§ 23. Конкуренция, монополии и антимонопольная деятельность государства

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 

Конкуренция и ее формы. Антимонопольная деятельность государства

Конкуренция а ее формы. Конкуренция (от лат. concurere — сталкиваюсь), как уже отмечалось — одна из движущих сил развития экономической системы. Как экономическая категория — это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта -товаров и услуг, за присвоение наибольших прибылей.

Конкуренция — объективный экономический закон развитого товарного производства, выражающий внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между обособленными товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции — с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты производства, улучшать качество товаров и услуг и т. п. Его действие для товаропроизводителей является внешней принудительной силой повышения производительности труда на своих предприятиях, расширения масштабов производства, ускорения НТП, внедрения новых форм организации производства и систем заработной платы.

Не случайно И. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, что представляет одну из форм развития противоречия как категории диалектики.

Закон конкуренции и каждая из форм его движения пронизаны внутренними противоречиями, которые, в свою очередь, являются источником экономического прогресса. К наиболее важным из них относятся противоречия между: 1) мелкими и средними предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции; 2) крупными компаниями, которые ставят перед собой аналогичные цели; 3) предприятиями монополизированного и немонополизированного секторов экономики с присущими им потребностями и интересами; 4) предприятиями монополизированного и государственного секторов экономики; 5) предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями; 6) предложением производителей и спросом потребителей; 7) предприятиями-потребителями; 8) разными категориями и слоями населения и внутри них за возможность приобрести товары и услуги высокого качества по минимальным ценам.

В начале XVI — конце XIX в. между собственниками небольших предприятий, которые производили товары на неизвестный рынок, господствовала свободная конкуренция во внутриотраслевой и межотраслевой формах. Свободная конкуренция обусловила развитие концентрации и централизации производства и капитала и на определенном этапе (последняя треть XIX в.) привела к возникновению монополий.

На современном этапе конкуренция возникает, прежде всего, между гигантскими объединениями и внутри них, а также между предприятиями немонополизированного сектора экономики и разных форм собственности. Отраслями, в которых доминирует чисто монополистическая конкуренция, являются производство бытовой техники и электроники, верхней одежды и др. Олигополистическая конкуренция господствует в автомобильной и ряде других отраслей. Ее особенность заключается в том, что центр борьбы все больше перемещается из сферы обращения в сферу производства, с отраслевого на межотраслевой, с национального на интернациональный уровни.

К методам конкурентной борьбы относятся улучшение качества товаров и услуг, быстрое обновление ассортимента продукции, дизайн, предоставление гарантий и послепродажных услуг, временное снижение цен, улучшение условий оплаты и т.п. Используются и такие «мирные» методы ограничения конкуренции, как заключение концернами тайных соглашений о единой политике. По мнению американского экономиста М. Портера, предприятия ведут конкурентную борьбу тремя основными методами: 1) продавая товары по более низкой цене, чем у конкурентов; 2) изготавливая товары с более высокими качественными характеристиками и с особенными свойствами, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация производства).

Будучи составной частью хозяйственного механизма, конкуренция действует через спрос, предложение и цены. В этом случае она происходит как между производителями, так и между потребителями (покупателями).

В процессе эволюции экономической системы изменяется и конкуренция. Сначала господствовала свободная (или чистая, совершенная) конкуренция, для которой характерны большое количество конкурентов-производителей и конкурентов-покупателей, свободный доступ товаропроизводителей к любому виду деятельности. В этих условиях процесс ценообразования осуществлялся вследствие свободного (без каких-либо ограничений) и стихийного взаимодействия спроса, предложения и цены, то есть вследствие саморегулирования экономической системы. Товаропроизводители ориентировались на удовлетворение нужд потребителей. Идеальной моделью в этой схеме была ситуация, когда потребитель всегда прав, полностью исключалась его дискриминация, что означало установление своеобразного диктата потребителя над продавцом.

   При свободной (или совершенной) конкуренции ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции и услуг. На продолжительном промежутке времени цены на них тяготеют к общественно необходимым затратам производства.

