I. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 

Выберите правильные ответы.

1. Характеристиками свободного рыночного хозяйства выступают:

а) неограниченное число участников конкуренции;

б) свободный доступ к рыночной информации;

в) ограниченная роль правительства в экономике:

г) все указанное.

2. Чем торгуют на товарной бирже:

а) крупными партиями любых товаров;

б) стандартными контрактами;

в) товарами массового производственного и личного потребления?

3. В чем состоит роль товарных бирж в мировой торговле:

а) обеспечивают основной мировой оборот товаров;

б) устанавливают цены равновесия на важнейшие мировые товары;

в) обеспечивают перелив денег в более эффективные секторы мировой экономики;

г) предоставляют информацию о состоянии и развитии различных рынков мировой торговли?

4. Аукцион — это:

а) форма добровольного объединения продавцов и покупателей в целях совершения торговой сделки;

б) форма публичной продажи в заранее установленное время и в заранее назначенном месте какого-либо товара, заблаговременно выставленного для осмотра;

в) форма публичной продажи товаров, которая может быть как • добровольной, так и принудительной;

г) верно б) и в).

5. Фондовая биржа — это:

а) рынок, где продаются и покупаются оптом товары;

б) рынок, где продаются и покупаются ценные бумаги;

в) рынок, где заключаются сделки по кредитам;

г) рынок, где осуществляется наем рабочей силы.

6. Человека, который осуществляет посредническую деятельность на бирже по покупке товара от имени клиента, называют:

а) брокером;

б) дилером;

в) банкиром.

7. Какое из утверждений неверно? Фьючерс — это:

а) договор о поставке товара к определенной дате;

б) договор об оплате товара к определенному сроку по цене в момент заключения договора;

в) договор о поставке и оплате товара по цене в момент исполнения договора;

г) договор о поставке и оплате товара к определенной дате по цене в момент заключения сделки.

8. Что из нижеперечисленного не является условием совершенной конкуренции:

а) свобода входа на рынок;

б) свобода выхода с рынка;

в) диверсификация (разнообразие) производства;

г) большое число продавцов и покупателей?

9. Что из нижеперечисленного является признаком только совершенной конкуренции:

а) фирма не обладает рыночной властью;

б) фирма максимизирует прибыль;

в) фирма получает прибыль в долгосрочном периоде?

10. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка;

б) на рынке действует ограниченное число фирм;

в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию.

11. Верны ли следующие утверждения:

а) олигополитическая взаимозависимость фирм на рынке всегда приводит к тому, что одна фирма становится господствующей, подавляя интересы других (да, нет);

б) монопсония характеризует такую ситуацию, когда на рынке действует один покупатель (да, нет);

в) монополистическая конкуренция не препятствует входу на рынок и выходу с рынка новых фирм (да, нет);

г) для монополистической конкуренции не характерна стандартизация продукции (да, нет);

д) модель совершенной конкуренции так подробно изучается экономистами, поскольку большинство реальных рынков функционирует в соответствии с принципами данной модели (да, нет);

е) в условиях дуопсонии картельные соглашения не являются невозможными (да, нет);

ж) антитрестовское законодательство может улучшить экономическую ситуацию в стране (да, нет)?

12. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

а) совершенной конкуренцией;

б) монополистической конкуренцией;

в) олигополией;

г) монополией.

13. Что из нижеперечисленного является признаком только монопольного рынка:

а) один продавец;

б) дифференциация продуктов;

в) большие постоянные издержки;

г) цена равна предельным издержкам?

14. Свобода входа и выхода с рынка характерна только для:

а) монополии;

б) совершенной конкуренции;

в) монополистической конкуренции;

г) верны ответы б) и в).

15. Расставьте перечисленные ниже формы монополий в порядке убывания экономической свободы входящих в монополию фирм:

а) концерн;

б) картель;

в) трест;

г) синдикат;

д) конгломерат.

