§ 3.3. «Юридическое неравенство участников финансовых правоотношений».
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20
Метод правового регулирования финансовых отношений существенным образом влияет на характер и особенности правовой связи участников данного вида отношений. Рассматривая властно-имущественные отношения между субъектами финансового права, автор исследует модели функционирования государства в сфере финансовой деятельности, выделяя три основные направления: государство-суверен, государство-собственник и государство-контролер.
Реализация финансовой правосубъектности государства и входящих в его состав публично-правовых образований может происходить только через уполномоченные органы. Но в то же время при включении в число субъектов финансовых правоотношений государственных органов и органов местного самоуправления необходимо учитывать неразрывную связь, существующую между ними и общественно-территориальными образованиями, от имени и в интересах которых они действуют.
Осуществляя властные полномочия в сфере финансов, государство наделяет государственные органы специальной компетенцией. При этом следует различать две группы государственных органов. К первой группе относятся органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление отдельных мероприятий, связанных с финансовой деятельностью публично-правовых образований. Во вторую группу следует включить систему органов, реализующих исключительно финансово-правовую компетенцию.
В работе исследуется категория «неравенства» участников финансовых правоотношений, изучаются особенности функционального и институционального подчинения. Функциональное подчинение одной группы участников требованиям другой всегда осуществляется в рамках реализации финансовой деятельности государства и местных (муниципальных) образований. Институциональное подчинение предполагает, что в рамках однотипных правовых отношений один и тот же участник может одновременно быть и подчиняющим субъектом, и подчиненным. В качестве примера институционального подчинения рассматривается правовое положение органов государственной власти субъектов РФ в бюджетных и межбюджетных отношениях.
Особое внимание в работе уделено проблеме «перенесения» властных полномочий на хозяйствующих субъектов, не являющихся государственными органами. В связи с этим изучаются полномочия кредитных организаций, выполняющих функции агентов валютного контроля, юридических и физических лиц - налоговых агентов, а также других организаций, наделенных функциями контроля за правильностью осуществления налогоплательщиками возложенных на них обязательств.
Выявляя особенности участия в финансовых отношениях физических лиц, автор отмечает, что в подавляющем большинстве последние находятся в подчиненном положении по отношению к другим участникам. Исключением из этого правила являются случаи осуществления физическим лицом функций налогового агента. Функциональное подчинение физических лиц проявляется в налоговых, валютных, денежно-кредитных отношениях, а также отношениях, возникающих в сфере обязательного государственного страхования и некоторых других.
Метод правового регулирования финансовых отношений существенным образом влияет на характер и особенности правовой связи участников данного вида отношений. Рассматривая властно-имущественные отношения между субъектами финансового права, автор исследует модели функционирования государства в сфере финансовой деятельности, выделяя три основные направления: государство-суверен, государство-собственник и государство-контролер.
Реализация финансовой правосубъектности государства и входящих в его состав публично-правовых образований может происходить только через уполномоченные органы. Но в то же время при включении в число субъектов финансовых правоотношений государственных органов и органов местного самоуправления необходимо учитывать неразрывную связь, существующую между ними и общественно-территориальными образованиями, от имени и в интересах которых они действуют.
Осуществляя властные полномочия в сфере финансов, государство наделяет государственные органы специальной компетенцией. При этом следует различать две группы государственных органов. К первой группе относятся органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление отдельных мероприятий, связанных с финансовой деятельностью публично-правовых образований. Во вторую группу следует включить систему органов, реализующих исключительно финансово-правовую компетенцию.
В работе исследуется категория «неравенства» участников финансовых правоотношений, изучаются особенности функционального и институционального подчинения. Функциональное подчинение одной группы участников требованиям другой всегда осуществляется в рамках реализации финансовой деятельности государства и местных (муниципальных) образований. Институциональное подчинение предполагает, что в рамках однотипных правовых отношений один и тот же участник может одновременно быть и подчиняющим субъектом, и подчиненным. В качестве примера институционального подчинения рассматривается правовое положение органов государственной власти субъектов РФ в бюджетных и межбюджетных отношениях.
Особое внимание в работе уделено проблеме «перенесения» властных полномочий на хозяйствующих субъектов, не являющихся государственными органами. В связи с этим изучаются полномочия кредитных организаций, выполняющих функции агентов валютного контроля, юридических и физических лиц - налоговых агентов, а также других организаций, наделенных функциями контроля за правильностью осуществления налогоплательщиками возложенных на них обязательств.
Выявляя особенности участия в финансовых отношениях физических лиц, автор отмечает, что в подавляющем большинстве последние находятся в подчиненном положении по отношению к другим участникам. Исключением из этого правила являются случаи осуществления физическим лицом функций налогового агента. Функциональное подчинение физических лиц проявляется в налоговых, валютных, денежно-кредитных отношениях, а также отношениях, возникающих в сфере обязательного государственного страхования и некоторых других.