§ 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104
Структура механизма регулирования. Основные методы государственного экономического регулирования экономики
В XX в. в установлении равновесия национального рынка активное участие принимает государство, выполняющее важные социально-экономические функции, используя комплекс экономических и административных рычагов.
Структура механизма регулирования. Основными элементами механизма регулирования национального рынка в условиях современного капитализма, являются: — во-первых, рыночное регулирование, осуществляемое с помощью механизмов конкуренции, динамики рыночных цен, стихийного выравнивания спроса и предложения и т. д. Такое регулирование ограничено преимущественно рамками немонополизированного сектора экономики. Именно на таких предприятиях занята большая часть наемных работников; — во-вторых, корпоративная планомерность. Гигантские многоотраслевые концерны с помощью ЭВМ, маркетинга постоянно изучают структуру, динамику массового спроса проводят целенаправленную работу по его формированию, поэтому их производство ориентировано на определенный рынок. В наше время по предварительным договоренностям между производителями и потребителями на мировой рынок поступает около 70 % всех товаров, причем основную массу из них производят гигантские монополистические объединения.
— в-третьих, государственное регулирование путем целенаправленного воздействия государственных учреждений и организаций на развитие общественного способа производства с целью его стабилизации и приспособления к меняющимся условиям. Такое регулирование наиболее полно осуществляется через государственные заказы, закупку государством значительной части продукции, что означает гарантированный спрос на нее.
Государственное регулирование осуществляется также посредством проведения антицикличной, региональной, инвестиционной, амортизационной, структурной, денежно-кредитной, финансово-бюджетной, антиинфляционной, валютной, таможенной, ценовой, социальной, экологической форм политики.
Между составными элементами механизма регулирования современного капитализма существует постоянное взаимодействие, взаимопроникновение. Это значит, например, что механизм рыночного регулирования в определенной мере дополняет корпоративную планомерность, которая частично распространяется и на немонополизированный сектор экономики. Так, детали для производства автомобилей могущественной автомобильной корпорации «Дженерал моторз» поставляют около 40 тыс. мелких и средних предприятий-поставщиков, а доля закупок в общей сумме оборота этой компании достигает 48 %. Это означает, что предприятия-поставщики немонополизированного сектора втянуты в орбиту корпоративной планомерности.
Важнейшим звеном такой планомерности является частно-капиталистическое планирование, осуществляемое в рамках гигантских транснациональных корпораций (ТНК). Ядро их деятельности — внутрифирменные операции. В середине 80-х гг. 37,3 % импорта и 39,2 % экспорта США проходило по внутрифирменным каналам ТНК (американским и зарубежным).
К основным направлениям государственного экономического регулирования народного хозяйства и установления равновесия национального рынка относится регулирование системы производительных сил в целом и каждого из ее элементов (средств труда, науки и др.) в отдельности; отношений экономической собственности, в том числе ее отдельных форм (акционерной, государственной и др.); технико-экономических отношений, процесса концентрации производства, его специализации и т. д.
Формами государственного регулирования выступают планирование (долго-, средне- и краткосрочное), программирование (прежде всего в виде составления целевых комплексных программ) и прогнозирование как на национальном, так и на наднациональном уровнях. Высшей формой государственного регулирования является национальное демократическое экономическое планирование, о котором уже шла речь в одной из предыдущих тем. ^
К методам (средствам) регулирования относятся экономическое, правовое, административное. Важнейшее из них — экономическое регулирование подразделяется на прямое (осуществляемое посредством государственных закупок товаров и услуг, государственного целевого финансирования и др.) и косвенное (реализуемое через проведение антицикличной, инвестиционной и других форм политики). Правовое регулирование производится путем принятия и совершенствования правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т. д.). Административное регулирование предусматривает использование мер запрета, разрешения и принуждения. С помощью административных мер проводятся денежные реформы и другие мероприятия.
Антицикличное регулирование осуществляется с помощью бюджетной и кредитно-денежной политики. В первом случае с целью воздействия на платежеспособный спрос населения маневрируют государственными расходами и налогами (когда спрос недостаточный, увеличиваются государственные капиталовложения, снижаются налоги и т. п.; когда он чрезмерный, напротив, — государственные расходы сокращаются, а налоги повышаются). Стимулирование спроса, как правило, усиливает инфляцию, а антиинфляционное регулирование усиливает застой.
При кредитно-денежном регулировании центральные банки увеличивают или уменьшают количество денег в обращении и ставки кредитного процента. Основным методом такого регулирования в период с 50-х до середины 70-х гг. стало проведение государством политики доходов, которая предусматривала контроль за ростом заработной платы и цен. Государство при этом являлось посредником между трудом и капиталом, между монополиями и профсоюзами при заключении договоров, проведении забастовок и т. п. С приходом к власти в США администрации Р. Рейгана правительственный орган, который осуществлял контроль за заработной платой и ценами, был ликвидирован. Почти такие же меры были предприняты в ФРГ, Великобритании и других странах.
С середины 70-х гг. в развитых странах участились экономические кризисы, нарастала хроническая безработица. Это подорвало позиции трудящихся. В таких условиях проведение политики доходов стало отягчающим для монополий. Административные рычаги регулирования были ослаблены, а непрямые, опосредованные методы усилены, в частности, кредитно-финансовая политика. Свою роль сыграла налоговая реформа 1981-1983 гг. Вследствие этого была несколько ослаблена роль программирования экономики, являющегося формой ее регулирования. Наибольшее развитие программирование экономики получило в 50—80-е гг. во Франции и Голландии. Так, во Франции разрабатывались пятилетние планы, включавшие систему показателей объемов производства, динамики национального дохода, модернизации промышленности и торговли, развития инфраструктуры, научных исследований, подготовки рабочей силы, жилищного строительства и др. Выполнение планов государство стремилось поддержать конкретными финансовыми программами, путем структурной перестройки экономики.
По своей социально-экономической сущности государственная планомерность Означает планомерное извлечение прибыли, централизованное регулирование пропорций экономики, темпов ее развития с помощью общенационального планирования, программ, предложений, промышленной политики.
Причем государство не устанавливает обязательных норм, оно ориентирует на показатели .и рекомендации, не обязательные для выполнения, поэтому такую планомерность называют индикативным планированием. С приходом к власти в некоторых развитых странах консервативных правительств, выражающих интересы прежде всего определенных кругов буржуазии, общенациональные планы все больше сводятся лишь к прогнозированию, без прямого обеспечения финансовыми и другими программами.
Для 80-х гг. с точки зрения эволюции государственно-корпоративного регулирования характерным стал поиск компромиссов между рыночным регулированием и программированием. В качестве такого компромисса была использована определенная либерализация механизма регулирования. Это проявилось в частичной приватизации государственной собственности на средства производства, предоставлении финансовой автономии государственным компаниям, отказе от разных форм ценового контроля, ослаблении антитрестовского законодательства, усилении налоговых, кредитных рычагов регулирования экономики и т. д.
Основные методы государственного экономического регулирования экономики. Методами государственно-корпоративного регулирования рыночной экономики являются проведение реформ в налогообложении корпораций, государственных предприятий и предприятий немонополизированного сектора экономики, или налоговое регулирование; государственное стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, или научно-техническая политика; активная амортизационная, кредитно-денежная и структурная политика; ценовое регулирование.
Использование налогов как средства регулирования экономики осуществляется путем снижения налоговых ставок или их временной отмены на часть прибыли, которая направляется на инвестиции, проведение НИОКР, создание рабочих мест, ускоренное развитие некоторых отраслей, регионов, добычу определенных видов полезных ископаемых, охрану окружающей среды и т. п.
После второй мировой войны до 1957 г. в США прибыль компаний в размере до 25 тыс. дол. облагалась налогом по ставке 25 %, а свыше этой суммы — по ставке 48 %. Постепенно происходило сокращение верхней шкалы налогообложения монополий. В 1987/88 финансовом году максимальная ставка налога на прибыль снизилась до 34 %. По более низким ставкам облагается налогами малый бизнес.
Как считают консервативные правительства, высокие налоги сдерживают инвестиционный процесс, ослабляют процесс накопления капитала. Такое объяснение имеет определенный смысл. Но корпорации не склонны сразу же вкладывать накопленные средства в расширение действующих предприятий и строительство новых. Кроме того, многие гигантские корпорации не платят законодательно установленных ставок налога, но это не означает капитализации сэкономленных ими сумм прибыли.
Чтобы ослабить действие тенденции к торможению корпорациями НТП и накопления капитала, государство активно стимулирует развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводит научно-техническую политику. Так, в начале 90-х гг. доля федерального правительства США в финансировании этих расходов составляла более 50 %. Государство строит большие научно-исследовательские центры и лаборатории, которые затем передает монополиям, создает научно- и капиталоемкие отрасли промышленности, передает патенты на лицензии, правительственные заказы на НИОКР, готовит научные кадры.
Основными элементами государственной научно-технической политики являются определение приоритетов и прогнозирование научно-технического развития в соответствии с главными целями общегосударственной стратегии развития. Субъектами формирования и проведения научно-технической политики выступают государство как коллективный ассоциированный капиталист и крупный капитал. На реализацию такой политики в последние годы все большее влияние оказывают прогрессивные ученые, массовые движения за предотвращение негативных последствий НТР и т. п..
С начала современного этапа НТР в развитых странах происходят существенные качественные сдвиги в приоритетах научно-технического развития. Поскольку главной целью общегосударственной стратегии развития в этих странах провозглашено развитие наукоемких и высокотехнологических отраслей, государством активно разрабатываются отраслевые научно-технические программы развития, осуществляется их финансирование. Характерным для большинства развитых стран является интенсивное развитие НИОКР в сфере электроники и вычислительной техники, их последующее комплексное внедрение в сферу материального и нематериального производства.
Второй элемент осуществления научно-технической политики в развитых странах — организационное и ресурсное обеспечение ключевых направлений НТП. Основные звенья данного элемента: — распределение государственных ресурсов между различными секторами сферы научных исследований, проведение исследований и разработок в государственных научных центрах; — функционирование государственной контрактной системы, с помощью которой осуществляется финансирование научно-исследовательских разработок и обеспечивается гарантированный рынок сбыта для промышленных корпораций; — косвенное государственное стимулирование НИОКР в частном секторе хозяйства через налоговую, амортизационную, патентную, антитрестовскую и внешнеторговую политику; — формирование благоприятного инновационного климата в экономике, в частности, в инфраструктуре, создание национальных служб научно-технической информации, стандартизации, статистики, изучения зарубежного опыта и международное сотрудничество; — совершенствование и финансирование системы образования, подготовка и переподготовка кадров высшей квалификации.
