§ 20. Закон спроса и убывающей доходности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 

Экономическое содержание закона спроса. Сущность закона убывающей доходности

Экономическое содержание закона спроса. Простая модель спроса и предложения, по мнению шведского экономиста К. Эклунда, существует почти 200 лет, а ее более развитая форма на протяжении последних 100 лет является ядром политической экономии. Простая модель отражает поведение покупателя и продавца, соотношение спроса и предложения и динамику цен во время купли-продажи единицы какого-либо товара. Прежде чем рассматривать этот механизм, выясним сущность спроса и предложения.

Изучению спроса, предложения и механизма их взаимодействия в марксистской политической экономии уделялось недостаточно внимания, что не могло не отразиться на процессе познания этих категорий: они определялись на таком предельно абстрактном уровне, который не давал возможности использовать их при решении конкретных проблем. Согласно определению К. Маркса, спрос — это представленная на рынке потребность в товарах, а предложение — продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него. Американские экономисты К. Маккокнелл и С. Брю определяют спрос как количество продукта, которое потребители готовы и способны купить за определенную цену. Предложение, по их мнению, — это шкала, показывающая разные количества продукта, которые производитель хочет и может изготовить и предложить для продажи на рынке.

Спрос на тот или иной товар зависит от многих факторов. Так, К. Эклунд, рассматривая спрос покупателей на рубашки, называет такие основные факторы: 1) величина дохода покупателей; 2) их мнение о том, сколько рубашек они должны иметь; 3) наличие у них одежды (джемперы, жилеты и др.), которую можно использовать вместо рубашек; 4) цены на подобные товары (они дешевле или дороже рубашек); 5) вкус и мода; 6) цены похожих рубашек. К этим факторам можно добавить ценовые и дефицитные ожидания, изменения в структуре населения, экономическую политику правительства (в частности помощь, которая предоставляется бедным слоям населения и др.).

Рассматривая эластичность спроса в зависимости от уровня цен, западные экономисты сформулировали закон спроса, согласно которому при неизменности всех других параметров снижение цены обусловливает соответствующий рост спроса, и наоборот (рис. 5). Таким образом, между ценой и спросом существует обратная зависимость. Подтверждением действия данного закона являются эффекты дохода и замещения. Первый указывает на то, что при более низкой цене товара потребитель может купить его, не отказывая себе в приобретении других альтернативных товаров, второй выражается в том, что при более низкой цене потребитель хочет приобрести дешевый товар вместо аналогичных, которые стали относительно дорогими.

Оба эффекта действуют в одном направлении (то есть вызывают рост объема спроса при снижении цен) в процессе покупки товаров среднего и высокого качества, и в противоположном направлении — при покупке низкокачественных товаров. При незначительном количестве товаров низкого качества (например, маргарина в соотно-

 

 

 

 

шении с маслом) эффект замещения будет преобладать над эффектом дохода и потребители будут покупать больше маргарина. Но бывает, что при снижении цены на товар спрос на него сокращается, а при повышении растет, что означает преобладание эффекта дохода над эффектом замещения.

Исследуя отмеченную выше обратную зависимость между количеством реализованной продукции и ценой, П. Самуэльсон сформулировал закон постепенного снижения спроса. Он объясняет его так: при снижении цены на определенный товар расширяется круг его покупателей, поскольку снижение цены может побудить их осуществить дополнительные покупки, снижение же спроса при росте цены происходит, когда потребитель пытается заменить один товар другим (например, кофе — чаем), а также когда человек становится беднее и начинает потреблять товары в меньших количествах.

Сравнение двух вариантов обоснования одной и той же причинно-следственной зависимости дает основание утверждать, что более логично и доказательно этот закон сформулирован в виде закона спроса. Предложенный П. Самуэльсоном закон снижения спроса отражает лишь одну из сторон взаимосвязи спроса и цен, а закон спроса выражает также зависимость между спросом и снижением цен. В целом оба экономических закона отражают не глубинные, сущностные, внутренне необходимые связи между отдельными явлениями и процессами, а внешние, поверхностные отношения, рассматриваемые на уровне здравого смысла. Не случайно американские экономисты при обосновании закона спроса, заметили, что здравый смысл и элементарное наблюдение согласуются с кривой спроса, а швейцарский экономист К. Эклунд подчеркнул, что данная модель в простой форме описывает лишь некоторые из действующих в хозяйстве сил.

