§ 21. Эластичность спроса и предложения и их основные виды

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 

Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Рыночное равновесие в условиях несовершенной конкуренции. Закон Сэя и закон Вальраса

Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. При выяснении особенностей взаимодействия спроса и предложения важно знать конкретную величину роста или снижения спроса и предложения (скажем, рост цены составил 20 %, или доход уменьшился на 5 % и т. д.). Для этого пользуются понятием эластичности. Эластичность — это мера чувствительности спроса и предложения к изменению факторов, которые их определяют, и, прежде всего, стоимости товаров. В количественном выражении эластичность означает степень или меру реагирования одной переменной величины вследствие однопроцентного изменения другой. Важнейшую роль в эластичности спроса и предложения играют изменения величины спроса в зависимости от цены.

Основными факторами, которые влияют на ценовую эластичность спроса, являются: 1) наличие качественных взаимозаменяемых товаров и уровень цен на них; 2) удельный вес продукта в доходах потребителя; 3) продолжительность времени для осуществления выбора; 4) тип товаров, в частности, их деление на предметы роскоши и товары широкого потребления.

Зависимость эластичности спроса от изменения цены выражается формулой

Ε = %ΔС/%ΔР , где С — величина спроса; Ρ — цена; %ΔС — процентное изменение С; %ΔΡ процентное изменение Р, показывающее, какое изменение спроса в процентах обусловливает рост цен, скажем, на 1 %.

Если индекс цен на потребительные товары в начале составлял 100, а в конце года вырос до 105, то процентное изменение, или годовой темп роста инфляции будет составлять 5 / 100 = 0,05, или 5 %. Тогда зависимость эластичности спроса от изменения цены будет иметь следующий вид:

то есть она равняется изменению количества продуции (ΔΚ), обусловленного единичным изменением цены (ΔΚ / ΔΡ), умноженным на отношение цены к количеству (Ρ / К).

Простейшая формула эластичности, точнее, ценовой эластичности такова:

где К0 — начальное количество продукции; Р0 — начальная цена.

Эластичность спроса в зависимости от роста цены, как правило, является отрицательной величиной, то есть с ростом цены спрос на товар уменьшается.

Выделяют также перекрестную эластичность спроса, когда при значительном изменении цены одного товара выявляется тенденция изменения спроса потребителей на другой товар. Коэффициент такой эластичности показывает изменение спроса на один товар в процентах в зависимости от изменения цены другого товара на 1 %.

Эластичность спроса на товар растет по мере расширения группы его заменителей и сближения их качества (совокупности потребительных стоимостей), а также увеличения возможностей использования данного товара. В то же время снижение эластичности спроса на товар происходит при росте значимости потребностей, которые удовлетворяет данный товар, ограниченности доступа к нему, продолжительности периода существования товара и др.

Аналогично измеряется эластичность предложения, зависимость которой от цены является процентным изменением предлагаемого количества товаров вследствие однопроцентного роста цены. Как правило, значение эластичности предложения — положительное, поскольку более высокая цена — стимул для производителей увеличить выпуск товаров.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что спрос на протяжении длительного промежутка времени является более эластичным, чем цена. Это обусловлено тем, что люди не сразу меняют свои привычки в потреблении товаров, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом у потребителей другого товара, спрос на который меняется медленнее. Так, резкое повышение цены на бензин, хотя и снижает спрос на него, но незначительно и на непродолжительное время. Но учитывая данный фактор, на протяжении длительного промежутка времени потребители будут стремиться покупать малолитражные и более экономичные автомобили.

Наряду с ценой важнейшими факторами, влияющими на эластичность предложения, являются: численность товаропроизводителей, ожидания (ценовые и др.) различных субъектов экономической деятельности, значимость товара для потребителя, величина устанавливаемых государством налогов, фактор времени, удельный вес товара в доходе потребителя и др. При этом различают краткосрочный период эластичности спроса, средне- и долгосрочный.

Для отдельных групп товаров (автомобили, холодильники, телевизоры и др.) спрос является более эластичным в кратковременном периоде.

Взаимосвязь между эластичностью спроса и предложения отражает закон спроса и предложения. Его смысл состоит в раскрытии взаимозависимости между количеством товаров и услуг, в данное время предлагаемых производителем, и величиной спроса. Эта взаимозависимость состоит в том, что предложение формирует спрос через ассортимент изготовленных товаров и предлагаемых услуг и их цены, а спрос определяет объем и структуру предложения, оказывая при этом влияние на производство.

