II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
В третьем разделе Задания № 5 предусматривается решение задач по классификации видов рынков, определению размеров торговой прибыли, а также поведению покупателя на бирже при срочных сделках, поэтому предлагаются нижеследующие схемы и формулы.
Таблица 10
Основные виды рынков
Покупатели |
Продавцы |
||
Много |
Несколько |
Один |
|
Много |
Полиполия (полная конкуренция) |
Олигополия (несколько продавцов, много покупателей) |
Монополия (один продавец, много покупателей) |
Несколько |
Олигопсония (олигопсония спроса) |
Билатеральная олигополия (несколько продавцов и покупателей) |
Ограниченная монополия (один продавец, несколько покупателей) |
Один |
Монопсония (монопсония спроса) |
Ограниченная монопсония (несколько продавцов, один покупатель) |
Билатеральная монополия (один продавец и один покупатель) |
Схема поведения покупателя при срочных сделках с цепью получения разницы от изменения цен
Покупатель, отказавшись от сделки, платит премию и покупает товар на бирже;
Покупатель исполняет сделку с премией, затем продает товар на бирже по более высокой цене.
III. ЗАДАЧИ
19. Заполните таблицу, дав характеристику рынков по степени ограничения конкуренции.
Таблица 11
Параметры |
Рынки |
|||
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
Монополия |
||
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
|||
Количество фирм, производящих продукт |
|
|
|
|
Контроль над ценами |
|
|
|
|
Товарная дифференциация |
|
|
|
|
Легкость входа |
|
|
|
|
20. В табл. 12 содержатся приблизительные данные для отдельных отраслей промышленности одной из стран с развитой рыночной экономикой.
Таблица 12
Поставки продукции крупными производителями
Отрасль промышленности |
Количество компаний |
Доля в стоимости производимой продукции, % |
|
Четырех крупнейших фирм |
Пятидесяти крупнейших фирм |
||
1. Производство деталей и запчастей к автомобилям |
1200 |
60 |
90 |
2. Индустрия программного обеспечения |
200 |
10 |
75 |
3. Полиграфическая промышленность |
10 000 |
12 |
35 |
4. Мебельная промышленность |
300O |
10 |
40 |
5. Виноделие |
150 |
40 |
90 |
6. Швейная промышленность |
5000 |
7 |
22 |
В каких из этих отраслей конкуренция: а) наиболее и б) наименее остра? Чем Вы это объясняете?
21. За исключением небольших сегментов рынка, где функционируют естественные монополии, правительства защищают конкуренцию, используя антимонопольное законодательство (США — закон Шермана 1890 г., закон Клейтона 19Г4 г., закон Правительственной торговой комиссии 1914 г., закон Целлера—Кефовера 1950 г.; Россия — закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 г., создание Государственного комитета по антимонопольной политике).
Почему правительства защищают конкуренцию, препятствуют ограничительной деловой практике?
22. Наценка на проданные розничной торговлей товары составила 18,5 млрд. денежных единиц. Определите сумму прибыли торгового капитала, если известно, что издержки обращения составили 5,1% от общего объема товарооборота, равного 260,9 млрд. денежных единиц.
23. Компания «Горячий чай» получила исключительные права на торговлю чаем на местном стадионе во время хозяйственных матчей. Она может назначить любую цену за свой товар — 1000, 5000 или даже 10 000 руб., поскольку только у нее болельщики могут купить что-нибудь, чтобы попить во время матча. Перед тем, как назначить цену, компания провела исследование спроса и выяснила, сколько порций горячих пирожков она может продать при полном стадионе, если продавать по разным ценам. Получены результаты (см. табл. 13).
Таблица 13
Цена за штуку, руб. |
Количество покупателей |
Сумма дохода, руб. |
Общие затраты, руб. |
Прибыль (убытки), руб. |
1000 |
1000 |
1 000 000 |
330 000 |
670 000 |
1250 |
800 |
1 000 000 |
290 000 |
710 000 |
1500 |
500 |
750 000 |
230 000 |
520 000 |
2000 |
100 |
200 000 |
135 000 |
65 000 |
5000 |
50 |
250 000 |
125 000 |
125 000 |
10 000 |
3 |
30 000 |
116 000 |
(86 000) |
Если бы Вы были владельцем компании «Горячий чай», какую цену Вы бы назначили?
24. На бирже заключена срочная сделка с премией на покупку 100 акций по 2000 денежных единиц за штуку, из которых премия составляет 100 денежных единиц. В момент исполнения сделки: курс акций упал до 1850 денежных единиц за акцию; б) курс акций поднялся до 2100 денежных единиц. Опишите поведение покупателя в ситуациях а) и б).