Закон спроса не действует в условиях ажиотажного спроса, а также при «переключении» спроса потребителей на более качественные и дорогие товары. В последнем случае частично имеет место описанный американским ученым Т. Вебленом эффект престижного спроса, когда осуществляется покупка изделий высокого качества, причем при росте цен на дорогие товары, изготовляемые престижными фирмами, спрос на них до определенного предела может расти. Не подчиняется закону спроса и спрос на отдельные редкие, дорогие и невоспроизводимые товары, такие, как картины, антиквариат и др.

Предложение (рис. 6), как и спрос, обусловлено действием ряда факторов: 1) издержками производства, определяемыми стоимостью ресурсов; 2) целью фирмы, от которой в значительной мере зависит уровень цен (если фирма стремится завоевать новые рынки сбыта, она может предлагать товар по бо-

 

 

 

 

лее низким ценам); 3) наличием или отсутствием конкурентов на рынке, увеличение численности которых обусловливает рост предложения независимо от цен на товары и политики ценообразования; 4) уровнем технологии (более совершенная технология удешевляет производство); 5) уровнем налогов, повышение которых сокращает возможности предприятий наращивать производство; 6) ценами на другие товары (при снижении цен, скажем, на свинину может увеличиваться производство говядины) и др.

Переход к более сложной модели взаимосвязи предусматривает сопоставление интересов производителей и потребителей в соответствии со спросом и предложением и определение условий их оптимального сочетания (рис.7).

Линии спроса и предложения на рисунке пересекаются в точке, которая отвечает значению количества товара k1 и цены Р1. При таком количестве этого товара и цене на него производители и потребители могут одновременно достичь поставленной цели. Потребитель оценивает для себя полезность нового товара равновеликой затратам на ее покупку, то есть ценой Р1 Для производителя максимальный доход, то есть сумма, которую фирма может получить от продажи дополнительного товара по цене р1, будет равен максимальным (предельным) издержкам на их производство. Такая оптимальная цена называется ценой равновесия. В марксистской политической экономии синонимичным понятием является цена производства, о чем более подробно речь пойдет далее.

Рис. 7. Равновесие

Однако описанная ситуация с одним товаром означает достижение лишь частичного равновесия. Изменение затрат производства, или соотношение спроса и предложения на данный товар, обусловливает определенные изменения в ценах на другие товары. Если же в состоянии равновесия находится вся система цен, то на рынке устанавливается общее равновесие. Средством его достижения является равновесный метод (поиск экономической системой состояния равновесия, статики). Несмотря на то что цена равновесия устраивает и покупателя, и продавца, такое равновесие оказывает преимущественно негативное воздействие на динамизм экономической системы, поскольку товаропроизводители в значительной степени утрачивают стимулы к конкурентной борьбе, а значит, — стимулы к производству.

К особенностям ценообразования под влиянием неценовых факторов относится рост цены в условиях повышения спроса при неизменном предложении или сокращения предложения при неизменном спросе, и наоборот. Излишек предложения при установлении цены равновесия приводит к ее снижению, а его недостача (дефицит) — к повышению. В условиях дефицита возникает «черный рынок».

Стремясь увеличить свой доход, отдельный индивид или производитель в своем рациональном расчете неизбежно вынужден сопоставлять полезность и затраты. Он постоянно имеет дело с растущими затратами, уменьшающимися предельными доходами, полезностью, продуктом. При этом предельная полезность — это польза, которую получает индивид от потребления еще одного товара или услуги. Предельные доходы — это доходы предприятия от продажи дополнительной единицы товара. Предельный продукт — это дополнительная продукция, изготовленная еще одним дополнительным работником. Все эти показатели сопоставляются С предельными (или маргинальными) затратами, обусловленными дополнительными затратами или отказом от определенных благ. В результате фирма расширяет выпуск товаров до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продукции, или производство дополнительной единицы продукции не будет обходиться ей дешевле, чем цена продажи. Взаимосвязь между дополнительными затратами ресурсов (капитала, земли, трудовых ресурсов) и увеличением объема производства выражается законом убывающей доходности.

