§ 63. Международная экономическая интеграция
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104
Некоторые стороны интернационализации технологического способа производства освещались ранее, когда речь шла об интернационализации единичного разделения труда, формировании интернациональной стоимости. Эти процессы сопровождаются усилением международной концентрации производства, международной кооперацией и специализацией и т. д. В совокупности они являются материальной основой интернационализации производственных отношений и хозяйственного механизма, что детерминирует процесс интернационализации социальных, правовых и других надстроечных отношений.
Наиболее зрелые формы отмеченные процессы обрели в интеграции стран Западной Европы, в частности, в создании и функционировании Европейского экономического сообщества, или «Общего рынка». Сначала это было объединение шести стран — ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга, которые в 1957 г. подписали «Римский договор», вступивший в силу с 1 января 1958 г. В 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г . — Греция, в 1986 г. — Португалия и Испания. В 1991 г. на сессии ЕЭС подписано соглашение между ЕЭС. и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). В ЕАСТ, которая была образована в 1960 г., вошли Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Австрия, Швейцария, Португалия. Таким образом, в ЕЭП в настоящее время состоит 17 европейских стран, в ЕЭС — 15. В соответствии с Единым Европейским актом 1987 г. и Маастрихтским договором 1991 г. был образован Европейский Союз (ЕС) с общей численностью населения более млн чел. Заявки о вхождении в ЕС подали Австрия, Турция, Польша, Венгрия, Украина, Прибалтийские республики. В недалеком будущем ЕС может насчитывать более 20 государств Европы.
Главными органами ЕС является Совет Министров, в который входят представители стран-членов на уровне министров, он наделен законодательной властью, его решения носят обязательный характер и включаются в национальное законодательство; Европейская комиссия в составе 20 чел., назначаемых национальными правительствами сроком на 5 лет, выступающая с законодательными инициативами и содействующая их воплощению в жизнь; Европейский парламент, куда прямым голосованием избираются 626 депутатов, осуществляющих законотворческую деятельность и контролирующих деятельность Еврокомиссии, Суд и другие органы.
Бывший председатель Еврокомиссии Жак Делор подсчитал, что за 33 года существования ЕС пережил 10 лет динамичного развития, 5 лет кризисов, 19 лет застоя. За это время были заложены основы таможенного союза; жители стран-участниц получили возможность передвигаться внутри сообщества без паспортов и виз; началось взаимное признание свидетельств и дипломов об образовании, граждане интегрированных стран получили право на постоянное проживание в другой стране при наличии работы; в рамках ЕС проводится общая сельскохозяйственная политика; компаниям этих стран предоставлено право почти беспрепятственно делать взаимные инвестиции; достигнут значительный прогресс в свободном перемещении товаров и услуг, рабочей силы и капиталов. С 1993 г. любой банк-резидент имеет право на осуществление всех банковских операций в любой стране ЕС; введена единая валюта евро, создан Центральный Европейский банк, который вместе с центральными банками других стран сформирует единую европейскую систему центральных банков. В дальнейшем планируется согласовать единую налоговую, ценовую политику и т. д.
Эксперты Европейской комиссии подсчитали, что окончательная ликвидация торговых барьеров даст 15 странам ЕС ежегодную экономию в сумме около 330 млрд дол.; введение единой денежной валюты сэкономит около 10 млрд дол.; цены на потребительские товары в результате усиления конкуренции будут снижаться на 4,5-7 % ежегодно, темпы роста экономики повысятся на 4,5—7 %; на 1,85 — 7 млн увеличится количество рабочих мест. Для решения этих проблем уже сейчас формируется единый наднациональный бюджет в сумме около 100 млрд экю.
Наряду с экономической в ЕС проводится единая социальная политика, направленная, как подчеркивается в официальных документах, на обеспечение более высокого уровня социального единства, исключение эксплуатации.
