон предприятия.

                                                                                                                        Таблица 2.3.

Показатель

 

Оценка в баллах

0-3

4-7

8-10

Использование мощностей

 

В

Б

Широта, глубина и гармоничность ассортимента

 

В

Б

Экономия сырья и материалов

 

 

БВ

Качество сырья и материалов

 

 

БВ

Состояние оборудования

 

Б

В

Качество производимой продукции

 

В

Б

Экология

 

Б

В

Производительность труда

 

 

БВ

Профессиональный состав работников

 

 

БВ

Имидж и репутация

 

В

Б

Маркетинг

Б

 

В

Доля рынка Российской Федерации

В

 

Б

Гибкость ценовой политики

Б

В

 

Реклама

 

В

Б

Стимулирование сбыта и продвижения товаров

 

БВ

 

Разработка новых товаров

 

БВ

 

Финансовая устойчивость, платежеспособность

 

БВ

 

Прибыль

 

В

Б

Рентабельность

В

Б

 

Уровень организации труда

 

 

БВ

 

Выделим сильные и слабые стороны предприятия и проведем SWOТ-анализ.

Сильные и слабые стороны ОАО «БелАЦИ».                                                                                                                                                                                    Таблица 2.4.

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Производство

 

1) Довольно высокое качество выпускаемой продукции.

2) Контроль качества сырья и готовой продукции.

3) Оборудование, позволяющее работать практически без брака.

1) Оборудование, требующее модернизации.

2) Технологические линии, требующие больших производственных площадей.

Кадры

 

1) Добросовестные опытные производственные работники со стажем.

2) Высококвалифицированные специалисты.

 

Маркетинг

 

1) Налаженные каналы сбыта.

2) Участие в выставках, конференциях и т. п.

3) Положительный имидж.

1) Плохо изучена конъюнктура рынка.

 

Организация

 

1) Простота организационной структуры.

2) Четко определены обязанности и ответственность каждого работника.

1) Отсутствуют отдел маркетинга.

Финансы

 

1) Устойчивое финансовое состояние.

2) Регулярно получаемая прибыль направляется на расширенное воспроизводство.

1) Прибыль поступает в рублях, которые имеют тенденцию к обесцениванию.

 

Данная таблица наглядно показывает, что наиболее сильными сторонами предприятия являются производство, кадры и финансы, хотя в областях производства и финансов есть некоторые проблемы.

SW0Т- анализ.

Итогом анализа среды предприятия является сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с угрозами и возможностями (таблица 2.5.)

Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны предприятия.

                                                                                                                                         Таблица 2.5.

Сильные стороны

 

Слабые стороны

 

1) Качественная продукция.

2) Налаженные каналы сбыта.

3) Устойчивое финансовое состояние.

4) Высококвалифицированные специалисты.

 

1) Устаревшее оборудование.

2) Плохо изученная конъюнктура рынка.

3) Технологические линии, требующие

больших производственных площадей.

4) Зависимость от экономической ситуации в

стране.

Возможности

 

Угрозы

 

1) Расширение ассортимента выпускаемой

продукции.

2) Сложившийся круг поставщиков.

3) Выход на новые рынки сбыта.

1) Активные поиски конкурентами новых

видов продукции.

2) Нестабильная экономическая ситуация в

стране.

 

            Теперь попытаемся сопоставить некоторые сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами.

            1) На предприятии выпускается качественная продукция, кроме того, существует возможность расширения ассортимента, однако есть угроза появления у конкурентов новых видов продукции.

            2) Существует возможность выхода на новые рынки, однако технологическое оборудование требует больших производственных площадей, к тому же нестабильная экономическая ситуация в стране.

            3) Налаженные каналы сбыта, к тому же сложившийся круг поставщиков, но плохо изученная конъюнктура рынка.

            4) ОАО "БелАЦИ" имеет устойчивое финансовое состояние, но зависит от экономической ситуации в стране.

            5) Высококвалифицированный персонал, но устаревшее оборудование.

Таким образом, ОАО «БелАЦИ» на сегодняшний день является одним из лидеров отрасли, и, имея ряд сильных сторон, занимает высокую конкурентную позицию.

Однако имеющиеся слабые стороны могут:

            1) отрицательно повлиять на конкурентную позицию предприятия в отрасли;

            2) сдерживать его дальнейший рост.