I. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
1. Верны ли следующие утверждения:
а) экономический рост есть процесс расширения набора благ, выпускаемых в рамках данной экономической системы (да, нет);
б) закон убывающей предельной производительности имеет универсальное значение (да, нет);
в) конечной целью экономического роста является повышение материального благосостояния (да, нет);
г) основной целью экономического роста является поддержание национальной безопасности (да, нет);
д) материальное благосостояние как показатель экономического роста предполагает увеличение свободного времени (да, нет);
е) нулевые темпы экономического роста всегда носят негативный характер (да, нет);
ж) отрицательные темпы экономического роста — свидетельство кризиса национальной экономики (да, нет);
з) повышение совокупного спроса общества стимулирует экономический рост (да, нет)?
2. Разграничьте прямые и косвенные показатели экономического роста:
а) рост объема и улучшение качества основного капитала;
б) снижение системы монополизации рынка;
в) увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;
г) повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов;
д) уменьшение цены на производственные ресурсы;
е) снижение налога на прибыль.
3. Разграничьте факторы предложения и факторы спроса, влияющие на экономический рост:
а) заработная плата;
б) количество и качество природных ресурсов;
в) наличие основного капитала;
г) уровень налогов;
д) количество и качество трудоспособного населения;
е) склонность населения к сбережению.
4. Разграничьте экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста:
а) рост количества рабочей силы;
б) улучшение качества рабочей силы;
в) совершенствование технологий;
г) рост капитала;
д) улучшение качества вещественного капитала;
е) совершенствование организации и управления производством и сбытом.
5. Верны ли следующие утверждения:
а) двухфакторная модель экономического роста включает в себя только труд и капитал (да, нет);
б) если темп роста предельной производительности капитала опережает темп роста предельной производительности труда, то имеет место капиталосберегающий тип НТП (да, нет);
в) если предельная производительность труда растет быстрее предельной производительности капитала, то экономике свойственен трудосберегающий технический прогресс (да, нет)?
6. Найдите правильный ответ.
Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных ниже мер сможет оказаться наиболее полезной:
а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;
б) ужесточить контроль организации труда;
в) увеличить капитальные вложения?
7. Найдите фактор, влияющий на изменение производительности труда иначе, чем три остальные:
а) среди вновь принятых рабочих преобладала молодежь с низким уровнем квалификации;
б) на предприятии была освоена новая усовершенствованная техника;
в) на предприятии ввели новую премиальную систему;
г) начали применять новую технологию.
8. При сравнении уровней благосостояния людей разных стран наибольше значение придается показателю:
а) численность занятых в производстве;
б) величина средней заработной платы;
в) валовой национальный продукт на душу населения;
г) абсолютная величина валового национального продукта.
9. Если периодически валовые расходы будут сокращаться относительно производственных возможностей, то через продолжительное время темпы роста экономики будут:
а) ниже, так как некоторые производственные ресурсы не будут использоваться полностью;
б) ниже из-за сильной зависимости от иностранного сырья;
в) выше, так как неэффективные заводы, оборудование и труд могут более не использоваться;
г) выше, так как производство будет сконцентрировано на необходимых товарах, а не на предметах роскоши.
10. Верны ли следующие утверждения?
Повышение совокупного спроса может стать следствием:
а) уровня налогов;
б) трансфертных платежей;
в) дефицита государственного бюджета.
11. Совокупный спрос находится в прямой зависимости от:
а) эффекта процентной ставки;
б) эффекта кассовых остатков;
в) эффекта импортных товаров;
г) все неверно.
12. Разграничьте факторы, повышающие или понижающие совокупный спрос общества:
а) рост заработной платы;
б) повышение налогов;
в) рост склонности населения к сбережению;
г) рост денег, находящихся в обороте;
д) сокращение скорости оборота денежной массы;
е) рост совокупной цены;
ж) рост склонности населения к потреблению.
13. Выберите правильные ответы.
На рост совокупного предложения влияют:
а) рост уровня цен на каждый продукт;
б) рост цен на ресурсы;
в) рост производительности труда;
рост налогов;
г) рост налогов;
д) снижение издержек производства.