Разновидность свободной конкуренции — чистая конкуренция между многими продавцами и покупателями по поводу продажи-купли однородных товаров, при которой отсутствует дифференциация продукта (например, конкуренция на рынке муки).

В условиях капитализма свободная конкуренция проявляется в конкурентной борьбе как между различными формами частного капитала (промышленного, торгового, банковского и др.), так и внутри каждого из них. Такая конкуренция приобретает форму внутриотраслевой и межотраслевой.

В результате общественного разделения труда производство товаров, предоставление услуг осуществляется на предприятиях отдельных отраслей промышленности. Например, в США в промышленности их насчитывается около 700, а количество выпущенных товаров достигает 1 млрд наименований. Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли. Вследствие различного уровня техники, организации производства и интенсивности труда на каждом из них устанавливается индивидуальное рабочее время на изготовление определенного вида товара, а значит, индивидуальная стоимость производства. Но цены на рынке, как уже отмечалось при рассмотрении стоимости товара, определяются затратами, которые устанавливаются на предприятиях, изготавливающих подавляющую массу продукции. Поэтому результатом внутриотраслевой конкуренции является превращение отдельных индивидуальных затрат производства, индивидуальных стоимостей в единую рыночную, или общественную стоимость.

Внутриотраслевая конкуренция способствует снижению затрат производства, внедрению достижений науки и техники, стимулирует процесс концентрации производства и капитала. В современных условиях она существует преимущественно на отдельных узкоспециализированных рынках конкретных видов товаров (например, на рынке миникомпьютеров, телевизоров, легковых автомобилей и др.)

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между товаропроизводителями, которые действуют в различных отраслях народного хозяйства. Вследствие различных условий производства в отраслях предприниматели при одинаковых затратах капитала получают неодинаковую массу продукта. Поэтому в эпоху свободной конкуренции те товаропроизводители, которые получали меньшую прибыль, стремились вкладывать свои капиталы в отрасли, где прибыль была более высокой. Если это происходило, то предложение товаров в менее прибыльных отраслях уменьшалось, а в более прибыльных — увеличивалось и рыночные цены на товары, изготовленные в отраслях, куда переливались новые капиталы, снижалась, а в отраслях, откуда происходил отток капиталов, — росли и становились выше рыночной стоимости. Когда количество прибылей в разных отраслях выравнивается, переливание капиталов прекращается, устанавливается единая общая норма прибыли, и в каждой отрасли на равный капитал будет получена равная средняя прибыль. Эта прибыль является элементом средних рыночных цен, или цен производства. Итак, вследствие межотраслевой конкуренции единая рыночная, или общественная стоимость превращается в цену производства, вокруг которой колеблются рыночные цены. В современных условиях основная часть межотраслевого переливания капитала происходит в рамках многоотраслевых концернов и конгломератов.

С возникновением монополий свободная конкуренция превращается в монополистическую, или несовершенную, ведущуюся между крупными компаниями внутри монополизированного сектора, а также между членами групповых монополий, и мелкими и средними фирмами. Несовершенная конкуренция — это борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии, за получение государственных контрактов, кредитов, за владение интеллектуальной собственностью (патентами, лицензиями и др.). К ее важнейшим чертам относятся установление монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей. Особенностью несовершенной конкуренции является и то, что она все больше перемещается из сферы обращения в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой уровень, больше основывается на внедрении новых достижений науки и техники в производство и направлена на улучшение качества продукции. Вследствие этого различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимента. Отличительной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке быстропортящейся сельскохозяйственной продукции.

Неценовая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к улучшению качества продукции, ее ассортимента. С целью завоевания крупных рынков сбыта компании широко практикуют и такие методы, как продолжение сроков гарантийного обслуживания, предоставление кредита покупателям и др. Неценовой характер конкуренция носит преимущественно в условиях господства олигополистичной структуры монополий. В процессе конкурентной борьбы олигополии заключают между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения. Такой конкуренции свойственна определенная стабильность цен, поскольку между несколькими могущественными компаниями происходит их согласование в своеобразной форме, получившей название «лидерства в ценах», о чем более детально речь пойдет в другой теме. Неценовая конкуренция полнее отражает интересы потребителей.

Разновидность несовершенной конкуренции — нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами с помошью подкупа чиновников, промышленного шпионажа, заключения тайных соглашений о единой политике цен и даже осуществления диверсий против конкурента.

В зависимости от видов и форм конкуренции формируются соответствующие виды цен. В условиях господства монополий устанавливаются, прежде всего, монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, который является монополистом в производстве и на рынке. Он ограничивает конкуренцию, нарушает права потребителей, получает вследствие этого высокие прибыли.

Монопольно низкую цену устанавливает товаропроизводитель под давлением монополистов. Такое давление испытывают мелкие и средние фирмы при составлении контрактов с монополиями, а также мелкие фермеры — со стороны транспортных и промышленных компаний при доставке сельскохозяйственной продукции на рынок и ее обработке.

Монопольно высокие цены приводят к снижению платежеспособного спроса населения, привлекают конкурентов, поэтому монополии постоянно должны искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая дает возможность присвоить максимальную прибыль.

Когда на рынке господствуют несколько олигополистов, как правило, применяется практика «лидерства в ценах». Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, наиболее могущественная компания устанавливает цены на свои товары или услуги, а остальные олигополисты при общем молчаливом согласии устанавливают такую же, или несколько более низкую цену (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и др.).

Цены на товары, изготавливаемые государственными предприятиями, регулирует государство, например, электроэнергию, услуги связи и др.

Чтобы ослабить негативные последствия монополизации экономики, в частности, практики монополистического ценообразования, в развитых странах мира принимаются антимонопольные законы, осуществляется .контроль за соглашениями между крупными компаниями и др.

Антимонопольная деятельность государства. Антимонопольная деятельность — это комплекс мер направленных на ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.

Впервые антимонопольные законы были приняты в конце XIX — начале XX в. в США, Канаде, Австралии, поскольку монополизация в этих странах происходила наиболее интенсивно. Они формально запрещали тресты и некоторые другие формы монополий и основывались на понимании Монополии как полного (абсолютного) господства одной компании (или объединения компаний), или полного исключения конкуренции. Такое толкование сущности монополий почти не касалось олигополии, как правило, не подпадающих под действие антимонопольного законодательства, к которому принадлежат также законы, запрещающие или регулирующие соглашения предприятий, направленные на ограничение конкуренции путем разделения рынков, договоренностей о ценах, ограничения .торговли.

Существуют американская и европейская системы антимонопольного права. Первая берет свое начало от закона Шермана 1890 г. и с дополнениями 1914, 1936, 1950 гг. остается единственным антитрестовским законом Америки. Он запрещает не только различные формы монополий, но и саму попытку монополизировать торговлю. Верховный суд США выработал доктрину, согласно которой господствующее положение корпорации в производстве и ее крупные размеры не могут сами по себе рассматриваться как монополизация. Тем же законом запрещались тресты и картели (пули). Чтобы обойти его, монополии создавали холдинг-компании, осуществляли полное слияние корпораций, при котором ликвидировалась производственная и правовая самостоятельность поглощаемых компаний, а картельные соглашения заменялись негласными джентльменскими соглашениями или так называемым «лидерством в ценах». Последующие законы запрещали слияние компаний, если оно приводило к существенному ослаблению конкуренции или к установлению монополий.

Антимонопольные законы воплощают в жизнь специально созданные органы. В США, например, — это федеральная торговая комиссия и антитрестовское управление Министерства юстиции. Главной целью антимонопольных законов является ограничение монополий и их власти, создание конкурентной среды, поддержка и содействие развитию малого бизнеса. Наиболее жестко антимонопольный закон контролирует горизонтальные слияния, то есть объединение предприятий, которые производят однотипные товары и услуги, поскольку это приводит к монополизации отрасли. К методам осуществления антимонопольных законов относятся ликвидация фирмы, высокое налогообложение монопольных прибылей, контроль за ценами монополистов, разукрупнение монополий и др.

