Ложные рыночные показатели
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11Компании, использовавшие интернет-технологии, были введены в заблуждение ложными рыночными показателями, зачастую обусловленными действиями самих компаний. Столкнувшись с новым явлением в бизнесе, они по вполне понятным причинам решили руководствоваться реакцией рынка. Но на ранней стадии развития любой новой технологии рыночные показатели могут оказаться ненадежными. Новые технологии дают почву для многочисленных экспериментов как со стороны производителей, так и со стороны потребителей. Но эти эксперименты не могут продолжаться бесконечно. В результате на рынке складывается неадекватная ситуация, интерпретировать которую нужно с большой осторожностью.
Именно так все и было в случае с Интернетом. Давайте посмотрим, каким образом вычисляется оборот в тех отраслях, где широко применяется Интернет. Цифры продаж, фигурировавшие в многочисленных отчетах, были некорректны по трем причинам. Во-первых, многие компании субсидировали продажу своих товаров и услуг в надежде застолбить место в Интернете и создать мощную клиентскую базу. (Правительства также субсидировали электронную торговлю, освобождая компании от налога с продаж.) Покупатели приобретали товары со значительными скидками или даже бесплатно. Когда цены искусственно занижаются, спрос на товар становится непомерно высоким. Во-вторых, многие покупатели заходили в Интернет из любопытства и совершали покупки даже тогда, когда выгоды от них были сомнительны. Раз уж Amazon предлагает такие же или даже более низкие цены, чем традиционные книжные магазины, - да еще и с бесплатной доставкой — то почему бы и не попробовать? Однако рано или поздно часть потребителей возвращается к традиционным формам покупок, особенно когда заканчиваются рекламные скидки и субсидии. Поэтому оценки приверженности потребителей становятся весьма ненадежными. И последнее: немалая часть доходов от электронной коммерции была получена не в виде денежных средств, а в виде акций. Именно так, например, получилась цифра в 450 миллионов долларов, отражающая доходы от сотрудничества Amazon с корпоративными партнерами. Надежность подобных показателей сомнительна, потому что их реальное значение зависит от цены акций. Понятие издержек в Интернете столь же эфемерно, как и понятие объема продаж. Многие поставщики, желая наладить связи с лидерами интернет-индустрии, делали большие скидки на свои товары, услуги и информацию. Например, многие издания и аналитические службы практически бесплатно предоставляли свои материалы Yahoo!, надеясь занять удобное место на одном из самых посещаемых caйтов Сети. Некоторые даже платили популярным порталам за распространение своих материалов- Наконец, многие поставщики - не говоря уже о работниках - принимали в качестве оплаты акции и опционы. Подобная форма оплаты не отражается в финансовой отчетности, но для акционеров это реальные издержки. Все это привело к искусственному снижению издержек интернет-компаний, а электронная коммерция стала казаться более привлекательной, чем это есть на самом деле. Наконец, структура издержек была искажена систематической недооценкой необходимых капитальных вложений. Одна компания за другой заявляла, что в Сети достаточно самых минимальных ресурсов. Однако со временем все они обнаружили, что для создания стоимости нужны склады, запасы и долгосрочные финансовые вложения.
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС ПОРОДИЛ НЕМАЛО ТАКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ЛИШЬ ОТДАЛЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТОИМОСТИ.
Сигналы, поступавшие с фондового рынка, были еще более ненадежными. Энтузиазм инвесторов по поводу стремительного распространения Интернета привел к тому, что цены акций оказались оторванными от реальности. Они перестали показывать, создается или нет реальная экономическая стоимость. Вот почему каждая компания, которая отталкивается в своих решениях от сегодняшнего курса акций и сиюминутных настроений инвесторов, подвергает себя огромному риску.
Мало того, что данные о доходах, издержках и стоимости акций были недостоверны — компании взяли на вооружение ненадежные показатели. Менеджеры интерннет-компаний благополучно отказались от традиционных показателей, таких как прибыльность и экономическая стоимость. Взамен они сделали упор на оборот (в широком смысле этого слона), число потребителей и даже на такие показатели, которые только могут повлиять на оборот, например, число пользователей (охват), число посетителей сайта и тому подобное. Изобретательность бухгалтеров также не знала границ.
Вообще, электронный бизнес породил немало таких показателей работы компании, которые имеют лишь отдаленное отношение к экономической стоимости. Например, оценки дохода, не учитывающие «разовые» издержки вроде приобретений. Из-за отсутствия связи между отчетными данными и реальной прибыльностью картина происходящего на рынке была крайне расплывчатой. А тот факт, что эти показатели всерьез воспринимались фондовым рынком, замутил воду еще сильнее. В силу всех этих причин можно утверждать, что финансовое положение многих компаний, чей бизнес связан с Интернетом, еще плачевнее, чем об этом сейчас говорят.
Кто-то может возразить, что большое число интернет-компаний само по себе говорит о большой экономической стоимости, создаваемой в Сети. Это заключение в лучшем случае скоропалительно. Интернет-компании появлялись в таких количествах по одной простой причине - они могли привлечь капитал, не доказывая предварительно свою жизнеспособность. Их большое количество в некоторых отраслях свидетельствует отнюдь не о благоприятном дедовом климате, а об отсутствии барьеров входа. А это всегда плохой знак.
