§ 62. Международная миграция рабочей силы и миграционная политика
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104
Сущность и причины миграции рабочей силы. Государственное и негосударственное регулирование международной миграции рабочей силы
Сущность и причины международной миграции рабочей силы. Будучи формой международных экономических отношений, международная, миграция рабочей силы возникает и развивается одновременно со становлением и эволюцией международной миграции капитала и торговли. Интенсивный характер она приобретает в конце XVIII — начале XIX в., в период промышленной революции и формирования нового технологического способа производства, основанного на машинном труде.
Международная миграция рабочей силы обусловлена, прежде всего, экономическими факторами. К ним относятся действие законов накопления, народонаселения, неравномерности экономического развития и др.; существенная разница в условиях труда, уровнях заработной платы, жизни, условиях предпринимательской деятельности и т. д.; циклический характер экономического развития, в частности, асинхронность экономического цикла в разных странах; неравномерность развертывания НТР, структурных кризисов и структурных реформ. Международная миграция обусловлена также демографическими факторами, разницей в естественном приросте населения, кроме того, она связана с политическими, военными, национально-этническими и другими неэкономическими факторами.
Международная миграция рабочей силы является важнейшей формой миграции населения. Ее сущность заключается в перемещении трудоспособного населения в рамках мирового хозяйства с целью поиска работы, лучших условий жизни в соответствии с требованиями экономических законов. В определенной мере такое перемещение обусловлено внеэкономическими факторами. С точки зрения вещественного содержания осуществляется миграция малоквалифицированной и неквалифицированной, недостаточно образованной рабочей силы из слаборазвитых в развитые страны (из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из Латиноамериканских стран в США и т.д.). Из западноевропейских стран, частично из слаборазвитых стран, а также стран бывшего СССР, мигрирует высококвалифицированная и образованная рабочая сила в США и страны Западной Европы (частично Восточной Европы); Первый вид миграции является наиболее массовым.
С точки зрения социально-экономической формы международная миграция рабочей силы означает процесс формирования ее интернациональной стоимости, а также определенную совокупность отношений экономической собственности между различными субъектами по поводу присвоения созданного ею необходимого и прибавочного продукта.
Процесс формирования интернациональной стоимости рабочей силы включает в себя: 1) формирование новых затрат для содержания самого работника и членов его семьи. Новые затраты, связанные с содержанием самого наемного работника — это возросшие физические, нервные, психические, умственные затраты, обусловленные ростом интенсивности и производительности труда; потреблением определенного количества материальных и духовных благ по другим ценам, оплата жилья и др.; 2) появление новых затрат, обусловленных необходимостью переквалификации, получения новой профессии, изучения языка и т.д.; 3) развитие новых потребностей наемного работника в качественно новой среде. Речь идет о модификации социально-исторического элемента стоимости рабочей силы, в котором отражается развитие материальных, социальных и духовных потребностей.
Как показал продолжительный опыт формирования интернациональной стоимости рабочей силы в странах ЕС, такая стоимость создается на основе средних для данного региона уровней образования и квалификации работников, средней сложности труда, средних условий воспроизводства рабочей силы нормального качества. К проявлениям этого процесса относится выравнивание заработной платы на среднем для ЕС уровне, при этом на зарплату влияет не только интернациональная стоимость данного товара, но и его цена. Последняя, в свою очередь, может отклоняться вверх и вниз от стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар, экономической конъюнктуры в целом и других факторов.
В других странах и регионах интернациональная стоимость может формироваться на низшем, а не среднем уровне. Это обусловлено тем, что импортируемая рабочая сила используется, как правило, на непрестижных, низкооплачиваемых работах, в ее использовании имеет место дискриминация, ограничение экономических, социальных, политических прав работников-иностранцев. Такая же ситуация складывается в рамках ЕС в случае миграции малоквалифицированной рабочей силы из ассоциированных стран, государств бывшего СССР.
Ежегодно в поисках работы, лучших условий жизни эмигрирует около 25 ι млн чел. Численность иностранных работников в США в середине 90-х гг составила около 7—8 млн чел., в странах Западной Европы — более 10 млн. чел., в нефтедобывающих странах Ближнего Востока — около 4 млн чел. Это свидетельствует о перемещении центра миграции рабочей силы из США в Западную Европу.
