§ 4.5. «Договорно-правовой способ регулирования финансовых отношений».

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 

Исследование особенности финансово-правовых договоров предваряется анализом договорных конструкций, используемых в публичных отраслях права, в частности, административном и конституционном. В связи с этим достаточно подробно изучаются существующие направления отечественной и зарубежной научной мысли, освещающие специфику использования договоров в названных отраслях права. Автор выявляет характерные признаки, разновидности и область применения публично-правовых договоров. Особое внимание уделяется сравнительному анализу административных и гражданско-правовых договоров.

Исследуя договорно-правовые конструкции, используемые в финансовом праве, автор подразделяет их на три группы.

Первая группа договоров, используемых в финансовых правоотношениях, — это непосредственно гражданско-правовые договоры, «вплетенные» в ткань финансовых отношений. При использовании отдельных договорных конструкций в финансовом праве законодатель устанавливает прямую отсылку к нормам гражданского законодательства. Это означает, что при заключении определенного договора субъекты финансовых отношений перемещаются в сферу гражданско-правового регулирования. В частности, к такого рода договорным отношениям следует отнести договоры поручительства и залога, используемые в качестве меры обеспечения исполнения обязательства налогоплательщика по уплате налога. Особое внимание уделено правовой природе договора государственного (муниципального) займа, который относится к категории комплексных, или сложных договорно-правовых конструкций, занимающих промежуточное положение между непосредственно гражданско-правовыми договорами и публично-правовыми финансовыми договорами.

Вторая группа договоров, используемых как средство регулирования финансовых отношений, характеризуется большей степенью зависимости от императивных велений уполномоченных субъектов финансовых правоотношений. Речь идет о договорах налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, бюджетного кредита. Данные договоры характеризуются тем, что сочетают в себе элементы гражданско-правовых принципов построения отношений и одновременно достаточно подробно урегулированы финансовыми нормами.

Изучение названной договорно-правовой конструкции осуществляется в рамках сравнительного анализа с гражданскими договорными правоотношениями. Автор выявляет особенности проявления воли участников финансового отношения при заключении договора, определении его характера и существенных условий. Субъекты финансовых правоотношений вправе заключить между собой договор, только если такая возможность предусмотрена в законе или ином нормативно-правовом акте, при этом круг оснований возникновения финансово-правовых договоров четко определен и не может быть изменен иначе, как путем прямого нормативного установления.

Субъекты финансовых правоотношений, вступая в договорные отношения, испытывают на себе императивное влияние в выборе тех или иных условий договора. Очерчивая границы дозволений, законодатель старается более детально урегулировать модели возможного поведения субъектов финансовых правоотношений. По мнению автора, это объясняется тем, что, с одной стороны, изначально неравное положение субъектов в финансовых правоотношениях не позволит с достаточной степенью объективности соблюсти интересы сторон. С другой стороны, предмет договоров, заключаемых субъектами финансовых правоотношений, всегда затрагивает фискальные интересы государства, а следовательно, всего общества. Императивное вмешательство в договорные отношения призвано обеспечить защиту государственных интересов от недобросовестных действий субъектов, получивших определенную свободу в осуществлении своих прав.

В третью группу договоров, встречающихся в финансовом праве, входят компетенционно-разграничительные договоры и соглашения о делегировании полномочий, заключаемые между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Указанные финансово-правовые договоры регламентируют порядок распределения, перераспределения и использования денежных средств государства субъектами финансовых правоотношений и заключаются в развитие существующих законодательных установлений или по прямому предписанию законодателя. Рассматривая данную группу финансово-правовых договоров, автор анализирует действующее законодательство и существующую практику договорных отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В Заключении подведены итоги проведенного исследования, сформулированы практические рекомендации и предложения, касающиеся действующего финансового законодательства.

 

Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

Исследование особенности финансово-правовых договоров предваряется анализом договорных конструкций, используемых в публичных отраслях права, в частности, административном и конституционном. В связи с этим достаточно подробно изучаются существующие направления отечественной и зарубежной научной мысли, освещающие специфику использования договоров в названных отраслях права. Автор выявляет характерные признаки, разновидности и область применения публично-правовых договоров. Особое внимание уделяется сравнительному анализу административных и гражданско-правовых договоров.

Исследуя договорно-правовые конструкции, используемые в финансовом праве, автор подразделяет их на три группы.

Первая группа договоров, используемых в финансовых правоотношениях, — это непосредственно гражданско-правовые договоры, «вплетенные» в ткань финансовых отношений. При использовании отдельных договорных конструкций в финансовом праве законодатель устанавливает прямую отсылку к нормам гражданского законодательства. Это означает, что при заключении определенного договора субъекты финансовых отношений перемещаются в сферу гражданско-правового регулирования. В частности, к такого рода договорным отношениям следует отнести договоры поручительства и залога, используемые в качестве меры обеспечения исполнения обязательства налогоплательщика по уплате налога. Особое внимание уделено правовой природе договора государственного (муниципального) займа, который относится к категории комплексных, или сложных договорно-правовых конструкций, занимающих промежуточное положение между непосредственно гражданско-правовыми договорами и публично-правовыми финансовыми договорами.

Вторая группа договоров, используемых как средство регулирования финансовых отношений, характеризуется большей степенью зависимости от императивных велений уполномоченных субъектов финансовых правоотношений. Речь идет о договорах налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, бюджетного кредита. Данные договоры характеризуются тем, что сочетают в себе элементы гражданско-правовых принципов построения отношений и одновременно достаточно подробно урегулированы финансовыми нормами.

Изучение названной договорно-правовой конструкции осуществляется в рамках сравнительного анализа с гражданскими договорными правоотношениями. Автор выявляет особенности проявления воли участников финансового отношения при заключении договора, определении его характера и существенных условий. Субъекты финансовых правоотношений вправе заключить между собой договор, только если такая возможность предусмотрена в законе или ином нормативно-правовом акте, при этом круг оснований возникновения финансово-правовых договоров четко определен и не может быть изменен иначе, как путем прямого нормативного установления.

Субъекты финансовых правоотношений, вступая в договорные отношения, испытывают на себе императивное влияние в выборе тех или иных условий договора. Очерчивая границы дозволений, законодатель старается более детально урегулировать модели возможного поведения субъектов финансовых правоотношений. По мнению автора, это объясняется тем, что, с одной стороны, изначально неравное положение субъектов в финансовых правоотношениях не позволит с достаточной степенью объективности соблюсти интересы сторон. С другой стороны, предмет договоров, заключаемых субъектами финансовых правоотношений, всегда затрагивает фискальные интересы государства, а следовательно, всего общества. Императивное вмешательство в договорные отношения призвано обеспечить защиту государственных интересов от недобросовестных действий субъектов, получивших определенную свободу в осуществлении своих прав.

В третью группу договоров, встречающихся в финансовом праве, входят компетенционно-разграничительные договоры и соглашения о делегировании полномочий, заключаемые между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Указанные финансово-правовые договоры регламентируют порядок распределения, перераспределения и использования денежных средств государства субъектами финансовых правоотношений и заключаются в развитие существующих законодательных установлений или по прямому предписанию законодателя. Рассматривая данную группу финансово-правовых договоров, автор анализирует действующее законодательство и существующую практику договорных отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В Заключении подведены итоги проведенного исследования, сформулированы практические рекомендации и предложения, касающиеся действующего финансового законодательства.

 

Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в следующих работах: