Возвращение к основам

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Исходя из сегодняшней ситуации трудно составить сколь либо четкое представление о влиянии Интернета на бизнес. Тем не менее с большой степенью уверенно­сти можно сделать два вывода. Во-первых, многие виды бизнеса, существующие в Интернете, на самом деле ис­кусственны: они конкурируют по надуманным показа­телям и живут лишь за счет капитала, который до пос­леднего времени доставался им незаслуженно легко. Во-вторых, во время грандиозных перемен - подобных тем, что мы переживаем - часто начинает казаться, что правила конкуренции меняются. Но по мере того как рынок успокаивается - а именно это сейчас и происхо­дит, — старые правила вновь обретают силу. И главным показателем успеха опять становится экономическая стоимость.

Для компании экономическая стоимость - это все­го лишь разница между ценой и издержками, и вполне достоверно она определяется только прибылью, полу­ченной за длительный промежуток времени. Даже если интернет-технология помогает компании наращивать оборот, снижать затраты или просто повышать эффек­тивность работы — это еще не означает, что создается экономическая стоимость. Точно так же далеко не все­гда ее отражает текущая цена акций компании. Курс ак­ций может служить показателем экономической стоимости лишь в долгосрочном периоде.

Говоря об экономической стоимости, необходимо провести различие между бизнесом в Интернете (на­пример, управление виртуальными торговыми пло­щадками, продажа игрушек или торговля ценными бу­магами) и интернет-технологиями (средства настрой­ки сайтов согласно предпочтениям клиента или тех­нологии связи в режиме реального времени), которые могут быть использованы в самых разных видах бизнеса. Многие говорили об успехе разработчиков технологий как о свидетельстве экономической стои­мости, создаваемой в Интернете. Но это мнение оши­бочно. В конечном счете стоимость создается только при коммерческом использовании технологии. Ком­пании-разработчики могут преуспевать в течение не­которого времени независимо от прибыльности тех, кто применяет их продукты. Во времена всеобщих экс­периментов даже те, чьи технологии далеки от совер­шенства, могут долго держаться на плаву. Но если до­ход от коммерческого использования технологии не будет покрывать издержки от ее внедрения и эксплуа­тации, компании поймут, что дальнейшие вложения бессмысленны. И для разработчиков технологии наступят сложные времена.

Так как же создавать стоимость с помощью Интер­нета? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте абстраги­руемся от реакции рынка и рассмотрим два фундамен­тальных фактора, определяющих прибыльность компании:

• структура отрасли, определяющая среднюю прибыльность по отрасли;

• устойчивое конкурентное преимущество, позво­ляющее компании превзойти средние по отрасли показатели.

Эти два фактора универсальны, они не зависят от вида бизнеса или типа используемой технологии. В то же время в разных отраслях и компаниях они могутт дейст­вовать совершенно по-разному. С точки зрения при­быльности сверхотраслевые классификации, харак­терные для интернет-бизнеса (В2В, В2С и так далее), абсолютно бессмысленны. Мы можем говорить только о потенциальной прибыльности конкретной отрасли и конкретной компании. 

Исходя из сегодняшней ситуации трудно составить сколь либо четкое представление о влиянии Интернета на бизнес. Тем не менее с большой степенью уверенно­сти можно сделать два вывода. Во-первых, многие виды бизнеса, существующие в Интернете, на самом деле ис­кусственны: они конкурируют по надуманным показа­телям и живут лишь за счет капитала, который до пос­леднего времени доставался им незаслуженно легко. Во-вторых, во время грандиозных перемен - подобных тем, что мы переживаем - часто начинает казаться, что правила конкуренции меняются. Но по мере того как рынок успокаивается - а именно это сейчас и происхо­дит, — старые правила вновь обретают силу. И главным показателем успеха опять становится экономическая стоимость.

Для компании экономическая стоимость - это все­го лишь разница между ценой и издержками, и вполне достоверно она определяется только прибылью, полу­ченной за длительный промежуток времени. Даже если интернет-технология помогает компании наращивать оборот, снижать затраты или просто повышать эффек­тивность работы — это еще не означает, что создается экономическая стоимость. Точно так же далеко не все­гда ее отражает текущая цена акций компании. Курс ак­ций может служить показателем экономической стоимости лишь в долгосрочном периоде.

Говоря об экономической стоимости, необходимо провести различие между бизнесом в Интернете (на­пример, управление виртуальными торговыми пло­щадками, продажа игрушек или торговля ценными бу­магами) и интернет-технологиями (средства настрой­ки сайтов согласно предпочтениям клиента или тех­нологии связи в режиме реального времени), которые могут быть использованы в самых разных видах бизнеса. Многие говорили об успехе разработчиков технологий как о свидетельстве экономической стои­мости, создаваемой в Интернете. Но это мнение оши­бочно. В конечном счете стоимость создается только при коммерческом использовании технологии. Ком­пании-разработчики могут преуспевать в течение не­которого времени независимо от прибыльности тех, кто применяет их продукты. Во времена всеобщих экс­периментов даже те, чьи технологии далеки от совер­шенства, могут долго держаться на плаву. Но если до­ход от коммерческого использования технологии не будет покрывать издержки от ее внедрения и эксплуа­тации, компании поймут, что дальнейшие вложения бессмысленны. И для разработчиков технологии наступят сложные времена.

Так как же создавать стоимость с помощью Интер­нета? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте абстраги­руемся от реакции рынка и рассмотрим два фундамен­тальных фактора, определяющих прибыльность компании:

• структура отрасли, определяющая среднюю прибыльность по отрасли;

• устойчивое конкурентное преимущество, позво­ляющее компании превзойти средние по отрасли показатели.

Эти два фактора универсальны, они не зависят от вида бизнеса или типа используемой технологии. В то же время в разных отраслях и компаниях они могутт дейст­вовать совершенно по-разному. С точки зрения при­быльности сверхотраслевые классификации, харак­терные для интернет-бизнеса (В2В, В2С и так далее), абсолютно бессмысленны. Мы можем говорить только о потенциальной прибыльности конкретной отрасли и конкретной компании.