Смысл закона спроса и предложения полнее раскрывается в определенной совокупности экономических категорий, которые группируются вокруг него. К таким категориям относятся платежеспособный и совокупный спрос, цены предложения, спроса, равновесия, предложение и др. Платежеспособный спрос — это часть (хотя и наиболее важная) потребностей общества, поскольку у значительной части населения могут быть потребности в наиболее необходимых товарах и услугах, но отсутствовать средства для их приобретения. Цена предложения — это рыночная цена в условиях превышения спроса над предложением, или в условиях существования рынка продавца. Цена спроса — это рыночная цена в условиях превышения предложения над спросом, или существования рынка покупателя.

В познании механизма рыночного равновесия важную роль играет коэффициент эластичности. Он определяется как отношение изменения объема спроса или предложения (рост или снижение в процентах) к процентному изменению цен. Для различных товаров коэффициент эластичности различен. Это связано с неодинаковыми затратами на их производство, наличием или отсутствием товаров-субститутов (заменителей), изменением доходов, модой и другими факторами.

В зависимости от величины коэффициента эластичности различают такие виды эластичности спроса и предложения, как абсолютно, относительно, единично эластичные; относительно и абсолютно неэластичные.

Относительно эластичный, или просто эластичный спрос — это когда незначительные изменения в цене приводят к значительно большим изменениям в количестве реализованной продукции (например, снижение цены на 2 % приводит к росту спроса на 4 %). Коэффициент эластичности при этом должен быть больше единицы, а в нашем случае он равен двум. Неэластичный спрос — это когда незначительные изменения в цене обусловливают еще меньшие изменения в количестве реализованной продукции. Коэффициент эластичности при этом всегда будет меньше единицы. Так, снижение цены на 3 % вызывает рост спроса только на 1 %. Коэффициент эластичности в данном случае составляет 1/3. Между названными видами эластичности спроса (эластичным и неэластичным) возникает промежуточная ситуация, когда процентное изменение цены будет равно процентному изменению спроса (например, снижение цены на 1 % вызывает рост объема продажи на 1 %). Такой вид спроса называют единичным. Абсолютно неэластичный спрос характеризуется тем, что малейшее снижение цены побуждает покупателя увеличивать закупки в пределах своих возможностей.

В условиях неэластичного спроса товаропроизводителю выгодно повышать цену товара, поскольку это способствует росту дохода. Знание степени эластичности спроса дает возможность предпринимателям прогнозировать поведение потребителей и корректировать деятельность своих предприятий.

При этом на многих фирмах активно используется теория потребительского выбора, основное требование которой — тщательное изучение качества потребительских свойств товара и реакции потребителей на соотношение таких свойств, например, при изготовлении обуви сопоставляют удобство, долговечность, цвет кожи, фасон, его соответствие современной моде. Путем проведения опроса среди возможных потребителей компания выясняет, каким свойствам отдают они предпочтение, и с учетом этого улучшают или дизайн обуви, или ее удобство и т. д. При этом используются так называемые «кривые равнодушия» по каждому свойству для каждого потребителя, то есть такие комбинации исследуемых свойств, которые приносят данному товару дополнительную общую полезность, а отказ, например, от наиболее модных моделей обуви компенсируется ее долговечностью или удобством.

Одним из положений, на котором базируется теория потребительского поведения, является тезис о рациональном поведении покупателя, то есть приобретении им такого набора потребительских товаров и услуг, который, при данных ограничениях на доходы и розничные цены, принесет ему наибольшее удовлетворение в сравнении с любым другим набором.

По оценке западных ученых, коэффициент ценовой эластичности составляет, %: на хлеб — 0,15, говяжье мясо — 0,64, яйца — 2,65, электроэнергию — 0,13, обувь и одежду — 0,20, билеты в кинотеатр — 0,87.

На рыночный механизм ценообразования влияют численность покупателей и продавцов на рынке товаров, их конкуренция. Так, конкуренция между покупателями обусловливает рост цен, а конкуренция между продавцами — их снижение.

Рыночное равновесие в условиях несовершенной конкуренции. Другая ситуация во взаимодействии спроса и предложения, принципах конкурентного поведения возникает в условиях господства монополий и олигополии, или в условиях несовершенной конкуренции. Цена на таком рынке также зависит от объемов выпуска продукции, причем, данная зависимость — обратно пропорциональная. Монополист устанавливает более высокую цену на свои товары и выпускает их меньше, чем фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции. Вследствие этого равенство предельного дохода и предельных затрат для монополии (или олигополии) наступает раньше, чем для конкурентной фирмы. Поэтому общим принципом поведения на рынке уже не является выбор уровня производства, при котором доход, полученный от дополнительно выпущенного товара, был бы равен приросту расходов на его производство.

