Возвращение к основам
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11Исходя из сегодняшней ситуации трудно составить сколь либо четкое представление о влиянии Интернета на бизнес. Тем не менее с большой степенью уверенности можно сделать два вывода. Во-первых, многие виды бизнеса, существующие в Интернете, на самом деле искусственны: они конкурируют по надуманным показателям и живут лишь за счет капитала, который до последнего времени доставался им незаслуженно легко. Во-вторых, во время грандиозных перемен - подобных тем, что мы переживаем - часто начинает казаться, что правила конкуренции меняются. Но по мере того как рынок успокаивается - а именно это сейчас и происходит, — старые правила вновь обретают силу. И главным показателем успеха опять становится экономическая стоимость.
Для компании экономическая стоимость - это всего лишь разница между ценой и издержками, и вполне достоверно она определяется только прибылью, полученной за длительный промежуток времени. Даже если интернет-технология помогает компании наращивать оборот, снижать затраты или просто повышать эффективность работы — это еще не означает, что создается экономическая стоимость. Точно так же далеко не всегда ее отражает текущая цена акций компании. Курс акций может служить показателем экономической стоимости лишь в долгосрочном периоде.
Говоря об экономической стоимости, необходимо провести различие между бизнесом в Интернете (например, управление виртуальными торговыми площадками, продажа игрушек или торговля ценными бумагами) и интернет-технологиями (средства настройки сайтов согласно предпочтениям клиента или технологии связи в режиме реального времени), которые могут быть использованы в самых разных видах бизнеса. Многие говорили об успехе разработчиков технологий как о свидетельстве экономической стоимости, создаваемой в Интернете. Но это мнение ошибочно. В конечном счете стоимость создается только при коммерческом использовании технологии. Компании-разработчики могут преуспевать в течение некоторого времени независимо от прибыльности тех, кто применяет их продукты. Во времена всеобщих экспериментов даже те, чьи технологии далеки от совершенства, могут долго держаться на плаву. Но если доход от коммерческого использования технологии не будет покрывать издержки от ее внедрения и эксплуатации, компании поймут, что дальнейшие вложения бессмысленны. И для разработчиков технологии наступят сложные времена.
Так как же создавать стоимость с помощью Интернета? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте абстрагируемся от реакции рынка и рассмотрим два фундаментальных фактора, определяющих прибыльность компании:
• структура отрасли, определяющая среднюю прибыльность по отрасли;
• устойчивое конкурентное преимущество, позволяющее компании превзойти средние по отрасли показатели.
Эти два фактора универсальны, они не зависят от вида бизнеса или типа используемой технологии. В то же время в разных отраслях и компаниях они могутт действовать совершенно по-разному. С точки зрения прибыльности сверхотраслевые классификации, характерные для интернет-бизнеса (В2В, В2С и так далее), абсолютно бессмысленны. Мы можем говорить только о потенциальной прибыльности конкретной отрасли и конкретной компании.
Исходя из сегодняшней ситуации трудно составить сколь либо четкое представление о влиянии Интернета на бизнес. Тем не менее с большой степенью уверенности можно сделать два вывода. Во-первых, многие виды бизнеса, существующие в Интернете, на самом деле искусственны: они конкурируют по надуманным показателям и живут лишь за счет капитала, который до последнего времени доставался им незаслуженно легко. Во-вторых, во время грандиозных перемен - подобных тем, что мы переживаем - часто начинает казаться, что правила конкуренции меняются. Но по мере того как рынок успокаивается - а именно это сейчас и происходит, — старые правила вновь обретают силу. И главным показателем успеха опять становится экономическая стоимость.
Для компании экономическая стоимость - это всего лишь разница между ценой и издержками, и вполне достоверно она определяется только прибылью, полученной за длительный промежуток времени. Даже если интернет-технология помогает компании наращивать оборот, снижать затраты или просто повышать эффективность работы — это еще не означает, что создается экономическая стоимость. Точно так же далеко не всегда ее отражает текущая цена акций компании. Курс акций может служить показателем экономической стоимости лишь в долгосрочном периоде.
Говоря об экономической стоимости, необходимо провести различие между бизнесом в Интернете (например, управление виртуальными торговыми площадками, продажа игрушек или торговля ценными бумагами) и интернет-технологиями (средства настройки сайтов согласно предпочтениям клиента или технологии связи в режиме реального времени), которые могут быть использованы в самых разных видах бизнеса. Многие говорили об успехе разработчиков технологий как о свидетельстве экономической стоимости, создаваемой в Интернете. Но это мнение ошибочно. В конечном счете стоимость создается только при коммерческом использовании технологии. Компании-разработчики могут преуспевать в течение некоторого времени независимо от прибыльности тех, кто применяет их продукты. Во времена всеобщих экспериментов даже те, чьи технологии далеки от совершенства, могут долго держаться на плаву. Но если доход от коммерческого использования технологии не будет покрывать издержки от ее внедрения и эксплуатации, компании поймут, что дальнейшие вложения бессмысленны. И для разработчиков технологии наступят сложные времена.
Так как же создавать стоимость с помощью Интернета? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте абстрагируемся от реакции рынка и рассмотрим два фундаментальных фактора, определяющих прибыльность компании:
• структура отрасли, определяющая среднюю прибыльность по отрасли;
• устойчивое конкурентное преимущество, позволяющее компании превзойти средние по отрасли показатели.
Эти два фактора универсальны, они не зависят от вида бизнеса или типа используемой технологии. В то же время в разных отраслях и компаниях они могутт действовать совершенно по-разному. С точки зрения прибыльности сверхотраслевые классификации, характерные для интернет-бизнеса (В2В, В2С и так далее), абсолютно бессмысленны. Мы можем говорить только о потенциальной прибыльности конкретной отрасли и конкретной компании.