В третьем разделе Задания № 5 предусматривается решение задач по классификации видов рынков, определению размеров торговой прибыли, а также поведению покупателя на бирже при срочных сделках, поэтому предлагаются нижеследующие схемы и формулы.
Таблица 10
Основные виды рынков
Покупатели |
Продавцы |
||
Много |
Несколько |
Один |
|
Много |
Полиполия (полная конкуренция) |
Олигополия (несколько продавцов, много покупателей) |
Монополия (один продавец, много покупателей) |
Несколько |
Олигопсония (олигопсония спроса) |
Билатеральная олигополия (несколько продавцов и покупателей) |
Ограниченная монополия (один продавец, несколько покупателей) |
Один |
Монопсония (монопсония спроса) |
Ограниченная монопсония (несколько продавцов, один покупатель) |
Билатеральная монополия (один продавец и один покупатель) |
Схема поведения покупателя при срочных сделках с цепью получения разницы от изменения цен
Покупатель, отказавшись от сделки, платит премию и покупает товар на бирже;
Покупатель исполняет сделку с премией, затем продает товар на бирже по более высокой цене.
III. ЗАДАЧИ
19. Заполните таблицу, дав характеристику рынков по степени ограничения конкуренции.
Таблица 11
Параметры |
Рынки |
|||
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
Монополия |
||
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
|||
Количество фирм, производящих продукт |
|
|
|
|
Контроль над ценами |
|
|
|
|
Товарная дифференциация |
|
|
|
|
Легкость входа |
|
|
|
|
20. В табл. 12 содержатся приблизительные данные для отдельных отраслей промышленности одной из стран с развитой рыночной экономикой.
Таблица 12
Поставки продукции крупными производителями
Отрасль промышленности |
Количество компаний |
Доля в стоимости производимой продукции, % |
|
Четырех крупнейших фирм |
Пятидесяти крупнейших фирм |
||
1. Производство деталей и запчастей к автомобилям |
1200 |
60 |
90 |
2. Индустрия программного обеспечения |
200 |
10 |
75 |
3. Полиграфическая промышленность |
10 000 |
12 |
35 |
4. Мебельная промышленность |
300O |
10 |
40 |
5. Виноделие |
150 |
40 |
90 |
6. Швейная промышленность |
5000 |
7 |
22 |
В каких из этих отраслей конкуренция: а) наиболее и б) наименее остра? Чем Вы это объясняете?
21. За исключением небольших сегментов рынка, где функционируют естественные монополии, правительства защищают конкуренцию, используя антимонопольное законодательство (США — закон Шермана 1890 г., закон Клейтона 19Г4 г., закон Правительственной торговой комиссии 1914 г., закон Целлера—Кефовера 1950 г.; Россия — закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 г., создание Государственного комитета по антимонопольной политике).
Почему правительства защищают конкуренцию, препятствуют ограничительной деловой практике?
22. Наценка на проданные розничной торговлей товары составила 18,5 млрд. денежных единиц. Определите сумму прибыли торгового капитала, если известно, что издержки обращения составили 5,1% от общего объема товарооборота, равного 260,9 млрд. денежных единиц.
23. Компания «Горячий чай» получила исключительные права на торговлю чаем на местном стадионе во время хозяйственных матчей. Она может назначить любую цену за свой товар — 1000, 5000 или даже 10 000 руб., поскольку только у нее болельщики могут купить что-нибудь, чтобы попить во время матча. Перед тем, как назначить цену, компания провела исследование спроса и выяснила, сколько порций горячих пирожков она может продать при полном стадионе, если продавать по разным ценам. Получены результаты (см. табл. 13).
Таблица 13
Цена за штуку, руб. |
Количество покупателей |
Сумма дохода, руб. |
Общие затраты, руб. |
Прибыль (убытки), руб. |
1000 |
1000 |
1 000 000 |
330 000 |
670 000 |
1250 |
800 |
1 000 000 |
290 000 |
710 000 |
1500 |
500 |
750 000 |
230 000 |
520 000 |
2000 |
100 |
200 000 |
135 000 |
65 000 |
5000 |
50 |
250 000 |
125 000 |
125 000 |
10 000 |
3 |
30 000 |
116 000 |
(86 000) |
Если бы Вы были владельцем компании «Горячий чай», какую цену Вы бы назначили?
24. На бирже заключена срочная сделка с премией на покупку 100 акций по 2000 денежных единиц за штуку, из которых премия составляет 100 денежных единиц. В момент исполнения сделки: курс акций упал до 1850 денежных единиц за акцию; б) курс акций поднялся до 2100 денежных единиц. Опишите поведение покупателя в ситуациях а) и б).