1. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
1. В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается:
а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;
б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;
в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;
г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования..
2. Заполните графу «Представители» в табл. 1:
Таблица 1
№ |
Этапы предмета экономической теории |
Содержание этапа |
Представители |
I |
Экономия |
а) учение о справедливости: экономия и хрематистика; б) схоластика: первый опыт систематизации категорий; |
а) б) |
II |
Политическая экономия |
а) меркантилизм; б) классическая политическая экономия; в) марксистская политическая экономия; г) маржинализм. |
а) б) в) г) |
III |
Экономикс |
а) неоклассическое направление; б) кейнсианство и его эволюция; в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожидании; г) новая политическая экономия — теория общественного выбора; д) критика экономикс — институционализм и неоинституционализм. |
а) б) в) г) д) |
3. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А — политическая экономия богатства и Б — политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого — к группе Б: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
4. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к:
а) меркантилизму;
б) теории физиократов;
в) взглядам классиков английской политической экономии.
5. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:
а) меркантилизм;
б) теория физиократов;
в) маржинализм;
г) марксизм.
6. Проанализируйте содержание нижеперечисленных экономических реформ в России от Петра I до наших дней и назовите экономические концепции (доктрины), под влиянием которых они осуществлялись:
а) реформы Петра I, направленные на развитие мануфактурного производства и торговли;
б) реформы Александра II, предусматривавшие общую либерализацию и стимулирование промышленности;
в) реформы С.Ю. Витте, направленные на переход к золотомонетному обращению;
г) реформы П.А. Столыпина, предусматривавшие «разобщинивание» крестьян;
д) «военный коммунизм» большевиков 1919-1921 гг.;
е) НЭП, обоснованный В.И. Лениным (20-е годы);
ж) «Великий перелом» И.В. Сталина;
з) реформы Н.С. Хрущева 1953-1956 гг.;
и) реформы А.Н. Косыгина 1965 г.;
к) реформы М.С. Горбачева 1987-1991 гг.
7. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:
а) кейнсианства;
б) монетаризма;
в) марксизма.
8. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.
9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;
б) экономическое поведение отдельных фирм;
в) отношения между отдельными представителями разных классов.
10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:
а) роль государства в экономике;
б) глобальные тенденции экономического развития человечества;
в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.
11. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:
а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;
б) цены на хлеб должны быть низкими;
в) бедные не должны платить налоги;
г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;
д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;
е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;
ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.
12. Верны ли следующие утверждения:
а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет);
б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)?
13. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории:
а) расчленение исследуемого явления на составные части;
б) переход мышления от конкретного к абстрактному;
в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;
г) переход от абстрактного к конкретному.
14. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от воли людей;
в) имеют значительную продолжительность существования;
г) имеют ограниченное время существования;
д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.
15. Разберитесь в ситуации.
Обратимся к двум концепциям: «теории порядка» (Германия) и «конституционной экономике» (США).
«Теория порядка» явилась предтечей концепции социальной рыночной экономики.
Термин «социальное рыночное хозяйство» стал широко известен в связи с экономической политикой, проводившейся в Западной Германии после второй мировой войны министром экономики Людвигом Эрхардом.
Концепция социального рыночного хозяйства формировалась в атмосфере всеобщего хаоса в стране, где старый тоталитарный режим — «центрально-управляемое хозяйство», — рухнул, а «меновое хозяйство» уже успело предстать в форме анархии и «черного рынка». Без наведения порядка было немыслимо возрождение страны. Поэтому появившаяся в 30-40-е годы «теория порядка» послужила методологической основой социального рыночного хозяйства в ФРГ.
Концепция «конституционной экономики» возникла в 60-е годы в США не в хаотичном, а в процветающем «обществе массового потребления». Поэтому она воспринималась как напрасные жалобы университетских профессоров, не согласных с практикой кейнсианского регулирования. Они сформулировали набор фундаментальных правил, регулирующих рыночное хозяйство, которые должны были быть закреплены Конституцией и тогда могли бы избавить общество от засилья государственных чиновников — «искателей политической ренты».
Парадокс обеих теорий заключается в том, что они стремились ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу правила игры и контролировать их соблюдение.
Проанализируйте обе концепции применительно к экономической и политический ситуации современной России.
II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ
В данном Задании № 1 в разделе III предлагаются графические задачи. Чтобы их решить, необходимо иметь элементарное представление о графиках.
ГРАФИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (НАПРИМЕР, МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ОСАДКОВ В МЕСЯЦ И ПРОДАЖЕЙ ЗОНТИКОВ).
Независимая переменная (количество осадков) помещается на горизонтальной оси, а зависимая (продажа зонтиков) — на вертикальной оси. (Справедливости ради следует сказать, что принятый порядок иногда меняется.)
Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии.
Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей — отрицательным.
Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон.
Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (см. рис. 1-4).
На рис. 1-4 показаны простейшие зависимости, выраженные прямой линией.
В действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми (см. рис. 5-6). Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный, и наоборот (см. рис. 7-8).