Создавая лучшие условия труда, устанавливая более высокую заработную плату, США проводят активную политику по перемещению кадров высшей квалификации, особенно в молодом возрасте. Поэтому не удивительно, что около трети всех лауреатов Нобелевской премии являются в » этой стране эмигрантами. Наибольший динамизм и завершенность приобрела международная миграция рабочей силы в странах ЕС.
Важной особенностью международной миграции рабочей силы в 90-е гг. стала массовая миграция трудоспособного населения как внутри СНГ, так и из СНГ в другие развитые страны (например, в России в середине 90-х гг. насчитывалось около 3 млн мигрантов), а качественно новой формой миграции рабочей силы в эпоху НТР — массовые перемещения научно-технических кадров из Западной Европы и стран СНГ в США.
Еще одной чертой международного движения рабочей силы в современных условиях является усиление регулируемости данного процесса со стороны отдельных стран и международных организаций.
Кроме того, постоянно растут масштабы нелегальной миграции. Так, ежегодный поток нелегальных эмигрантов в США превышает 1 млн чел.
Развитые страны мира стремятся проводить иммиграционную политику с целью притока и использования наиболее трудоспособной, мобильной, в расцвете физических и умственных способностей рабочей силы.
Как и любая другая форма международных отношений, международная миграция рабочей силы имеет положительные и отрицательные последствия. К положительным относится уменьшение в стране-экспортере рабочей силы безработицы, приобретение эмигрантами новых знаний и опыта, улучшение их (и членов их семей) условий жизни, получение страной-экспортером дополнительного источника валютных доходов в форме денежных переводов от эмигрантов, а значит, улучшение ее платежного баланса. Кроме того, возвращаясь после эмиграции к себе, наемные работники, как правило, привозят с собой ценности и сбережения на сумму, примерно равную их денежным переводам.
Отрицательным последствием для стран-экспортеров является отток высокообразованных и высококвалифицированных кадров (так называемая «утечка мозгов»). Если исходить из приведенной ранее оценки средней стоимости создаваемой в США одной сложной рабочей силы, которая превышает 400 тыс. дол. (а инженера — около 800 тыс. дол)., то в случае постоянного выезда из страны таких специалистов государство-экспортер несет соответствующие убытки по каждому эмигранту. Еще больше расходов страна несет в случае выезда кандидата или доктора наук.
Государственное и надгосударственное регулирование международной миграции рабочей силы. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы — это определенная совокупность форм и методов целенаправленного воздействия на миграционное движение трудоспособного населения с целью его приспособления к потребностям национальной экономики и, прежде всего, к потребностям расширенного воспроизводства крупного капитала. Используемые государством формы и методы регулирования международной миграции зависят от особенностей исторического развития страны, экономической конъюнктуры, условий воспроизводства.
Среди методов государственного регулирования миграции рабочей силы важная роль принадлежит регулированию количественного и качественного состава мигрантов. Для регулирования численности иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты, которая ежегодно рассчитывается и утверждается правительством. При этом учитывается их половозрастная структура, уровни образования, безработицы в стране, наличие рынка жилья и другие параметры.
Качественный состав работников-мигрантов регулируется процедурой признания имеющихся у них документов об образовании или профессиональной подготовке, работе по специальности; установлением возрастного ценза, учетом национальности, состояния здоровья; предъявлением дополнительных профессиональных требований к определенным профессиям и специальностям, оценкой некоторых качеств личности. Приоритет отдается предпринимателям, которые хотели бы заняться каким-либо бизнесом.
Страны-экспортеры рабочей силы также стремятся влиять на международную миграцию работников. С этой целью осуществляется регулирование объемов эмиграции, качественного состава эмигрантов. Эмиграция используется как средство привлечения валютных ресурсов в экономику страны, в связи с чем открываются валютные счета с предоставлением более высоких процентных ставок, создаются более достойные .условия для использования этих средств, ставится требование перевода в страну определенной части заработка, привлекается часть средств посреднических организаций и др. Странами-экспортерами предпринимаются попытки защитить права эмигрантов за границей путем заключения двусторонних соглашений со странами-импортерами; использования контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая должна гарантировать определенную величину заработной платы, оплату проезда, жилья, медицинского обслуживания; организации специальных учреждений, фондов, представительств, атташе по труду при посольствах; заключения народных конвенций, соглашений по трудовой миграции о соблюдении основных прав эмигрантов, оказании им помощи в обеспечении медицинскими услугами, жильем, обучении детей в школе.