Европейская и японская системы антимонопольного права запрещают не саму монополию, а лишь ее злоупотребления властью. Основная форма государственного контроля — система регистрации картельных соглашений в специальных органах, поскольку картели считаются полезными для развития экономики. В большинстве антимонопольных законов европейских стран запрещаются такие виды монопольных соглашений, как соглашения о разделе рынков, фиксированных ценах и др. В Германии монополией считается компания, которая сосредоточила в своих руках треть обращения, в Японии — если доля одной компании превышает 50, а двух — 75 % и больше. В ЕС регистрации подлежат только те соглашения, которые ограничивают конкуренцию между членами-участниками этой организации.

Принятие антимонопольных законов ослабляет процесс монополизации экономики, способствует усилению конкуренции. Однако при этом монополистические объединения преобразовываются в новые формы — групповые монополии, создаются вертикальные структуры (объединения фирм, связанных производственной и технологической зависимостью).

Основные категории и термины

Концентрация производства. Концентрация капитала. Закон концентрации производства. Централизация производства. Централизация капитала. Монополия. Картель. Синдикат. Трест. Концерн. Конгломерат. Диверсификация производства. Типы монополий. Олигополия. Монопсония. Банковские картели. Банковские синдикаты. Банковские тресты. Банковские концерны.

Конкуренция. Закон конкуренции. Методы конкурентной борьбы. Свободная конкуренция. Чистая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция. Рыночная стоимость. Цена производства. Несовершенная конкуренция. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Нечестная конкуренция. Монопольно высокие цены. Монопольно высокая прибыль. Монопольно низкие цены. Антимонопольная деятельность государства. Антимонопольное законодательство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему появление монополий объективно неизбежно?

2. Назовите основные формы монополий и их отличия.

3. Каковы положительные и отрицательные стороны монополий?

4. В чем состоит сущность конкуренции и закона конкуренции?

5. Каковы основные формы и методы конкурентной борьбы на различных этапах развития капитализма?

6. Какие методы конкурентной борьбы свойственны монополиям?

7. Почему конкуренция выступает важной движущей силой развития экономической системы?

8. В чем состоит основное отличие между европейской и американской системами антимонопольной деятельности государства?

Конкуренция и ее формы. Антимонопольная деятельность государства

Конкуренция а ее формы. Конкуренция (от лат. concurere — сталкиваюсь), как уже отмечалось — одна из движущих сил развития экономической системы. Как экономическая категория — это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта -товаров и услуг, за присвоение наибольших прибылей.

Конкуренция — объективный экономический закон развитого товарного производства, выражающий внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между обособленными товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции — с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты производства, улучшать качество товаров и услуг и т. п. Его действие для товаропроизводителей является внешней принудительной силой повышения производительности труда на своих предприятиях, расширения масштабов производства, ускорения НТП, внедрения новых форм организации производства и систем заработной платы.

Не случайно И. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, что представляет одну из форм развития противоречия как категории диалектики.

Закон конкуренции и каждая из форм его движения пронизаны внутренними противоречиями, которые, в свою очередь, являются источником экономического прогресса. К наиболее важным из них относятся противоречия между: 1) мелкими и средними предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции; 2) крупными компаниями, которые ставят перед собой аналогичные цели; 3) предприятиями монополизированного и немонополизированного секторов экономики с присущими им потребностями и интересами; 4) предприятиями монополизированного и государственного секторов экономики; 5) предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями; 6) предложением производителей и спросом потребителей; 7) предприятиями-потребителями; 8) разными категориями и слоями населения и внутри них за возможность приобрести товары и услуги высокого качества по минимальным ценам.

В начале XVI — конце XIX в. между собственниками небольших предприятий, которые производили товары на неизвестный рынок, господствовала свободная конкуренция во внутриотраслевой и межотраслевой формах. Свободная конкуренция обусловила развитие концентрации и централизации производства и капитала и на определенном этапе (последняя треть XIX в.) привела к возникновению монополий.

