Предисловие
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104
В условиях сложно протекающего процесса становления рыночной системы хозяйства, радикального изменения экономических отношений в обществе значительно возрастает роль экономической теории, реализуемая в следующих ее функциях: — критическо-аналитической (селективная) и позитивно-информативной (объясняющая); — мировоззренческо-ориентирующей (методологическая); — инновационно-поисковой (эвристическая); — системно-формирующей (концептуальная); — инструментально-методической (исследовательская); — псрспективно-экстраполяционной (прогнозная); — сценарно-вариантной (прагматическая).
На фоне болезненно проявляющегося разрыва экономической теории с реалиями хозяйственной практики и тенденциями осуществляемых реформ все более явно видна неприменимость как оторванных от нынешней действительности догматов традиционной отечественной политической экономики дореформенного периода, так и абстрактных схем взращенного в иных условиях и заимствованного без необходимой адаптации к национальной специфике транзитивной экономики западного опыта.
В то же время в попытке создания реально применимой экономической теории нельзя отказываться от методологической ценности, концептуальной системности и традиционной фундаментальности отечественной экономической школы и конструктивного использования инструментарного аппарата и прагматических установок, присущих западной экономической традиции.
В условиях открытости национальных экономик и информационно-образовательного пространства важно также давать трактовку ключевых, базовых категорий экономической науки с позиций различных школ, мировоззренческих подходов, сравнивая их исходные теоретические положения (посылки) и логику доказательств, акцентируя внимание на возможностях концептуальной совместимости позиций (например, при оценке количества общественно необходимого труда и качества — потребительских — свойств товара в его стоимости через диалектику взаимодействия качественной и количественной определенности труда в границах меры этого экономического явления).
Исходя из этих предметно-содержательных и общих дидактико-методических установок при подготовке данного учебного пособия авторы свою задачу видели в том, чтобы оно способствовало формированию системных знаний в области экономической теории, востребованных в их инструментарных, прогностических и прагматических функциях.
Это учебное пособие рассчитано на самую массовую, первую ступень экономического образования студентов высших учебных заведений. В ее рамках будущие специалисты должны получить прочные знания об экономических системах, их эволюциях и современном состоянии, механизмах развития и функционирования, что и предопределило логику построения, содержание и концептуальный аппарат учебного пособия.
Члены международного авторского коллектива, представленного научно-педагогическими работниками, профессорами вузов России и Украины, выражают надежду, что найдут в лице студентов, аспирантов и преподавателей заинтересованных читателей и будут признательны за присланные замечания и пожелания.
В условиях сложно протекающего процесса становления рыночной системы хозяйства, радикального изменения экономических отношений в обществе значительно возрастает роль экономической теории, реализуемая в следующих ее функциях: — критическо-аналитической (селективная) и позитивно-информативной (объясняющая); — мировоззренческо-ориентирующей (методологическая); — инновационно-поисковой (эвристическая); — системно-формирующей (концептуальная); — инструментально-методической (исследовательская); — псрспективно-экстраполяционной (прогнозная); — сценарно-вариантной (прагматическая).
На фоне болезненно проявляющегося разрыва экономической теории с реалиями хозяйственной практики и тенденциями осуществляемых реформ все более явно видна неприменимость как оторванных от нынешней действительности догматов традиционной отечественной политической экономики дореформенного периода, так и абстрактных схем взращенного в иных условиях и заимствованного без необходимой адаптации к национальной специфике транзитивной экономики западного опыта.
В то же время в попытке создания реально применимой экономической теории нельзя отказываться от методологической ценности, концептуальной системности и традиционной фундаментальности отечественной экономической школы и конструктивного использования инструментарного аппарата и прагматических установок, присущих западной экономической традиции.
В условиях открытости национальных экономик и информационно-образовательного пространства важно также давать трактовку ключевых, базовых категорий экономической науки с позиций различных школ, мировоззренческих подходов, сравнивая их исходные теоретические положения (посылки) и логику доказательств, акцентируя внимание на возможностях концептуальной совместимости позиций (например, при оценке количества общественно необходимого труда и качества — потребительских — свойств товара в его стоимости через диалектику взаимодействия качественной и количественной определенности труда в границах меры этого экономического явления).
Исходя из этих предметно-содержательных и общих дидактико-методических установок при подготовке данного учебного пособия авторы свою задачу видели в том, чтобы оно способствовало формированию системных знаний в области экономической теории, востребованных в их инструментарных, прогностических и прагматических функциях.
Это учебное пособие рассчитано на самую массовую, первую ступень экономического образования студентов высших учебных заведений. В ее рамках будущие специалисты должны получить прочные знания об экономических системах, их эволюциях и современном состоянии, механизмах развития и функционирования, что и предопределило логику построения, содержание и концептуальный аппарат учебного пособия.
Члены международного авторского коллектива, представленного научно-педагогическими работниками, профессорами вузов России и Украины, выражают надежду, что найдут в лице студентов, аспирантов и преподавателей заинтересованных читателей и будут признательны за присланные замечания и пожелания.