В условиях господства монополий цена предложения выражает взаимосвязь между движением рыночной цены, цены производства и его монопольной цены, в основе которых лежат отдельные аспекты действия законов: стоимости, спроса и предложения, монополизации производства и обмена. Когда преобладают цены предложения, появляются дополнительные стимулы для расширения объемов производства, а в монополизированные сферы рынка пытаются проникнуть конкуренты. Это приводит к ухудшению условий предложения, снижению цен и последующему сокращению масштабов производства определенных видов товаров.

Если рыночные цены устанавливаются на уровне цен спроса, крупные компании пытаются снизить объемы загрузок производственных мощностей, влиять на.формирование спроса, регулировать соотношение спроса и предложения (через маркетинговую деятельность, использование контрактной формы и др.), стараются не допустить значительного превышения цен над спросом.

Учитывая негативное влияние монополий на механизм рыночного равновесия, даже представители неоклассического направления в политической экономии считают целесообразным вмешательство государства в монополизированные отрасли экономики. В таких отраслях государство, по их мнению, должно контролировать процесс ценообразования, а иногда проводить даже их национализацию и устанавливать тарифы в соответствии с предельными затратами.

Среди западных экономистов значительное распространение получила идея о несоответствии рыночного механизма так называемым «общественным благам», которыми являются дороги, мосты, каналы, поскольку пользование этими благами очень трудно ограничить введением непосредственной платы.

В »развитых странах мира правительства различными способами регулируют рынки: через механизм налогообложения, предоставление субсидий, установление контроля за ценами и др. Рассмотрим изменения в рыночном механизме при установлении государством максимальной цены, более низкой, чем цена равновесия. Например, правительство США в 1974-1975 гг., когда выросли мировые цены на нефть, на внутреннем рынке установило более низкую цену (рис. 10).

Рис. 10. Изменение цен при контроле со стороны государства

 

 

 

 

Установление государством цен, более низких, чем цена равновесия, дает возможность людям с низкими доходами приобрести определенные виды жизненно необходимых товаров и услуг. Типичный пример подобного регулирования — установление государственного контроля над ценами на рынке жилья, в частности, регулирование квартирной платы. Это не исключает, однако, возможности возникновения таких негативных последствий регулирования, как появление новых государственных учреждений, регламентирующих очередь на получение жилья, возникновение черного рынка жилья и др. Оптимальным средством решения данной проблемы являются дотации государства в форме предоставления льготных кредитов с целью расширения строительства жилья.

Государственное регулирование цен целесообразно и в том случае, когда цена равновесия слишком низка. Подобная ситуация складывается в сельском хозяйстве, и связана она с особенностями ценообразования в данной сфере. Формирование общественно необходимых затрат здесь происходит в соответствии не со средними затратами (как в промышленности), а с наибольшими, предельными затратами, которые имеют место на худших по качеству участках земли, иначе цена равновесия не будет обеспечивать доход товаропроизводителям. Государственное регулирование цен в Сельском хозяйстве также обусловлено потребностью стимулирования такого объема производства, при котором страна могла бы полностью обеспечить себя продовольствием, что является показателем экономической безопасности. В результате государственного регулирования образовываются излишки сельскохозяйственной продукции, которые страна может попробовать продать на мировых рынках по демпинговым (заниженным) ценам. При этом государство защищает отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя с помощью высокой пошлины на ввозимую импортную продукцию.

Практика передовых стран мира показала, что свободная рыночная экономика без государственного регулирования неспособна достичь общего равновесия, то есть одновременного равновесия на всех рынках и во всем хозяйственном комплексе. Иной подход к проблеме свойствен популярной на Западе теории общего равновесия Л. Вальраса, которую И. Шумпетер назвал «священным писанием» политической экономии. Теорию общего равновесия в модернизированном виде и сейчас считают ядром политической экономии.

Закон Сэя и закон Вальраса. Согласно теории общего равновесия, при определенном уровне развития техники стоимость определяется в точке между предельной общественной полезностью определенного количества товаров и предельными общественными издержками производства этого количества. При этом следует учитывать опосредованное влияние на предельную общественную полезность определенного количества всех других товаров и возможности использования ресурсов, альтернативных применяемым в данном производстве.