Выберите правильный ответ.

16. Отличие ценообразования в условиях совершенной конкуренции от ценообразования к условиях несовершенной конкуренции заключается в том, что:

а) в условиях совершенной конкуренции фирма вынуждена приспосабливаться к существующей рыночной цене, а в условиях несовершенной конкуренции она может «диктовать» свою цену;

б) в условиях совершенной конкуренции фирма распространяет свое влияние на меньшее число агентов, чем в условиях несовершенной конкуренции;

в) в условиях совершенной конкуренции фирма применяет ценовую дискриминацию, а в условиях несовершенной конкуренции — неценовую;

г) в условиях несовершенной конкуренции у фирмы нет стимулов назначать цену выше предельных издержек.

17. Нарушение какого из следующих условий не ведет к подрыву картельного соглашения:

а) однородность продукции;

б) одинаковое распределение рыночной власти между участниками;

в) положительность экономической прибыли в отрасли;

г) отсутствие технологических усовершенствований в отрасли, резко снижающих издержки производства?

18. Разберитесь в ситуации.

Некоторые экономисты считают, что необходимо создавать в России крупные производственно-торговые объединения типа западных промышленно-финансовых групп, которые смогут организовать и упорядочить движение товарных потоков. Крупный оптовый купец, по их мнению, выгодно отличается от мелкого и розничного купца тем, что не гонится за большой прибылью с единицы товара, предпочитая ей высокую прибыль от массы реализованных товаров.

Мало того, крупные оптовики сами определяют розничную цену автомобиля, телевизора и т.п., а розничный продавец может только договариваться о своей доле в этой цене. В индустриально развитых странах около половины продукции реализуется по ценам, устанавливаемым всего лишь несколькими десятками ведущих транснациональных корпораций. Только такими методами можно ликвидировать «накрутки» цен и хаос в реализации продукции.

Согласны ли Вы с таким решением проблемы? Приведите аргументы «за» и «против». О каких типах конкуренции идет речь?

Выберите правильные ответы.

1. Характеристиками свободного рыночного хозяйства выступают:

а) неограниченное число участников конкуренции;

б) свободный доступ к рыночной информации;

в) ограниченная роль правительства в экономике:

г) все указанное.

2. Чем торгуют на товарной бирже:

а) крупными партиями любых товаров;

б) стандартными контрактами;

в) товарами массового производственного и личного потребления?

3. В чем состоит роль товарных бирж в мировой торговле:

а) обеспечивают основной мировой оборот товаров;

б) устанавливают цены равновесия на важнейшие мировые товары;

в) обеспечивают перелив денег в более эффективные секторы мировой экономики;

г) предоставляют информацию о состоянии и развитии различных рынков мировой торговли?

4. Аукцион — это:

а) форма добровольного объединения продавцов и покупателей в целях совершения торговой сделки;

б) форма публичной продажи в заранее установленное время и в заранее назначенном месте какого-либо товара, заблаговременно выставленного для осмотра;

в) форма публичной продажи товаров, которая может быть как • добровольной, так и принудительной;

г) верно б) и в).

5. Фондовая биржа — это:

а) рынок, где продаются и покупаются оптом товары;

б) рынок, где продаются и покупаются ценные бумаги;

в) рынок, где заключаются сделки по кредитам;

г) рынок, где осуществляется наем рабочей силы.

6. Человека, который осуществляет посредническую деятельность на бирже по покупке товара от имени клиента, называют:

а) брокером;

б) дилером;

в) банкиром.

7. Какое из утверждений неверно? Фьючерс — это:

а) договор о поставке товара к определенной дате;

б) договор об оплате товара к определенному сроку по цене в момент заключения договора;

в) договор о поставке и оплате товара по цене в момент исполнения договора;

г) договор о поставке и оплате товара к определенной дате по цене в момент заключения сделки.

