Интернет и конкурентные преимущества
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11Поскольку применение интернет-технологий снижает прибыльность многих отраслей, для компании становится еще более важным выделиться из общей массы - только так можно получать прибыль выше средней по отрасли. Единственный способ сделать это - добиться устойчивого конкурентного преимущества, то есть либо работать с меньшими издержками, чем конкуренты, либо продавать товар по более высоким ценам, а лучше и то и другое одновременно.
Преимущества в ценах и издержках можно достичь двумя способами. Первый - повышать операционную эффективность, то есть выполнять те же действия, что и конкуренты, только лучше. Операционная эффективность может' быть обусловлена множеством факторов: более совершенными технологиями, более качественными исходными продуктами, лучше обученными работниками или более эффективной системой управления- Второй способ добиться преимущества - провести стратегическое позиционирование, то есть выполнять действия, отличные от действий конкурентов, при этом нужно предложить потребителям что-то такое, что им не могут предоставить конкуренты.
Интернет по-разному влияет на эти два способа конкурентной борьбы. Он лишает отдельные компании каких-либо преимуществ с точки зрения операций, зато открывает перед ними новые возможности для грамотного стратегического позиционирования,
Операционная эффективность - Интернет, возможно, лучшее на сегодняшний день средство повышения операционной эффективности. Облегчая и ускоряя обмен информацией в режиме реального времени, он позволяет добиться улучшении в каждом элементе цепочки создания стоимости. И поскольку Интернет — это открытая система, компании могут воспользоваться его преимуществами, тратя куда меньше средств, чем это былое предыдущими поколениями информационных технологий.
Однако повышение операционной эффективности само по себе не дает конкурентных преимуществ. Компания получает преимущество только тогда, когда достигает' более высокой эффективности, чем се конкуренты. Но удержать это преимущество очень трудно. Как только компания начинает применять передовой подход, конкуренты тут же стараются скопировать его. Такая практика очень скоро приводит к повышению однородности отрасли - множество компаний делают одно и то же одним и тем же образом. В результате потребитель делает свой выбор на основе цены, что снижает прибыльность отрасли.
Сама природа интернет-технологий делает как никогда сложным сохранение операционных преимуществ. При использован и и предыдущих поколений информационных систем разработка и внедрение новых приложений часто занимали много времени, денег и сил. Добиться преимущества за счет ИТ было очень сложно, но зато и конкурентам было столь же сложно скопировать стратегию. Интернет вместе с новыми средствами разработки сильно облегчил создание и внедрение приложений. Сеть аптек CVS, например, смогла развернуть сложную систему закупок, основанную на интернет-технологиях, всего за шестьдесят дней. Однако по мере снижения постоянных издержек на разработку приложений становится все проще и проще копировать подходы конкурентов.
В настоящее время почти что все компании разрабатывают похожие интернет-приложения, часто с помощью одних и тех же популярных программных пакетов. В результате повышение операционной эффективности происходит одновременно практически у всех. Лишь очень немногие компании смогут получить устойчивое преимущество благодаря использованию «лучшего в своем роде» программного обеспечения.
Стратегическое позиционирование. Поскольку поддерживать операционное преимущество становится все сложнее, на первый план выходит стратегическое позиционирование. Если компания не может действовать эффективнее своих конкурентов, единственный способ достичь более высокого уровня экономической стоимости - это добиться преимущества в издержках или ценах за счет резкого отличия от конкурентов.
Примечательно, что компании рассматривают сегодня конкуренцию в Интернете исключительно с точки зрения операционной эффективности. Думая, что устойчивого преимущества достичь невозможно, они гонятся за скоростью в надежде остаться на шаг впереди конкурентов. Но если у вас нет внятной стратегии, если вы не знаете, куда идете, то совершенно неважно, как быстро вы двигаетесь и как часто поворачиваете. Даже если вы значительно опережаете своих соперников.
Стратегия - это вопрос дисциплины. Во-первых, компания должна стремиться к прибыльности, а не к росту. Во-вторых, она должна четко определить, как именно она создает экономическую стоимость.
И в-третьих, она должна быть способна отказаться от прочих видов деятельности, какими бы привлекательными они не выглядели. Компания должна придерживаться выбранного курса даже во времена потрясений, постоянно уточняя и улучшая свое стратегическое позиционирование. Стратегия - это намного больше, чем банальная погоня за «успешными методиками». Она требует формирования такой цепочки действий, необходимых для производства товара или предоставления услуги, которая позволила бы компании создавать добавленную стоимость иначе, чем это делают ее конкуренты. При этом цепочка должна быть единым целым - это обеспечит защиту от копирования. В этом случае конкурентам придется скопировать всю систему, что намного сложнее. (См. врезку «Шесть принципов стратегического позиционирования».)