Сущность закона убывающей доходности, по мнению западных ученых, состоит в том, что начиная с определенного момента, последовательное добавление единицы переменного ресурса (например, труда) к неизменному фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает дополнительный, или предельный продукт, который уменьшается в расчете на каждую последующую добавленную единицу переменного ресурса. Так, если количество работников, обслуживающих определенное машинное устройство, будет увеличиваться, то рост объемов производства будет замедляться по мере того, как все большее количество работников будет вовлекаться в производство. Этот закон действует, если каждый дополнительный работник на предприятии имеет одинаковый уровень образования, квалификации, трудовых навыков, умственных способностей и т. д. Таким образом, при наличии оптимального количества занятых на предприятии каждый дополнительный работник вносит меньший вклад в общий объем производства по сравнению со своим предшественником.

В целом, закон убывающей доходности действует при условии неизменности всех других факторов производства, однако такая ситуация нетипична, поэтому данный закон является односторонним, неполным. С точки зрения производительности труда действие закона убывающей доходности выражается в том, что средняя производительность труда будет расти до тех пор, пока величина продукта, произведенного дополнительным работником, превышает величину «среднего продукта», или среднюю производительность ранее занятых работников. Таким образом, темпы производительности труда могут расти, снижаться (падать) и достигать отрицательного значения предельной производительности.

Более совершенным вариантом закона убывающей доходности является закон снижающейся производительности факторов производства. Он выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между расширенным использованием одного из факторов производства и меньшим увеличением прироста продукции, которое на определенном этапе начнет уменьшаться. В основе этого закона лежит теория снижающегося плодородия почвы, которая в 80-е гг. XIX в. американским экономистом Дж. Б. Кларком была распространена на труд и капитал. В интерпретации другого американского экономиста Т. Карвера, давшего научное обоснование закону снижающейся производительности факторов производства, сущность данного закона состоит в том, что в процессе использования труда, земли и капитала количество благ быстрее всего возрастает при условии оптимального и пропорционального использования всех факторов. Если один или два фактора возрастут при неизменности третьего, то количество продукции увеличится, но не в такой пропорции, в какой возросли факторы. В данной ситуации, по мнению П. Самуэльсона, физический объем предельного продукта начнет сокращаться. В условиях роста дополнительных затрат на труд с определенного времени, как он считает, вообще прекратится их влияние на прирост продукции.

Несмотря на наличие более совершенных вариантов закона убывающей доходности, при определенных условиях он также может использоваться. Так, согласно требованиям этого закона, для правильного принятия решения о рациональном выборе (сопоставлении полезности и затрат) необходимо, чтобы предельные издержки в каждом отдельном случае равнялись предельному доходу. Таким образом, инвестиции выгодны только до тех пор, пока предельная полезность, или предельный доход, превышает предельные расходы.

Следовательно, если рассмотреть с данных позиций рис. 7, в частности, точку пересечения прямых спроса и предложения, в которой потребители и производители достигают поставленной цели, то окажется, что в данной точке предельная полезность равна предельным затратам.

Таким образом, если цена товара будет установлена выше точки равновесия, спрос на него уменьшится, предложение превысит спрос, запасы непроданных товаров будут расти, что вынудит производителей снизить цены и уменьшить его производство. Это приведет к росту спроса и постепенному выравниванию спроса и предложения в цене равновесия. Обратное движение в соотношении спроса и предложения будет происходить, когда цена товара будет установлена ниже цены равновесия.

Такая простая модель взаимодействия спроса и предложения правдиво отражает ситуацию в условиях свободного рынка, совершенной конкуренции, когда ни продавцы, ни покупатели не влияют, или мало влияют на изменения рыночных цен. Кроме того, предполагается, что все другие факторы (техника,Мода, доходы семей, налоги и др.) остаются неизменными. В действительности выполнить все условия свободной конкуренции так же невозможно, как в физике немыслим маятник, который колебался бы без всякого трения.