Важным средством регулирования трудовой миграции является введение обязательного государственного лицензирования деятельности организаций по найму работников для работы за границей. При этом лицензии предоставляются только тем организациям, которые имеют необходимые знания, опыт работы, международные связи и могут нести юридическую и материальную ответственность за свои действия. В России такие лицензии выданы свыше 150 организациям.
Регулирование международной миграции рабочей силы в современных условиях в отдельных странах опирается на правовые нормы и правила, зафиксированные в документах международных организаций и, прежде всего, МОТ (Международной организации труда). При этом государства, которые ратифицируют международные конвенции, признают приоритет международного права над национальным.
МОТ была создана в 1919 г., в 1962 г. на 46-й сессии МОТ было принято соглашение об основных целях и нормах государственной политики, в котором закреплялись такие же права мигрантов, как и коренных жителей, в том числе в сфере социального обеспечения, признавалось их равенство независимо от национальности, пола, религии и т. п. Страны, ратифицировавшие это соглашение, взяли на себя обязательства обеспечивать мигрантов по месту их проживания необходимой социальной помощью в решении проблем, возникших по месту найма.
Защита прав мигрантов обеспечивается деятельностью бесплатных служб для оказания помощи мигрантам, предоставлением им необходимой информации, принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении эмиграции и иммиграции граждан, содействием выезду мигрантов и их перемещению, разрешением переводить заработную плату и сбережения на родину, обязательностью письменного оформления трудовых контрактов и установлением права мигрантов на их получение, закреплением равенства в получении минимальной заработной платы, права на образование, приобретение квалификации и ее повышение, участие в профсоюзах и др.
Сущность и причины миграции рабочей силы. Государственное и негосударственное регулирование международной миграции рабочей силы
Сущность и причины международной миграции рабочей силы. Будучи формой международных экономических отношений, международная, миграция рабочей силы возникает и развивается одновременно со становлением и эволюцией международной миграции капитала и торговли. Интенсивный характер она приобретает в конце XVIII — начале XIX в., в период промышленной революции и формирования нового технологического способа производства, основанного на машинном труде.
Международная миграция рабочей силы обусловлена, прежде всего, экономическими факторами. К ним относятся действие законов накопления, народонаселения, неравномерности экономического развития и др.; существенная разница в условиях труда, уровнях заработной платы, жизни, условиях предпринимательской деятельности и т. д.; циклический характер экономического развития, в частности, асинхронность экономического цикла в разных странах; неравномерность развертывания НТР, структурных кризисов и структурных реформ. Международная миграция обусловлена также демографическими факторами, разницей в естественном приросте населения, кроме того, она связана с политическими, военными, национально-этническими и другими неэкономическими факторами.
Международная миграция рабочей силы является важнейшей формой миграции населения. Ее сущность заключается в перемещении трудоспособного населения в рамках мирового хозяйства с целью поиска работы, лучших условий жизни в соответствии с требованиями экономических законов. В определенной мере такое перемещение обусловлено внеэкономическими факторами. С точки зрения вещественного содержания осуществляется миграция малоквалифицированной и неквалифицированной, недостаточно образованной рабочей силы из слаборазвитых в развитые страны (из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из Латиноамериканских стран в США и т.д.). Из западноевропейских стран, частично из слаборазвитых стран, а также стран бывшего СССР, мигрирует высококвалифицированная и образованная рабочая сила в США и страны Западной Европы (частично Восточной Европы); Первый вид миграции является наиболее массовым.
С точки зрения социально-экономической формы международная миграция рабочей силы означает процесс формирования ее интернациональной стоимости, а также определенную совокупность отношений экономической собственности между различными субъектами по поводу присвоения созданного ею необходимого и прибавочного продукта.
