§ 18. Сущность и структура рынка

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 

Экономичное содержание понятия «рынок». Структура рынка

В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их институционально организованный и систеообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняют становление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

Экономическое содержание понятия «рынок». В трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие «рынок» не получило четкого определения, поскольку они относили его к внешним, поверхностным явлениям экономики, а потому использовали преимущественно при характеристике рыночного спроса.

Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько .свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Английский экономист А. Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену. В учебнике «Экономикс» рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Американский экономист П. Хейне говорил, что рынок — это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов. Приведенные определения свидетельствуют о том, что их авторы исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т. е. не обращаются к изучению производственных, или экономических отношений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен и, таким образом, выявляется его важная функция. При этом не следует ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение, в том числе обращение ценных бумаг.

В современной политической экономии, в соответствии с предметом данной науки, при определении сущности рынка на первый план выдвигается характеристика соответствующей ему системы экономических отношений. Делается также попытка связать сущность рынка с его определенными функциями, например, формированием спроса и предложения, цен на товары.

Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить, кто основные субъекты и как возникают и развиваются отношения между ними?

Суммируя сказанное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций и государством (включая наднациональные органы), выступающими в качестве продавцов или покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации данных отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.

Сущность рынка раскрывается в его основных функциях. К ним относятся: — ценообразующая — определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации; — репродуктивная — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса (в частности, связи между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства; — стимулирующая — побуждение производителей товаров и услуг к снижению индивидуальных расходов по сравнению с общественно необходимыми, повышение общественной полезности товаров и услуг, их качества и потребительных свойств; — регулирующая — оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики, приведение в соответствие 'платежеспособного спроса и предложения, накопления и потребления, других пропорций; i  — контролирующая рациональность производства уровнем цен; — конкурентная — формирующая отношения конкурсности между производителями товаров и услуг в пределах отдельных стран и мирового хозяйства; — санирующая — обеспечивающая очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции. Это исключает или значительно уменьшает вероятность осуществления производства как самоцели, а значит, и затратного характера экономики; — информационно-корректирующая, с помощью которой можно оперативно вносить изменения в планы хозяйственной деятельности.

Исходя из этого, рынок следует рассматривать как определенную совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и государством по поводу купли-продажи товаров и услуг, где происходит окончательное признание их стоимости и реализация, вследствие чего усиливается конкуренция между товаропроизводителями за снижение затрат производства и повышение общественной полезности товаров, улучшается пропорциональность развития народного хозяйства, обеспечивается непрерывность общественного воспроизводства и формирование целостной экономической системы, а также осуществляется опосредованный контроль потребителей за производством и санация экономической системы от неэффективных предприятий. Это совокупность положительных функций рынка, которые сочетаются с его негативными сторонами, «провалами» рынка.

Эффективное функционирование рынка возможно при соблюдении ряда условий: во-первых, необходим реальный плюрализм форм собственности и форм хозяйствования. Если исходить из опыта развитых стран Запада, такой плюрализм обеспечивается сосуществованием частной (основанной как на собственном, так и на чужом труде), коллективной (акционерные общества, кооперативы, трудовые коллективы), государственной, муниципальной, а также смешанных форм собственности, как результата различной комбинации названных выше форм; во-вторых, эффективность функционирования рынка обусловлена способностью разных субъектов предпринимательской деятельности влиять на уровень цен. Подобное влияние со стороны монополий (в том числе олигополии), снижает эффективность саморегулирующих механизмов функционирования рынка; в-третьих, наличие развитого антимонопольного законодательства и достаточных механизмов его реализации, ослабляющих монополистические тенденции в экономике; в-четвертых, существование хорошо развитой системы экономического, правового и административного регулирования экономики государством (при преобладании экономических методов); в-пятых, наличие и доступность всесторонней информации о рынке, развитая маркетинговая деятельность;

в-шестых, важен факт наличия конкурентной борьба между различными субъектами предпринимательской деятельности, численность которых в производстве однотипной продукции должна превышать 7-8 субъектов, поскольку наличие 1—2 субъектов означает монополию, а 3—5 — олигополию; в-седьмых, необходим развитый и разветвленный комплекс объектов собственности, которые могут стать предметом купли-продажи: средств производства (в том числе земли), рабочей силы, интеллектуальной собственности (в форме патентов, лицензий и т. п.), услуг, различных видов ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов и др.), денег, недвижимости, предметов потребления и т. д.; в-восьмых, необходимо наличие рыночной инфраструктуры, то есть определенного комплекса институтов, предприятий, служб и учреждений, которые обеспечивают обслуживание рынка, куплю-продажу различных объектов собственности.

В совокупности экономических отношений, которые отражает категория «рынок», ключевую роль играют отношения собственности. Так, в процессе купли-продажи товаров и услуг осуществляется их присвоение и отчуждение, создаются предпосылки присвоения чужого неоплаченного труда (если, скажем, речь идет о купле-продаже рабочей силы на бирже труда). На фондовой бирже такие отношения реализуются через деятельность посредников — диллеров — путем присвоения учредительной прибыли, выпуска ценных бумаг инвестиционными компаниями и другими методами.

Структура рынка. Структура рынка — это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.

Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовых ресурсов и др. Большинство из них может функционировать в виде локальных рынков. В свою очередь рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный; рынок интеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, ноу-хау, программ математического обеспечения и др.; финансовый — на рынки инвестиций (долгосрочных кредитов), денег (краткосрочных кредитов), валюты, ценных бумаг, золота.

В зависимости от степени монополизации различают монополизированный и олигополистический рынки. На монополизированном рынке один-два производителя (продавца) могут сосредоточить в своих руках всю массу изготовленной продукции, всю совокупность определенного вида товаров и диктовать цены на рынке. На немонополизированном рынке существует много продавцов, каждый из которых в отдельности не в состоянии влиять на процесс ценообразования. На олигополистическом рынке несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой (письменно или устно) о разделе сегментов рынков сбыта и влиянии на уровень цен, то есть осуществлять групповую монополию.

  Общей чертой монополизированного и регулируемого рынков является их высокоорганизованность. Отличие данных типов рынков состоит в том, что первый охватывает полностью, монополизированный сектор экономики и лишь частично — немонополизированный, а регулируемый — всю экономику в единстве всех ее секторов, включая государственный, хотя каждый из них — в неодинаковой степени. Кроме того, конъюктуроформирующим субъектом на монополизированном рынке выступает монополия или олигополия, а субъектом регулируемого — государство и наднациональные органы (ЕС, ОПЕК и др.). Наконец, целью регулирования монополизированного рынка является присвоение монопольно высоких прибылей, а целью государственного регулирования — стабилизация экономической системы, согласование частных, коллективных и общественных интересов, решение общенациональных проблем, а также содействие процессу накопления капитала.

Кроме того, выделяют организационно-функциональную структуру рынка, которая включает контрактную систему закупок на биржах, ярмарках, выставках и в других посреднических структурах по сбыту товаров; прямые связи производителей и организаций сбыта; маркетинг, рекламу и др.

Между разными типами рынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, которые регулируются экономическими законами развития и функционирования современного рынка.

Финансовый рынок — это определенная совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи свободных денежных средств и их превращения в денежный капитал. Финансовый рынок направляет в единое русло движение других форм капитала. Деньги — наиболее подвижная и ликвидная форма богатства, а ценные бумаги — его основная форма. Финансовый и, прежде всего, — денежный рынок, в наибольшей мере отвечает требованиям совершенной конкуренции, что обусловлено однородностью товара, наличием информации о нем.

Среди ценных бумаг различают акции, облигации (предприятий и государственных займов) и ипотечные облигации; купоны к облигациям, векселя, чеки, депозитные сертификаты, варранты (складские свидетельства) и др. Субъектами отношений, складывающихся на финансовом рынке, выступают предприятия разных форм собственности, домашние хозяйства, коммерческие банки, финансово-кредитные организации, государство и др. Объектами финансового рынка являются личные сбережения населения, временно свободные средства, образующиеся в процессе обращения промышленного и торгового капиталов и др. Основные элементы этого рынка — спрос, предложение ссудного капитала и его цена.

Продавцами капитала на финансовом рынке в современных условиях являются коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации, наиболее материально обеспеченные группы населения и др. Во многих странах мира ими являются также разные международные финансово-кредитные организации, транснациональные банки и др. Основные покупатели капитала на финансовом рынке — промышленные, торговые компании, государство и население. При этом они сами осуществляют продажу этого особенного товара.

Основными продавцами капиталов являются страховые компании по страхованию жизни и пенсионные фонды, которые стабильно аккумулируют денежные поступления от населения долгосрочного характера. Такой стабильности не имеют коммерческие банки, поскольку их депозиты формируются из ликвидных средств предприятий и личных сбережений населения, и часть этих денег должны оставаться и в банковском резерве для текущего обслуживания этих же субъектов. Различают краткосрочный (денежный рынок) и долгосрочный (рынок капиталов) финансовые рынки. Денежный рынок может быть дезагрегирован на рынок учетных инструментов (объектами купли-продажи являются казначейские и коммерческие векселя, краткосрочные ценные бумаги, имеющие высокую ликвидность) и межбанковского кредита (на котором временно свободные денежные средства кредитных учреждений размещаются банками в форме межбанковских депозитов на короткий срок). На рынке капиталов функционируют долгосрочные займы и ценные бумаги, поэтому долгосрочный финансовый рынок делится на рынок долгосрочного кредита и рынок ценных бумаг.

Большинство кратко- и долгосрочных кредитов предоставляют коммерческие банки. На финансовом рынке уровни кредитного процента для различных категорий заемщиков зачастую дифференцированы. Так, крупные компании, как правило, получают кредит на продолжительный срок, без залога и по более низкому проценту, чем мелкие фирмы, от которых требуется залог, поручительство или гарантия. Во многих странах значительная часть займов предоставляется в форме открытия кредитной линии, что означает достижение соглашения между банком и заемщиком о максимальной сумме задолженности за кредит и возможности на протяжении определенного периода получить ссуду без дополнительных переговоров с банком. При этом заемщик сберегает на своем текущем счету так называемый компенсационный остаток, составляющий не менее 20 % общей суммы кредита, который он не может снять или перевести в другой банк, что «привязывает» заемщика к банку. Если кредиты предоставляются под залог, то банк получает право распоряжаться заложенным имуществом.

Наиболее низкой процентной ставкой за банковские кредиты является базовая ставка («прайм рейт») за необеспеченные долгосрочные кредиты для первоклассных заемщиков. Другие ставки (например в Англии), как правило, на 1—5 % выше базовой. Их шкала растет в случае предоставления кредитов под ценные бумаги, товары и оборудование, под долговые обязательства заемщиков, то есть под дебиторскую задолженность. Еще более высокие процентные ставки устанавливаются при предоставлении сельскохозяйственных кредитов. Наиболее высокими являются процентные ставки за потребительские кредиты, предоставляемые под залог жилья, товаров длительного пользования.

Существенное воздействие на развитие и функционирование финансового рынка оказывает государство через механизм проведения кредитной политики. В частности, государство влияет на величину учетной ставки, соотношение спроса и предложения, выступает кредитором и заемщиком, устанавливает общие правила функционирования и развития данного рынка, осуществляет над ним оперативный контроль и др.

Рынок рабочей силы — это совокупность экономических отношений между наемными работниками (занятыми и незанятыми), с одной стороны, и предпринимателями, а также биржами труда (как посредниками государственными, муниципальными и корпоративными) — с другой, по поводу купли-продажи и использования рабочей силы.

Продажа рабочей силы осуществляется в сфере обращения. В современных условиях факт этой сделки фиксируется в коллективных и индивидуальных контрактах, где определяются объемы и условия работы, величина заработной платы, продолжительность оплачиваемых отпусков и др. При продолжительной работе на предприятии возникают новые обстоятельства, которые могут быть отражены в последующем контракте при перезаключении договора. В этом случае продажа рабочей силы на новый срок (для уже занятых работников) осуществляется в сфере производства. Поскольку на содержание коллективных договоров, условия их заключения активно влияют государство и профсоюзы, субъектами рынка рабочей силы являются не только предприниматель и наемный работник, но опосредованно — и государство, и профсоюзы. Непосредственным участником такого рынка оно является на предприятиях и в учреждениях государственного сектора экономики.

Наряду с рынком рабочей силы существует рынок трудовых ресурсов, где объект купли-продажи — рабочая сила экономически активного населения и выпускников высших, средних специальных и других учебных заведений, а также часть населения, занятого в домашнем хозяйстве.

Основные элементы (рычаги) рынка рабочей силы — спрос, предложение и заработная плата. Спрос на рабочую силу со стороны индивидуального, коллективного (предприятия акционерного типа) работодателя или государства зависит от спроса на товары и услуги, которые изготавливаются на предприятиях соответствующего типа, уровня технической оснащенности данных предприятий, интенсивности и производительности труда, форм и методов организации производства, экономической конъюнктуры, степени либерализации внешнеэкономической деятельности страны (в частности, возможности проникновения на национальный рынок продукции иностранных компаний), качества рабочей силы и труда, величины инвестиций, технического строения капитала и др. Предложение рабочей силы зависит от уровня рождаемости населения, продолжительности обучения и приобретения квалификации, демографической политики государства, состояния рынка жилья, престижности труда и других факторов.

В зависимости от соотношения спроса и предложения формируются дефицитный, равновесный и избыточный рынки рабочей силы. Типичной ситуацией на рынке рабочей силы в развитых странах мира является превышение предложения рабочей силы над ее спросом при наличии дефицита на отдельные профессии. При этом заработная плата отклоняется вниз от стоимости товара рабочая сила, и наоборот.

В пределах общенационального рынка рабочей силы выделяют его отдельные сегментные рынки или субрынки: например, рынок рабочей силы в передовых наукоемких отраслях промышленности и в старых, традиционных отраслях; рынок рабочей силы в сферах материального и нематериального производства и др. Каждый из них, в свою очередь, делится на рынок рабочей силы квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных работников с соответствующей дифференциацией работ и специальностей. Различают также рынки преимущественно физического (рабочие), умственного (служащие) и творческого труда (интеллигенция). В условиях НТР наблюдается сокращение первого и расширение двух последних видов рынков.

Основными условиями формирования рынка рабочей силы является создание стабильных и эффективных стимулов к труду, действенной системы профессиональной переориентации, подготовки и переподготовки кадров, формирование рынка жилья, интенсивное развитие малого предпринимательства (в развитых странах Запада мелкие и средние компании обеспечивают большинство рабочих мест) и т. д.

Спрос на рынке капитала зависит, прежде всего, от величины процента, или эффективности вложения денег в ценные бумаги. С ростом процента спрос на средства производства и инвестиции в расширение производства, уменьшаются, и наоборот. В рынке средств производства выделяют рынки средств и предметов труда. Первый — делится на рынки нового и бывшего в употреблении оборудования, а также специфического оборудования, которое изготавливается по индивидуальным заказам, В западной экономической литературе утверждается, что производительным является не только труд, но и производственные фонды (капитальные блага), поскольку с их помощью можно получить большее количество продукции, или увеличить доход. При этом чистой производительностью капитала называют разницу между суммой потребляемых благ, которые изготовлены с помощью средств производства, и величиной материальных благ, необходимых для создания этих средств. Такую производительность, выраженную в процентах, называют естественной нормой процента. Кроме того, в отличие от труда средства производства считаются фактором, формируемым самой экономической системой. На самом же деле при взаимодействии труда и средств производства в результате синергического эффекта возникает дополнительная производительная сила, представляемая в хозяйственной жизни производительной силой средств производства.

Рынок предметов потребления. Составляющими элементами данного рынка являются производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и т. д.) и текущего потребления.

Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений по поводу оказания, потребления и купли-продажи услуг. Услуга — это особенная потребительная стоимость, удовлетворяющая определенные потребности людей. Особенностью услуг как специфических товаров является то, что их полезность воплощена не в вещах, а в деятельности, поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, и оказания, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д.

Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и т. д.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-стро-ительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 70 % трудоспособного населения. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг, которые создаются как в сфере материального производства (общественное питание, торговля, быт и др.), так и в сфере нематериального производства (образование, здравоохранение, искусство, культура и др.).

В странах социально ориентированной экономики человек превращается в основной элемент национального богатства, а воспроизводство его физических возможностей, интеллектуальных, организаторских способностей, основных качеств работника, предпринимателя и собственника становится одной из приоритетных задач развития общества. Это значит, что отношения по поводу воспроизводства экономически деятельного объекта нового типа выходят на передний план. Соответственно рынок услуг превращается в доминирующий тип рынка.

При анализе рынка интеллектуальной собственности необходимо выделять два аспекта. Во-первых, — это различные объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, проекты, ноу-хау, программы математического обеспечения, научные прогнозы и др.). Во-вторых — отношения, которые возникают и развиваются между людьми по поводу создания и присвоения названных объектов собственности. С учетом юридического аспекта следует говорить о праве собственности на те или иные объекты интеллектуального труда. Формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности органически связано с развертыванием НТР, поскольку именно в этот период произошло превращение науки в непосредственную производительную силу.

Важную роль в формировании рынка интеллектуальной собственности в развитых странах мира играет венчурный (рисковый) капитал, инвестируемый в идеи, проекты, а в жизнь их внедряют венчурные фирмы с ограниченной ответственностью в составе нескольких человек. Эти фирмы могут быть как самостоятельными, так и отделениями крупных корпораций, финансовых групп и др. В последнем случае инвестор получает права на все новации, которые создаются на венчурных предприятиях. Эти новации бывают запатентованными и беспатентными (ноу-хау).

В широком понимании «ноу-хау» — это совокупность технических знаний, коммерческого и другого опыта, необходимого для изготовления определенного изделия, воспроизводства производственного процесса и др. Ноу-хау включает не только техническую, но и коммерческую информацию, а также неопубликованные изобретения и применяется в лицензионных соглашениях, договоренностях о техническом сотрудничестве и т. п. Оно считается собственностью предприятия наряду с патентами на изобретения, товарными знаками, авторскими правами. Обмен ноу-хау может осуществляться по соглашению между предприятиями через передачу документации, организацию учебы работников, участие специалистов в промышленном производстве. Как правило, передача ноу-хау происходит одновременно с передачей патентных прав, продажей изделий, но иногда подписываются соглашения, объектом которых являются исключительно ноу-хау.

Передача информации типа «ноу-хау» предусматривается по контракту в форме технической документации (чертежи, проекты, схемы, техникоэкономическое обоснование, технологические карты, методики, расчеты, формулы и др.); устной информации и демонстрации, во время которой сообщаются технические данные, передается опыт, навыки, приемы работы, изготовленные образцы технических объектов, ознакомление с которыми раскрывает заложенные в них конструкторские идеи и решения.

Валютный рынок — это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов) в иностранной валюте. На валютном рынке осуществляются операции внешней торговли, сделки, связанные с миграцией капиталов, и трансграничным движением рабочей силы, туризмом. С точки зрения организационно-финансовых отношений и технологий этот рынок функционирует через корреспондентские счета между банками разных стран. Операции на нем осуществляются преимущественно в самых крупных международных банковских и валютно-биржевых центрах Лондоне, Нью-Йорка, Цюриха, Токио и других городов.

Существует два вида операций: спот — немедленная поставка валюты и форвард — поставка валюты черед определенное время, как правило, через месяц по согласованному в момент договоренности курсу. В некоторых странах наряду с официальным валютным рынком существует параллельный, на котором курсы валют отклоняются от официальных курсов. Есть также «теневые» валютные рынки, где валютный курс определяется в зависимости от спроса и предложения валют.

Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. Он тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Так, на известном аукционе Сотби, где реализуются произведения искусства, комиссионные составляют 20 % от цены проданного шедевра, а комиссионные диллеров государственных ценных бумаг — 1,32 %. Своебразной ценой за услуги на рынке информации является плата за рекламу.

Важный элемент рынка информации — информация о конкурентах. Сбор, обработку и передачу такой информации в отдельных странах Запада называют информационно-статистической базой повышения конкурентоспособности. Предметом купли-продажи на рынке информации является также теле- и радиопродукция, книги, газеты, реклама и др. .

Рынок золота — это совокупность экономических отношений по поводу организации купли-продажи золота. Осуществляют ее региональные консорциумы местных банков (банкирские дома) и специализированные фирмы, которые занимаются очисткой металла (афинаж), изготавливают слитки, ставят клеймо и хранят их. Продавцы золота — золотодобывающие t страны, владельцы частных и государственных запасов золота. Покупатели этого товара — промышленные компании, которые используют золото в  промышленных целях, ювелиры, .инвесторы, тезавраторы, спекулянты. Наибольшее количество золота продается для использования его в промышленных целях.

   В период золотого стандарта золото непосредственно исполняло роль денег и потому практически не покупалось и не продавалось. Удовлетворение потребности в золоте промышленных компаний и частных владельцев и его реализацию странами-экспортерами, а также продажу части золотых запасов государств и частных лиц обеспечивали монетные дворы и центральные банки, которые разменивали кредитно-бумажные деньги на золото по твердому паритету (в соответствии с золотым содержанием денежных единиц), то есть производили монетарный размен. Вследствие этого понятия «купля-продажа золота», «цена золота» имели тогда условный характер, были иррациональными, лишенными экономического содержания. Так, в США в соответствии с законом 1900 г. золотое содержание доллара составляло около 0,048 унции, или 1,505 г. Цена (условная) этого золота составляла 20,67 дол. за тройскую унцию. Процесс купли-продажи при этом сводился к тому, что продавец обменивал унцию золота (31,1 г) на 20 дол. 67 центов в золотых монетах. Если этот слиток обменивался на банкноту, то ее свободно можно было обменять на золото. Банкирские дома и специализированные фирмы в тот период играли второстепенную роль.