8. Что из нижеперечисленного не является условием совершенной конкуренции:

а) свобода входа на рынок;

б) свобода выхода с рынка;

в) диверсификация (разнообразие) производства;

г) большое число продавцов и покупателей?

9. Что из нижеперечисленного является признаком только совершенной конкуренции:

а) фирма не обладает рыночной властью;

б) фирма максимизирует прибыль;

в) фирма получает прибыль в долгосрочном периоде?

10. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка;

б) на рынке действует ограниченное число фирм;

в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию.

11. Верны ли следующие утверждения:

а) олигополитическая взаимозависимость фирм на рынке всегда приводит к тому, что одна фирма становится господствующей, подавляя интересы других (да, нет);

б) монопсония характеризует такую ситуацию, когда на рынке действует один покупатель (да, нет);

в) монополистическая конкуренция не препятствует входу на рынок и выходу с рынка новых фирм (да, нет);

г) для монополистической конкуренции не характерна стандартизация продукции (да, нет);

д) модель совершенной конкуренции так подробно изучается экономистами, поскольку большинство реальных рынков функционирует в соответствии с принципами данной модели (да, нет);

е) в условиях дуопсонии картельные соглашения не являются невозможными (да, нет);

ж) антитрестовское законодательство может улучшить экономическую ситуацию в стране (да, нет)?

12. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

а) совершенной конкуренцией;

б) монополистической конкуренцией;

в) олигополией;

г) монополией.

13. Что из нижеперечисленного является признаком только монопольного рынка:

а) один продавец;

б) дифференциация продуктов;

в) большие постоянные издержки;

г) цена равна предельным издержкам?

14. Свобода входа и выхода с рынка характерна только для:

а) монополии;

б) совершенной конкуренции;

в) монополистической конкуренции;

г) верны ответы б) и в).

15. Расставьте перечисленные ниже формы монополий в порядке убывания экономической свободы входящих в монополию фирм:

а) концерн;

б) картель;

в) трест;

г) синдикат;

д) конгломерат.

Выберите правильный ответ.

16. Отличие ценообразования в условиях совершенной конкуренции от ценообразования к условиях несовершенной конкуренции заключается в том, что:

а) в условиях совершенной конкуренции фирма вынуждена приспосабливаться к существующей рыночной цене, а в условиях несовершенной конкуренции она может «диктовать» свою цену;

б) в условиях совершенной конкуренции фирма распространяет свое влияние на меньшее число агентов, чем в условиях несовершенной конкуренции;

в) в условиях совершенной конкуренции фирма применяет ценовую дискриминацию, а в условиях несовершенной конкуренции — неценовую;

г) в условиях несовершенной конкуренции у фирмы нет стимулов назначать цену выше предельных издержек.

17. Нарушение какого из следующих условий не ведет к подрыву картельного соглашения:

а) однородность продукции;

б) одинаковое распределение рыночной власти между участниками;

в) положительность экономической прибыли в отрасли;

г) отсутствие технологических усовершенствований в отрасли, резко снижающих издержки производства?

18. Разберитесь в ситуации.

Некоторые экономисты считают, что необходимо создавать в России крупные производственно-торговые объединения типа западных промышленно-финансовых групп, которые смогут организовать и упорядочить движение товарных потоков. Крупный оптовый купец, по их мнению, выгодно отличается от мелкого и розничного купца тем, что не гонится за большой прибылью с единицы товара, предпочитая ей высокую прибыль от массы реализованных товаров.

Мало того, крупные оптовики сами определяют розничную цену автомобиля, телевизора и т.п., а розничный продавец может только договариваться о своей доле в этой цене. В индустриально развитых странах около половины продукции реализуется по ценам, устанавливаемым всего лишь несколькими десятками ведущих транснациональных корпораций. Только такими методами можно ликвидировать «накрутки» цен и хаос в реализации продукции.

Согласны ли Вы с таким решением проблемы? Приведите аргументы «за» и «против». О каких типах конкуренции идет речь?