Компании, использовавшие интернет-технологии, были введены в заблуждение ложными рыночными показателями, зачастую обусловленными действиями самих компаний. Столкнувшись с новым явлением в бизнесе, они по вполне понятным причинам решили руководствоваться реакцией рынка. Но на ранней стадии развития любой новой технологии рыночные показатели могут оказаться ненадежными. Новые технологии дают почву для многочисленных экспериментов как со стороны производителей, так и со стороны потребителей. Но эти эксперименты не могут продолжаться бесконечно. В результате на рынке складывается неадекватная ситуация, интерпретировать которую нужно с большой осторожностью.
Именно так все и было в случае с Интернетом. Давайте посмотрим, каким образом вычисляется оборот в тех отраслях, где широко применяется Интернет. Цифры продаж, фигурировавшие в многочисленных отчетах, были некорректны по трем причинам. Во-первых, многие компании субсидировали продажу своих товаров и услуг в надежде застолбить место в Интернете и создать мощную клиентскую базу. (Правительства также субсидировали электронную торговлю, освобождая компании от налога с продаж.) Покупатели приобретали товары со значительными скидками или даже бесплатно. Когда цены искусственно занижаются, спрос на товар становится непомерно высоким. Во-вторых, многие покупатели заходили в Интернет из любопытства и совершали покупки даже тогда, когда выгоды от них были сомнительны. Раз уж Amazon предлагает такие же или даже более низкие цены, чем традиционные книжные магазины, - да еще и с бесплатной доставкой — то почему бы и не попробовать? Однако рано или поздно часть потребителей возвращается к традиционным формам покупок, особенно когда заканчиваются рекламные скидки и субсидии. Поэтому оценки приверженности потребителей становятся весьма ненадежными. И последнее: немалая часть доходов от электронной коммерции была получена не в виде денежных средств, а в виде акций. Именно так, например, получилась цифра в 450 миллионов долларов, отражающая доходы от сотрудничества Amazon с корпоративными партнерами. Надежность подобных показателей сомнительна, потому что их реальное значение зависит от цены акций. Понятие издержек в Интернете столь же эфемерно, как и понятие объема продаж. Многие поставщики, желая наладить связи с лидерами интернет-индустрии, делали большие скидки на свои товары, услуги и информацию. Например, многие издания и аналитические службы практически бесплатно предоставляли свои материалы Yahoo!, надеясь занять удобное место на одном из самых посещаемых caйтов Сети. Некоторые даже платили популярным порталам за распространение своих материалов- Наконец, многие поставщики - не говоря уже о работниках - принимали в качестве оплаты акции и опционы. Подобная форма оплаты не отражается в финансовой отчетности, но для акционеров это реальные издержки. Все это привело к искусственному снижению издержек интернет-компаний, а электронная коммерция стала казаться более привлекательной, чем это есть на самом деле. Наконец, структура издержек была искажена систематической недооценкой необходимых капитальных вложений. Одна компания за другой заявляла, что в Сети достаточно самых минимальных ресурсов. Однако со временем все они обнаружили, что для создания стоимости нужны склады, запасы и долгосрочные финансовые вложения.
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС ПОРОДИЛ НЕМАЛО ТАКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ЛИШЬ ОТДАЛЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТОИМОСТИ.
Сигналы, поступавшие с фондового рынка, были еще более ненадежными. Энтузиазм инвесторов по поводу стремительного распространения Интернета привел к тому, что цены акций оказались оторванными от реальности. Они перестали показывать, создается или нет реальная экономическая стоимость. Вот почему каждая компания, которая отталкивается в своих решениях от сегодняшнего курса акций и сиюминутных настроений инвесторов, подвергает себя огромному риску.
Мало того, что данные о доходах, издержках и стоимости акций были недостоверны — компании взяли на вооружение ненадежные показатели. Менеджеры интерннет-компаний благополучно отказались от традиционных показателей, таких как прибыльность и экономическая стоимость. Взамен они сделали упор на оборот (в широком смысле этого слона), число потребителей и даже на такие показатели, которые только могут повлиять на оборот, например, число пользователей (охват), число посетителей сайта и тому подобное. Изобретательность бухгалтеров также не знала границ.
Вообще, электронный бизнес породил немало таких показателей работы компании, которые имеют лишь отдаленное отношение к экономической стоимости. Например, оценки дохода, не учитывающие «разовые» издержки вроде приобретений. Из-за отсутствия связи между отчетными данными и реальной прибыльностью картина происходящего на рынке была крайне расплывчатой. А тот факт, что эти показатели всерьез воспринимались фондовым рынком, замутил воду еще сильнее. В силу всех этих причин можно утверждать, что финансовое положение многих компаний, чей бизнес связан с Интернетом, еще плачевнее, чем об этом сейчас говорят.
Кто-то может возразить, что большое число интернет-компаний само по себе говорит о большой экономической стоимости, создаваемой в Сети. Это заключение в лучшем случае скоропалительно. Интернет-компании появлялись в таких количествах по одной простой причине - они могли привлечь капитал, не доказывая предварительно свою жизнеспособность. Их большое количество в некоторых отраслях свидетельствует отнюдь не о благоприятном дедовом климате, а об отсутствии барьеров входа. А это всегда плохой знак.