В период золотого стандарта страны, которые придерживались данного стандарта, должны были обеспечивать жесткое соотношение между количеством денег в обращении и наличными запасами золота.

После краха золотого стандарта была определена официальная цена на золото — 35 дол. за унцию, а золотое содержание доллара составляло 0,888 г. В некоторых странах даже было запрещено владеть золотом, вследствие чего частные тезавраторы были лишены возможности покупать золото по фиксированной цене. После второй мировой войны в условиях стремительного роста цен правительству США стало невыгодно продавать золото по 35 дол. за унцию. Поэтому постепенно стали формироваться два рынка золота — государственный и свободный с разными ценами на каждом из них. На официальном межгосударственном рынке объектом покупки-продажи был государственный драгоценный металл. США (страна с наибольшими золотыми запасами) обязаны были продавать золото государственным органам других стран по твердой долларовой цене. Так, за период 1934-1972 гг. США продали другим странам 18 тыс. т монетарного золота, а купили 24 тыс. т.

Поскольку некоторые страны хранят свои золотые запасы в США (в 1980 г. эти запасы составляли около 10 тыс. т), то их торговля монетарным товаром с американским государственным хранилищем велась преимущественно без его физического перемещения. За 1953-1966 гг. Федеральный резервный банк США продал и купил более 38 тыс. т золота, но за пределы страны было вывезено менее 5 тыс. т.

Свободный рынок золота во многих странах в определенной мере контролировало государство, причем в подавляющем большинстве стран этот драгоценный металл продавался и покупался свободно. В 1973 г. Ведущие страны Запада договорились о возможности продажи центральными банками части своих запасов на свободном рынке, а с 1978 г. — и о его покупке. Так стал формироваться единый рынок золота.

Основными источниками пополнения данного рынка являются добыча золота некоторыми странами, а также их централизованные запасы. При этом лишь незначительная часть золота продается золотодобывающими странами промышленным фирмам без посредников, основное же его количество покупается и продается с участием специализированных фирм. На лондонском рынке золота эти операции осуществляют 5 фирм, которые возглавляет фирма (банковский дом) Ротшильда. На другом крупном рынке золота в Цюрихе торговые операции с золотом осуществляют три могущественных швейцарских банка. В Цюрих регулярно поступают сообщения о ценах на лондонском рынке (с учетом спроса и предложения на определенный момент), вследствие чего цены согласовываются и выравниваются. Это означает установление мировой цены на золото. На других рынках (в Милане, Франкфурте-на-Майне, Токио и др.) учитывается стоимость доставки золота из Лондона и Цюриха, плата за страхование и другие расходы, поэтому цена на золото там, как правило, выше.

На международных рынках золота товар продается преимущественно в стандартных слитках по 12,5 кг с пробой 995 или 999. На внутренних рынках — в слитках от 1 до 5 кг, а также в листах, пластинах, монетах и других

формах.

Политико-экономическое определение структуры рынка предусматривает выявление не только основных его объектов, но и главных субъектов.

Основными субъектами внутреннего рынка являются население (в частности, домашние хозяйства); фирмы (предприятия); государство. Среди населения, в свою очередь, выделяются социальные классы, слои и прослойки. Американские ученые делят население на четыре главные категории потребителей, каждая из которых состоит из определенных групп с соответствующим образом жизни. К первой категории принадлежат люди, которые пытаются удовлетворить элементарные потребности. Это преимущественно обездоленные, живущие в нищете люди с низким уровнем образования, как правило, пожилого возраста, и более молодые, которые пытаются вырваться из нищеты. Так, в середине 80-х гг. их в США насчитывалось около 11 % (в 1996 г. почти 14 %). Ко второй категории американские экономисты относят людей, которые побуждаются извне. Среди них они выделяют группу, у которой выражено чувство принадлежности к среднему классу; а также группу со стремлением к успеху, готовую к соревновательности, — верхний слой среднего класса. В эту группу входят и те, кто стремится достичь в жизни как можно больше, — лидеры бизнеса, высшие менеджеры, высокопоставленные правительственные чиновники, их около 68 %. Третья категория — люди, которые побуждаются изнутри. По социальному происхождению они не могут принадлежать к первым двум категориям. Это люди, увлеченные экзотическими и благородными занятиями, активные защитники окружающей среды, участники общественных движений и др. Эта категория охватывает около 19 % населения США. К четвертой, наиболее малочисленной категории (около 2 % населения)

ученые относят людей, в которых сочетаются некоторые черты второй и третьей категории и которые являются своеобразной вершиной описанной классификации. Отмеченные, категории населения являются участниками разных типов рынков, рассмотренных выше с точки зрения дифференциации их объектов. Если следовать данной классификации, то в странах бывшего СССР, в условиях дефицитной экономики значительное количество граждан принадлежало к первой категории, что в основном отвечает действительности.

Второй важный субъект внутреннего рынка — фирмы (предприятия). Существуют разные подходы к классификации фирм. Так, выделяют частнопредпринимательские фирмы, партнерства, корпорации и государственные фирмы, потребительскую кооперацию, некоммерческие организации, фирмы с самоуправлениеми и др.

С точки зрения правовых форм в экономической литературе различают индивидуальные предприятия, открытые и командитные общества, расширенные командитные общества, акционерные общества, командитные общества на акциях, общества с ограниченной ответственностью, товарищества, картели, консорциумы, смешанные предприятия (концерн, трест).

Наиболее простой классификацией субъектов рынка этого типа, в которой заложена возможность количественно оценить их роль на внутреннем рынке, является деление фирм на мелкие, средние и крупные. В большинстве развитых стран мира количественно преобладают мелкие фирмы (малый бизнес). В Великобритании около 36 % фирм мелкие, на их долю приходится 25 % всей рабочей силы и около 20 % ВВП. В США около 66 % фирм (почти 12 млн) принадлежат к мелким, а их доля в общем объеме реализованной продукции в начале 90-х гг. составляла 6 %. Вместе со средними фирмами они производили почти 40 % валового национального дохода. При этом на наиболее могущественные фирмы, численность которых не превышала 0,003 % от общего количества предприятий, в этот период приходилось больше половины всего объема национального производства. Доля государственных фирм в производстве валового национального продукта составляла около 8 %. В целом государственный гарантированный рынок в этой стране охватывает его долю. Определенная доля в общем объеме внутреннего рынка принадлежит иностранным фирмам. На мелкие и средние предприятия Японии приходится 55 % реализованной промышленной продукции, около 60 % оптовой торговли и более 80 % розничной.

Что касается структуры мирового рынка, то господствующее положение в нем занимают гигантские ТНК. Так, в начале 90-х гг. 600 наиболее могущественных промышленных ТНК производили около 25 % условно чистой продукции капиталистического мира.