Третьим основным элементом осуществления научно-технической политики является оценка полученных в процессе ее реализации результатов. При этом оцениваются возможные последствия НТП, корректируется эта политика.
Наряду с прямым финансированием научно-исследовательских работ, государство с помощью налоговой, амортизационной, кредитной политики стимулирует увеличение расходов на НИОКР. В 80-е гг. были разработаны мероприятия по оказанию финансовой, организационной помощи мелким и средним изобретательским фирмам, предоставлению им информации, консультаций, привлечению их к выполнению контрактных соглашений. В ЕЭС в 1985 г. создана Ассоциация венчурного (рискового) капитала, цель которой — оказывать помощь небольшим новаторским компаниям.
Проведение государством научно-технической политики связано и с определенными проблемами, которые значительно ослабляют ее эффективность, затрудняют достижение равновесия и сбалансированности в функционировании национального рынка. Это, прежде всего, значительная милитаризация экономики; дублирование научных исследований вследствие отсутствия координационных центров; острая нехватка средств для проведения НИОКР во многих гражданских отраслях промышленности и сельского хозяйства; несвоевременная подготовка научных кадров; избыток военных НИОКР и их недостаточное осуществление в гражданских отраслях, что вызывает углубление противоречий между наукой и монополистической собственностью.
Важным методом государственно-монополистического регулирования экономики является амортизационная политика правительства. Государство, в частности, проводит политику ускоренной амортизации. С точки зрения накопления капитала, политика ускоренной амортизации означает рост доли амортизации во внутренних источниках накопления. Такая политика дает возможность корпорациям укрывать от уплаты налогов значительную часть прибыли в связи с тем, что суммы амортизационных отчислений не облагаются налогом, а также вследствие сокращения доли налогов в прибылях по причине прогрессивного характера налогообложения меньшей части балансовой прибыли. В то же время она значительно ускоряет источник инвестирования (поскольку амортизационные отчисления не могут расходоваться на другие цели), а значит, содействует увеличению объемов и эффективности производственных мощностей, в первую очередь, в монополизированном секторе экономики. Хотя политика ускоренной амортизации и способствует оживлению процесса производства, в условиях хронической незагруженности производственных мощностей она ускоряет чрезмерное накопление -основного капитала.
Кредитная система развитых стран опосредует весь процесс общественного производства и накопления капитала. Элементами кредитной политики являются операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, регулирование уровня банковского процента, банковских резервов, риска и ликвидности банковских операций.
Основной элемент кредитной системы США — Федеральная резервная система (ФРС), которая выполняет функции центрального банка. Пост председателя Совета управляющих ФРС по важности нередко называют вторым (после президентского) государственным постом. В структуру ФРС входят 12 федеральных резервных банков, каждый из которых выполняет функции центрального банка в своем округе. На их долю приходится 75 % всех банковских депозитов страны. Государству принадлежит Центральный банк, который имеет монопольное право на выпуск банкнот и регулирование денежного обращения. Совет директоров определяет нормы резервов банков и сберегательных касс, утверждает изменения в учетной ставке федеральных резервных банков, принимает участие в купле-продаже правительственных ценных бумаг, регулируя таким образом количество денег в обращении.
Когда Центральный банк скупает часть ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.), полученные при этом их собственниками деньги оседают в банках и дают возможность предоставлять кредиты. Чтобы избежать этого, Центральный банк продает часть ценных бумаг, замораживая использование полученных денег. В октябре 1987 г., когда курс акций упал на 22,6 %, ФРС значительно увеличила количество денег в обращении и, таким образом, ослабила напряжение в кредитной системе. Будучи эмиссионным центром всей страны, регулятором процентных ставок, банковских резервов, ФРС влияет на деятельность всех коммерческих и сберегательных банков, страховых компаний, пенсионных фондов и других финансовых институтов.
В 1979 г. ФРС перешла к новым методам кредитно-денежного регулирования экономики. Борьба с инфляцией, несмотря на то что она требует значительных средств, была провозглашена центральным направлением стратегии государственного регулирования при одновременном жестком контроле за увеличением денежной массы. Поэтому, несмотря на глубокий кризис 1981-1982 гг., ставки для первоклассных кредиторов достигли 20 %.
Осуществление такой политики в определенной мере уменьшило инфляцию (средний уровень цен в 1982-1985 гг. снизился на 6,6 %), но привело к значительному повышению процентных ставок, сдерживанию экономического роста. Высокие процентные ставки стимулировали значительный прилив иностранных капиталов в США, что грозило превращением страны в международного должника. Так, в 1987 г. чистая внешняя задолженность США достигла 400 млрд дол., поэтому с ослаблением инфляционных процессов, увеличением армии безработных ФРС стала проводить более умеренную кредитно-денежную политику.