Экономическая интеграция сопровождается и немалыми экономическими потерями. В странах ЕС безработица выросла до 22 млн чел., из сельскохозяйственного оборота ввиду перепроизводства продукции до 2000 г. намечается изъять около 15 млн га земли. При том, что в странах ЕС насчитывается почти 30 млн бедняков, немало готовой сельскохозяйственной продукции по причине ее перепроизводства уничтожается. Однако в целом жизненный уровень большинства населения повышается. В конце 80-х гг. расходы на продовольствие в среднем составляли около 20 % всех потребительских затрат населения, а в 1987 г. расходы на отдых и развлечения впервые превысили расходы на питание. Предвидится сокращение рабочей недели до 35-36 ч и др.
Экономическая интеграция не может не сопровождаться политической, юридической и другими видами интеграции в сфере надстроечных отношений. Сегодня ЕС — это преимущественно конфедеративное устройство со значительными элементами федерации. В соответствии с решениями Маастрихтского договора в ЕС введено единое гражданство. Такие руководящие органы, как Совет Министров и Европейская комиссия, наделены правом принятия юридически обязательных для государств-членов этой организации решений по широкому кругу вопросов. Кроме проблем свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, руководящим органам сообщества предоставлено право решающего голоса (наднациональное право) в сфере сельскохозяйственной, антитрестовской, транспортной политики, в сфере внешней и внутренней торговли. С введением единой валюты органы ЕС получили право регулировать валютные отношения. В то же время страны ЕС не проводят единой промышленной политики. Если интеграция расширится на сферу безопасности, то это сообщество может стать федеративным государством.
Учитывая, что наднациональные органы принимают законы только в рамках тех функций, которые добровольно передают им национальные государства, законы отдельных стран не могут противоречить законам всего сообщества и не должна возникать сама проблема их приоритета. В соответствии с принятым в 1986 г. Единым Европейским актом, в случае конфликта национального права и права сообщества приоритет отдается последнему.
Право "сообщества распространяется на всех физических и юридических лиц в странах-участниках. Для того чтобы оно вступило в силу, требуется согласие всех участников сообщества. К 2000 г. сферами такого права, кроме уже названных, будут охрана окружающей среды, фундаментальные исследования, региональная и социальная политика. Кроме того, большинство стран ЕС пришли к выводу о-необходимости углубления интеграции в сфере внешней политики и безопасности. В перспективе планируется создание Кабинета Министров ЕС. До 2010 г., когда количество государств этого сообщества возрастет почти вдвое, встанет вопрос об избрании президента, основной функцией которого будет координация деятельности государств сообщества в политической, военной, социальной, экономической и других сферах.
В то же время, как считают специалисты, в текущем столетии может усилиться борьба двух противоречивых тенденций. Первая из них заключается в стремлении к созданию моноэтнических государств. Согласно научным прогнозам, к 100-летию ООН на планете возникнет около 100 новых государств. Действие второй тенденции обусловит появление новых экономических объединений и союзов стран конфедеративного и федеративного типа.
Основные категории и термины
Международные экономические отношения. Международная -торговля товарами. Международная торговля услугами. Внутрифирменная торговля.
Либерализация международной торговли. Международная лицензионная торговля. Международная торговля инжиниринговыми услугами. Международный рынок социальных услуг. Государственное регулирование международной торговли. Протекционизм. Система протекционизма. Нетарифные ограничения. Валютные ограничения. Государственное стимулирование экспорта. Надгосударственное регулирование международной торговли. ВТД. Вывоз капитала. Формы вывоза капитала. Прямые инвестиции. Портфельные инвестиции. Международная миграция рабочей силы. Интернациональная стоимость рабочей силы. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы. Надгосударственное регулирование международной миграции рабочей силы. Международная организация труда. Международная экономическая интеграция.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каковы основные закономерности международной торговли в современных условиях?
2. Назовите основные виды международной торговли услугами и их особенности.
3. Охарактеризуйте основные рычаги государственного и ι ^государственного регулирования международной торговли.
4. В чем заключается сущность вывоза капитала и каковы его основные формы?
5. Назовите основные закономерности и особенности вывоза капитала в современных условиях.
6. В чем заключается сущность международной миграции рабочей силы и каковы ее основные черты?
7. Каковы основные рычаги государственного и надгосударственного регулирования миграции рабочей силы?
8. Дайте характеристику наиболее развитой формы международной экономической миграции.
9. Каковы важнейшие последствия развития основных форм международных экономических отношений?