Экономичное содержание понятия «рынок». Структура рынка

В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их институционально организованный и систеообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняют становление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

Экономическое содержание понятия «рынок». В трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие «рынок» не получило четкого определения, поскольку они относили его к внешним, поверхностным явлениям экономики, а потому использовали преимущественно при характеристике рыночного спроса.

Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько .свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Английский экономист А. Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену. В учебнике «Экономикс» рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Американский экономист П. Хейне говорил, что рынок — это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов. Приведенные определения свидетельствуют о том, что их авторы исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т. е. не обращаются к изучению производственных, или экономических отношений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен и, таким образом, выявляется его важная функция. При этом не следует ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение, в том числе обращение ценных бумаг.

В современной политической экономии, в соответствии с предметом данной науки, при определении сущности рынка на первый план выдвигается характеристика соответствующей ему системы экономических отношений. Делается также попытка связать сущность рынка с его определенными функциями, например, формированием спроса и предложения, цен на товары.

Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить, кто основные субъекты и как возникают и развиваются отношения между ними?

Суммируя сказанное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций и государством (включая наднациональные органы), выступающими в качестве продавцов или покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации данных отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.

Сущность рынка раскрывается в его основных функциях. К ним относятся: — ценообразующая — определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации; — репродуктивная — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса (в частности, связи между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства; — стимулирующая — побуждение производителей товаров и услуг к снижению индивидуальных расходов по сравнению с общественно необходимыми, повышение общественной полезности товаров и услуг, их качества и потребительных свойств; — регулирующая — оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики, приведение в соответствие 'платежеспособного спроса и предложения, накопления и потребления, других пропорций; i  — контролирующая рациональность производства уровнем цен; — конкурентная — формирующая отношения конкурсности между производителями товаров и услуг в пределах отдельных стран и мирового хозяйства; — санирующая — обеспечивающая очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции. Это исключает или значительно уменьшает вероятность осуществления производства как самоцели, а значит, и затратного характера экономики; — информационно-корректирующая, с помощью которой можно оперативно вносить изменения в планы хозяйственной деятельности.

Исходя из этого, рынок следует рассматривать как определенную совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и государством по поводу купли-продажи товаров и услуг, где происходит окончательное признание их стоимости и реализация, вследствие чего усиливается конкуренция между товаропроизводителями за снижение затрат производства и повышение общественной полезности товаров, улучшается пропорциональность развития народного хозяйства, обеспечивается непрерывность общественного воспроизводства и формирование целостной экономической системы, а также осуществляется опосредованный контроль потребителей за производством и санация экономической системы от неэффективных предприятий. Это совокупность положительных функций рынка, которые сочетаются с его негативными сторонами, «провалами» рынка.

Эффективное функционирование рынка возможно при соблюдении ряда условий: во-первых, необходим реальный плюрализм форм собственности и форм хозяйствования. Если исходить из опыта развитых стран Запада, такой плюрализм обеспечивается сосуществованием частной (основанной как на собственном, так и на чужом труде), коллективной (акционерные общества, кооперативы, трудовые коллективы), государственной, муниципальной, а также смешанных форм собственности, как результата различной комбинации названных выше форм; во-вторых, эффективность функционирования рынка обусловлена способностью разных субъектов предпринимательской деятельности влиять на уровень цен. Подобное влияние со стороны монополий (в том числе олигополии), снижает эффективность саморегулирующих механизмов функционирования рынка; в-третьих, наличие развитого антимонопольного законодательства и достаточных механизмов его реализации, ослабляющих монополистические тенденции в экономике; в-четвертых, существование хорошо развитой системы экономического, правового и административного регулирования экономики государством (при преобладании экономических методов); в-пятых, наличие и доступность всесторонней информации о рынке, развитая маркетинговая деятельность;

в-шестых, важен факт наличия конкурентной борьба между различными субъектами предпринимательской деятельности, численность которых в производстве однотипной продукции должна превышать 7-8 субъектов, поскольку наличие 1—2 субъектов означает монополию, а 3—5 — олигополию; в-седьмых, необходим развитый и разветвленный комплекс объектов собственности, которые могут стать предметом купли-продажи: средств производства (в том числе земли), рабочей силы, интеллектуальной собственности (в форме патентов, лицензий и т. п.), услуг, различных видов ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов и др.), денег, недвижимости, предметов потребления и т. д.; в-восьмых, необходимо наличие рыночной инфраструктуры, то есть определенного комплекса институтов, предприятий, служб и учреждений, которые обеспечивают обслуживание рынка, куплю-продажу различных объектов собственности.

В совокупности экономических отношений, которые отражает категория «рынок», ключевую роль играют отношения собственности. Так, в процессе купли-продажи товаров и услуг осуществляется их присвоение и отчуждение, создаются предпосылки присвоения чужого неоплаченного труда (если, скажем, речь идет о купле-продаже рабочей силы на бирже труда). На фондовой бирже такие отношения реализуются через деятельность посредников — диллеров — путем присвоения учредительной прибыли, выпуска ценных бумаг инвестиционными компаниями и другими методами.

Структура рынка. Структура рынка — это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.

Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовых ресурсов и др. Большинство из них может функционировать в виде локальных рынков. В свою очередь рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный; рынок интеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, ноу-хау, программ математического обеспечения и др.; финансовый — на рынки инвестиций (долгосрочных кредитов), денег (краткосрочных кредитов), валюты, ценных бумаг, золота.

В зависимости от степени монополизации различают монополизированный и олигополистический рынки. На монополизированном рынке один-два производителя (продавца) могут сосредоточить в своих руках всю массу изготовленной продукции, всю совокупность определенного вида товаров и диктовать цены на рынке. На немонополизированном рынке существует много продавцов, каждый из которых в отдельности не в состоянии влиять на процесс ценообразования. На олигополистическом рынке несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой (письменно или устно) о разделе сегментов рынков сбыта и влиянии на уровень цен, то есть осуществлять групповую монополию.

  Общей чертой монополизированного и регулируемого рынков является их высокоорганизованность. Отличие данных типов рынков состоит в том, что первый охватывает полностью, монополизированный сектор экономики и лишь частично — немонополизированный, а регулируемый — всю экономику в единстве всех ее секторов, включая государственный, хотя каждый из них — в неодинаковой степени. Кроме того, конъюктуроформирующим субъектом на монополизированном рынке выступает монополия или олигополия, а субъектом регулируемого — государство и наднациональные органы (ЕС, ОПЕК и др.). Наконец, целью регулирования монополизированного рынка является присвоение монопольно высоких прибылей, а целью государственного регулирования — стабилизация экономической системы, согласование частных, коллективных и общественных интересов, решение общенациональных проблем, а также содействие процессу накопления капитала.

Кроме того, выделяют организационно-функциональную структуру рынка, которая включает контрактную систему закупок на биржах, ярмарках, выставках и в других посреднических структурах по сбыту товаров; прямые связи производителей и организаций сбыта; маркетинг, рекламу и др.

Между разными типами рынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, которые регулируются экономическими законами развития и функционирования современного рынка.

