4.5. Валютное регулирование при экспорте и импорте товаров

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 

Валютное регулирование и валютный контроль при экспорте и импорте товаров осуществляются по следующим направлениям:

ٱ текущие валютные операции по экспорту и импорту товаров осуществляются без ограничений, а операции, связанные с движением капитала, требуют получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ;

ٱ при экспорте товаров осуществляется контроль за репатриацией валютной выручки и производится обязательная продажа 75% валютной выручки;

ٱ при импорте товаров осуществляется контроль за соответствием ввозимых товаров суммам иностранной валюты, переведенным за рубеж.

При проведении экспортных операций под процедуры валютного контроля попадают как сделки, предусматривающие расчеты в иностранной валюте, так и сделки, предусматривающие расчеты в валюте РФ.

Текущие ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ОПЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ КАПИТАЛА

Поскольку валютные операции между резидентами и нерезидентами подразделяются на текущие и операции, связанные с движением капитала, отсрочка платежей по экспортно-импортным контрактам на срок более 90 дней может потребовать разрешения ЦБ РФ.

Таблица 4.5

Текущие операции (не требуют разрешения ЦБ РФ)

Операции, связанные с движением капитала

не требуют разрешения ЦБ РФ

требуют разрешения ЦБ РФ

• Расчеты без отсрочки платежа и с отсрочкой платежа на срок не свыше 90 дней

• Расчеты с отсрочкой платежа на срок свыше 90 дней при условии: — при импорте в РФ — что товары уже ввезены (работы приняты, услуги оказаны) — при экспорте из РФ — что оплата получена, а товары еще не вывезены (работы не сданы, услуги не оказаны)

• Возврат предоплаты по неисполненным экспортно-импортным контрактам

• Другие виды расчетов*

 

* Другие виды расчетов включают операции, связанные с:

• отсрочка платежей на срок более 90 дней после фактической даты вывоза товаров — при экспорте;

•перевод суммы предоплаты иностранным поставщиком, если период между переводом и фактическим ввозом товаров составляет более 90 дней — при импорте товаров;

• уступка требования экспортера/импортера третьему лицу и перевод долга импортера/иностранного поставщика на третье лицо;

• осуществление всех видов зачетов взаимных требований экспортера/ импортера и третьих лиц.

Документы, представляемые экспортерами (импортерами) для получения разрешения ЦБ РФ

В случае если операция, проводимая экспортером (импортером), требует получения лицензии ЦБ РФ, он должен направить в Департамент валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ заявление с приложением следующих документов:

ٱ нотариально заверенных копий учредительных документов;

ٱ нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации;

ٱ справки налогового органа об отсутствии задолженности по платежам в бюджет и отсутствии нарушений налогового законодательства;

ٱ свидетельства от всех банков, в которых резидент имеет валютные счета, об отсутствии просрочек по зачислению валютной выручки и обязательной продаже ее части, об отсутствии нарушений валютного законодательства;

ٱ бухгалтерского баланса за прошедший год (с заключением аудитора, если таковое имеется), бухгалтерского баланса и финансовой отчетности (с отметкой налогового органа о принятии) на последнюю отчетную дату;

ٱ справки органов статистики о присвоении статистических кодов;

ٱ нотариально заверенной копии контракта и (в случае и если его условия уже были выполнены) копии грузовых таможенных деклараций, а также информации банка о произведенных платежах.

Разрешение может быть получено до даты, на которую операция перестает быть текущей или капитальной, но. не требующей разрешения ЦБ РФ. Нормативные документы ЦБ РФ не предусматривают получения лицензии, если платеж фактически не был произведен в течение более 90 дней. На практике в подобных случаях ЦБ РФ (Департамент валютного регулирования и валютного контроля) может заключить, что у него нет возражений против такой операции, что ни в коей мере не умаляет ответственности резидента, подающего заявление на получение лицензии.

Контроль ЗА РЕПАТРИАЦИЕЙ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ

ٱ Валютный контроль за экспортом товаров должен обеспечить полную и своевременную репатриацию валютной выручки экспортерами. Экспортируемые товары не выпускаются таможенными органами до тех пор, пока экспортер не предъявит паспорт сделки, оформленный уполномоченным банком. С его помощью банк экспортера и таможенные органы контролируют соблюдение требований таможенного законодательства и зачисление валютной выручки на счет экспортера. На каждый контракт оформляется самостоятельный паспорт сделки.