Некоторые стороны интернационализации технологического способа производства освещались ранее, когда речь шла об интернационализации единичного разделения труда, формировании интернациональной стоимости. Эти процессы сопровождаются усилением международной концентрации производства, международной кооперацией и специализацией и т. д. В совокупности они являются материальной основой интернационализации производственных отношений и хозяйственного механизма, что детерминирует процесс интернационализации социальных, правовых и других надстроечных отношений.
Наиболее зрелые формы отмеченные процессы обрели в интеграции стран Западной Европы, в частности, в создании и функционировании Европейского экономического сообщества, или «Общего рынка». Сначала это было объединение шести стран — ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга, которые в 1957 г. подписали «Римский договор», вступивший в силу с 1 января 1958 г. В 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г . — Греция, в 1986 г. — Португалия и Испания. В 1991 г. на сессии ЕЭС подписано соглашение между ЕЭС. и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). В ЕАСТ, которая была образована в 1960 г., вошли Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Австрия, Швейцария, Португалия. Таким образом, в ЕЭП в настоящее время состоит 17 европейских стран, в ЕЭС — 15. В соответствии с Единым Европейским актом 1987 г. и Маастрихтским договором 1991 г. был образован Европейский Союз (ЕС) с общей численностью населения более млн чел. Заявки о вхождении в ЕС подали Австрия, Турция, Польша, Венгрия, Украина, Прибалтийские республики. В недалеком будущем ЕС может насчитывать более 20 государств Европы.
Главными органами ЕС является Совет Министров, в который входят представители стран-членов на уровне министров, он наделен законодательной властью, его решения носят обязательный характер и включаются в национальное законодательство; Европейская комиссия в составе 20 чел., назначаемых национальными правительствами сроком на 5 лет, выступающая с законодательными инициативами и содействующая их воплощению в жизнь; Европейский парламент, куда прямым голосованием избираются 626 депутатов, осуществляющих законотворческую деятельность и контролирующих деятельность Еврокомиссии, Суд и другие органы.
Бывший председатель Еврокомиссии Жак Делор подсчитал, что за 33 года существования ЕС пережил 10 лет динамичного развития, 5 лет кризисов, 19 лет застоя. За это время были заложены основы таможенного союза; жители стран-участниц получили возможность передвигаться внутри сообщества без паспортов и виз; началось взаимное признание свидетельств и дипломов об образовании, граждане интегрированных стран получили право на постоянное проживание в другой стране при наличии работы; в рамках ЕС проводится общая сельскохозяйственная политика; компаниям этих стран предоставлено право почти беспрепятственно делать взаимные инвестиции; достигнут значительный прогресс в свободном перемещении товаров и услуг, рабочей силы и капиталов. С 1993 г. любой банк-резидент имеет право на осуществление всех банковских операций в любой стране ЕС; введена единая валюта евро, создан Центральный Европейский банк, который вместе с центральными банками других стран сформирует единую европейскую систему центральных банков. В дальнейшем планируется согласовать единую налоговую, ценовую политику и т. д.
Эксперты Европейской комиссии подсчитали, что окончательная ликвидация торговых барьеров даст 15 странам ЕС ежегодную экономию в сумме около 330 млрд дол.; введение единой денежной валюты сэкономит около 10 млрд дол.; цены на потребительские товары в результате усиления конкуренции будут снижаться на 4,5-7 % ежегодно, темпы роста экономики повысятся на 4,5—7 %; на 1,85 — 7 млн увеличится количество рабочих мест. Для решения этих проблем уже сейчас формируется единый наднациональный бюджет в сумме около 100 млрд экю.
Наряду с экономической в ЕС проводится единая социальная политика, направленная, как подчеркивается в официальных документах, на обеспечение более высокого уровня социального единства, исключение эксплуатации.