Банковская система США и других стран Запада регулирует масштабы предоставления кредитов. Коммерческие банки часть своих активов (до 15 %) обязаны сберегать в виде кассового резерва в Центральном банке. Резервная норма по решению банка в небольших пределах может колебаться. При этом расширение кредита, предоставляемого коммерческим банкам, происходит при условии прироста активов более чем в 5 раз. С повышением Центральным банком резервной нормы банковские обороты уменьшаются, при ее понижении — возрастают.
Процент, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам, зависит, прежде всего, от процента за кредиты ФРС, предоставленные им коммерческим и другим кредитным учреждениям. Величина процента за кредит ФРС является нижней границей эффективности его предоставления. Она получила название учетной ставки. Процент, по которому коммерческие банки дают кредит своим клиентам, получил название коммерческого, В развитых странах учетная ставка в середине 90-х гг. составляла от 2 до 15 %. От соотношения учетных и коммерческих ставок в значительной мере зависят общие масштабы как рынка кредитных капиталов, так и денежного обращения. Установление высоких процентных ставок сдерживает темпы роста инфляции.
Операции на открытом рынке осуществляются путем купли-продажи Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг и кредитных обязательств.
Риск и ликвидность регулируются путем предоставления определенных сумм кредитов одному клиенту, определения соотношения между объемом кредитных операций и собственных ресурсов и другими способами.
Под влиянием НТР происходят важные структурные изменения в экономике развитых стран. В США с I960 по 1990 гг. доля материального производства в ВВП уменьшилась, а нематериального возросла с 37,3 до 40,0 %. В условиях НТР происходит глубокое взаимопроникновение сфер материального и нематериального производства. Это проявляется в создании информационной технологии, возникновении и интенсивном развитии гигантских индустриально-промышленных комплексов, обеспечивающих сбор, обработку, систематизацию информации и ее передачу конечному потребителю. В таких комплексах информация, связь и микроэлектроника — неотъемлемые составные элементы целостной органической системы. Одно из звеньев этой системы — широкая сеть информационных пунктов на дому. Создание подобных комплексов требует значительных расходов, в США, например, на эти цели израсходовано в 1980 г. более 80 млрд дол., а в 2000 г. эти расходы вероятно достигнут нескольких сотен миллиардов долларов. Дальнейшее развертывание НТР обусловит еще более глубокие структурные сдвиги в экономике. Согласно прогнозам, в 2000 г. около 70 % всей рабочей силы в развитых странах будет занято в информационном и «коммуникационном» секторах экономики, поэтому большая часть капиталовложений, новейшего оборудования направляется в научные лаборатории, торговлю, финансово-кредитную сферу.
Происходят важные структурные изменения внутри промышленности, между промышленностью и сельским хозяйством. Это требует проведения государственной долговременной структурной политики, то есть регулирования государством темпов и пропорций развития основных сфер и отраслей экономики, отдельных регионов. В современных условиях государство является инициатором и организатором стратегического научно-технического прогнозирования и программирования разработки и внедрения средне- и долгосрочных программ развития отраслей, которые определяют НТР, внедрения новых технологий.
Основным инструментом воздействия государства на структурную перестройку является организация, финансирование и стимулирование научно-технических исследований, особенно фундаментальных, подготовка кадров, создание инженерно-исследовательских центров.
Государство также разрабатывает среднесрочные мероприятия по модернизации таких отраслей промышленности, как угольная, кораблестроительная, черная металлургия. Активизируется его участие в развитии отдельных отсталых регионов, повышении эффективности и конкурентоспособности национальных ТНК. С этой целью им предоставляются льготные кредиты, налоговые скидки, гарантии на случай непредвиденных ситуаций.
Государственное регулирование цен осуществляется государственными органами прямо и опосредовано. В первом случае государство устанавливает цены на акцизные товары, на продукцию базовых отраслей промышленности, образующих каркас системы цен (уголь, электроэнергию и др.), которые, как правило, находятся в государственной собственности, предоставляет государственные субсидии, в том числе ценовые, устанавливает договорные цены на товары и услуги военного назначения. В рамках ЕС надгосударственные органы устанавливают фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию, унифицируют транспортные тарифы, гармонизируют налоги, социальные выплаты и т. д., что свидетельствует о прямом и опосредованном наднациональном регулировании цен.
В рамках отдельных стран опосредованное регулирование цен осуществляется через механизм ускоренной амортизации, установление налога на добавленную стоимость, стимулирование экспортной деятельности отечественных товаропроизводителей, предоставление им льготных кредитов и др. Государственное регулирование цен значительно усиливается во время кризиса.
Важной особенностью государствено-монополистического регулирования экономики в конце 70-х гг. и в последующий период в развитых странах, где к власти пришло консервативное руководство, является некоторое ослабление государственного вмешательства на национальном уровне при одновременном усилении государственно-монополистического регулирования на наднациональном уровне, которое осуществляется в рамках региональных экономических объединений, международных экономических организаций. Последняя тенденция еще больше усиливается на новом этапе НТР, с началом нового переворота в технологическом способе производства, который носит интернациональный характер. Эти изменения в государственном регулировании экономики на международном уровне будут влиять на национальные формы и методы регулирования.