14. Если совокупный спрос превышает совокупное предложение (АД > AS), то для достижения равновесия необходимо:
а) изменить объем производства;
б) повысить цены;
в) расширить выпуск продукции.
15. Если совокупный спрос меньше совокупного предложения (АД < AS) и предприниматели снижают цены, то национальный доход:
а) будет расти;
б) будет падать;
в) не изменится.
16. Ценовые факторы показывают движение:
а) по кривой совокупного предложения (AS);
б) смещают кривую вправо;
в) смещают кривую влево.
Разберитесь в ситуациях.
17. За десять лет (1985-1994 гг.) по темпам экономического роста в странах бывшего СССР сложилась ситуация, представленная в табл. 23.
Таблица 23
Бывший СССР |
1985 |
1987 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
В среднем за 1985-1994 |
Российская Федерация |
2,5 |
1,6 |
-3,4 |
-4,7 |
-13,8 |
-7,2 |
-10,9 |
-2,4 |
Азербайджан |
4,3 |
4,1 |
-11,7 |
-0,7 |
-23,6 |
-23,1 |
-21,9 |
-7,5 |
Армения |
7,4 |
0,4 |
-7,2 |
-8,8 |
-52,3 |
-14,6 |
5,5 |
-6,1 |
Белоруссия |
4,2 |
4,4 |
-1,4 |
-1,2 |
-9,6 |
-10,6 |
-15,8 |
-1,2 |
Грузия |
4,9 |
1,2 |
-14,8 |
-20,1 |
-40,3 |
-39,4 |
-35,0 |
-15,3 |
Казахстан |
3,7 |
1,8 |
-4,6 |
-11,8 |
-13,0 |
-12,9 |
-24,6 |
-5,7 |
Киргизия |
1,7 |
1,2 |
6,9 |
-4,2 |
-16,4 |
-16,4 |
-25,6 |
-3,5 , |
Латвия |
0 |
2,9 |
-1,2 |
-8,7 |
-34,0 |
-9,5 |
2,0 |
-3,3 |
Молдавия |
-5,3 |
1,2 |
-1,5 |
-17,5 |
-29,1 |
-1,2 |
-31,2 |
-6,6 |
Таджикистан |
3,4 |
0 |
-2,4 |
-8,7 |
-25,0 |
-17,3 |
-21,3 |
-6,1 |
Туркменистан |
4,2 |
3,2 |
• 0,8 |
-5,0 |
-5,4 |
-10,0 |
-20,0 |
1,2 |
Узбекистан |
5,8 |
0,9 |
2,0 |
-0,6 |
-11,1 |
-2,4 |
-3,5 |
0,5 |
Украина |
2,7 |
4,6 |
-3,3 |
-11,6 |
-13,7 |
-24,2 |
-23,0 |
-6,0 |
Эстония |
-9,0 |
3,0 |
-8,5 |
-10,7 |
-25,5 |
-3,5 |
3,4 |
-4,3 |
В среднем по бывшему СССР |
0,8 |
2,4 |
-3,6 |
-8,5 |
-23,5 |
-14,2 |
-14,3 |
-4,8 |
Прокомментируйте приведенные данные, обращая внимание на связь спада (подъема) производства с уровнем радикальности и последовательности проводимых реформ.
18. В 1985-1987 гг. была разработана «стратегия ускорения». Ее авторы исходили из того, что возможности экстенсивного развития СССР уже исчерпаны, а конъюнктура на мировом рынке нефти, откуда всегда поступали деньги в Россию, — неблагоприятна. Поэтому оптимальные темпы экономического роста могут быть достигнуты лишь на основе крупных инвестиций в машиностроение, что, в свою очередь, должно привести к повышению производительности труда на базе новой техники и технологии. Однако уже к началу 1987 г. стало очевидным, что «политика ускорения» привела к очень большим государственным инвестициям. В результате резко возрос дефицит бюджета, что усугублялось дальнейшим падением цен на нефть на мировом рынке', большими расходами бюджета, связанными с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы и т.п.
Как Вы считаете, можно ли было обеспечить экономический рост в рамках старой экономической и политической системы? Если — да, то какие меры для управляемости экономикой в то время Вы бы предложили? Если — нет, то какие принятые меры Вы одобряете и какие считаете неудачными? Достигнут ли экономический рост?
