Конец новой экономики
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11Таким образом, Интернет далеко не всегда губительно сказывается на отраслях и традиционных компаниях. Он крайне редко приводит к исчезновению основных источников конкурентного преимущества; напротив, во многих случаях они становятся еще более актуальны. Более того, когда все компании освоят новые технологии, и сам Интернет перестанет быть источником конкурентного преимущества. Основные интернет-приложения превратятся в общепринятые инструменты - компании не смогут без них обойтись, но и не смогут извлечь никаких преимуществ. Наоборот, конкурентные преимущества будут обеспечиваться такими привычными факторами, как уникальный продукт, эксклюзивный материал, четкое проведение операций, глубокое знание продукта и качественное персональное обслуживание. Интернет-технологии могут подкрепить эти преимущества, упорядочив деятельность компании, но они едва ли способны заместить их.
В конечном итоге стратегии, объединяющие Интернет и традиционные конкурентные преимущества, обеспечат компаниям победу во многих отраслях. Покупатели оценят преимущества сочетания интернет -услуг, персонального обслуживания и физического присутствия компании перед голой системой распространения по Сети. Им понадобится возможность выбора продавца, способа оформления и доставки заказа. Поставщики, со своей стороны, могут повысить эффективность производства и закупок, объединив старые и новые методы в соответствии с выбранной стратегией. Например, оптовые закупки будут производиться с помощью электронных торговых площадок, но при этом продавцы и консультанты на складах будут снабжать покупателей полезной информацией.
Преимуществами объединения новых и традиционных методов могут воспользоваться и компании старой экономики. Им легче внедрить интернет-технологии, чем интернет-компаниям овладеть традиционными подходами. Однако недостаточно просто взять и совместить Интернет и привычные способы работы. Нужно либо повысить с помощью интернет-технолгий эффективность стандартных операций, либо найти какие-то совершенно новые подходы.
Интернет-компании должны в первую очередь определить свое стратегическое позиционирование. Им следует перестать копировать друг друга или какие-либо традиционные компании. Они также должны прекратить ценовую конкуренцию и сосредоточиться на выборе продуктов, дизайне, обслуживании, имидже и прочих областях, в которых они moi у г добиться отличия от конкурентов. Компании новой экономики тоже могут использовать Интернет в сочетании с традиционными методами. Одни достигнут успеха, придумав оригинальные способы их объединения. Другие преуспеют, заняв те сегменты рынка, где Интернет может заместить традиционные операции - либо там, где Интернет в чистом виде лучше всего служит потребностям определенной группы людей, либо там, где определенный продукт или услугу можно успешно доставить, не прибегая к физическим средствам.
Эти тенденции уже проявляются во многих отраслях: признанные лидеры вновь обретают силу, а интернет-компании все больше внимания уделяют стратегии. На фондовом рынке Charles Schwab завоевал большую долго трейдинговых операций через Интернет' (18% в конце 1999 года), чем E-Trade (15%). В традиционных банках вроде Wells Fargo, Citibank и Fleet открыто сейчас больше электронных счетов, чем в интернет-банках.
Компании старой экономики начинают доминировать также в таких областях, как розничная торговля, финансовая информация и торговые площадки. Наиболее перспективные Интернет-компании направляют все свои силы на создание экономической стоимости - они хотят приносить конкретную пользу потребителям. Ecollege, например, берет плату с университетов, которые могут выложить свои курсы на веб-сайте, созданным и поддерживаемым компанией. Ecollege добилась гораздо больших успехов, чем ее конкуренты, которые предлагают университетам бесплатно разработать веб-сайт в надежде покрыть расходы за счет рекламы.
В этом свете новая экономика представляется скорее старой экономикой, получившей доступ к новым технологиям. Даже выражения «старая экономика» и "новая экономика» стремительно теряют актуальность - если они вообще когда-нибудь были актуальны. Сейчас происходит слияние обоих видов экономики, и скоро их уже трудно будет различить. Упразднение этих выражений пойдет всем только на пользу, поскольку исчезнет губительная для экономической стоимости путаница, сопровождавшая Интернет все эти годы.
В попытках понять, что же меняется с появлением Интернета, мы проглядели то, что осталось прежним. Мы получили новые подходы к ведению бизнеса, но законы конкуренции при этом ничуть не изменились. На следующей стадии развития Интернета мы вернемся от электронного бизнеса к просто бизнесу, от электронной стратегии к просто стратегии. Только интегрировав Интернет в общую стратегию компании, мы сможем превратить эту мощную новую технологию в столь же мощный источник конкурентного преимущества.