Структура механизма регулирования. Основные методы государственного экономического регулирования экономики
В XX в. в установлении равновесия национального рынка активное участие принимает государство, выполняющее важные социально-экономические функции, используя комплекс экономических и административных рычагов.
Структура механизма регулирования. Основными элементами механизма регулирования национального рынка в условиях современного капитализма, являются: — во-первых, рыночное регулирование, осуществляемое с помощью механизмов конкуренции, динамики рыночных цен, стихийного выравнивания спроса и предложения и т. д. Такое регулирование ограничено преимущественно рамками немонополизированного сектора экономики. Именно на таких предприятиях занята большая часть наемных работников; — во-вторых, корпоративная планомерность. Гигантские многоотраслевые концерны с помощью ЭВМ, маркетинга постоянно изучают структуру, динамику массового спроса проводят целенаправленную работу по его формированию, поэтому их производство ориентировано на определенный рынок. В наше время по предварительным договоренностям между производителями и потребителями на мировой рынок поступает около 70 % всех товаров, причем основную массу из них производят гигантские монополистические объединения.
— в-третьих, государственное регулирование путем целенаправленного воздействия государственных учреждений и организаций на развитие общественного способа производства с целью его стабилизации и приспособления к меняющимся условиям. Такое регулирование наиболее полно осуществляется через государственные заказы, закупку государством значительной части продукции, что означает гарантированный спрос на нее.
Государственное регулирование осуществляется также посредством проведения антицикличной, региональной, инвестиционной, амортизационной, структурной, денежно-кредитной, финансово-бюджетной, антиинфляционной, валютной, таможенной, ценовой, социальной, экологической форм политики.
Между составными элементами механизма регулирования современного капитализма существует постоянное взаимодействие, взаимопроникновение. Это значит, например, что механизм рыночного регулирования в определенной мере дополняет корпоративную планомерность, которая частично распространяется и на немонополизированный сектор экономики. Так, детали для производства автомобилей могущественной автомобильной корпорации «Дженерал моторз» поставляют около 40 тыс. мелких и средних предприятий-поставщиков, а доля закупок в общей сумме оборота этой компании достигает 48 %. Это означает, что предприятия-поставщики немонополизированного сектора втянуты в орбиту корпоративной планомерности.
Важнейшим звеном такой планомерности является частно-капиталистическое планирование, осуществляемое в рамках гигантских транснациональных корпораций (ТНК). Ядро их деятельности — внутрифирменные операции. В середине 80-х гг. 37,3 % импорта и 39,2 % экспорта США проходило по внутрифирменным каналам ТНК (американским и зарубежным).
К основным направлениям государственного экономического регулирования народного хозяйства и установления равновесия национального рынка относится регулирование системы производительных сил в целом и каждого из ее элементов (средств труда, науки и др.) в отдельности; отношений экономической собственности, в том числе ее отдельных форм (акционерной, государственной и др.); технико-экономических отношений, процесса концентрации производства, его специализации и т. д.
Формами государственного регулирования выступают планирование (долго-, средне- и краткосрочное), программирование (прежде всего в виде составления целевых комплексных программ) и прогнозирование как на национальном, так и на наднациональном уровнях. Высшей формой государственного регулирования является национальное демократическое экономическое планирование, о котором уже шла речь в одной из предыдущих тем. ^
К методам (средствам) регулирования относятся экономическое, правовое, административное. Важнейшее из них — экономическое регулирование подразделяется на прямое (осуществляемое посредством государственных закупок товаров и услуг, государственного целевого финансирования и др.) и косвенное (реализуемое через проведение антицикличной, инвестиционной и других форм политики). Правовое регулирование производится путем принятия и совершенствования правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т. д.). Административное регулирование предусматривает использование мер запрета, разрешения и принуждения. С помощью административных мер проводятся денежные реформы и другие мероприятия.
Антицикличное регулирование осуществляется с помощью бюджетной и кредитно-денежной политики. В первом случае с целью воздействия на платежеспособный спрос населения маневрируют государственными расходами и налогами (когда спрос недостаточный, увеличиваются государственные капиталовложения, снижаются налоги и т. п.; когда он чрезмерный, напротив, — государственные расходы сокращаются, а налоги повышаются). Стимулирование спроса, как правило, усиливает инфляцию, а антиинфляционное регулирование усиливает застой.
При кредитно-денежном регулировании центральные банки увеличивают или уменьшают количество денег в обращении и ставки кредитного процента. Основным методом такого регулирования в период с 50-х до середины 70-х гг. стало проведение государством политики доходов, которая предусматривала контроль за ростом заработной платы и цен. Государство при этом являлось посредником между трудом и капиталом, между монополиями и профсоюзами при заключении договоров, проведении забастовок и т. п. С приходом к власти в США администрации Р. Рейгана правительственный орган, который осуществлял контроль за заработной платой и ценами, был ликвидирован. Почти такие же меры были предприняты в ФРГ, Великобритании и других странах.