Экономическая интеграция сопровождается и немалыми экономическими потерями. В странах ЕС безработица выросла до 22 млн чел., из сельскохозяйственного оборота ввиду перепроизводства продукции до 2000 г. намечается изъять около 15 млн га земли. При том, что в странах ЕС насчитывается почти 30 млн бедняков, немало готовой сельскохозяйственной продукции по причине ее перепроизводства уничтожается. Однако в целом жизненный уровень большинства населения повышается. В конце 80-х гг. расходы на продовольствие в среднем составляли около 20 % всех потребительских затрат населения, а в 1987 г. расходы на отдых и развлечения впервые превысили расходы на питание. Предвидится сокращение рабочей недели до 35-36 ч и др.
Экономическая интеграция не может не сопровождаться политической, юридической и другими видами интеграции в сфере надстроечных отношений. Сегодня ЕС — это преимущественно конфедеративное устройство со значительными элементами федерации. В соответствии с решениями Маастрихтского договора в ЕС введено единое гражданство. Такие руководящие органы, как Совет Министров и Европейская комиссия, наделены правом принятия юридически обязательных для государств-членов этой организации решений по широкому кругу вопросов. Кроме проблем свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, руководящим органам сообщества предоставлено право решающего голоса (наднациональное право) в сфере сельскохозяйственной, антитрестовской, транспортной политики, в сфере внешней и внутренней торговли. С введением единой валюты органы ЕС получили право регулировать валютные отношения. В то же время страны ЕС не проводят единой промышленной политики. Если интеграция расширится на сферу безопасности, то это сообщество может стать федеративным государством.
Учитывая, что наднациональные органы принимают законы только в рамках тех функций, которые добровольно передают им национальные государства, законы отдельных стран не могут противоречить законам всего сообщества и не должна возникать сама проблема их приоритета. В соответствии с принятым в 1986 г. Единым Европейским актом, в случае конфликта национального права и права сообщества приоритет отдается последнему.
Право "сообщества распространяется на всех физических и юридических лиц в странах-участниках. Для того чтобы оно вступило в силу, требуется согласие всех участников сообщества. К 2000 г. сферами такого права, кроме уже названных, будут охрана окружающей среды, фундаментальные исследования, региональная и социальная политика. Кроме того, большинство стран ЕС пришли к выводу о-необходимости углубления интеграции в сфере внешней политики и безопасности. В перспективе планируется создание Кабинета Министров ЕС. До 2010 г., когда количество государств этого сообщества возрастет почти вдвое, встанет вопрос об избрании президента, основной функцией которого будет координация деятельности государств сообщества в политической, военной, социальной, экономической и других сферах.
В то же время, как считают специалисты, в текущем столетии может усилиться борьба двух противоречивых тенденций. Первая из них заключается в стремлении к созданию моноэтнических государств. Согласно научным прогнозам, к 100-летию ООН на планете возникнет около 100 новых государств. Действие второй тенденции обусловит появление новых экономических объединений и союзов стран конфедеративного и федеративного типа.
Основные категории и термины
Международные экономические отношения. Международная -торговля товарами. Международная торговля услугами. Внутрифирменная торговля.
Либерализация международной торговли. Международная лицензионная торговля. Международная торговля инжиниринговыми услугами. Международный рынок социальных услуг. Государственное регулирование международной торговли. Протекционизм. Система протекционизма. Нетарифные ограничения. Валютные ограничения. Государственное стимулирование экспорта. Надгосударственное регулирование международной торговли. ВТД. Вывоз капитала. Формы вывоза капитала. Прямые инвестиции. Портфельные инвестиции. Международная миграция рабочей силы. Интернациональная стоимость рабочей силы. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы. Надгосударственное регулирование международной миграции рабочей силы. Международная организация труда. Международная экономическая интеграция.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каковы основные закономерности международной торговли в современных условиях?
2. Назовите основные виды международной торговли услугами и их особенности.
3. Охарактеризуйте основные рычаги государственного и ι ^государственного регулирования международной торговли.
4. В чем заключается сущность вывоза капитала и каковы его основные формы?
5. Назовите основные закономерности и особенности вывоза капитала в современных условиях.
6. В чем заключается сущность международной миграции рабочей силы и каковы ее основные черты?
7. Каковы основные рычаги государственного и надгосударственного регулирования миграции рабочей силы?
8. Дайте характеристику наиболее развитой формы международной экономической миграции.
9. Каковы важнейшие последствия развития основных форм международных экономических отношений?