С изменением других факторов (техники, доходов и т. д.) модель взаимодействия спроса и предложения будет сложнее. Так, с внедрением новой, более совершенной технологии возрастет производительность труда и сни-

 

 

 

 

Рис. 8. Влияние новой техники на динамику цен

Рис. 9. Влияние увеличение доходов на динамику цен

 

 

зятся затраты производства на изготовление единицы товара. Линия спроса сместится вниз (рис. 8). Это обусловит снижение цен и рост спроса и приведет к снижению цены равновесия.

Если, например, растут доходы потребителя, то он получает возможность купить больше товара. Линия спроса при этом смещается вверх, растет цена равновесия, увеличивается объем продажи (рис. 9).

При этом следует различать устойчивое равновесие, когда после отклонения от точки равновесия происходит возвращение к предыдущему положению, и неустойчивое — когда это не происходит.

При стабильном превышении предложения возникает рынок потребителя, а при стабильном превышании спроса — рынок производителя.

С помощью таких моделей можно анализировать самые различные изменения, которые происходят на рынке: когда, скажем, одновременно внедряется новая техника и растут доходы, когда изменения на одном рынке обусловливают определенные сдвиги на другом, и т. д. Во всех этих случаях взаимодействие разных рынков, или тех или иных факторов в пределах одного рынка происходит через ценовой механизм.

Если же предложение контролируется одним производителем-монополистом, такого соответствия между спросом и предложением уже не будет. Монополист может, не изменяя объема производства, изменить цену, или при фиксированной цене изменить объем производства.

На спрос влияют не только отмеченные факторы, но и цены на взаимосвязанные товары, скажем, цены на бензин и автомобили. Так, при снижении цен на бензин, спрос на автомобили растет. Рост цен на нефть увеличивает спрос на газ и т. д.

В целом взаимодействие спроса и предложения определяется законом спроса и предложения, выражающим взаимосвязь между количеством товаров и услуг, которые хочет купить или получить потребитель, и объемом товаров и услуг, которые в данное время предлагает производитель.

Экономическое содержание закона спроса. Сущность закона убывающей доходности

Экономическое содержание закона спроса. Простая модель спроса и предложения, по мнению шведского экономиста К. Эклунда, существует почти 200 лет, а ее более развитая форма на протяжении последних 100 лет является ядром политической экономии. Простая модель отражает поведение покупателя и продавца, соотношение спроса и предложения и динамику цен во время купли-продажи единицы какого-либо товара. Прежде чем рассматривать этот механизм, выясним сущность спроса и предложения.

Изучению спроса, предложения и механизма их взаимодействия в марксистской политической экономии уделялось недостаточно внимания, что не могло не отразиться на процессе познания этих категорий: они определялись на таком предельно абстрактном уровне, который не давал возможности использовать их при решении конкретных проблем. Согласно определению К. Маркса, спрос — это представленная на рынке потребность в товарах, а предложение — продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него. Американские экономисты К. Маккокнелл и С. Брю определяют спрос как количество продукта, которое потребители готовы и способны купить за определенную цену. Предложение, по их мнению, — это шкала, показывающая разные количества продукта, которые производитель хочет и может изготовить и предложить для продажи на рынке.

Спрос на тот или иной товар зависит от многих факторов. Так, К. Эклунд, рассматривая спрос покупателей на рубашки, называет такие основные факторы: 1) величина дохода покупателей; 2) их мнение о том, сколько рубашек они должны иметь; 3) наличие у них одежды (джемперы, жилеты и др.), которую можно использовать вместо рубашек; 4) цены на подобные товары (они дешевле или дороже рубашек); 5) вкус и мода; 6) цены похожих рубашек. К этим факторам можно добавить ценовые и дефицитные ожидания, изменения в структуре населения, экономическую политику правительства (в частности помощь, которая предоставляется бедным слоям населения и др.).