Таким образом, Интернет далеко не всегда губительно сказывается на отраслях и традиционных компаниях. Он крайне редко приводит к исчезновению основных источников конкурентного преимущества; напротив, во многих случаях они становятся еще более актуальны. Более того, когда все компании освоят новые технологии, и сам Интернет перестанет быть источником конкурентного преимущества. Основные интернет-приложения превратятся в общепринятые инструменты - компании не смогут без них обойтись, но и не смогут извлечь никаких преимуществ. Наоборот, конкурентные преимущества будут обеспечиваться такими привычными факторами, как уникальный продукт, эксклюзивный материал, четкое проведение операций, глубокое знание продукта и качественное персональное обслуживание. Интернет-технологии могут подкрепить эти преимущества, упорядочив деятельность компании, но они едва ли способны заместить их.
В конечном итоге стратегии, объединяющие Интернет и традиционные конкурентные преимущества, обеспечат компаниям победу во многих отраслях. Покупатели оценят преимущества сочетания интернет -услуг, персонального обслуживания и физического присутствия компании перед голой системой распространения по Сети. Им понадобится возможность выбора продавца, способа оформления и доставки заказа. Поставщики, со своей стороны, могут повысить эффективность производства и закупок, объединив старые и новые методы в соответствии с выбранной стратегией. Например, оптовые закупки будут производиться с помощью электронных торговых площадок, но при этом продавцы и консультанты на складах будут снабжать покупателей полезной информацией.
Преимуществами объединения новых и традиционных методов могут воспользоваться и компании старой экономики. Им легче внедрить интернет-технологии, чем интернет-компаниям овладеть традиционными подходами. Однако недостаточно просто взять и совместить Интернет и привычные способы работы. Нужно либо повысить с помощью интернет-технолгий эффективность стандартных операций, либо найти какие-то совершенно новые подходы.
Интернет-компании должны в первую очередь определить свое стратегическое позиционирование. Им следует перестать копировать друг друга или какие-либо традиционные компании. Они также должны прекратить ценовую конкуренцию и сосредоточиться на выборе продуктов, дизайне, обслуживании, имидже и прочих областях, в которых они moi у г добиться отличия от конкурентов. Компании новой экономики тоже могут использовать Интернет в сочетании с традиционными методами. Одни достигнут успеха, придумав оригинальные способы их объединения. Другие преуспеют, заняв те сегменты рынка, где Интернет может заместить традиционные операции - либо там, где Интернет в чистом виде лучше всего служит потребностям определенной группы людей, либо там, где определенный продукт или услугу можно успешно доставить, не прибегая к физическим средствам.
Эти тенденции уже проявляются во многих отраслях: признанные лидеры вновь обретают силу, а интернет-компании все больше внимания уделяют стратегии. На фондовом рынке Charles Schwab завоевал большую долго трейдинговых операций через Интернет' (18% в конце 1999 года), чем E-Trade (15%). В традиционных банках вроде Wells Fargo, Citibank и Fleet открыто сейчас больше электронных счетов, чем в интернет-банках.
Компании старой экономики начинают доминировать также в таких областях, как розничная торговля, финансовая информация и торговые площадки. Наиболее перспективные Интернет-компании направляют все свои силы на создание экономической стоимости - они хотят приносить конкретную пользу потребителям. Ecollege, например, берет плату с университетов, которые могут выложить свои курсы на веб-сайте, созданным и поддерживаемым компанией. Ecollege добилась гораздо больших успехов, чем ее конкуренты, которые предлагают университетам бесплатно разработать веб-сайт в надежде покрыть расходы за счет рекламы.
В этом свете новая экономика представляется скорее старой экономикой, получившей доступ к новым технологиям. Даже выражения «старая экономика» и "новая экономика» стремительно теряют актуальность - если они вообще когда-нибудь были актуальны. Сейчас происходит слияние обоих видов экономики, и скоро их уже трудно будет различить. Упразднение этих выражений пойдет всем только на пользу, поскольку исчезнет губительная для экономической стоимости путаница, сопровождавшая Интернет все эти годы.
В попытках понять, что же меняется с появлением Интернета, мы проглядели то, что осталось прежним. Мы получили новые подходы к ведению бизнеса, но законы конкуренции при этом ничуть не изменились. На следующей стадии развития Интернета мы вернемся от электронного бизнеса к просто бизнесу, от электронной стратегии к просто стратегии. Только интегрировав Интернет в общую стратегию компании, мы сможем превратить эту мощную новую технологию в столь же мощный источник конкурентного преимущества.