1. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 

1. В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается:

а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;

б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;

в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;

г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования..

2. Заполните графу «Представители» в табл. 1:

Таблица 1

Этапы предмета экономической теории

Содержание этапа

Представители

I

Экономия

а) учение о справедливости: экономия и хрематистика;

б) схоластика: первый опыт систематизации категорий;

а)

б)

II

Политическая экономия

а) меркантилизм;

б) классическая политическая экономия;

в) марксистская политическая экономия;

г) маржинализм.

а)

б)

в)

г)

III

Экономикс

а) неоклассическое направление;

б) кейнсианство и его эволюция;

в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожидании;

г) новая политическая экономия — теория общественного выбора;

д) критика экономикс — институционализм и неоинституционализм.

а)

б)

в)

г)

д)

 

3. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А — политическая экономия богатства и Б — политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого — к группе Б: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

4. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к:

а) меркантилизму;

б) теории физиократов;

в) взглядам классиков английской политической экономии.

5. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:

а) меркантилизм;

б) теория физиократов;

в) маржинализм;

г) марксизм.

6. Проанализируйте содержание нижеперечисленных экономических реформ в России от Петра I до наших дней и назовите экономические концепции (доктрины), под влиянием которых они осуществлялись:

а) реформы Петра I, направленные на развитие мануфактурного производства и торговли;

б) реформы Александра II, предусматривавшие общую либерализацию и стимулирование промышленности;

в) реформы С.Ю. Витте, направленные на переход к золотомонетному обращению;

г) реформы П.А. Столыпина, предусматривавшие «разобщинивание» крестьян;

д) «военный коммунизм» большевиков 1919-1921 гг.;

е) НЭП, обоснованный В.И. Лениным (20-е годы);

ж) «Великий перелом» И.В. Сталина;

з) реформы Н.С. Хрущева 1953-1956 гг.;

и) реформы А.Н. Косыгина 1965 г.;

к) реформы М.С. Горбачева 1987-1991 гг.

7. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:

а) кейнсианства;

б) монетаризма;

в) марксизма.

8. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.

9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

б) экономическое поведение отдельных фирм;

в) отношения между отдельными представителями разных классов.

10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

11. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;

б) цены на хлеб должны быть низкими;

в) бедные не должны платить налоги;

г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;

д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;

е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;

ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.

12. Верны ли следующие утверждения:

а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет);

б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)?

13. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории:

а) расчленение исследуемого явления на составные части;

б) переход мышления от конкретного к абстрактному;

в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;

г) переход от абстрактного к конкретному.

14. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от воли людей;

в) имеют значительную продолжительность существования;

г) имеют ограниченное время существования;

д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.

15. Разберитесь в ситуации.

Обратимся к двум концепциям: «теории порядка» (Германия) и «конституционной экономике» (США).

«Теория порядка» явилась предтечей концепции социальной рыночной экономики.

Термин «социальное рыночное хозяйство» стал широко известен в связи с экономической политикой, проводившейся в Западной Германии после второй мировой войны министром экономики Людвигом Эрхардом.

Концепция социального рыночного хозяйства формировалась в атмосфере всеобщего хаоса в стране, где старый тоталитарный режим — «центрально-управляемое хозяйство», — рухнул, а «меновое хозяйство» уже успело предстать в форме анархии и «черного рынка». Без наведения порядка было немыслимо возрождение страны. Поэтому появившаяся в 30-40-е годы «теория порядка» послужила методологической основой социального рыночного хозяйства в ФРГ.

Концепция «конституционной экономики» возникла в 60-е годы в США не в хаотичном, а в процветающем «обществе массового потребления». Поэтому она воспринималась как напрасные жалобы университетских профессоров, не согласных с практикой кейнсианского регулирования. Они сформулировали набор фундаментальных правил, регулирующих рыночное хозяйство, которые должны были быть закреплены Конституцией и тогда могли бы избавить общество от засилья государственных чиновников — «искателей политической ренты».

Парадокс обеих теорий заключается в том, что они стремились ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу правила игры и контролировать их соблюдение.

Проанализируйте обе концепции применительно к экономической и политический ситуации современной России.

II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ

В данном Задании № 1 в разделе III предлагаются графические задачи. Чтобы их решить, необходимо иметь элементарное представление о графиках.

ГРАФИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (НАПРИМЕР, МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ОСАДКОВ В МЕСЯЦ И ПРОДАЖЕЙ ЗОНТИКОВ).

Независимая переменная (количество осадков) помещается на горизонтальной оси, а зависимая (продажа зонтиков) — на вертикальной оси. (Справедливости ради следует сказать, что принятый порядок иногда меняется.)

Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии.

Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей — отрицательным.

Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон.

Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (см. рис. 1-4).

На рис. 1-4 показаны простейшие зависимости, выраженные прямой линией.

В действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми (см. рис. 5-6). Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный, и наоборот (см. рис. 7-8).