Рассматривая эластичность спроса в зависимости от уровня цен, западные экономисты сформулировали закон спроса, согласно которому при неизменности всех других параметров снижение цены обусловливает соответствующий рост спроса, и наоборот (рис. 5). Таким образом, между ценой и спросом существует обратная зависимость. Подтверждением действия данного закона являются эффекты дохода и замещения. Первый указывает на то, что при более низкой цене товара потребитель может купить его, не отказывая себе в приобретении других альтернативных товаров, второй выражается в том, что при более низкой цене потребитель хочет приобрести дешевый товар вместо аналогичных, которые стали относительно дорогими.

Оба эффекта действуют в одном направлении (то есть вызывают рост объема спроса при снижении цен) в процессе покупки товаров среднего и высокого качества, и в противоположном направлении — при покупке низкокачественных товаров. При незначительном количестве товаров низкого качества (например, маргарина в соотно-

 

 

 

 

шении с маслом) эффект замещения будет преобладать над эффектом дохода и потребители будут покупать больше маргарина. Но бывает, что при снижении цены на товар спрос на него сокращается, а при повышении растет, что означает преобладание эффекта дохода над эффектом замещения.

Исследуя отмеченную выше обратную зависимость между количеством реализованной продукции и ценой, П. Самуэльсон сформулировал закон постепенного снижения спроса. Он объясняет его так: при снижении цены на определенный товар расширяется круг его покупателей, поскольку снижение цены может побудить их осуществить дополнительные покупки, снижение же спроса при росте цены происходит, когда потребитель пытается заменить один товар другим (например, кофе — чаем), а также когда человек становится беднее и начинает потреблять товары в меньших количествах.

Сравнение двух вариантов обоснования одной и той же причинно-следственной зависимости дает основание утверждать, что более логично и доказательно этот закон сформулирован в виде закона спроса. Предложенный П. Самуэльсоном закон снижения спроса отражает лишь одну из сторон взаимосвязи спроса и цен, а закон спроса выражает также зависимость между спросом и снижением цен. В целом оба экономических закона отражают не глубинные, сущностные, внутренне необходимые связи между отдельными явлениями и процессами, а внешние, поверхностные отношения, рассматриваемые на уровне здравого смысла. Не случайно американские экономисты при обосновании закона спроса, заметили, что здравый смысл и элементарное наблюдение согласуются с кривой спроса, а швейцарский экономист К. Эклунд подчеркнул, что данная модель в простой форме описывает лишь некоторые из действующих в хозяйстве сил.

Закон спроса не действует в условиях ажиотажного спроса, а также при «переключении» спроса потребителей на более качественные и дорогие товары. В последнем случае частично имеет место описанный американским ученым Т. Вебленом эффект престижного спроса, когда осуществляется покупка изделий высокого качества, причем при росте цен на дорогие товары, изготовляемые престижными фирмами, спрос на них до определенного предела может расти. Не подчиняется закону спроса и спрос на отдельные редкие, дорогие и невоспроизводимые товары, такие, как картины, антиквариат и др.

Предложение (рис. 6), как и спрос, обусловлено действием ряда факторов: 1) издержками производства, определяемыми стоимостью ресурсов; 2) целью фирмы, от которой в значительной мере зависит уровень цен (если фирма стремится завоевать новые рынки сбыта, она может предлагать товар по бо-

 

 

 

 

лее низким ценам); 3) наличием или отсутствием конкурентов на рынке, увеличение численности которых обусловливает рост предложения независимо от цен на товары и политики ценообразования; 4) уровнем технологии (более совершенная технология удешевляет производство); 5) уровнем налогов, повышение которых сокращает возможности предприятий наращивать производство; 6) ценами на другие товары (при снижении цен, скажем, на свинину может увеличиваться производство говядины) и др.

Переход к более сложной модели взаимосвязи предусматривает сопоставление интересов производителей и потребителей в соответствии со спросом и предложением и определение условий их оптимального сочетания (рис.7).

Линии спроса и предложения на рисунке пересекаются в точке, которая отвечает значению количества товара k1 и цены Р1. При таком количестве этого товара и цене на него производители и потребители могут одновременно достичь поставленной цели. Потребитель оценивает для себя полезность нового товара равновеликой затратам на ее покупку, то есть ценой Р1 Для производителя максимальный доход, то есть сумма, которую фирма может получить от продажи дополнительного товара по цене р1, будет равен максимальным (предельным) издержкам на их производство. Такая оптимальная цена называется ценой равновесия. В марксистской политической экономии синонимичным понятием является цена производства, о чем более подробно речь пойдет далее.