Финансовый рынок — это определенная совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи свободных денежных средств и их превращения в денежный капитал. Финансовый рынок направляет в единое русло движение других форм капитала. Деньги — наиболее подвижная и ликвидная форма богатства, а ценные бумаги — его основная форма. Финансовый и, прежде всего, — денежный рынок, в наибольшей мере отвечает требованиям совершенной конкуренции, что обусловлено однородностью товара, наличием информации о нем.

Среди ценных бумаг различают акции, облигации (предприятий и государственных займов) и ипотечные облигации; купоны к облигациям, векселя, чеки, депозитные сертификаты, варранты (складские свидетельства) и др. Субъектами отношений, складывающихся на финансовом рынке, выступают предприятия разных форм собственности, домашние хозяйства, коммерческие банки, финансово-кредитные организации, государство и др. Объектами финансового рынка являются личные сбережения населения, временно свободные средства, образующиеся в процессе обращения промышленного и торгового капиталов и др. Основные элементы этого рынка — спрос, предложение ссудного капитала и его цена.

Продавцами капитала на финансовом рынке в современных условиях являются коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации, наиболее материально обеспеченные группы населения и др. Во многих странах мира ими являются также разные международные финансово-кредитные организации, транснациональные банки и др. Основные покупатели капитала на финансовом рынке — промышленные, торговые компании, государство и население. При этом они сами осуществляют продажу этого особенного товара.

Основными продавцами капиталов являются страховые компании по страхованию жизни и пенсионные фонды, которые стабильно аккумулируют денежные поступления от населения долгосрочного характера. Такой стабильности не имеют коммерческие банки, поскольку их депозиты формируются из ликвидных средств предприятий и личных сбережений населения, и часть этих денег должны оставаться и в банковском резерве для текущего обслуживания этих же субъектов. Различают краткосрочный (денежный рынок) и долгосрочный (рынок капиталов) финансовые рынки. Денежный рынок может быть дезагрегирован на рынок учетных инструментов (объектами купли-продажи являются казначейские и коммерческие векселя, краткосрочные ценные бумаги, имеющие высокую ликвидность) и межбанковского кредита (на котором временно свободные денежные средства кредитных учреждений размещаются банками в форме межбанковских депозитов на короткий срок). На рынке капиталов функционируют долгосрочные займы и ценные бумаги, поэтому долгосрочный финансовый рынок делится на рынок долгосрочного кредита и рынок ценных бумаг.

Большинство кратко- и долгосрочных кредитов предоставляют коммерческие банки. На финансовом рынке уровни кредитного процента для различных категорий заемщиков зачастую дифференцированы. Так, крупные компании, как правило, получают кредит на продолжительный срок, без залога и по более низкому проценту, чем мелкие фирмы, от которых требуется залог, поручительство или гарантия. Во многих странах значительная часть займов предоставляется в форме открытия кредитной линии, что означает достижение соглашения между банком и заемщиком о максимальной сумме задолженности за кредит и возможности на протяжении определенного периода получить ссуду без дополнительных переговоров с банком. При этом заемщик сберегает на своем текущем счету так называемый компенсационный остаток, составляющий не менее 20 % общей суммы кредита, который он не может снять или перевести в другой банк, что «привязывает» заемщика к банку. Если кредиты предоставляются под залог, то банк получает право распоряжаться заложенным имуществом.

Наиболее низкой процентной ставкой за банковские кредиты является базовая ставка («прайм рейт») за необеспеченные долгосрочные кредиты для первоклассных заемщиков. Другие ставки (например в Англии), как правило, на 1—5 % выше базовой. Их шкала растет в случае предоставления кредитов под ценные бумаги, товары и оборудование, под долговые обязательства заемщиков, то есть под дебиторскую задолженность. Еще более высокие процентные ставки устанавливаются при предоставлении сельскохозяйственных кредитов. Наиболее высокими являются процентные ставки за потребительские кредиты, предоставляемые под залог жилья, товаров длительного пользования.

Существенное воздействие на развитие и функционирование финансового рынка оказывает государство через механизм проведения кредитной политики. В частности, государство влияет на величину учетной ставки, соотношение спроса и предложения, выступает кредитором и заемщиком, устанавливает общие правила функционирования и развития данного рынка, осуществляет над ним оперативный контроль и др.

Рынок рабочей силы — это совокупность экономических отношений между наемными работниками (занятыми и незанятыми), с одной стороны, и предпринимателями, а также биржами труда (как посредниками государственными, муниципальными и корпоративными) — с другой, по поводу купли-продажи и использования рабочей силы.

Продажа рабочей силы осуществляется в сфере обращения. В современных условиях факт этой сделки фиксируется в коллективных и индивидуальных контрактах, где определяются объемы и условия работы, величина заработной платы, продолжительность оплачиваемых отпусков и др. При продолжительной работе на предприятии возникают новые обстоятельства, которые могут быть отражены в последующем контракте при перезаключении договора. В этом случае продажа рабочей силы на новый срок (для уже занятых работников) осуществляется в сфере производства. Поскольку на содержание коллективных договоров, условия их заключения активно влияют государство и профсоюзы, субъектами рынка рабочей силы являются не только предприниматель и наемный работник, но опосредованно — и государство, и профсоюзы. Непосредственным участником такого рынка оно является на предприятиях и в учреждениях государственного сектора экономики.

Наряду с рынком рабочей силы существует рынок трудовых ресурсов, где объект купли-продажи — рабочая сила экономически активного населения и выпускников высших, средних специальных и других учебных заведений, а также часть населения, занятого в домашнем хозяйстве.

Основные элементы (рычаги) рынка рабочей силы — спрос, предложение и заработная плата. Спрос на рабочую силу со стороны индивидуального, коллективного (предприятия акционерного типа) работодателя или государства зависит от спроса на товары и услуги, которые изготавливаются на предприятиях соответствующего типа, уровня технической оснащенности данных предприятий, интенсивности и производительности труда, форм и методов организации производства, экономической конъюнктуры, степени либерализации внешнеэкономической деятельности страны (в частности, возможности проникновения на национальный рынок продукции иностранных компаний), качества рабочей силы и труда, величины инвестиций, технического строения капитала и др. Предложение рабочей силы зависит от уровня рождаемости населения, продолжительности обучения и приобретения квалификации, демографической политики государства, состояния рынка жилья, престижности труда и других факторов.

В зависимости от соотношения спроса и предложения формируются дефицитный, равновесный и избыточный рынки рабочей силы. Типичной ситуацией на рынке рабочей силы в развитых странах мира является превышение предложения рабочей силы над ее спросом при наличии дефицита на отдельные профессии. При этом заработная плата отклоняется вниз от стоимости товара рабочая сила, и наоборот.

В пределах общенационального рынка рабочей силы выделяют его отдельные сегментные рынки или субрынки: например, рынок рабочей силы в передовых наукоемких отраслях промышленности и в старых, традиционных отраслях; рынок рабочей силы в сферах материального и нематериального производства и др. Каждый из них, в свою очередь, делится на рынок рабочей силы квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных работников с соответствующей дифференциацией работ и специальностей. Различают также рынки преимущественно физического (рабочие), умственного (служащие) и творческого труда (интеллигенция). В условиях НТР наблюдается сокращение первого и расширение двух последних видов рынков.