С середины 70-х гг. в развитых странах участились экономические кризисы, нарастала хроническая безработица. Это подорвало позиции трудящихся. В таких условиях проведение политики доходов стало отягчающим для монополий. Административные рычаги регулирования были ослаблены, а непрямые, опосредованные методы усилены, в частности, кредитно-финансовая политика. Свою роль сыграла налоговая реформа 1981-1983 гг. Вследствие этого была несколько ослаблена роль программирования экономики, являющегося формой ее регулирования. Наибольшее развитие программирование экономики получило в 50—80-е гг. во Франции и Голландии. Так, во Франции разрабатывались пятилетние планы, включавшие систему показателей объемов производства, динамики национального дохода, модернизации промышленности и торговли, развития инфраструктуры, научных исследований, подготовки рабочей силы, жилищного строительства и др. Выполнение планов государство стремилось поддержать конкретными финансовыми программами, путем структурной перестройки экономики.
По своей социально-экономической сущности государственная планомерность Означает планомерное извлечение прибыли, централизованное регулирование пропорций экономики, темпов ее развития с помощью общенационального планирования, программ, предложений, промышленной политики.
Причем государство не устанавливает обязательных норм, оно ориентирует на показатели .и рекомендации, не обязательные для выполнения, поэтому такую планомерность называют индикативным планированием. С приходом к власти в некоторых развитых странах консервативных правительств, выражающих интересы прежде всего определенных кругов буржуазии, общенациональные планы все больше сводятся лишь к прогнозированию, без прямого обеспечения финансовыми и другими программами.
Для 80-х гг. с точки зрения эволюции государственно-корпоративного регулирования характерным стал поиск компромиссов между рыночным регулированием и программированием. В качестве такого компромисса была использована определенная либерализация механизма регулирования. Это проявилось в частичной приватизации государственной собственности на средства производства, предоставлении финансовой автономии государственным компаниям, отказе от разных форм ценового контроля, ослаблении антитрестовского законодательства, усилении налоговых, кредитных рычагов регулирования экономики и т. д.
Основные методы государственного экономического регулирования экономики. Методами государственно-корпоративного регулирования рыночной экономики являются проведение реформ в налогообложении корпораций, государственных предприятий и предприятий немонополизированного сектора экономики, или налоговое регулирование; государственное стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, или научно-техническая политика; активная амортизационная, кредитно-денежная и структурная политика; ценовое регулирование.
Использование налогов как средства регулирования экономики осуществляется путем снижения налоговых ставок или их временной отмены на часть прибыли, которая направляется на инвестиции, проведение НИОКР, создание рабочих мест, ускоренное развитие некоторых отраслей, регионов, добычу определенных видов полезных ископаемых, охрану окружающей среды и т. п.
После второй мировой войны до 1957 г. в США прибыль компаний в размере до 25 тыс. дол. облагалась налогом по ставке 25 %, а свыше этой суммы — по ставке 48 %. Постепенно происходило сокращение верхней шкалы налогообложения монополий. В 1987/88 финансовом году максимальная ставка налога на прибыль снизилась до 34 %. По более низким ставкам облагается налогами малый бизнес.
Как считают консервативные правительства, высокие налоги сдерживают инвестиционный процесс, ослабляют процесс накопления капитала. Такое объяснение имеет определенный смысл. Но корпорации не склонны сразу же вкладывать накопленные средства в расширение действующих предприятий и строительство новых. Кроме того, многие гигантские корпорации не платят законодательно установленных ставок налога, но это не означает капитализации сэкономленных ими сумм прибыли.
Чтобы ослабить действие тенденции к торможению корпорациями НТП и накопления капитала, государство активно стимулирует развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводит научно-техническую политику. Так, в начале 90-х гг. доля федерального правительства США в финансировании этих расходов составляла более 50 %. Государство строит большие научно-исследовательские центры и лаборатории, которые затем передает монополиям, создает научно- и капиталоемкие отрасли промышленности, передает патенты на лицензии, правительственные заказы на НИОКР, готовит научные кадры.
Основными элементами государственной научно-технической политики являются определение приоритетов и прогнозирование научно-технического развития в соответствии с главными целями общегосударственной стратегии развития. Субъектами формирования и проведения научно-технической политики выступают государство как коллективный ассоциированный капиталист и крупный капитал. На реализацию такой политики в последние годы все большее влияние оказывают прогрессивные ученые, массовые движения за предотвращение негативных последствий НТР и т. п..
С начала современного этапа НТР в развитых странах происходят существенные качественные сдвиги в приоритетах научно-технического развития. Поскольку главной целью общегосударственной стратегии развития в этих странах провозглашено развитие наукоемких и высокотехнологических отраслей, государством активно разрабатываются отраслевые научно-технические программы развития, осуществляется их финансирование. Характерным для большинства развитых стран является интенсивное развитие НИОКР в сфере электроники и вычислительной техники, их последующее комплексное внедрение в сферу материального и нематериального производства.
Второй элемент осуществления научно-технической политики в развитых странах — организационное и ресурсное обеспечение ключевых направлений НТП. Основные звенья данного элемента: — распределение государственных ресурсов между различными секторами сферы научных исследований, проведение исследований и разработок в государственных научных центрах; — функционирование государственной контрактной системы, с помощью которой осуществляется финансирование научно-исследовательских разработок и обеспечивается гарантированный рынок сбыта для промышленных корпораций; — косвенное государственное стимулирование НИОКР в частном секторе хозяйства через налоговую, амортизационную, патентную, антитрестовскую и внешнеторговую политику; — формирование благоприятного инновационного климата в экономике, в частности, в инфраструктуре, создание национальных служб научно-технической информации, стандартизации, статистики, изучения зарубежного опыта и международное сотрудничество; — совершенствование и финансирование системы образования, подготовка и переподготовка кадров высшей квалификации.