Рис. 7. Равновесие

Однако описанная ситуация с одним товаром означает достижение лишь частичного равновесия. Изменение затрат производства, или соотношение спроса и предложения на данный товар, обусловливает определенные изменения в ценах на другие товары. Если же в состоянии равновесия находится вся система цен, то на рынке устанавливается общее равновесие. Средством его достижения является равновесный метод (поиск экономической системой состояния равновесия, статики). Несмотря на то что цена равновесия устраивает и покупателя, и продавца, такое равновесие оказывает преимущественно негативное воздействие на динамизм экономической системы, поскольку товаропроизводители в значительной степени утрачивают стимулы к конкурентной борьбе, а значит, — стимулы к производству.

К особенностям ценообразования под влиянием неценовых факторов относится рост цены в условиях повышения спроса при неизменном предложении или сокращения предложения при неизменном спросе, и наоборот. Излишек предложения при установлении цены равновесия приводит к ее снижению, а его недостача (дефицит) — к повышению. В условиях дефицита возникает «черный рынок».

Стремясь увеличить свой доход, отдельный индивид или производитель в своем рациональном расчете неизбежно вынужден сопоставлять полезность и затраты. Он постоянно имеет дело с растущими затратами, уменьшающимися предельными доходами, полезностью, продуктом. При этом предельная полезность — это польза, которую получает индивид от потребления еще одного товара или услуги. Предельные доходы — это доходы предприятия от продажи дополнительной единицы товара. Предельный продукт — это дополнительная продукция, изготовленная еще одним дополнительным работником. Все эти показатели сопоставляются С предельными (или маргинальными) затратами, обусловленными дополнительными затратами или отказом от определенных благ. В результате фирма расширяет выпуск товаров до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продукции, или производство дополнительной единицы продукции не будет обходиться ей дешевле, чем цена продажи. Взаимосвязь между дополнительными затратами ресурсов (капитала, земли, трудовых ресурсов) и увеличением объема производства выражается законом убывающей доходности.

Сущность закона убывающей доходности, по мнению западных ученых, состоит в том, что начиная с определенного момента, последовательное добавление единицы переменного ресурса (например, труда) к неизменному фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает дополнительный, или предельный продукт, который уменьшается в расчете на каждую последующую добавленную единицу переменного ресурса. Так, если количество работников, обслуживающих определенное машинное устройство, будет увеличиваться, то рост объемов производства будет замедляться по мере того, как все большее количество работников будет вовлекаться в производство. Этот закон действует, если каждый дополнительный работник на предприятии имеет одинаковый уровень образования, квалификации, трудовых навыков, умственных способностей и т. д. Таким образом, при наличии оптимального количества занятых на предприятии каждый дополнительный работник вносит меньший вклад в общий объем производства по сравнению со своим предшественником.

В целом, закон убывающей доходности действует при условии неизменности всех других факторов производства, однако такая ситуация нетипична, поэтому данный закон является односторонним, неполным. С точки зрения производительности труда действие закона убывающей доходности выражается в том, что средняя производительность труда будет расти до тех пор, пока величина продукта, произведенного дополнительным работником, превышает величину «среднего продукта», или среднюю производительность ранее занятых работников. Таким образом, темпы производительности труда могут расти, снижаться (падать) и достигать отрицательного значения предельной производительности.