Отсутствие цены равновесия на одном рынке, даже при сбалансированности спроса и предложения, обусловливает неравновесие на других рынках. Так, установление равновесия на рынке автомобилей при цене, более низкой, чем цена равновесия, приведет к росту спроса на автомобили, а следовательно, и к росту производства. Но это нарушит равновесие на рынке холоднопрокатното листа и сделает равновесие на рынке автомобилей временным.

Главный регулирующий механизм в теории общего равновесия Л. Вальраса — изменение структуры цен равновесия. Согласно этой теории, построенной в форме системы уравнений и получившей название «Закон Вальраса», совокупная сумма спроса в народном хозяйстве по стоимости всегда равна совокупной сумме предложения (понятия равновесия и стоимости при этом совпадают).

Теория общего рыночного равновесия Л. Вальраса в значительной мере совпадает с концепцией спроса и предложения Ж.Б. Сэя. Согласно данной концепции, продавец товара или услуги, получая за их реализацию деньги, покупает на них другие товары и услуги. Предложение, таким образом, порождает собственный спрос и они автоматически уравновешиваются. Поэтому невозможны как перепроизводство, так и дефицит товаров. Ж. Б. Сэй допускал лишь частичное перепроизводство в связи с излишком одних товаров и недостатком других. В экономической литературе эти положения известны как закон Сэя.

Основными недостатками данного закона являются отождествления простого товарного обмена, где продажа одного товара осуществляется с целью приобретения другого, с товарным обменом, который осуществляется с помощью денег, и производственного потребления с личным. Следует отметить, что концепцию Сэя поддерживал Д. Рикардо.

Между законом Ж.Б. Сэя и Л. Вальраса существует принципиальное отличие. В модели Вальраса товарами и услугами считаются деньги и ценные бумаги. Основным недостатком его концепции является чрезмерно абстрактный и гипотетический характер модели «идеального рынка». Он и сам не считал свою систему уравнений полностью отвечающей действительности, рассматривая ее лишь как эффективное вспомогательное средство математического анализа, выводы которого следует осторожно переносить на реальные проблемы. Прообразом модели Л.1 Вальраса, как правильно отмечают западные и отечественные ученые, послужила биржа, в частности, действия аукциониста, который называет предварительные цены, что дает возможность заключать предварительные контракты. Кроме того, аукционист быстро реагирует на наименьшие расхождения между спросом и предложением. Позднее, в теориях неоклассиков, вальрасовский аукционист был заменен условием о полной информированности экономических субъектов о всех параметрах спроса и предложения (ценах, качестве товаров и др.). Более конкретно чрезмерная абстрактность и гипотетичность модели Вальраса проявляются в том, что в ней не учитывается фактор времени (все акты купли-продажи осуществляются на протяжении определенного момента одного дня, а торговля ведется уже изготовленными товарами без учета тех, которые будут изготовлены в будущем), отсутствует неопределенность (все участники достаточно информированы о ценах, качестве товаров и др.), не рассматриваются трансакционные издержки, связанные с ведением переговоров, заключением контрактов, разработкой стандартов, измерением качества товаров, вся информация предоставляется бесплатно.

Критическая оценка таких упрощений привела к созданию в западной экономической литературе множества новых моделей достижения рыночного равновесия. Но подавляющее большинство из них, начиная с теории Дж. Кейнса, решают проблему достижения равновесия экономической системы с участием не только рыночного механизма, но и государственного регулирования. Об этих моделях речь пойдет далее.

Основные категории и термины

Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Закон спроса и предложения. Эффект дохода. Эффект замещения. Эффект престижного спроса. Закон убывающей доходности. Закон снижающейся производительности факторов производства. Цена спроса. Цена предложения. Цена равновесия. Устойчивое равновесие. Неустойчивое равновесие. Эластичность. Ценовая эластичность спроса. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности. Предельный продукт. Предельные доходы. Закон Вальраса. Закон Сэя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие стороны причинно-следственных связей характеризируют закон спроса и свидетельствуют о его действии?

2. В чем состоит содержание закона предложения?

3. Дайте определение закона спроса и предложения и проанализируйте его взаимосвязь с законами спроса и предложения.

4. Каков механизм действия закона убывающей доходности и как он влияет на содержание данного закона?

5. Назовите основные факторы, влияющие на спрос и ценовую эластичность спроса.

6. Каковы основные недостатки закона, сформулированного Ж.Б. Сэем?

7. Как достигается равновесие на рынке товаров и услуг в условиях свободного рынка (совершенной конкуренции)?

8. Как достигается равновесие товаров и услуг в условиях господства монополий (несовершенной конкуренции)?