Графическое изображение простейших (линейных) зависимостей

Определение наклона кривых

1. В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается:

а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;

б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;

в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;

г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования..

2. Заполните графу «Представители» в табл. 1:

Таблица 1

Этапы предмета экономической теории

Содержание этапа

Представители

I

Экономия

а) учение о справедливости: экономия и хрематистика;

б) схоластика: первый опыт систематизации категорий;

а)

б)

II

Политическая экономия

а) меркантилизм;

б) классическая политическая экономия;

в) марксистская политическая экономия;

г) маржинализм.

а)

б)

в)

г)

III

Экономикс

а) неоклассическое направление;

б) кейнсианство и его эволюция;

в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожидании;

г) новая политическая экономия — теория общественного выбора;

д) критика экономикс — институционализм и неоинституционализм.

а)

б)

в)

г)

д)

 

3. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А — политическая экономия богатства и Б — политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого — к группе Б: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

4. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к:

а) меркантилизму;

б) теории физиократов;

в) взглядам классиков английской политической экономии.

5. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:

а) меркантилизм;

б) теория физиократов;

в) маржинализм;

г) марксизм.

6. Проанализируйте содержание нижеперечисленных экономических реформ в России от Петра I до наших дней и назовите экономические концепции (доктрины), под влиянием которых они осуществлялись:

а) реформы Петра I, направленные на развитие мануфактурного производства и торговли;

б) реформы Александра II, предусматривавшие общую либерализацию и стимулирование промышленности;

в) реформы С.Ю. Витте, направленные на переход к золотомонетному обращению;

г) реформы П.А. Столыпина, предусматривавшие «разобщинивание» крестьян;

д) «военный коммунизм» большевиков 1919-1921 гг.;

е) НЭП, обоснованный В.И. Лениным (20-е годы);

ж) «Великий перелом» И.В. Сталина;

з) реформы Н.С. Хрущева 1953-1956 гг.;

и) реформы А.Н. Косыгина 1965 г.;

к) реформы М.С. Горбачева 1987-1991 гг.

7. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:

а) кейнсианства;

б) монетаризма;

в) марксизма.

8. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.

9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

б) экономическое поведение отдельных фирм;

в) отношения между отдельными представителями разных классов.

10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

11. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;

б) цены на хлеб должны быть низкими;

в) бедные не должны платить налоги;

г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;

д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;

е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;

ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.

12. Верны ли следующие утверждения:

а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет);

б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)?

13. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории:

а) расчленение исследуемого явления на составные части;

б) переход мышления от конкретного к абстрактному;

в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;

г) переход от абстрактного к конкретному.

14. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от воли людей;

в) имеют значительную продолжительность существования;

г) имеют ограниченное время существования;

д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.

15. Разберитесь в ситуации.

Обратимся к двум концепциям: «теории порядка» (Германия) и «конституционной экономике» (США).

«Теория порядка» явилась предтечей концепции социальной рыночной экономики.

Термин «социальное рыночное хозяйство» стал широко известен в связи с экономической политикой, проводившейся в Западной Германии после второй мировой войны министром экономики Людвигом Эрхардом.

Концепция социального рыночного хозяйства формировалась в атмосфере всеобщего хаоса в стране, где старый тоталитарный режим — «центрально-управляемое хозяйство», — рухнул, а «меновое хозяйство» уже успело предстать в форме анархии и «черного рынка». Без наведения порядка было немыслимо возрождение страны. Поэтому появившаяся в 30-40-е годы «теория порядка» послужила методологической основой социального рыночного хозяйства в ФРГ.

Концепция «конституционной экономики» возникла в 60-е годы в США не в хаотичном, а в процветающем «обществе массового потребления». Поэтому она воспринималась как напрасные жалобы университетских профессоров, не согласных с практикой кейнсианского регулирования. Они сформулировали набор фундаментальных правил, регулирующих рыночное хозяйство, которые должны были быть закреплены Конституцией и тогда могли бы избавить общество от засилья государственных чиновников — «искателей политической ренты».

Парадокс обеих теорий заключается в том, что они стремились ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу правила игры и контролировать их соблюдение.

Проанализируйте обе концепции применительно к экономической и политический ситуации современной России.

II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ

В данном Задании № 1 в разделе III предлагаются графические задачи. Чтобы их решить, необходимо иметь элементарное представление о графиках.

ГРАФИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (НАПРИМЕР, МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ОСАДКОВ В МЕСЯЦ И ПРОДАЖЕЙ ЗОНТИКОВ).

Независимая переменная (количество осадков) помещается на горизонтальной оси, а зависимая (продажа зонтиков) — на вертикальной оси. (Справедливости ради следует сказать, что принятый порядок иногда меняется.)

Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии.

Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей — отрицательным.

Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон.

Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (см. рис. 1-4).

На рис. 1-4 показаны простейшие зависимости, выраженные прямой линией.

В действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми (см. рис. 5-6). Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный, и наоборот (см. рис. 7-8).

Графическое изображение простейших (линейных) зависимостей

Определение наклона кривых