Основными условиями формирования рынка рабочей силы является создание стабильных и эффективных стимулов к труду, действенной системы профессиональной переориентации, подготовки и переподготовки кадров, формирование рынка жилья, интенсивное развитие малого предпринимательства (в развитых странах Запада мелкие и средние компании обеспечивают большинство рабочих мест) и т. д.

Спрос на рынке капитала зависит, прежде всего, от величины процента, или эффективности вложения денег в ценные бумаги. С ростом процента спрос на средства производства и инвестиции в расширение производства, уменьшаются, и наоборот. В рынке средств производства выделяют рынки средств и предметов труда. Первый — делится на рынки нового и бывшего в употреблении оборудования, а также специфического оборудования, которое изготавливается по индивидуальным заказам, В западной экономической литературе утверждается, что производительным является не только труд, но и производственные фонды (капитальные блага), поскольку с их помощью можно получить большее количество продукции, или увеличить доход. При этом чистой производительностью капитала называют разницу между суммой потребляемых благ, которые изготовлены с помощью средств производства, и величиной материальных благ, необходимых для создания этих средств. Такую производительность, выраженную в процентах, называют естественной нормой процента. Кроме того, в отличие от труда средства производства считаются фактором, формируемым самой экономической системой. На самом же деле при взаимодействии труда и средств производства в результате синергического эффекта возникает дополнительная производительная сила, представляемая в хозяйственной жизни производительной силой средств производства.

Рынок предметов потребления. Составляющими элементами данного рынка являются производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и т. д.) и текущего потребления.

Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений по поводу оказания, потребления и купли-продажи услуг. Услуга — это особенная потребительная стоимость, удовлетворяющая определенные потребности людей. Особенностью услуг как специфических товаров является то, что их полезность воплощена не в вещах, а в деятельности, поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, и оказания, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д.

Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и т. д.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-стро-ительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 70 % трудоспособного населения. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг, которые создаются как в сфере материального производства (общественное питание, торговля, быт и др.), так и в сфере нематериального производства (образование, здравоохранение, искусство, культура и др.).

В странах социально ориентированной экономики человек превращается в основной элемент национального богатства, а воспроизводство его физических возможностей, интеллектуальных, организаторских способностей, основных качеств работника, предпринимателя и собственника становится одной из приоритетных задач развития общества. Это значит, что отношения по поводу воспроизводства экономически деятельного объекта нового типа выходят на передний план. Соответственно рынок услуг превращается в доминирующий тип рынка.

При анализе рынка интеллектуальной собственности необходимо выделять два аспекта. Во-первых, — это различные объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, проекты, ноу-хау, программы математического обеспечения, научные прогнозы и др.). Во-вторых — отношения, которые возникают и развиваются между людьми по поводу создания и присвоения названных объектов собственности. С учетом юридического аспекта следует говорить о праве собственности на те или иные объекты интеллектуального труда. Формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности органически связано с развертыванием НТР, поскольку именно в этот период произошло превращение науки в непосредственную производительную силу.

Важную роль в формировании рынка интеллектуальной собственности в развитых странах мира играет венчурный (рисковый) капитал, инвестируемый в идеи, проекты, а в жизнь их внедряют венчурные фирмы с ограниченной ответственностью в составе нескольких человек. Эти фирмы могут быть как самостоятельными, так и отделениями крупных корпораций, финансовых групп и др. В последнем случае инвестор получает права на все новации, которые создаются на венчурных предприятиях. Эти новации бывают запатентованными и беспатентными (ноу-хау).

В широком понимании «ноу-хау» — это совокупность технических знаний, коммерческого и другого опыта, необходимого для изготовления определенного изделия, воспроизводства производственного процесса и др. Ноу-хау включает не только техническую, но и коммерческую информацию, а также неопубликованные изобретения и применяется в лицензионных соглашениях, договоренностях о техническом сотрудничестве и т. п. Оно считается собственностью предприятия наряду с патентами на изобретения, товарными знаками, авторскими правами. Обмен ноу-хау может осуществляться по соглашению между предприятиями через передачу документации, организацию учебы работников, участие специалистов в промышленном производстве. Как правило, передача ноу-хау происходит одновременно с передачей патентных прав, продажей изделий, но иногда подписываются соглашения, объектом которых являются исключительно ноу-хау.

Передача информации типа «ноу-хау» предусматривается по контракту в форме технической документации (чертежи, проекты, схемы, техникоэкономическое обоснование, технологические карты, методики, расчеты, формулы и др.); устной информации и демонстрации, во время которой сообщаются технические данные, передается опыт, навыки, приемы работы, изготовленные образцы технических объектов, ознакомление с которыми раскрывает заложенные в них конструкторские идеи и решения.

Валютный рынок — это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов) в иностранной валюте. На валютном рынке осуществляются операции внешней торговли, сделки, связанные с миграцией капиталов, и трансграничным движением рабочей силы, туризмом. С точки зрения организационно-финансовых отношений и технологий этот рынок функционирует через корреспондентские счета между банками разных стран. Операции на нем осуществляются преимущественно в самых крупных международных банковских и валютно-биржевых центрах Лондоне, Нью-Йорка, Цюриха, Токио и других городов.

Существует два вида операций: спот — немедленная поставка валюты и форвард — поставка валюты черед определенное время, как правило, через месяц по согласованному в момент договоренности курсу. В некоторых странах наряду с официальным валютным рынком существует параллельный, на котором курсы валют отклоняются от официальных курсов. Есть также «теневые» валютные рынки, где валютный курс определяется в зависимости от спроса и предложения валют.

Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. Он тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Так, на известном аукционе Сотби, где реализуются произведения искусства, комиссионные составляют 20 % от цены проданного шедевра, а комиссионные диллеров государственных ценных бумаг — 1,32 %. Своебразной ценой за услуги на рынке информации является плата за рекламу.

Важный элемент рынка информации — информация о конкурентах. Сбор, обработку и передачу такой информации в отдельных странах Запада называют информационно-статистической базой повышения конкурентоспособности. Предметом купли-продажи на рынке информации является также теле- и радиопродукция, книги, газеты, реклама и др. .

Рынок золота — это совокупность экономических отношений по поводу организации купли-продажи золота. Осуществляют ее региональные консорциумы местных банков (банкирские дома) и специализированные фирмы, которые занимаются очисткой металла (афинаж), изготавливают слитки, ставят клеймо и хранят их. Продавцы золота — золотодобывающие t страны, владельцы частных и государственных запасов золота. Покупатели этого товара — промышленные компании, которые используют золото в  промышленных целях, ювелиры, .инвесторы, тезавраторы, спекулянты. Наибольшее количество золота продается для использования его в промышленных целях.

   В период золотого стандарта золото непосредственно исполняло роль денег и потому практически не покупалось и не продавалось. Удовлетворение потребности в золоте промышленных компаний и частных владельцев и его реализацию странами-экспортерами, а также продажу части золотых запасов государств и частных лиц обеспечивали монетные дворы и центральные банки, которые разменивали кредитно-бумажные деньги на золото по твердому паритету (в соответствии с золотым содержанием денежных единиц), то есть производили монетарный размен. Вследствие этого понятия «купля-продажа золота», «цена золота» имели тогда условный характер, были иррациональными, лишенными экономического содержания. Так, в США в соответствии с законом 1900 г. золотое содержание доллара составляло около 0,048 унции, или 1,505 г. Цена (условная) этого золота составляла 20,67 дол. за тройскую унцию. Процесс купли-продажи при этом сводился к тому, что продавец обменивал унцию золота (31,1 г) на 20 дол. 67 центов в золотых монетах. Если этот слиток обменивался на банкноту, то ее свободно можно было обменять на золото. Банкирские дома и специализированные фирмы в тот период играли второстепенную роль.