9. Что такое эластичность и коэффициент эластичности?

Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Рыночное равновесие в условиях несовершенной конкуренции. Закон Сэя и закон Вальраса

Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. При выяснении особенностей взаимодействия спроса и предложения важно знать конкретную величину роста или снижения спроса и предложения (скажем, рост цены составил 20 %, или доход уменьшился на 5 % и т. д.). Для этого пользуются понятием эластичности. Эластичность — это мера чувствительности спроса и предложения к изменению факторов, которые их определяют, и, прежде всего, стоимости товаров. В количественном выражении эластичность означает степень или меру реагирования одной переменной величины вследствие однопроцентного изменения другой. Важнейшую роль в эластичности спроса и предложения играют изменения величины спроса в зависимости от цены.

Основными факторами, которые влияют на ценовую эластичность спроса, являются: 1) наличие качественных взаимозаменяемых товаров и уровень цен на них; 2) удельный вес продукта в доходах потребителя; 3) продолжительность времени для осуществления выбора; 4) тип товаров, в частности, их деление на предметы роскоши и товары широкого потребления.

Зависимость эластичности спроса от изменения цены выражается формулой

Ε = %ΔС/%ΔР , где С — величина спроса; Ρ — цена; %ΔС — процентное изменение С; %ΔΡ процентное изменение Р, показывающее, какое изменение спроса в процентах обусловливает рост цен, скажем, на 1 %.

Если индекс цен на потребительные товары в начале составлял 100, а в конце года вырос до 105, то процентное изменение, или годовой темп роста инфляции будет составлять 5 / 100 = 0,05, или 5 %. Тогда зависимость эластичности спроса от изменения цены будет иметь следующий вид:

то есть она равняется изменению количества продуции (ΔΚ), обусловленного единичным изменением цены (ΔΚ / ΔΡ), умноженным на отношение цены к количеству (Ρ / К).

Простейшая формула эластичности, точнее, ценовой эластичности такова:

где К0 — начальное количество продукции; Р0 — начальная цена.

Эластичность спроса в зависимости от роста цены, как правило, является отрицательной величиной, то есть с ростом цены спрос на товар уменьшается.

Выделяют также перекрестную эластичность спроса, когда при значительном изменении цены одного товара выявляется тенденция изменения спроса потребителей на другой товар. Коэффициент такой эластичности показывает изменение спроса на один товар в процентах в зависимости от изменения цены другого товара на 1 %.

Эластичность спроса на товар растет по мере расширения группы его заменителей и сближения их качества (совокупности потребительных стоимостей), а также увеличения возможностей использования данного товара. В то же время снижение эластичности спроса на товар происходит при росте значимости потребностей, которые удовлетворяет данный товар, ограниченности доступа к нему, продолжительности периода существования товара и др.

Аналогично измеряется эластичность предложения, зависимость которой от цены является процентным изменением предлагаемого количества товаров вследствие однопроцентного роста цены. Как правило, значение эластичности предложения — положительное, поскольку более высокая цена — стимул для производителей увеличить выпуск товаров.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что спрос на протяжении длительного промежутка времени является более эластичным, чем цена. Это обусловлено тем, что люди не сразу меняют свои привычки в потреблении товаров, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом у потребителей другого товара, спрос на который меняется медленнее. Так, резкое повышение цены на бензин, хотя и снижает спрос на него, но незначительно и на непродолжительное время. Но учитывая данный фактор, на протяжении длительного промежутка времени потребители будут стремиться покупать малолитражные и более экономичные автомобили.

Наряду с ценой важнейшими факторами, влияющими на эластичность предложения, являются: численность товаропроизводителей, ожидания (ценовые и др.) различных субъектов экономической деятельности, значимость товара для потребителя, величина устанавливаемых государством налогов, фактор времени, удельный вес товара в доходе потребителя и др. При этом различают краткосрочный период эластичности спроса, средне- и долгосрочный.

Для отдельных групп товаров (автомобили, холодильники, телевизоры и др.) спрос является более эластичным в кратковременном периоде.

Взаимосвязь между эластичностью спроса и предложения отражает закон спроса и предложения. Его смысл состоит в раскрытии взаимозависимости между количеством товаров и услуг, в данное время предлагаемых производителем, и величиной спроса. Эта взаимозависимость состоит в том, что предложение формирует спрос через ассортимент изготовленных товаров и предлагаемых услуг и их цены, а спрос определяет объем и структуру предложения, оказывая при этом влияние на производство.