1. Верны ли следующие утверждения:
а) экономический рост есть процесс расширения набора благ, выпускаемых в рамках данной экономической системы (да, нет);
б) закон убывающей предельной производительности имеет универсальное значение (да, нет);
в) конечной целью экономического роста является повышение материального благосостояния (да, нет);
г) основной целью экономического роста является поддержание национальной безопасности (да, нет);
д) материальное благосостояние как показатель экономического роста предполагает увеличение свободного времени (да, нет);
е) нулевые темпы экономического роста всегда носят негативный характер (да, нет);
ж) отрицательные темпы экономического роста — свидетельство кризиса национальной экономики (да, нет);
з) повышение совокупного спроса общества стимулирует экономический рост (да, нет)?
2. Разграничьте прямые и косвенные показатели экономического роста:
а) рост объема и улучшение качества основного капитала;
б) снижение системы монополизации рынка;
в) увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;
г) повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов;
д) уменьшение цены на производственные ресурсы;
е) снижение налога на прибыль.
3. Разграничьте факторы предложения и факторы спроса, влияющие на экономический рост:
а) заработная плата;
б) количество и качество природных ресурсов;
в) наличие основного капитала;
г) уровень налогов;
д) количество и качество трудоспособного населения;
е) склонность населения к сбережению.
4. Разграничьте экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста:
а) рост количества рабочей силы;
б) улучшение качества рабочей силы;
в) совершенствование технологий;
г) рост капитала;
д) улучшение качества вещественного капитала;
е) совершенствование организации и управления производством и сбытом.
5. Верны ли следующие утверждения:
а) двухфакторная модель экономического роста включает в себя только труд и капитал (да, нет);
б) если темп роста предельной производительности капитала опережает темп роста предельной производительности труда, то имеет место капиталосберегающий тип НТП (да, нет);
в) если предельная производительность труда растет быстрее предельной производительности капитала, то экономике свойственен трудосберегающий технический прогресс (да, нет)?
6. Найдите правильный ответ.
Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных ниже мер сможет оказаться наиболее полезной:
а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;
б) ужесточить контроль организации труда;
в) увеличить капитальные вложения?
7. Найдите фактор, влияющий на изменение производительности труда иначе, чем три остальные:
а) среди вновь принятых рабочих преобладала молодежь с низким уровнем квалификации;
б) на предприятии была освоена новая усовершенствованная техника;
в) на предприятии ввели новую премиальную систему;
г) начали применять новую технологию.
8. При сравнении уровней благосостояния людей разных стран наибольше значение придается показателю:
а) численность занятых в производстве;
б) величина средней заработной платы;
в) валовой национальный продукт на душу населения;
г) абсолютная величина валового национального продукта.
9. Если периодически валовые расходы будут сокращаться относительно производственных возможностей, то через продолжительное время темпы роста экономики будут:
а) ниже, так как некоторые производственные ресурсы не будут использоваться полностью;
б) ниже из-за сильной зависимости от иностранного сырья;
в) выше, так как неэффективные заводы, оборудование и труд могут более не использоваться;
г) выше, так как производство будет сконцентрировано на необходимых товарах, а не на предметах роскоши.
10. Верны ли следующие утверждения?
Повышение совокупного спроса может стать следствием:
а) уровня налогов;
б) трансфертных платежей;
в) дефицита государственного бюджета.
11. Совокупный спрос находится в прямой зависимости от:
а) эффекта процентной ставки;
б) эффекта кассовых остатков;
в) эффекта импортных товаров;
г) все неверно.
12. Разграничьте факторы, повышающие или понижающие совокупный спрос общества:
а) рост заработной платы;
б) повышение налогов;
в) рост склонности населения к сбережению;
г) рост денег, находящихся в обороте;
д) сокращение скорости оборота денежной массы;
е) рост совокупной цены;
ж) рост склонности населения к потреблению.
13. Выберите правильные ответы.
На рост совокупного предложения влияют:
а) рост уровня цен на каждый продукт;
б) рост цен на ресурсы;
в) рост производительности труда;
рост налогов;
г) рост налогов;
д) снижение издержек производства.