Процесс формирования интернациональной стоимости рабочей силы включает в себя: 1) формирование новых затрат для содержания самого работника и членов его семьи. Новые затраты, связанные с содержанием самого наемного работника — это возросшие физические, нервные, психические, умственные затраты, обусловленные ростом интенсивности и производительности труда; потреблением определенного количества материальных и духовных благ по другим ценам, оплата жилья и др.; 2) появление новых затрат, обусловленных необходимостью переквалификации, получения новой профессии, изучения языка и т.д.; 3) развитие новых потребностей наемного работника в качественно новой среде. Речь идет о модификации социально-исторического элемента стоимости рабочей силы, в котором отражается развитие материальных, социальных и духовных потребностей.
Как показал продолжительный опыт формирования интернациональной стоимости рабочей силы в странах ЕС, такая стоимость создается на основе средних для данного региона уровней образования и квалификации работников, средней сложности труда, средних условий воспроизводства рабочей силы нормального качества. К проявлениям этого процесса относится выравнивание заработной платы на среднем для ЕС уровне, при этом на зарплату влияет не только интернациональная стоимость данного товара, но и его цена. Последняя, в свою очередь, может отклоняться вверх и вниз от стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар, экономической конъюнктуры в целом и других факторов.
В других странах и регионах интернациональная стоимость может формироваться на низшем, а не среднем уровне. Это обусловлено тем, что импортируемая рабочая сила используется, как правило, на непрестижных, низкооплачиваемых работах, в ее использовании имеет место дискриминация, ограничение экономических, социальных, политических прав работников-иностранцев. Такая же ситуация складывается в рамках ЕС в случае миграции малоквалифицированной рабочей силы из ассоциированных стран, государств бывшего СССР.
Ежегодно в поисках работы, лучших условий жизни эмигрирует около 25 ι млн чел. Численность иностранных работников в США в середине 90-х гг составила около 7—8 млн чел., в странах Западной Европы — более 10 млн. чел., в нефтедобывающих странах Ближнего Востока — около 4 млн чел. Это свидетельствует о перемещении центра миграции рабочей силы из США в Западную Европу.
Создавая лучшие условия труда, устанавливая более высокую заработную плату, США проводят активную политику по перемещению кадров высшей квалификации, особенно в молодом возрасте. Поэтому не удивительно, что около трети всех лауреатов Нобелевской премии являются в » этой стране эмигрантами. Наибольший динамизм и завершенность приобрела международная миграция рабочей силы в странах ЕС.
Важной особенностью международной миграции рабочей силы в 90-е гг. стала массовая миграция трудоспособного населения как внутри СНГ, так и из СНГ в другие развитые страны (например, в России в середине 90-х гг. насчитывалось около 3 млн мигрантов), а качественно новой формой миграции рабочей силы в эпоху НТР — массовые перемещения научно-технических кадров из Западной Европы и стран СНГ в США.
Еще одной чертой международного движения рабочей силы в современных условиях является усиление регулируемости данного процесса со стороны отдельных стран и международных организаций.
Кроме того, постоянно растут масштабы нелегальной миграции. Так, ежегодный поток нелегальных эмигрантов в США превышает 1 млн чел.
Развитые страны мира стремятся проводить иммиграционную политику с целью притока и использования наиболее трудоспособной, мобильной, в расцвете физических и умственных способностей рабочей силы.
Как и любая другая форма международных отношений, международная миграция рабочей силы имеет положительные и отрицательные последствия. К положительным относится уменьшение в стране-экспортере рабочей силы безработицы, приобретение эмигрантами новых знаний и опыта, улучшение их (и членов их семей) условий жизни, получение страной-экспортером дополнительного источника валютных доходов в форме денежных переводов от эмигрантов, а значит, улучшение ее платежного баланса. Кроме того, возвращаясь после эмиграции к себе, наемные работники, как правило, привозят с собой ценности и сбережения на сумму, примерно равную их денежным переводам.