ٱ Схема контроля подразумевает создание цепочки: экспортер — его банк — таможня — Центральный банк. После выпуска товара банк обязан контролировать выполнение условий сделки и поступление выручки на счет экспортера.

ٱ Информация о прохождении каждой отдельной сделки представляется ЦБ РФ, Министерству торговли РФ и Министерству по налогам и сборам РФ.

 

Обязательная ПРОДАЖА ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ПРИ ЭКСПОРТЕ

Все российские юридические лица-экспортеры должны зачислять выручку от экспорта товаров ( работ, услуг) на счета в уполномоченных банках РФ и продавать 75% валютной выручки через указанные банки. Процедура обязательной продажи иностранной валюты приведена в разделе 2.5.

В исключение из общего правила, экспортеры, использующие не менее 25% своей валютной выручки от экспорта на погашение кредитов (займов), полученных до 15.03.99, производят обязательную продажу 50% валютной выручки до момента погашения этих кредитов (займов).

Контроль ЗА СООТВЕТСТВИЕМ СУММЫ ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕВЕДЕННОЙ ЗА РУБЕЖ, СТОИМОСТИ ФАКТИЧЕСКИ ВВЕЗЕННЫХ В РФ ТОВАРОВ

ٱ Цель валютного контроля при импорте товаров — обеспечить соответствие суммы валютных средств, переведенных резидентами в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров.

ٱ Система валютного контроля предусматривает оформление паспорта импортной сделки, с помощью которого ЦБ РФ, банк импортера и таможенные органы следят за соблюдением требований валютного законодательства .

ٱ ЦБ РФ рекомендует воздерживаться от всех видов расчетов, предусматривающих полную или частичную оплату товаров до их ввоза в РФ или отгрузки в РФ. Если предоплата осуществляется, импортер обязан депонировать в уполномоченный банк на период до поставки товаров сумму в рублях, эквивалентную сумме направляемой за границу валюты.

ٱ Процедуры валютного контроля различны при различных вариантах оплаты товаров.

 

Валютное регулирование и валютный контроль при экспорте и импорте товаров осуществляются по следующим направлениям:

ٱ текущие валютные операции по экспорту и импорту товаров осуществляются без ограничений, а операции, связанные с движением капитала, требуют получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ;

ٱ при экспорте товаров осуществляется контроль за репатриацией валютной выручки и производится обязательная продажа 75% валютной выручки;

ٱ при импорте товаров осуществляется контроль за соответствием ввозимых товаров суммам иностранной валюты, переведенным за рубеж.

При проведении экспортных операций под процедуры валютного контроля попадают как сделки, предусматривающие расчеты в иностранной валюте, так и сделки, предусматривающие расчеты в валюте РФ.

Текущие ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ОПЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ КАПИТАЛА

Поскольку валютные операции между резидентами и нерезидентами подразделяются на текущие и операции, связанные с движением капитала, отсрочка платежей по экспортно-импортным контрактам на срок более 90 дней может потребовать разрешения ЦБ РФ.

Таблица 4.5

Текущие операции (не требуют разрешения ЦБ РФ)

Операции, связанные с движением капитала

не требуют разрешения ЦБ РФ

требуют разрешения ЦБ РФ

• Расчеты без отсрочки платежа и с отсрочкой платежа на срок не свыше 90 дней

• Расчеты с отсрочкой платежа на срок свыше 90 дней при условии: — при импорте в РФ — что товары уже ввезены (работы приняты, услуги оказаны) — при экспорте из РФ — что оплата получена, а товары еще не вывезены (работы не сданы, услуги не оказаны)

• Возврат предоплаты по неисполненным экспортно-импортным контрактам

• Другие виды расчетов*

 

* Другие виды расчетов включают операции, связанные с:

• отсрочка платежей на срок более 90 дней после фактической даты вывоза товаров — при экспорте;

•перевод суммы предоплаты иностранным поставщиком, если период между переводом и фактическим ввозом товаров составляет более 90 дней — при импорте товаров;

• уступка требования экспортера/импортера третьему лицу и перевод долга импортера/иностранного поставщика на третье лицо;

• осуществление всех видов зачетов взаимных требований экспортера/ импортера и третьих лиц.