14. Если совокупный спрос превышает совокупное предложение (АД > AS), то для достижения равновесия необходимо:
а) изменить объем производства;
б) повысить цены;
в) расширить выпуск продукции.
15. Если совокупный спрос меньше совокупного предложения (АД < AS) и предприниматели снижают цены, то национальный доход:
а) будет расти;
б) будет падать;
в) не изменится.
16. Ценовые факторы показывают движение:
а) по кривой совокупного предложения (AS);
б) смещают кривую вправо;
в) смещают кривую влево.
Разберитесь в ситуациях.
17. За десять лет (1985-1994 гг.) по темпам экономического роста в странах бывшего СССР сложилась ситуация, представленная в табл. 23.
Таблица 23
Бывший СССР |
1985 |
1987 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
В среднем за 1985-1994 |
Российская Федерация |
2,5 |
1,6 |
-3,4 |
-4,7 |
-13,8 |
-7,2 |
-10,9 |
-2,4 |
Азербайджан |
4,3 |
4,1 |
-11,7 |
-0,7 |
-23,6 |
-23,1 |
-21,9 |
-7,5 |
Армения |
7,4 |
0,4 |
-7,2 |
-8,8 |
-52,3 |
-14,6 |
5,5 |
-6,1 |
Белоруссия |
4,2 |
4,4 |
-1,4 |
-1,2 |
-9,6 |
-10,6 |
-15,8 |
-1,2 |
Грузия |
4,9 |
1,2 |
-14,8 |
-20,1 |
-40,3 |
-39,4 |
-35,0 |
-15,3 |
Казахстан |
3,7 |
1,8 |
-4,6 |
-11,8 |
-13,0 |
-12,9 |
-24,6 |
-5,7 |
Киргизия |
1,7 |
1,2 |
6,9 |
-4,2 |
-16,4 |
-16,4 |
-25,6 |
-3,5 , |
Латвия |
0 |
2,9 |
-1,2 |
-8,7 |
-34,0 |
-9,5 |
2,0 |
-3,3 |
Молдавия |
-5,3 |
1,2 |
-1,5 |
-17,5 |
-29,1 |
-1,2 |
-31,2 |
-6,6 |
Таджикистан |
3,4 |
0 |
-2,4 |
-8,7 |
-25,0 |
-17,3 |
-21,3 |
-6,1 |
Туркменистан |
4,2 |
3,2 |
• 0,8 |
-5,0 |
-5,4 |
-10,0 |
-20,0 |
1,2 |
Узбекистан |
5,8 |
0,9 |
2,0 |
-0,6 |
-11,1 |
-2,4 |
-3,5 |
0,5 |
Украина |
2,7 |
4,6 |
-3,3 |
-11,6 |
-13,7 |
-24,2 |
-23,0 |
-6,0 |
Эстония |
-9,0 |
3,0 |
-8,5 |
-10,7 |
-25,5 |
-3,5 |
3,4 |
-4,3 |
В среднем по бывшему СССР |
0,8 |
2,4 |
-3,6 |
-8,5 |
-23,5 |
-14,2 |
-14,3 |
-4,8 |
Прокомментируйте приведенные данные, обращая внимание на связь спада (подъема) производства с уровнем радикальности и последовательности проводимых реформ.
18. В 1985-1987 гг. была разработана «стратегия ускорения». Ее авторы исходили из того, что возможности экстенсивного развития СССР уже исчерпаны, а конъюнктура на мировом рынке нефти, откуда всегда поступали деньги в Россию, — неблагоприятна. Поэтому оптимальные темпы экономического роста могут быть достигнуты лишь на основе крупных инвестиций в машиностроение, что, в свою очередь, должно привести к повышению производительности труда на базе новой техники и технологии. Однако уже к началу 1987 г. стало очевидным, что «политика ускорения» привела к очень большим государственным инвестициям. В результате резко возрос дефицит бюджета, что усугублялось дальнейшим падением цен на нефть на мировом рынке', большими расходами бюджета, связанными с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы и т.п.
Как Вы считаете, можно ли было обеспечить экономический рост в рамках старой экономической и политической системы? Если — да, то какие меры для управляемости экономикой в то время Вы бы предложили? Если — нет, то какие принятые меры Вы одобряете и какие считаете неудачными? Достигнут ли экономический рост?