Третьим основным элементом осуществления научно-технической политики является оценка полученных в процессе ее реализации результатов. При этом оцениваются возможные последствия НТП, корректируется эта политика.
Наряду с прямым финансированием научно-исследовательских работ, государство с помощью налоговой, амортизационной, кредитной политики стимулирует увеличение расходов на НИОКР. В 80-е гг. были разработаны мероприятия по оказанию финансовой, организационной помощи мелким и средним изобретательским фирмам, предоставлению им информации, консультаций, привлечению их к выполнению контрактных соглашений. В ЕЭС в 1985 г. создана Ассоциация венчурного (рискового) капитала, цель которой — оказывать помощь небольшим новаторским компаниям.
Проведение государством научно-технической политики связано и с определенными проблемами, которые значительно ослабляют ее эффективность, затрудняют достижение равновесия и сбалансированности в функционировании национального рынка. Это, прежде всего, значительная милитаризация экономики; дублирование научных исследований вследствие отсутствия координационных центров; острая нехватка средств для проведения НИОКР во многих гражданских отраслях промышленности и сельского хозяйства; несвоевременная подготовка научных кадров; избыток военных НИОКР и их недостаточное осуществление в гражданских отраслях, что вызывает углубление противоречий между наукой и монополистической собственностью.
Важным методом государственно-монополистического регулирования экономики является амортизационная политика правительства. Государство, в частности, проводит политику ускоренной амортизации. С точки зрения накопления капитала, политика ускоренной амортизации означает рост доли амортизации во внутренних источниках накопления. Такая политика дает возможность корпорациям укрывать от уплаты налогов значительную часть прибыли в связи с тем, что суммы амортизационных отчислений не облагаются налогом, а также вследствие сокращения доли налогов в прибылях по причине прогрессивного характера налогообложения меньшей части балансовой прибыли. В то же время она значительно ускоряет источник инвестирования (поскольку амортизационные отчисления не могут расходоваться на другие цели), а значит, содействует увеличению объемов и эффективности производственных мощностей, в первую очередь, в монополизированном секторе экономики. Хотя политика ускоренной амортизации и способствует оживлению процесса производства, в условиях хронической незагруженности производственных мощностей она ускоряет чрезмерное накопление -основного капитала.
Кредитная система развитых стран опосредует весь процесс общественного производства и накопления капитала. Элементами кредитной политики являются операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, регулирование уровня банковского процента, банковских резервов, риска и ликвидности банковских операций.
Основной элемент кредитной системы США — Федеральная резервная система (ФРС), которая выполняет функции центрального банка. Пост председателя Совета управляющих ФРС по важности нередко называют вторым (после президентского) государственным постом. В структуру ФРС входят 12 федеральных резервных банков, каждый из которых выполняет функции центрального банка в своем округе. На их долю приходится 75 % всех банковских депозитов страны. Государству принадлежит Центральный банк, который имеет монопольное право на выпуск банкнот и регулирование денежного обращения. Совет директоров определяет нормы резервов банков и сберегательных касс, утверждает изменения в учетной ставке федеральных резервных банков, принимает участие в купле-продаже правительственных ценных бумаг, регулируя таким образом количество денег в обращении.
Когда Центральный банк скупает часть ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.), полученные при этом их собственниками деньги оседают в банках и дают возможность предоставлять кредиты. Чтобы избежать этого, Центральный банк продает часть ценных бумаг, замораживая использование полученных денег. В октябре 1987 г., когда курс акций упал на 22,6 %, ФРС значительно увеличила количество денег в обращении и, таким образом, ослабила напряжение в кредитной системе. Будучи эмиссионным центром всей страны, регулятором процентных ставок, банковских резервов, ФРС влияет на деятельность всех коммерческих и сберегательных банков, страховых компаний, пенсионных фондов и других финансовых институтов.
В 1979 г. ФРС перешла к новым методам кредитно-денежного регулирования экономики. Борьба с инфляцией, несмотря на то что она требует значительных средств, была провозглашена центральным направлением стратегии государственного регулирования при одновременном жестком контроле за увеличением денежной массы. Поэтому, несмотря на глубокий кризис 1981-1982 гг., ставки для первоклассных кредиторов достигли 20 %.
Осуществление такой политики в определенной мере уменьшило инфляцию (средний уровень цен в 1982-1985 гг. снизился на 6,6 %), но привело к значительному повышению процентных ставок, сдерживанию экономического роста. Высокие процентные ставки стимулировали значительный прилив иностранных капиталов в США, что грозило превращением страны в международного должника. Так, в 1987 г. чистая внешняя задолженность США достигла 400 млрд дол., поэтому с ослаблением инфляционных процессов, увеличением армии безработных ФРС стала проводить более умеренную кредитно-денежную политику.