Документы, представляемые экспортерами (импортерами) для получения разрешения ЦБ РФ

В случае если операция, проводимая экспортером (импортером), требует получения лицензии ЦБ РФ, он должен направить в Департамент валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ заявление с приложением следующих документов:

ٱ нотариально заверенных копий учредительных документов;

ٱ нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации;

ٱ справки налогового органа об отсутствии задолженности по платежам в бюджет и отсутствии нарушений налогового законодательства;

ٱ свидетельства от всех банков, в которых резидент имеет валютные счета, об отсутствии просрочек по зачислению валютной выручки и обязательной продаже ее части, об отсутствии нарушений валютного законодательства;

ٱ бухгалтерского баланса за прошедший год (с заключением аудитора, если таковое имеется), бухгалтерского баланса и финансовой отчетности (с отметкой налогового органа о принятии) на последнюю отчетную дату;

ٱ справки органов статистики о присвоении статистических кодов;

ٱ нотариально заверенной копии контракта и (в случае и если его условия уже были выполнены) копии грузовых таможенных деклараций, а также информации банка о произведенных платежах.

Разрешение может быть получено до даты, на которую операция перестает быть текущей или капитальной, но. не требующей разрешения ЦБ РФ. Нормативные документы ЦБ РФ не предусматривают получения лицензии, если платеж фактически не был произведен в течение более 90 дней. На практике в подобных случаях ЦБ РФ (Департамент валютного регулирования и валютного контроля) может заключить, что у него нет возражений против такой операции, что ни в коей мере не умаляет ответственности резидента, подающего заявление на получение лицензии.

Контроль ЗА РЕПАТРИАЦИЕЙ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ

ٱ Валютный контроль за экспортом товаров должен обеспечить полную и своевременную репатриацию валютной выручки экспортерами. Экспортируемые товары не выпускаются таможенными органами до тех пор, пока экспортер не предъявит паспорт сделки, оформленный уполномоченным банком. С его помощью банк экспортера и таможенные органы контролируют соблюдение требований таможенного законодательства и зачисление валютной выручки на счет экспортера. На каждый контракт оформляется самостоятельный паспорт сделки.

ٱ Схема контроля подразумевает создание цепочки: экспортер — его банк — таможня — Центральный банк. После выпуска товара банк обязан контролировать выполнение условий сделки и поступление выручки на счет экспортера.

ٱ Информация о прохождении каждой отдельной сделки представляется ЦБ РФ, Министерству торговли РФ и Министерству по налогам и сборам РФ.

 

Обязательная ПРОДАЖА ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ПРИ ЭКСПОРТЕ

Все российские юридические лица-экспортеры должны зачислять выручку от экспорта товаров ( работ, услуг) на счета в уполномоченных банках РФ и продавать 75% валютной выручки через указанные банки. Процедура обязательной продажи иностранной валюты приведена в разделе 2.5.

В исключение из общего правила, экспортеры, использующие не менее 25% своей валютной выручки от экспорта на погашение кредитов (займов), полученных до 15.03.99, производят обязательную продажу 50% валютной выручки до момента погашения этих кредитов (займов).

Контроль ЗА СООТВЕТСТВИЕМ СУММЫ ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕВЕДЕННОЙ ЗА РУБЕЖ, СТОИМОСТИ ФАКТИЧЕСКИ ВВЕЗЕННЫХ В РФ ТОВАРОВ

ٱ Цель валютного контроля при импорте товаров — обеспечить соответствие суммы валютных средств, переведенных резидентами в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров.

ٱ Система валютного контроля предусматривает оформление паспорта импортной сделки, с помощью которого ЦБ РФ, банк импортера и таможенные органы следят за соблюдением требований валютного законодательства .

ٱ ЦБ РФ рекомендует воздерживаться от всех видов расчетов, предусматривающих полную или частичную оплату товаров до их ввоза в РФ или отгрузки в РФ. Если предоплата осуществляется, импортер обязан депонировать в уполномоченный банк на период до поставки товаров сумму в рублях, эквивалентную сумме направляемой за границу валюты.

ٱ Процедуры валютного контроля различны при различных вариантах оплаты товаров.