Более совершенным вариантом закона убывающей доходности является закон снижающейся производительности факторов производства. Он выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между расширенным использованием одного из факторов производства и меньшим увеличением прироста продукции, которое на определенном этапе начнет уменьшаться. В основе этого закона лежит теория снижающегося плодородия почвы, которая в 80-е гг. XIX в. американским экономистом Дж. Б. Кларком была распространена на труд и капитал. В интерпретации другого американского экономиста Т. Карвера, давшего научное обоснование закону снижающейся производительности факторов производства, сущность данного закона состоит в том, что в процессе использования труда, земли и капитала количество благ быстрее всего возрастает при условии оптимального и пропорционального использования всех факторов. Если один или два фактора возрастут при неизменности третьего, то количество продукции увеличится, но не в такой пропорции, в какой возросли факторы. В данной ситуации, по мнению П. Самуэльсона, физический объем предельного продукта начнет сокращаться. В условиях роста дополнительных затрат на труд с определенного времени, как он считает, вообще прекратится их влияние на прирост продукции.

Несмотря на наличие более совершенных вариантов закона убывающей доходности, при определенных условиях он также может использоваться. Так, согласно требованиям этого закона, для правильного принятия решения о рациональном выборе (сопоставлении полезности и затрат) необходимо, чтобы предельные издержки в каждом отдельном случае равнялись предельному доходу. Таким образом, инвестиции выгодны только до тех пор, пока предельная полезность, или предельный доход, превышает предельные расходы.

Следовательно, если рассмотреть с данных позиций рис. 7, в частности, точку пересечения прямых спроса и предложения, в которой потребители и производители достигают поставленной цели, то окажется, что в данной точке предельная полезность равна предельным затратам.

Таким образом, если цена товара будет установлена выше точки равновесия, спрос на него уменьшится, предложение превысит спрос, запасы непроданных товаров будут расти, что вынудит производителей снизить цены и уменьшить его производство. Это приведет к росту спроса и постепенному выравниванию спроса и предложения в цене равновесия. Обратное движение в соотношении спроса и предложения будет происходить, когда цена товара будет установлена ниже цены равновесия.

Такая простая модель взаимодействия спроса и предложения правдиво отражает ситуацию в условиях свободного рынка, совершенной конкуренции, когда ни продавцы, ни покупатели не влияют, или мало влияют на изменения рыночных цен. Кроме того, предполагается, что все другие факторы (техника,Мода, доходы семей, налоги и др.) остаются неизменными. В действительности выполнить все условия свободной конкуренции так же невозможно, как в физике немыслим маятник, который колебался бы без всякого трения.

С изменением других факторов (техники, доходов и т. д.) модель взаимодействия спроса и предложения будет сложнее. Так, с внедрением новой, более совершенной технологии возрастет производительность труда и сни-

 

 

 

 

Рис. 8. Влияние новой техники на динамику цен

Рис. 9. Влияние увеличение доходов на динамику цен

 

 

зятся затраты производства на изготовление единицы товара. Линия спроса сместится вниз (рис. 8). Это обусловит снижение цен и рост спроса и приведет к снижению цены равновесия.

Если, например, растут доходы потребителя, то он получает возможность купить больше товара. Линия спроса при этом смещается вверх, растет цена равновесия, увеличивается объем продажи (рис. 9).

При этом следует различать устойчивое равновесие, когда после отклонения от точки равновесия происходит возвращение к предыдущему положению, и неустойчивое — когда это не происходит.

При стабильном превышении предложения возникает рынок потребителя, а при стабильном превышании спроса — рынок производителя.

С помощью таких моделей можно анализировать самые различные изменения, которые происходят на рынке: когда, скажем, одновременно внедряется новая техника и растут доходы, когда изменения на одном рынке обусловливают определенные сдвиги на другом, и т. д. Во всех этих случаях взаимодействие разных рынков, или тех или иных факторов в пределах одного рынка происходит через ценовой механизм.

Если же предложение контролируется одним производителем-монополистом, такого соответствия между спросом и предложением уже не будет. Монополист может, не изменяя объема производства, изменить цену, или при фиксированной цене изменить объем производства.

На спрос влияют не только отмеченные факторы, но и цены на взаимосвязанные товары, скажем, цены на бензин и автомобили. Так, при снижении цен на бензин, спрос на автомобили растет. Рост цен на нефть увеличивает спрос на газ и т. д.

В целом взаимодействие спроса и предложения определяется законом спроса и предложения, выражающим взаимосвязь между количеством товаров и услуг, которые хочет купить или получить потребитель, и объемом товаров и услуг, которые в данное время предлагает производитель.