§ 3.4. «Границы использования властных полномочий участниками финансовых правоотношений».

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 

 Рассматривая особенности реализации властных полномочий участниками финансовых отношений, автор достаточно подробно исследует общетеоретические характеристики таких понятий, как «компетенция» и «властные полномочия». В работе выявляются особенности каждого из приведенных понятий и определяется их соотношение. Особое внимание уделяется изучению «связанных» и «свободных» полномочий властвующих субъектов финансовых отношений, раскрываются особенности процесса их реализации, обусловленные методом правового регулирования.

Императивно направленный финансово-правовой метод четко определяет условия и порядок осуществления «связанных» полномочий, не допуская при этом каких-либо отклонений. При реализации «свободных» полномочий метод правового регулирования предоставляет властвующим субъектам определенную свободу выбора формы или варианта поведения, сохраняя при этом обязательность осуществления данного вида полномочий.

Границы для «свободного» маневра властвующих субъектов при реализации их полномочий определяются интересами финансовой безопасности государства и принципом экономической целесообразности. Осуществляя властные полномочия, субъекты финансовых правоотношений подчиняются методу финансового права, который определяет условия и способы реализации указанных полномочий. На принятие решения об использовании властного полномочия или о выборе способа реализации такого полномочия оказывают влияние многие факторы. Прежде всего следует учитывать общее направление финансовой политики государства, экономические и социальные задачи, стоящие перед ним на определенном этапе развития, уровень правосознания общества и т.д.

Изучая особенности реализации властных полномочий участниками финансовых отношений, автор одновременно анализирует научные теории, содержащие различные подходы к решению проблемы эффективного ограничения государственной власти. Синтез наиболее распространенных теоретических изысканий в этой области дает возможность предположить, что эффективное правовое регулирование общественных отношений возможно только при сочетании принципов самоограничения государственной власти и свободной реализации прав подчиненного субъекта.

В ракурсе обозначенных принципов в работе раскрываются общие и специальные способы самоограничения полномочий властвующих субъектов финансовых правоотношений. С этой целью дополнительному анализу подвергаются положения Конституции РФ и основных нормативно-правовых актов финансового законодательства.

Кроме того, фактическое ограничение полномочий властвующих субъектов финансовых отношений происходит посредством реализации подчиненными субъектами предоставленных им прав. Причем речь идет не о каком-нибудь конкретном праве, ограничивающем конкретное властное правомочие, а о целой системе прав и законных гарантий их реализации. Наличие возможности для подчиненного субъекта своими активными действиями влиять на развитие финансового правоотношения способствует достижению баланса интересов участников финансовых правоотношений, поскольку согласуется с принципом справедливости перераспределения национального дохода и представляет собой важную гарантию стабильности функционирования всей финансовой системы государства.

Определенный интерес представляет анализ соотношения конституционных прав и свобод граждан со специальными правами подчиненных участников финансовых правоотношений, предусмотренными финансовым законодательством.

 Рассматривая особенности реализации властных полномочий участниками финансовых отношений, автор достаточно подробно исследует общетеоретические характеристики таких понятий, как «компетенция» и «властные полномочия». В работе выявляются особенности каждого из приведенных понятий и определяется их соотношение. Особое внимание уделяется изучению «связанных» и «свободных» полномочий властвующих субъектов финансовых отношений, раскрываются особенности процесса их реализации, обусловленные методом правового регулирования.

Императивно направленный финансово-правовой метод четко определяет условия и порядок осуществления «связанных» полномочий, не допуская при этом каких-либо отклонений. При реализации «свободных» полномочий метод правового регулирования предоставляет властвующим субъектам определенную свободу выбора формы или варианта поведения, сохраняя при этом обязательность осуществления данного вида полномочий.

Границы для «свободного» маневра властвующих субъектов при реализации их полномочий определяются интересами финансовой безопасности государства и принципом экономической целесообразности. Осуществляя властные полномочия, субъекты финансовых правоотношений подчиняются методу финансового права, который определяет условия и способы реализации указанных полномочий. На принятие решения об использовании властного полномочия или о выборе способа реализации такого полномочия оказывают влияние многие факторы. Прежде всего следует учитывать общее направление финансовой политики государства, экономические и социальные задачи, стоящие перед ним на определенном этапе развития, уровень правосознания общества и т.д.

Изучая особенности реализации властных полномочий участниками финансовых отношений, автор одновременно анализирует научные теории, содержащие различные подходы к решению проблемы эффективного ограничения государственной власти. Синтез наиболее распространенных теоретических изысканий в этой области дает возможность предположить, что эффективное правовое регулирование общественных отношений возможно только при сочетании принципов самоограничения государственной власти и свободной реализации прав подчиненного субъекта.

В ракурсе обозначенных принципов в работе раскрываются общие и специальные способы самоограничения полномочий властвующих субъектов финансовых правоотношений. С этой целью дополнительному анализу подвергаются положения Конституции РФ и основных нормативно-правовых актов финансового законодательства.

Кроме того, фактическое ограничение полномочий властвующих субъектов финансовых отношений происходит посредством реализации подчиненными субъектами предоставленных им прав. Причем речь идет не о каком-нибудь конкретном праве, ограничивающем конкретное властное правомочие, а о целой системе прав и законных гарантий их реализации. Наличие возможности для подчиненного субъекта своими активными действиями влиять на развитие финансового правоотношения способствует достижению баланса интересов участников финансовых правоотношений, поскольку согласуется с принципом справедливости перераспределения национального дохода и представляет собой важную гарантию стабильности функционирования всей финансовой системы государства.

Определенный интерес представляет анализ соотношения конституционных прав и свобод граждан со специальными правами подчиненных участников финансовых правоотношений, предусмотренными финансовым законодательством.