Банковская система США и других стран Запада регулирует масштабы предоставления кредитов. Коммерческие банки часть своих активов (до 15 %) обязаны сберегать в виде кассового резерва в Центральном банке. Резервная норма по решению банка в небольших пределах может колебаться. При этом расширение кредита, предоставляемого коммерческим банкам, происходит при условии прироста активов более чем в 5 раз. С повышением Центральным банком резервной нормы банковские обороты уменьшаются, при ее понижении — возрастают.
Процент, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам, зависит, прежде всего, от процента за кредиты ФРС, предоставленные им коммерческим и другим кредитным учреждениям. Величина процента за кредит ФРС является нижней границей эффективности его предоставления. Она получила название учетной ставки. Процент, по которому коммерческие банки дают кредит своим клиентам, получил название коммерческого, В развитых странах учетная ставка в середине 90-х гг. составляла от 2 до 15 %. От соотношения учетных и коммерческих ставок в значительной мере зависят общие масштабы как рынка кредитных капиталов, так и денежного обращения. Установление высоких процентных ставок сдерживает темпы роста инфляции.
Операции на открытом рынке осуществляются путем купли-продажи Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг и кредитных обязательств.
Риск и ликвидность регулируются путем предоставления определенных сумм кредитов одному клиенту, определения соотношения между объемом кредитных операций и собственных ресурсов и другими способами.
Под влиянием НТР происходят важные структурные изменения в экономике развитых стран. В США с I960 по 1990 гг. доля материального производства в ВВП уменьшилась, а нематериального возросла с 37,3 до 40,0 %. В условиях НТР происходит глубокое взаимопроникновение сфер материального и нематериального производства. Это проявляется в создании информационной технологии, возникновении и интенсивном развитии гигантских индустриально-промышленных комплексов, обеспечивающих сбор, обработку, систематизацию информации и ее передачу конечному потребителю. В таких комплексах информация, связь и микроэлектроника — неотъемлемые составные элементы целостной органической системы. Одно из звеньев этой системы — широкая сеть информационных пунктов на дому. Создание подобных комплексов требует значительных расходов, в США, например, на эти цели израсходовано в 1980 г. более 80 млрд дол., а в 2000 г. эти расходы вероятно достигнут нескольких сотен миллиардов долларов. Дальнейшее развертывание НТР обусловит еще более глубокие структурные сдвиги в экономике. Согласно прогнозам, в 2000 г. около 70 % всей рабочей силы в развитых странах будет занято в информационном и «коммуникационном» секторах экономики, поэтому большая часть капиталовложений, новейшего оборудования направляется в научные лаборатории, торговлю, финансово-кредитную сферу.
Происходят важные структурные изменения внутри промышленности, между промышленностью и сельским хозяйством. Это требует проведения государственной долговременной структурной политики, то есть регулирования государством темпов и пропорций развития основных сфер и отраслей экономики, отдельных регионов. В современных условиях государство является инициатором и организатором стратегического научно-технического прогнозирования и программирования разработки и внедрения средне- и долгосрочных программ развития отраслей, которые определяют НТР, внедрения новых технологий.
Основным инструментом воздействия государства на структурную перестройку является организация, финансирование и стимулирование научно-технических исследований, особенно фундаментальных, подготовка кадров, создание инженерно-исследовательских центров.
Государство также разрабатывает среднесрочные мероприятия по модернизации таких отраслей промышленности, как угольная, кораблестроительная, черная металлургия. Активизируется его участие в развитии отдельных отсталых регионов, повышении эффективности и конкурентоспособности национальных ТНК. С этой целью им предоставляются льготные кредиты, налоговые скидки, гарантии на случай непредвиденных ситуаций.
Государственное регулирование цен осуществляется государственными органами прямо и опосредовано. В первом случае государство устанавливает цены на акцизные товары, на продукцию базовых отраслей промышленности, образующих каркас системы цен (уголь, электроэнергию и др.), которые, как правило, находятся в государственной собственности, предоставляет государственные субсидии, в том числе ценовые, устанавливает договорные цены на товары и услуги военного назначения. В рамках ЕС надгосударственные органы устанавливают фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию, унифицируют транспортные тарифы, гармонизируют налоги, социальные выплаты и т. д., что свидетельствует о прямом и опосредованном наднациональном регулировании цен.
В рамках отдельных стран опосредованное регулирование цен осуществляется через механизм ускоренной амортизации, установление налога на добавленную стоимость, стимулирование экспортной деятельности отечественных товаропроизводителей, предоставление им льготных кредитов и др. Государственное регулирование цен значительно усиливается во время кризиса.
Важной особенностью государствено-монополистического регулирования экономики в конце 70-х гг. и в последующий период в развитых странах, где к власти пришло консервативное руководство, является некоторое ослабление государственного вмешательства на национальном уровне при одновременном усилении государственно-монополистического регулирования на наднациональном уровне, которое осуществляется в рамках региональных экономических объединений, международных экономических организаций. Последняя тенденция еще больше усиливается на новом этапе НТР, с началом нового переворота в технологическом способе производства, который носит интернациональный характер. Эти изменения в государственном регулировании экономики на международном уровне будут влиять на национальные формы и методы регулирования.