На современном этапе конкуренция возникает, прежде всего, между гигантскими объединениями и внутри них, а также между предприятиями немонополизированного сектора экономики и разных форм собственности. Отраслями, в которых доминирует чисто монополистическая конкуренция, являются производство бытовой техники и электроники, верхней одежды и др. Олигополистическая конкуренция господствует в автомобильной и ряде других отраслей. Ее особенность заключается в том, что центр борьбы все больше перемещается из сферы обращения в сферу производства, с отраслевого на межотраслевой, с национального на интернациональный уровни.

К методам конкурентной борьбы относятся улучшение качества товаров и услуг, быстрое обновление ассортимента продукции, дизайн, предоставление гарантий и послепродажных услуг, временное снижение цен, улучшение условий оплаты и т.п. Используются и такие «мирные» методы ограничения конкуренции, как заключение концернами тайных соглашений о единой политике. По мнению американского экономиста М. Портера, предприятия ведут конкурентную борьбу тремя основными методами: 1) продавая товары по более низкой цене, чем у конкурентов; 2) изготавливая товары с более высокими качественными характеристиками и с особенными свойствами, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация производства).

Будучи составной частью хозяйственного механизма, конкуренция действует через спрос, предложение и цены. В этом случае она происходит как между производителями, так и между потребителями (покупателями).

В процессе эволюции экономической системы изменяется и конкуренция. Сначала господствовала свободная (или чистая, совершенная) конкуренция, для которой характерны большое количество конкурентов-производителей и конкурентов-покупателей, свободный доступ товаропроизводителей к любому виду деятельности. В этих условиях процесс ценообразования осуществлялся вследствие свободного (без каких-либо ограничений) и стихийного взаимодействия спроса, предложения и цены, то есть вследствие саморегулирования экономической системы. Товаропроизводители ориентировались на удовлетворение нужд потребителей. Идеальной моделью в этой схеме была ситуация, когда потребитель всегда прав, полностью исключалась его дискриминация, что означало установление своеобразного диктата потребителя над продавцом.

   При свободной (или совершенной) конкуренции ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции и услуг. На продолжительном промежутке времени цены на них тяготеют к общественно необходимым затратам производства.

Разновидность свободной конкуренции — чистая конкуренция между многими продавцами и покупателями по поводу продажи-купли однородных товаров, при которой отсутствует дифференциация продукта (например, конкуренция на рынке муки).

В условиях капитализма свободная конкуренция проявляется в конкурентной борьбе как между различными формами частного капитала (промышленного, торгового, банковского и др.), так и внутри каждого из них. Такая конкуренция приобретает форму внутриотраслевой и межотраслевой.

В результате общественного разделения труда производство товаров, предоставление услуг осуществляется на предприятиях отдельных отраслей промышленности. Например, в США в промышленности их насчитывается около 700, а количество выпущенных товаров достигает 1 млрд наименований. Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли. Вследствие различного уровня техники, организации производства и интенсивности труда на каждом из них устанавливается индивидуальное рабочее время на изготовление определенного вида товара, а значит, индивидуальная стоимость производства. Но цены на рынке, как уже отмечалось при рассмотрении стоимости товара, определяются затратами, которые устанавливаются на предприятиях, изготавливающих подавляющую массу продукции. Поэтому результатом внутриотраслевой конкуренции является превращение отдельных индивидуальных затрат производства, индивидуальных стоимостей в единую рыночную, или общественную стоимость.

Внутриотраслевая конкуренция способствует снижению затрат производства, внедрению достижений науки и техники, стимулирует процесс концентрации производства и капитала. В современных условиях она существует преимущественно на отдельных узкоспециализированных рынках конкретных видов товаров (например, на рынке миникомпьютеров, телевизоров, легковых автомобилей и др.)