Смысл закона спроса и предложения полнее раскрывается в определенной совокупности экономических категорий, которые группируются вокруг него. К таким категориям относятся платежеспособный и совокупный спрос, цены предложения, спроса, равновесия, предложение и др. Платежеспособный спрос — это часть (хотя и наиболее важная) потребностей общества, поскольку у значительной части населения могут быть потребности в наиболее необходимых товарах и услугах, но отсутствовать средства для их приобретения. Цена предложения — это рыночная цена в условиях превышения спроса над предложением, или в условиях существования рынка продавца. Цена спроса — это рыночная цена в условиях превышения предложения над спросом, или существования рынка покупателя.

В познании механизма рыночного равновесия важную роль играет коэффициент эластичности. Он определяется как отношение изменения объема спроса или предложения (рост или снижение в процентах) к процентному изменению цен. Для различных товаров коэффициент эластичности различен. Это связано с неодинаковыми затратами на их производство, наличием или отсутствием товаров-субститутов (заменителей), изменением доходов, модой и другими факторами.

В зависимости от величины коэффициента эластичности различают такие виды эластичности спроса и предложения, как абсолютно, относительно, единично эластичные; относительно и абсолютно неэластичные.

Относительно эластичный, или просто эластичный спрос — это когда незначительные изменения в цене приводят к значительно большим изменениям в количестве реализованной продукции (например, снижение цены на 2 % приводит к росту спроса на 4 %). Коэффициент эластичности при этом должен быть больше единицы, а в нашем случае он равен двум. Неэластичный спрос — это когда незначительные изменения в цене обусловливают еще меньшие изменения в количестве реализованной продукции. Коэффициент эластичности при этом всегда будет меньше единицы. Так, снижение цены на 3 % вызывает рост спроса только на 1 %. Коэффициент эластичности в данном случае составляет 1/3. Между названными видами эластичности спроса (эластичным и неэластичным) возникает промежуточная ситуация, когда процентное изменение цены будет равно процентному изменению спроса (например, снижение цены на 1 % вызывает рост объема продажи на 1 %). Такой вид спроса называют единичным. Абсолютно неэластичный спрос характеризуется тем, что малейшее снижение цены побуждает покупателя увеличивать закупки в пределах своих возможностей.

В условиях неэластичного спроса товаропроизводителю выгодно повышать цену товара, поскольку это способствует росту дохода. Знание степени эластичности спроса дает возможность предпринимателям прогнозировать поведение потребителей и корректировать деятельность своих предприятий.

При этом на многих фирмах активно используется теория потребительского выбора, основное требование которой — тщательное изучение качества потребительских свойств товара и реакции потребителей на соотношение таких свойств, например, при изготовлении обуви сопоставляют удобство, долговечность, цвет кожи, фасон, его соответствие современной моде. Путем проведения опроса среди возможных потребителей компания выясняет, каким свойствам отдают они предпочтение, и с учетом этого улучшают или дизайн обуви, или ее удобство и т. д. При этом используются так называемые «кривые равнодушия» по каждому свойству для каждого потребителя, то есть такие комбинации исследуемых свойств, которые приносят данному товару дополнительную общую полезность, а отказ, например, от наиболее модных моделей обуви компенсируется ее долговечностью или удобством.

Одним из положений, на котором базируется теория потребительского поведения, является тезис о рациональном поведении покупателя, то есть приобретении им такого набора потребительских товаров и услуг, который, при данных ограничениях на доходы и розничные цены, принесет ему наибольшее удовлетворение в сравнении с любым другим набором.

По оценке западных ученых, коэффициент ценовой эластичности составляет, %: на хлеб — 0,15, говяжье мясо — 0,64, яйца — 2,65, электроэнергию — 0,13, обувь и одежду — 0,20, билеты в кинотеатр — 0,87.

На рыночный механизм ценообразования влияют численность покупателей и продавцов на рынке товаров, их конкуренция. Так, конкуренция между покупателями обусловливает рост цен, а конкуренция между продавцами — их снижение.

Рыночное равновесие в условиях несовершенной конкуренции. Другая ситуация во взаимодействии спроса и предложения, принципах конкурентного поведения возникает в условиях господства монополий и олигополии, или в условиях несовершенной конкуренции. Цена на таком рынке также зависит от объемов выпуска продукции, причем, данная зависимость — обратно пропорциональная. Монополист устанавливает более высокую цену на свои товары и выпускает их меньше, чем фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции. Вследствие этого равенство предельного дохода и предельных затрат для монополии (или олигополии) наступает раньше, чем для конкурентной фирмы. Поэтому общим принципом поведения на рынке уже не является выбор уровня производства, при котором доход, полученный от дополнительно выпущенного товара, был бы равен приросту расходов на его производство.