Отрицательным последствием для стран-экспортеров является отток высокообразованных и высококвалифицированных кадров (так называемая «утечка мозгов»). Если исходить из приведенной ранее оценки средней стоимости создаваемой в США одной сложной рабочей силы, которая превышает 400 тыс. дол. (а инженера — около 800 тыс. дол)., то в случае постоянного выезда из страны таких специалистов государство-экспортер несет соответствующие убытки по каждому эмигранту. Еще больше расходов страна несет в случае выезда кандидата или доктора наук.
Государственное и надгосударственное регулирование международной миграции рабочей силы. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы — это определенная совокупность форм и методов целенаправленного воздействия на миграционное движение трудоспособного населения с целью его приспособления к потребностям национальной экономики и, прежде всего, к потребностям расширенного воспроизводства крупного капитала. Используемые государством формы и методы регулирования международной миграции зависят от особенностей исторического развития страны, экономической конъюнктуры, условий воспроизводства.
Среди методов государственного регулирования миграции рабочей силы важная роль принадлежит регулированию количественного и качественного состава мигрантов. Для регулирования численности иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты, которая ежегодно рассчитывается и утверждается правительством. При этом учитывается их половозрастная структура, уровни образования, безработицы в стране, наличие рынка жилья и другие параметры.
Качественный состав работников-мигрантов регулируется процедурой признания имеющихся у них документов об образовании или профессиональной подготовке, работе по специальности; установлением возрастного ценза, учетом национальности, состояния здоровья; предъявлением дополнительных профессиональных требований к определенным профессиям и специальностям, оценкой некоторых качеств личности. Приоритет отдается предпринимателям, которые хотели бы заняться каким-либо бизнесом.
Страны-экспортеры рабочей силы также стремятся влиять на международную миграцию работников. С этой целью осуществляется регулирование объемов эмиграции, качественного состава эмигрантов. Эмиграция используется как средство привлечения валютных ресурсов в экономику страны, в связи с чем открываются валютные счета с предоставлением более высоких процентных ставок, создаются более достойные .условия для использования этих средств, ставится требование перевода в страну определенной части заработка, привлекается часть средств посреднических организаций и др. Странами-экспортерами предпринимаются попытки защитить права эмигрантов за границей путем заключения двусторонних соглашений со странами-импортерами; использования контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая должна гарантировать определенную величину заработной платы, оплату проезда, жилья, медицинского обслуживания; организации специальных учреждений, фондов, представительств, атташе по труду при посольствах; заключения народных конвенций, соглашений по трудовой миграции о соблюдении основных прав эмигрантов, оказании им помощи в обеспечении медицинскими услугами, жильем, обучении детей в школе.
Важным средством регулирования трудовой миграции является введение обязательного государственного лицензирования деятельности организаций по найму работников для работы за границей. При этом лицензии предоставляются только тем организациям, которые имеют необходимые знания, опыт работы, международные связи и могут нести юридическую и материальную ответственность за свои действия. В России такие лицензии выданы свыше 150 организациям.
Регулирование международной миграции рабочей силы в современных условиях в отдельных странах опирается на правовые нормы и правила, зафиксированные в документах международных организаций и, прежде всего, МОТ (Международной организации труда). При этом государства, которые ратифицируют международные конвенции, признают приоритет международного права над национальным.
МОТ была создана в 1919 г., в 1962 г. на 46-й сессии МОТ было принято соглашение об основных целях и нормах государственной политики, в котором закреплялись такие же права мигрантов, как и коренных жителей, в том числе в сфере социального обеспечения, признавалось их равенство независимо от национальности, пола, религии и т. п. Страны, ратифицировавшие это соглашение, взяли на себя обязательства обеспечивать мигрантов по месту их проживания необходимой социальной помощью в решении проблем, возникших по месту найма.
Защита прав мигрантов обеспечивается деятельностью бесплатных служб для оказания помощи мигрантам, предоставлением им необходимой информации, принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении эмиграции и иммиграции граждан, содействием выезду мигрантов и их перемещению, разрешением переводить заработную плату и сбережения на родину, обязательностью письменного оформления трудовых контрактов и установлением права мигрантов на их получение, закреплением равенства в получении минимальной заработной платы, права на образование, приобретение квалификации и ее повышение, участие в профсоюзах и др.