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между товаропроизводителями, которые действуют в различных отраслях народного хозяйства. Вследствие различных условий производства в отраслях предприниматели при одинаковых затратах капитала получают неодинаковую массу продукта. Поэтому в эпоху свободной конкуренции те товаропроизводители, которые получали меньшую прибыль, стремились вкладывать свои капиталы в отрасли, где прибыль была более высокой. Если это происходило, то предложение товаров в менее прибыльных отраслях уменьшалось, а в более прибыльных — увеличивалось и рыночные цены на товары, изготовленные в отраслях, куда переливались новые капиталы, снижалась, а в отраслях, откуда происходил отток капиталов, — росли и становились выше рыночной стоимости. Когда количество прибылей в разных отраслях выравнивается, переливание капиталов прекращается, устанавливается единая общая норма прибыли, и в каждой отрасли на равный капитал будет получена равная средняя прибыль. Эта прибыль является элементом средних рыночных цен, или цен производства. Итак, вследствие межотраслевой конкуренции единая рыночная, или общественная стоимость превращается в цену производства, вокруг которой колеблются рыночные цены. В современных условиях основная часть межотраслевого переливания капитала происходит в рамках многоотраслевых концернов и конгломератов.

С возникновением монополий свободная конкуренция превращается в монополистическую, или несовершенную, ведущуюся между крупными компаниями внутри монополизированного сектора, а также между членами групповых монополий, и мелкими и средними фирмами. Несовершенная конкуренция — это борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии, за получение государственных контрактов, кредитов, за владение интеллектуальной собственностью (патентами, лицензиями и др.). К ее важнейшим чертам относятся установление монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей. Особенностью несовершенной конкуренции является и то, что она все больше перемещается из сферы обращения в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой уровень, больше основывается на внедрении новых достижений науки и техники в производство и направлена на улучшение качества продукции. Вследствие этого различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимента. Отличительной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке быстропортящейся сельскохозяйственной продукции.

Неценовая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к улучшению качества продукции, ее ассортимента. С целью завоевания крупных рынков сбыта компании широко практикуют и такие методы, как продолжение сроков гарантийного обслуживания, предоставление кредита покупателям и др. Неценовой характер конкуренция носит преимущественно в условиях господства олигополистичной структуры монополий. В процессе конкурентной борьбы олигополии заключают между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения. Такой конкуренции свойственна определенная стабильность цен, поскольку между несколькими могущественными компаниями происходит их согласование в своеобразной форме, получившей название «лидерства в ценах», о чем более детально речь пойдет в другой теме. Неценовая конкуренция полнее отражает интересы потребителей.

Разновидность несовершенной конкуренции — нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами с помошью подкупа чиновников, промышленного шпионажа, заключения тайных соглашений о единой политике цен и даже осуществления диверсий против конкурента.

В зависимости от видов и форм конкуренции формируются соответствующие виды цен. В условиях господства монополий устанавливаются, прежде всего, монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, который является монополистом в производстве и на рынке. Он ограничивает конкуренцию, нарушает права потребителей, получает вследствие этого высокие прибыли.

Монопольно низкую цену устанавливает товаропроизводитель под давлением монополистов. Такое давление испытывают мелкие и средние фирмы при составлении контрактов с монополиями, а также мелкие фермеры — со стороны транспортных и промышленных компаний при доставке сельскохозяйственной продукции на рынок и ее обработке.

Монопольно высокие цены приводят к снижению платежеспособного спроса населения, привлекают конкурентов, поэтому монополии постоянно должны искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая дает возможность присвоить максимальную прибыль.

Когда на рынке господствуют несколько олигополистов, как правило, применяется практика «лидерства в ценах». Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, наиболее могущественная компания устанавливает цены на свои товары или услуги, а остальные олигополисты при общем молчаливом согласии устанавливают такую же, или несколько более низкую цену (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и др.).

Цены на товары, изготавливаемые государственными предприятиями, регулирует государство, например, электроэнергию, услуги связи и др.

Чтобы ослабить негативные последствия монополизации экономики, в частности, практики монополистического ценообразования, в развитых странах мира принимаются антимонопольные законы, осуществляется .контроль за соглашениями между крупными компаниями и др.

Антимонопольная деятельность государства. Антимонопольная деятельность — это комплекс мер направленных на ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.