В условиях господства монополий цена предложения выражает взаимосвязь между движением рыночной цены, цены производства и его монопольной цены, в основе которых лежат отдельные аспекты действия законов: стоимости, спроса и предложения, монополизации производства и обмена. Когда преобладают цены предложения, появляются дополнительные стимулы для расширения объемов производства, а в монополизированные сферы рынка пытаются проникнуть конкуренты. Это приводит к ухудшению условий предложения, снижению цен и последующему сокращению масштабов производства определенных видов товаров.

Если рыночные цены устанавливаются на уровне цен спроса, крупные компании пытаются снизить объемы загрузок производственных мощностей, влиять на.формирование спроса, регулировать соотношение спроса и предложения (через маркетинговую деятельность, использование контрактной формы и др.), стараются не допустить значительного превышения цен над спросом.

Учитывая негативное влияние монополий на механизм рыночного равновесия, даже представители неоклассического направления в политической экономии считают целесообразным вмешательство государства в монополизированные отрасли экономики. В таких отраслях государство, по их мнению, должно контролировать процесс ценообразования, а иногда проводить даже их национализацию и устанавливать тарифы в соответствии с предельными затратами.

Среди западных экономистов значительное распространение получила идея о несоответствии рыночного механизма так называемым «общественным благам», которыми являются дороги, мосты, каналы, поскольку пользование этими благами очень трудно ограничить введением непосредственной платы.

В »развитых странах мира правительства различными способами регулируют рынки: через механизм налогообложения, предоставление субсидий, установление контроля за ценами и др. Рассмотрим изменения в рыночном механизме при установлении государством максимальной цены, более низкой, чем цена равновесия. Например, правительство США в 1974-1975 гг., когда выросли мировые цены на нефть, на внутреннем рынке установило более низкую цену (рис. 10).

Рис. 10. Изменение цен при контроле со стороны государства

 

 

 

 

Установление государством цен, более низких, чем цена равновесия, дает возможность людям с низкими доходами приобрести определенные виды жизненно необходимых товаров и услуг. Типичный пример подобного регулирования — установление государственного контроля над ценами на рынке жилья, в частности, регулирование квартирной платы. Это не исключает, однако, возможности возникновения таких негативных последствий регулирования, как появление новых государственных учреждений, регламентирующих очередь на получение жилья, возникновение черного рынка жилья и др. Оптимальным средством решения данной проблемы являются дотации государства в форме предоставления льготных кредитов с целью расширения строительства жилья.

Государственное регулирование цен целесообразно и в том случае, когда цена равновесия слишком низка. Подобная ситуация складывается в сельском хозяйстве, и связана она с особенностями ценообразования в данной сфере. Формирование общественно необходимых затрат здесь происходит в соответствии не со средними затратами (как в промышленности), а с наибольшими, предельными затратами, которые имеют место на худших по качеству участках земли, иначе цена равновесия не будет обеспечивать доход товаропроизводителям. Государственное регулирование цен в Сельском хозяйстве также обусловлено потребностью стимулирования такого объема производства, при котором страна могла бы полностью обеспечить себя продовольствием, что является показателем экономической безопасности. В результате государственного регулирования образовываются излишки сельскохозяйственной продукции, которые страна может попробовать продать на мировых рынках по демпинговым (заниженным) ценам. При этом государство защищает отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя с помощью высокой пошлины на ввозимую импортную продукцию.

Практика передовых стран мира показала, что свободная рыночная экономика без государственного регулирования неспособна достичь общего равновесия, то есть одновременного равновесия на всех рынках и во всем хозяйственном комплексе. Иной подход к проблеме свойствен популярной на Западе теории общего равновесия Л. Вальраса, которую И. Шумпетер назвал «священным писанием» политической экономии. Теорию общего равновесия в модернизированном виде и сейчас считают ядром политической экономии.

Закон Сэя и закон Вальраса. Согласно теории общего равновесия, при определенном уровне развития техники стоимость определяется в точке между предельной общественной полезностью определенного количества товаров и предельными общественными издержками производства этого количества. При этом следует учитывать опосредованное влияние на предельную общественную полезность определенного количества всех других товаров и возможности использования ресурсов, альтернативных применяемым в данном производстве.

