§ 4.2. «Позитивное обязывание и дозволение в финансовом праве».
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20
В процессе исследования общетеоретических характеристик позитивных обязываний автор выявляет специфические признаки данного способа, отличающие его от дозволений и правовых запретов.
Рассматривая позитивные обязывания в историческом аспекте развития, диссертант заключает, что осуществление любой публичной власти базируется в том числе и на возможности властвующих субъектов устанавливать предписания, обязательные к исполнению всеми субъектами, входящими в круг регулируемых отношений. В работе выявляется правовое и социальное значение позитивных обязываний, используемых для регулирования частноправовых отношений.
Анализ финансовых отношений позволяет утверждать, что способ позитивных обязываний является ведущим и соответственно имеет больший удельный вес в структуре отраслевого метода, чем другие правовые способы. Эффективное осуществление функций по сбору, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств требует от государственных органов (органов местного самоуправления) максимальной концентрации властных полномочий, реализация которых возможна при условии, что воля подчиненного и властвующего субъектов связана определенными юридическими обязанностями.
Исследование финансового законодательства позволяет автору выявить и описать различные виды юридических обязанностей. Особое внимание уделяется изучению властных полномочий субъектов финансовых правоотношений, которые представляют собой модифицированную разновидность юридических обязываний.
В работе раскрывается общетеоретическая характеристика юридических дозволений, изучается отечественная историческая ретроспектива использования дозволений при регулировании финансовых отношений, а также описывается положительный опыт применения данного способа правового регулирования в финансовом законодательстве зарубежных стран.
Автор вводит понятия юридических дозволений «диспозитивного» и «императивного» типов, описывая признаки каждого из них. Первый из указанных видов дозволений содержит конкретные правомочия субъекта на совершение или отказ от совершения каких-либо юридически значимых действий; второй вид дозволений предоставляет субъекту право осуществлять возложенную на него обязанность любым доступным способом с привлечением любых находящихся в его распоряжении законных средств и методов.
Анализ действующего финансового законодательства показывает, что при регулировании финансовых отношений используются оба вида юридических дозволений.
Применение юридических дозволений диспозитивного типа для регулирования финансовых отношений с участием физических и юридических лиц-налогоплательщиков свидетельствует о либерализации императивной связи подчиненного и властвующего субъектов, о повышении значения интересов личности перед общественными интересами и о безусловном влиянии демократических конституционных принципов.
Целью использования юридических дозволений императивного типа при регулировании финансовых отношений является, по мнению автора, желание законодателя создать благоприятные условия осуществления финансовых полномочий государственными органами и органами государственной власти (местного самоуправления). Поддерживая заинтересованность властвующих субъектов в качественном и эффективном исполнении возложенных на них обязанностей путем предоставления им определенной «свободы действий», государство тем самым способствует реализации основополагающих принципов построения бюджетных отношений в Российской Федерации - единства бюджетной системы и самостоятельности бюджетов.
В процессе исследования общетеоретических характеристик позитивных обязываний автор выявляет специфические признаки данного способа, отличающие его от дозволений и правовых запретов.
Рассматривая позитивные обязывания в историческом аспекте развития, диссертант заключает, что осуществление любой публичной власти базируется в том числе и на возможности властвующих субъектов устанавливать предписания, обязательные к исполнению всеми субъектами, входящими в круг регулируемых отношений. В работе выявляется правовое и социальное значение позитивных обязываний, используемых для регулирования частноправовых отношений.
Анализ финансовых отношений позволяет утверждать, что способ позитивных обязываний является ведущим и соответственно имеет больший удельный вес в структуре отраслевого метода, чем другие правовые способы. Эффективное осуществление функций по сбору, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств требует от государственных органов (органов местного самоуправления) максимальной концентрации властных полномочий, реализация которых возможна при условии, что воля подчиненного и властвующего субъектов связана определенными юридическими обязанностями.
Исследование финансового законодательства позволяет автору выявить и описать различные виды юридических обязанностей. Особое внимание уделяется изучению властных полномочий субъектов финансовых правоотношений, которые представляют собой модифицированную разновидность юридических обязываний.
В работе раскрывается общетеоретическая характеристика юридических дозволений, изучается отечественная историческая ретроспектива использования дозволений при регулировании финансовых отношений, а также описывается положительный опыт применения данного способа правового регулирования в финансовом законодательстве зарубежных стран.
Автор вводит понятия юридических дозволений «диспозитивного» и «императивного» типов, описывая признаки каждого из них. Первый из указанных видов дозволений содержит конкретные правомочия субъекта на совершение или отказ от совершения каких-либо юридически значимых действий; второй вид дозволений предоставляет субъекту право осуществлять возложенную на него обязанность любым доступным способом с привлечением любых находящихся в его распоряжении законных средств и методов.
Анализ действующего финансового законодательства показывает, что при регулировании финансовых отношений используются оба вида юридических дозволений.
Применение юридических дозволений диспозитивного типа для регулирования финансовых отношений с участием физических и юридических лиц-налогоплательщиков свидетельствует о либерализации императивной связи подчиненного и властвующего субъектов, о повышении значения интересов личности перед общественными интересами и о безусловном влиянии демократических конституционных принципов.
Целью использования юридических дозволений императивного типа при регулировании финансовых отношений является, по мнению автора, желание законодателя создать благоприятные условия осуществления финансовых полномочий государственными органами и органами государственной власти (местного самоуправления). Поддерживая заинтересованность властвующих субъектов в качественном и эффективном исполнении возложенных на них обязанностей путем предоставления им определенной «свободы действий», государство тем самым способствует реализации основополагающих принципов построения бюджетных отношений в Российской Федерации - единства бюджетной системы и самостоятельности бюджетов.