Графическое изображение простейших (линейных) зависимостей
Определение наклона кривых
1. В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается:
а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;
б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;
в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;
г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования..
2. Заполните графу «Представители» в табл. 1:
Таблица 1
№ |
Этапы предмета экономической теории |
Содержание этапа |
Представители |
I |
Экономия |
а) учение о справедливости: экономия и хрематистика; б) схоластика: первый опыт систематизации категорий; |
а) б) |
II |
Политическая экономия |
а) меркантилизм; б) классическая политическая экономия; в) марксистская политическая экономия; г) маржинализм. |
а) б) в) г) |
III |
Экономикс |
а) неоклассическое направление; б) кейнсианство и его эволюция; в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожидании; г) новая политическая экономия — теория общественного выбора; д) критика экономикс — институционализм и неоинституционализм. |
а) б) в) г) д) |
3. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А — политическая экономия богатства и Б — политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого — к группе Б: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
4. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к:
а) меркантилизму;
б) теории физиократов;
в) взглядам классиков английской политической экономии.
5. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:
а) меркантилизм;
б) теория физиократов;
в) маржинализм;
г) марксизм.
6. Проанализируйте содержание нижеперечисленных экономических реформ в России от Петра I до наших дней и назовите экономические концепции (доктрины), под влиянием которых они осуществлялись:
а) реформы Петра I, направленные на развитие мануфактурного производства и торговли;
б) реформы Александра II, предусматривавшие общую либерализацию и стимулирование промышленности;
в) реформы С.Ю. Витте, направленные на переход к золотомонетному обращению;
г) реформы П.А. Столыпина, предусматривавшие «разобщинивание» крестьян;
д) «военный коммунизм» большевиков 1919-1921 гг.;
е) НЭП, обоснованный В.И. Лениным (20-е годы);
ж) «Великий перелом» И.В. Сталина;
з) реформы Н.С. Хрущева 1953-1956 гг.;
и) реформы А.Н. Косыгина 1965 г.;
к) реформы М.С. Горбачева 1987-1991 гг.
7. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:
а) кейнсианства;
б) монетаризма;
в) марксизма.
8. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.
9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;
б) экономическое поведение отдельных фирм;
в) отношения между отдельными представителями разных классов.
10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:
а) роль государства в экономике;
б) глобальные тенденции экономического развития человечества;
в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.
11. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:
а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;
б) цены на хлеб должны быть низкими;
в) бедные не должны платить налоги;
г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;
д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;
е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;
ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.
12. Верны ли следующие утверждения:
а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет);
б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)?
13. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории:
а) расчленение исследуемого явления на составные части;
б) переход мышления от конкретного к абстрактному;
в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;
г) переход от абстрактного к конкретному.
14. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от воли людей;
в) имеют значительную продолжительность существования;
г) имеют ограниченное время существования;
д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.
15. Разберитесь в ситуации.
Обратимся к двум концепциям: «теории порядка» (Германия) и «конституционной экономике» (США).
«Теория порядка» явилась предтечей концепции социальной рыночной экономики.
Термин «социальное рыночное хозяйство» стал широко известен в связи с экономической политикой, проводившейся в Западной Германии после второй мировой войны министром экономики Людвигом Эрхардом.
Концепция социального рыночного хозяйства формировалась в атмосфере всеобщего хаоса в стране, где старый тоталитарный режим — «центрально-управляемое хозяйство», — рухнул, а «меновое хозяйство» уже успело предстать в форме анархии и «черного рынка». Без наведения порядка было немыслимо возрождение страны. Поэтому появившаяся в 30-40-е годы «теория порядка» послужила методологической основой социального рыночного хозяйства в ФРГ.
Концепция «конституционной экономики» возникла в 60-е годы в США не в хаотичном, а в процветающем «обществе массового потребления». Поэтому она воспринималась как напрасные жалобы университетских профессоров, не согласных с практикой кейнсианского регулирования. Они сформулировали набор фундаментальных правил, регулирующих рыночное хозяйство, которые должны были быть закреплены Конституцией и тогда могли бы избавить общество от засилья государственных чиновников — «искателей политической ренты».
Парадокс обеих теорий заключается в том, что они стремились ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу правила игры и контролировать их соблюдение.
Проанализируйте обе концепции применительно к экономической и политический ситуации современной России.
II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ
В данном Задании № 1 в разделе III предлагаются графические задачи. Чтобы их решить, необходимо иметь элементарное представление о графиках.
ГРАФИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (НАПРИМЕР, МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ОСАДКОВ В МЕСЯЦ И ПРОДАЖЕЙ ЗОНТИКОВ).
Независимая переменная (количество осадков) помещается на горизонтальной оси, а зависимая (продажа зонтиков) — на вертикальной оси. (Справедливости ради следует сказать, что принятый порядок иногда меняется.)
Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии.
Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей — отрицательным.
Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон.
Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (см. рис. 1-4).
На рис. 1-4 показаны простейшие зависимости, выраженные прямой линией.
В действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми (см. рис. 5-6). Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный, и наоборот (см. рис. 7-8).
Графическое изображение простейших (линейных) зависимостей
Определение наклона кривых