Впервые антимонопольные законы были приняты в конце XIX — начале XX в. в США, Канаде, Австралии, поскольку монополизация в этих странах происходила наиболее интенсивно. Они формально запрещали тресты и некоторые другие формы монополий и основывались на понимании Монополии как полного (абсолютного) господства одной компании (или объединения компаний), или полного исключения конкуренции. Такое толкование сущности монополий почти не касалось олигополии, как правило, не подпадающих под действие антимонопольного законодательства, к которому принадлежат также законы, запрещающие или регулирующие соглашения предприятий, направленные на ограничение конкуренции путем разделения рынков, договоренностей о ценах, ограничения .торговли.

Существуют американская и европейская системы антимонопольного права. Первая берет свое начало от закона Шермана 1890 г. и с дополнениями 1914, 1936, 1950 гг. остается единственным антитрестовским законом Америки. Он запрещает не только различные формы монополий, но и саму попытку монополизировать торговлю. Верховный суд США выработал доктрину, согласно которой господствующее положение корпорации в производстве и ее крупные размеры не могут сами по себе рассматриваться как монополизация. Тем же законом запрещались тресты и картели (пули). Чтобы обойти его, монополии создавали холдинг-компании, осуществляли полное слияние корпораций, при котором ликвидировалась производственная и правовая самостоятельность поглощаемых компаний, а картельные соглашения заменялись негласными джентльменскими соглашениями или так называемым «лидерством в ценах». Последующие законы запрещали слияние компаний, если оно приводило к существенному ослаблению конкуренции или к установлению монополий.

Антимонопольные законы воплощают в жизнь специально созданные органы. В США, например, — это федеральная торговая комиссия и антитрестовское управление Министерства юстиции. Главной целью антимонопольных законов является ограничение монополий и их власти, создание конкурентной среды, поддержка и содействие развитию малого бизнеса. Наиболее жестко антимонопольный закон контролирует горизонтальные слияния, то есть объединение предприятий, которые производят однотипные товары и услуги, поскольку это приводит к монополизации отрасли. К методам осуществления антимонопольных законов относятся ликвидация фирмы, высокое налогообложение монопольных прибылей, контроль за ценами монополистов, разукрупнение монополий и др.

Европейская и японская системы антимонопольного права запрещают не саму монополию, а лишь ее злоупотребления властью. Основная форма государственного контроля — система регистрации картельных соглашений в специальных органах, поскольку картели считаются полезными для развития экономики. В большинстве антимонопольных законов европейских стран запрещаются такие виды монопольных соглашений, как соглашения о разделе рынков, фиксированных ценах и др. В Германии монополией считается компания, которая сосредоточила в своих руках треть обращения, в Японии — если доля одной компании превышает 50, а двух — 75 % и больше. В ЕС регистрации подлежат только те соглашения, которые ограничивают конкуренцию между членами-участниками этой организации.

Принятие антимонопольных законов ослабляет процесс монополизации экономики, способствует усилению конкуренции. Однако при этом монополистические объединения преобразовываются в новые формы — групповые монополии, создаются вертикальные структуры (объединения фирм, связанных производственной и технологической зависимостью).

Основные категории и термины

Концентрация производства. Концентрация капитала. Закон концентрации производства. Централизация производства. Централизация капитала. Монополия. Картель. Синдикат. Трест. Концерн. Конгломерат. Диверсификация производства. Типы монополий. Олигополия. Монопсония. Банковские картели. Банковские синдикаты. Банковские тресты. Банковские концерны.

Конкуренция. Закон конкуренции. Методы конкурентной борьбы. Свободная конкуренция. Чистая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция. Рыночная стоимость. Цена производства. Несовершенная конкуренция. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Нечестная конкуренция. Монопольно высокие цены. Монопольно высокая прибыль. Монопольно низкие цены. Антимонопольная деятельность государства. Антимонопольное законодательство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему появление монополий объективно неизбежно?

2. Назовите основные формы монополий и их отличия.

3. Каковы положительные и отрицательные стороны монополий?

4. В чем состоит сущность конкуренции и закона конкуренции?

5. Каковы основные формы и методы конкурентной борьбы на различных этапах развития капитализма?

6. Какие методы конкурентной борьбы свойственны монополиям?

7. Почему конкуренция выступает важной движущей силой развития экономической системы?

8. В чем состоит основное отличие между европейской и американской системами антимонопольной деятельности государства?