Отсутствие цены равновесия на одном рынке, даже при сбалансированности спроса и предложения, обусловливает неравновесие на других рынках. Так, установление равновесия на рынке автомобилей при цене, более низкой, чем цена равновесия, приведет к росту спроса на автомобили, а следовательно, и к росту производства. Но это нарушит равновесие на рынке холоднопрокатното листа и сделает равновесие на рынке автомобилей временным.

Главный регулирующий механизм в теории общего равновесия Л. Вальраса — изменение структуры цен равновесия. Согласно этой теории, построенной в форме системы уравнений и получившей название «Закон Вальраса», совокупная сумма спроса в народном хозяйстве по стоимости всегда равна совокупной сумме предложения (понятия равновесия и стоимости при этом совпадают).

Теория общего рыночного равновесия Л. Вальраса в значительной мере совпадает с концепцией спроса и предложения Ж.Б. Сэя. Согласно данной концепции, продавец товара или услуги, получая за их реализацию деньги, покупает на них другие товары и услуги. Предложение, таким образом, порождает собственный спрос и они автоматически уравновешиваются. Поэтому невозможны как перепроизводство, так и дефицит товаров. Ж. Б. Сэй допускал лишь частичное перепроизводство в связи с излишком одних товаров и недостатком других. В экономической литературе эти положения известны как закон Сэя.

Основными недостатками данного закона являются отождествления простого товарного обмена, где продажа одного товара осуществляется с целью приобретения другого, с товарным обменом, который осуществляется с помощью денег, и производственного потребления с личным. Следует отметить, что концепцию Сэя поддерживал Д. Рикардо.

Между законом Ж.Б. Сэя и Л. Вальраса существует принципиальное отличие. В модели Вальраса товарами и услугами считаются деньги и ценные бумаги. Основным недостатком его концепции является чрезмерно абстрактный и гипотетический характер модели «идеального рынка». Он и сам не считал свою систему уравнений полностью отвечающей действительности, рассматривая ее лишь как эффективное вспомогательное средство математического анализа, выводы которого следует осторожно переносить на реальные проблемы. Прообразом модели Л.1 Вальраса, как правильно отмечают западные и отечественные ученые, послужила биржа, в частности, действия аукциониста, который называет предварительные цены, что дает возможность заключать предварительные контракты. Кроме того, аукционист быстро реагирует на наименьшие расхождения между спросом и предложением. Позднее, в теориях неоклассиков, вальрасовский аукционист был заменен условием о полной информированности экономических субъектов о всех параметрах спроса и предложения (ценах, качестве товаров и др.). Более конкретно чрезмерная абстрактность и гипотетичность модели Вальраса проявляются в том, что в ней не учитывается фактор времени (все акты купли-продажи осуществляются на протяжении определенного момента одного дня, а торговля ведется уже изготовленными товарами без учета тех, которые будут изготовлены в будущем), отсутствует неопределенность (все участники достаточно информированы о ценах, качестве товаров и др.), не рассматриваются трансакционные издержки, связанные с ведением переговоров, заключением контрактов, разработкой стандартов, измерением качества товаров, вся информация предоставляется бесплатно.

Критическая оценка таких упрощений привела к созданию в западной экономической литературе множества новых моделей достижения рыночного равновесия. Но подавляющее большинство из них, начиная с теории Дж. Кейнса, решают проблему достижения равновесия экономической системы с участием не только рыночного механизма, но и государственного регулирования. Об этих моделях речь пойдет далее.

Основные категории и термины

Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Закон спроса и предложения. Эффект дохода. Эффект замещения. Эффект престижного спроса. Закон убывающей доходности. Закон снижающейся производительности факторов производства. Цена спроса. Цена предложения. Цена равновесия. Устойчивое равновесие. Неустойчивое равновесие. Эластичность. Ценовая эластичность спроса. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности. Предельный продукт. Предельные доходы. Закон Вальраса. Закон Сэя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие стороны причинно-следственных связей характеризируют закон спроса и свидетельствуют о его действии?

2. В чем состоит содержание закона предложения?

3. Дайте определение закона спроса и предложения и проанализируйте его взаимосвязь с законами спроса и предложения.

4. Каков механизм действия закона убывающей доходности и как он влияет на содержание данного закона?

5. Назовите основные факторы, влияющие на спрос и ценовую эластичность спроса.

6. Каковы основные недостатки закона, сформулированного Ж.Б. Сэем?

7. Как достигается равновесие на рынке товаров и услуг в условиях свободного рынка (совершенной конкуренции)?

8. Как достигается равновесие товаров и услуг в условиях господства монополий (несовершенной конкуренции)?

9. Что такое эластичность и коэффициент эластичности?