В период золотого стандарта страны, которые придерживались данного стандарта, должны были обеспечивать жесткое соотношение между количеством денег в обращении и наличными запасами золота.

После краха золотого стандарта была определена официальная цена на золото — 35 дол. за унцию, а золотое содержание доллара составляло 0,888 г. В некоторых странах даже было запрещено владеть золотом, вследствие чего частные тезавраторы были лишены возможности покупать золото по фиксированной цене. После второй мировой войны в условиях стремительного роста цен правительству США стало невыгодно продавать золото по 35 дол. за унцию. Поэтому постепенно стали формироваться два рынка золота — государственный и свободный с разными ценами на каждом из них. На официальном межгосударственном рынке объектом покупки-продажи был государственный драгоценный металл. США (страна с наибольшими золотыми запасами) обязаны были продавать золото государственным органам других стран по твердой долларовой цене. Так, за период 1934-1972 гг. США продали другим странам 18 тыс. т монетарного золота, а купили 24 тыс. т.

Поскольку некоторые страны хранят свои золотые запасы в США (в 1980 г. эти запасы составляли около 10 тыс. т), то их торговля монетарным товаром с американским государственным хранилищем велась преимущественно без его физического перемещения. За 1953-1966 гг. Федеральный резервный банк США продал и купил более 38 тыс. т золота, но за пределы страны было вывезено менее 5 тыс. т.

Свободный рынок золота во многих странах в определенной мере контролировало государство, причем в подавляющем большинстве стран этот драгоценный металл продавался и покупался свободно. В 1973 г. Ведущие страны Запада договорились о возможности продажи центральными банками части своих запасов на свободном рынке, а с 1978 г. — и о его покупке. Так стал формироваться единый рынок золота.

Основными источниками пополнения данного рынка являются добыча золота некоторыми странами, а также их централизованные запасы. При этом лишь незначительная часть золота продается золотодобывающими странами промышленным фирмам без посредников, основное же его количество покупается и продается с участием специализированных фирм. На лондонском рынке золота эти операции осуществляют 5 фирм, которые возглавляет фирма (банковский дом) Ротшильда. На другом крупном рынке золота в Цюрихе торговые операции с золотом осуществляют три могущественных швейцарских банка. В Цюрих регулярно поступают сообщения о ценах на лондонском рынке (с учетом спроса и предложения на определенный момент), вследствие чего цены согласовываются и выравниваются. Это означает установление мировой цены на золото. На других рынках (в Милане, Франкфурте-на-Майне, Токио и др.) учитывается стоимость доставки золота из Лондона и Цюриха, плата за страхование и другие расходы, поэтому цена на золото там, как правило, выше.

На международных рынках золота товар продается преимущественно в стандартных слитках по 12,5 кг с пробой 995 или 999. На внутренних рынках — в слитках от 1 до 5 кг, а также в листах, пластинах, монетах и других

формах.

Политико-экономическое определение структуры рынка предусматривает выявление не только основных его объектов, но и главных субъектов.

Основными субъектами внутреннего рынка являются население (в частности, домашние хозяйства); фирмы (предприятия); государство. Среди населения, в свою очередь, выделяются социальные классы, слои и прослойки. Американские ученые делят население на четыре главные категории потребителей, каждая из которых состоит из определенных групп с соответствующим образом жизни. К первой категории принадлежат люди, которые пытаются удовлетворить элементарные потребности. Это преимущественно обездоленные, живущие в нищете люди с низким уровнем образования, как правило, пожилого возраста, и более молодые, которые пытаются вырваться из нищеты. Так, в середине 80-х гг. их в США насчитывалось около 11 % (в 1996 г. почти 14 %). Ко второй категории американские экономисты относят людей, которые побуждаются извне. Среди них они выделяют группу, у которой выражено чувство принадлежности к среднему классу; а также группу со стремлением к успеху, готовую к соревновательности, — верхний слой среднего класса. В эту группу входят и те, кто стремится достичь в жизни как можно больше, — лидеры бизнеса, высшие менеджеры, высокопоставленные правительственные чиновники, их около 68 %. Третья категория — люди, которые побуждаются изнутри. По социальному происхождению они не могут принадлежать к первым двум категориям. Это люди, увлеченные экзотическими и благородными занятиями, активные защитники окружающей среды, участники общественных движений и др. Эта категория охватывает около 19 % населения США. К четвертой, наиболее малочисленной категории (около 2 % населения)

ученые относят людей, в которых сочетаются некоторые черты второй и третьей категории и которые являются своеобразной вершиной описанной классификации. Отмеченные, категории населения являются участниками разных типов рынков, рассмотренных выше с точки зрения дифференциации их объектов. Если следовать данной классификации, то в странах бывшего СССР, в условиях дефицитной экономики значительное количество граждан принадлежало к первой категории, что в основном отвечает действительности.

Второй важный субъект внутреннего рынка — фирмы (предприятия). Существуют разные подходы к классификации фирм. Так, выделяют частнопредпринимательские фирмы, партнерства, корпорации и государственные фирмы, потребительскую кооперацию, некоммерческие организации, фирмы с самоуправлениеми и др.

С точки зрения правовых форм в экономической литературе различают индивидуальные предприятия, открытые и командитные общества, расширенные командитные общества, акционерные общества, командитные общества на акциях, общества с ограниченной ответственностью, товарищества, картели, консорциумы, смешанные предприятия (концерн, трест).

Наиболее простой классификацией субъектов рынка этого типа, в которой заложена возможность количественно оценить их роль на внутреннем рынке, является деление фирм на мелкие, средние и крупные. В большинстве развитых стран мира количественно преобладают мелкие фирмы (малый бизнес). В Великобритании около 36 % фирм мелкие, на их долю приходится 25 % всей рабочей силы и около 20 % ВВП. В США около 66 % фирм (почти 12 млн) принадлежат к мелким, а их доля в общем объеме реализованной продукции в начале 90-х гг. составляла 6 %. Вместе со средними фирмами они производили почти 40 % валового национального дохода. При этом на наиболее могущественные фирмы, численность которых не превышала 0,003 % от общего количества предприятий, в этот период приходилось больше половины всего объема национального производства. Доля государственных фирм в производстве валового национального продукта составляла около 8 %. В целом государственный гарантированный рынок в этой стране охватывает его долю. Определенная доля в общем объеме внутреннего рынка принадлежит иностранным фирмам. На мелкие и средние предприятия Японии приходится 55 % реализованной промышленной продукции, около 60 % оптовой торговли и более 80 % розничной.

Что касается структуры мирового рынка, то господствующее положение в нем занимают гигантские ТНК. Так, в начале 90-х гг. 600 наиболее могущественных промышленных ТНК производили около 25 % условно чистой продукции капиталистического мира.