Поскольку применение интернет-технологий снижает прибыльность многих отраслей, для компании становится еще более важным выделиться из общей массы - только так можно получать прибыль выше средней по отрасли. Единственный способ сделать это - добиться устойчивого конкурентного преимущества, то есть либо работать с меньшими издержками, чем конкуренты, либо продавать товар по более высоким ценам, а лучше и то и другое одновременно.
Преимущества в ценах и издержках можно достичь двумя способами. Первый - повышать операционную эффективность, то есть выполнять те же действия, что и конкуренты, только лучше. Операционная эффективность может' быть обусловлена множеством факторов: более совершенными технологиями, более качественными исходными продуктами, лучше обученными работниками или более эффективной системой управления- Второй способ добиться преимущества - провести стратегическое позиционирование, то есть выполнять действия, отличные от действий конкурентов, при этом нужно предложить потребителям что-то такое, что им не могут предоставить конкуренты.
Интернет по-разному влияет на эти два способа конкурентной борьбы. Он лишает отдельные компании каких-либо преимуществ с точки зрения операций, зато открывает перед ними новые возможности для грамотного стратегического позиционирования,
Операционная эффективность - Интернет, возможно, лучшее на сегодняшний день средство повышения операционной эффективности. Облегчая и ускоряя обмен информацией в режиме реального времени, он позволяет добиться улучшении в каждом элементе цепочки создания стоимости. И поскольку Интернет — это открытая система, компании могут воспользоваться его преимуществами, тратя куда меньше средств, чем это былое предыдущими поколениями информационных технологий.
Однако повышение операционной эффективности само по себе не дает конкурентных преимуществ. Компания получает преимущество только тогда, когда достигает' более высокой эффективности, чем се конкуренты. Но удержать это преимущество очень трудно. Как только компания начинает применять передовой подход, конкуренты тут же стараются скопировать его. Такая практика очень скоро приводит к повышению однородности отрасли - множество компаний делают одно и то же одним и тем же образом. В результате потребитель делает свой выбор на основе цены, что снижает прибыльность отрасли.
Сама природа интернет-технологий делает как никогда сложным сохранение операционных преимуществ. При использован и и предыдущих поколений информационных систем разработка и внедрение новых приложений часто занимали много времени, денег и сил. Добиться преимущества за счет ИТ было очень сложно, но зато и конкурентам было столь же сложно скопировать стратегию. Интернет вместе с новыми средствами разработки сильно облегчил создание и внедрение приложений. Сеть аптек CVS, например, смогла развернуть сложную систему закупок, основанную на интернет-технологиях, всего за шестьдесят дней. Однако по мере снижения постоянных издержек на разработку приложений становится все проще и проще копировать подходы конкурентов.
В настоящее время почти что все компании разрабатывают похожие интернет-приложения, часто с помощью одних и тех же популярных программных пакетов. В результате повышение операционной эффективности происходит одновременно практически у всех. Лишь очень немногие компании смогут получить устойчивое преимущество благодаря использованию «лучшего в своем роде» программного обеспечения.
Стратегическое позиционирование. Поскольку поддерживать операционное преимущество становится все сложнее, на первый план выходит стратегическое позиционирование. Если компания не может действовать эффективнее своих конкурентов, единственный способ достичь более высокого уровня экономической стоимости - это добиться преимущества в издержках или ценах за счет резкого отличия от конкурентов.
Примечательно, что компании рассматривают сегодня конкуренцию в Интернете исключительно с точки зрения операционной эффективности. Думая, что устойчивого преимущества достичь невозможно, они гонятся за скоростью в надежде остаться на шаг впереди конкурентов. Но если у вас нет внятной стратегии, если вы не знаете, куда идете, то совершенно неважно, как быстро вы двигаетесь и как часто поворачиваете. Даже если вы значительно опережаете своих соперников.
Стратегия - это вопрос дисциплины. Во-первых, компания должна стремиться к прибыльности, а не к росту. Во-вторых, она должна четко определить, как именно она создает экономическую стоимость.
И в-третьих, она должна быть способна отказаться от прочих видов деятельности, какими бы привлекательными они не выглядели. Компания должна придерживаться выбранного курса даже во времена потрясений, постоянно уточняя и улучшая свое стратегическое позиционирование. Стратегия - это намного больше, чем банальная погоня за «успешными методиками». Она требует формирования такой цепочки действий, необходимых для производства товара или предоставления услуги, которая позволила бы компании создавать добавленную стоимость иначе, чем это делают ее конкуренты. При этом цепочка должна быть единым целым - это обеспечит защиту от копирования. В этом случае конкурентам придется скопировать всю систему, что намного сложнее. (См. врезку «Шесть принципов стратегического позиционирования».)