Введение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

            Эта книга – о поле (или гендере) в широком смысле этого слова: речь в ней идет о том, каким образом на развитие индивида, начиная с раннего детства и заканчивая зрелостью, воздействует фактор принадлежности к мужскому или женскому полу. Несмотря на то, что некоторые индивиды рождаются гермафродитами, все же подавляющее большинство людей в биологическом смысле принадлежит к мужскому либо женскому полу. При этом, вновь в большинстве случаев, половая идентичность, приписываемая индивиду обществом, так же, как и половая идентичность, принятая самим индивидом, соответствует биологическому полу данной личности. Эта книга посвящена вопросам развития тех людей, в гендерной принадлежности которых не приходится сомневаться.

            И мужчины, и женщины в своем развитии во многих отношениях следуют достаточно схожими путями. Однако в некоторых важных моментах эти пути расходятся. В начале этой книги я показываю, что в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики и девочки, будучи вовлечены в коллективные игры, в первую очередь объединяются с лицами своего пола, и что в этих гендерно сегрегированных группах выделяются разные “культуры” детства. Я рассматриваю ряд возможных причин происхождения подобной сегрегации и обсуждаю проявления расхождений детства во взаимодействии мужчин и женщин в периоды юности и зрелости. В частности, я рассматриваю, каким образом разные социальные истории обоих полов влияют на отношения внутри гетеросексуальных пар, на то, как мужчины и женщины относятся друг к другу в качестве со-родителей (co-parents), а также на природу однополых и межполовых взаимодействий на рабочем месте. Бóльшая часть информации, которую мы имеем по данным вопросам, получена на основании исследований современных западных обществ, однако там, где это возможно, я постараюсь дать более широкую кросс-культурную перспективу.          

            Любое из известных нам человеческих сообществ имеет свод правил и обычаев в отношении гендера. У всех членов того или иного общества есть ожидания и убеждения – иногда эксплицитно выраженные, иногда невысказанные – относительно того, что должны либо не должны делать мальчики и девочки или мужчины и женщины. Некоторые из этих ожиданий непосредственно коренятся в различии ролей, которые оба пола играют в процессе воспроизводства, и соотносятся с их разными физическими характеристиками. Тот факт, что женщины рожают и кормят грудью, а мужчины – нет, всегда накладывал определенные ограничения на роли, исполняемые мужчинами и женщинами [в обществе], однако в каждом обществе это происходит по-разному – в зависимости от того, насколько широко понимаются в нем эти ограничения. Было бы логично предположить, что функции обоих полов в воспроизводстве становятся менее всеобъемлющими по мере того, как  культуры переходят от социально-экономической формации охота – собирательство к более современным формам общественной организации.

            Рассуждая в том же духе, бóльшая физическая сила мужчин могла когда-то фактически привести к разделению труда по половому признаку (при этом необходимо иметь в виду следующее: исследования примитивных дописьменных  обществ обнаружили, что женщины в них выполняли бóльшую часть тяжелой ручной работы, которая в том числе состояла в переноске тяжелых грузов). В большинстве современных обществ существует несколько видов работ, требующих приложения значительных физических усилий, на которые мужчины в среднем более способны, чем женщины.  

            Многое было сказано о ролях двух полов в сексуальном поведении -  назойливости мужчины, уступчивости женщины. Посредством аналогии роли полов в половом акте были перенесены на концептуализацию сущностных характеристик обоих полов: активность, или “действие” – как сущностный элемент маскулинности, а пассивность, или податливость, - как сущностный элемент фемининности. Эти идеи получили развитие в ранних работах Фрейда и впоследствии были оспорены теоретиками феминизма, включая и сторонниц более современного, психодинамического подхода.

            Среди современных обществ существует поразительное разнообразие запретов и предписаний о том, как люди обоих полов должны себя вести, и эти поло-ролевые требования в настоящее время коренным образом меняются. Подобного кросс-культурного разнообразия достаточно, чтобы убедиться: биология – это не судьба, даже с учетом того, что каждое общество некоторым образом вплетает дифференцированную репродуктивную биологию двух полов в свои гендерные дефиниции. Общества различаются не только по требованиям, устанавливаемым ими для мужчин и женщин; они также отличаются в том, насколько всеохватывающими эти требования являются. В отдельных обществах любая сфера жизни оборачивается для каждого из полов по-разному: их роли разнятся не только в домашнем хозяйстве, но и в доступе к образованию и профессиям, участию в политике, собственности и наследовании. В других обществах существует много сфер жизни, в которых люди функционируют в первую очередь как человеческие существа, представители обоих полов  в большей степени приближаются к равноправию, а факторы гендера учитываются в меньшей степени. Возможно, наиболее радикальные социальные изменения, происходящие в настоящее время в половых ролях, связаны с уменьшением значимости гендера в определении того, как индивиды проживают целые отрезки  своей жизни. Эти перемены в свою очередь, вероятно, во многом коренятся в том факте, что женщины сейчас имеют гораздо меньше детей, а живут значительно дольше – по сравнению с тем, что было ранее. В частности, роль по воспитанию детей хотя и сохраняет былую значимость, но занимает теперь гораздо меньше времени от общей продолжительности жизни.  

 

            Эта книга – о поле (или гендере) в широком смысле этого слова: речь в ней идет о том, каким образом на развитие индивида, начиная с раннего детства и заканчивая зрелостью, воздействует фактор принадлежности к мужскому или женскому полу. Несмотря на то, что некоторые индивиды рождаются гермафродитами, все же подавляющее большинство людей в биологическом смысле принадлежит к мужскому либо женскому полу. При этом, вновь в большинстве случаев, половая идентичность, приписываемая индивиду обществом, так же, как и половая идентичность, принятая самим индивидом, соответствует биологическому полу данной личности. Эта книга посвящена вопросам развития тех людей, в гендерной принадлежности которых не приходится сомневаться.

            И мужчины, и женщины в своем развитии во многих отношениях следуют достаточно схожими путями. Однако в некоторых важных моментах эти пути расходятся. В начале этой книги я показываю, что в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики и девочки, будучи вовлечены в коллективные игры, в первую очередь объединяются с лицами своего пола, и что в этих гендерно сегрегированных группах выделяются разные “культуры” детства. Я рассматриваю ряд возможных причин происхождения подобной сегрегации и обсуждаю проявления расхождений детства во взаимодействии мужчин и женщин в периоды юности и зрелости. В частности, я рассматриваю, каким образом разные социальные истории обоих полов влияют на отношения внутри гетеросексуальных пар, на то, как мужчины и женщины относятся друг к другу в качестве со-родителей (co-parents), а также на природу однополых и межполовых взаимодействий на рабочем месте. Бóльшая часть информации, которую мы имеем по данным вопросам, получена на основании исследований современных западных обществ, однако там, где это возможно, я постараюсь дать более широкую кросс-культурную перспективу.          

            Любое из известных нам человеческих сообществ имеет свод правил и обычаев в отношении гендера. У всех членов того или иного общества есть ожидания и убеждения – иногда эксплицитно выраженные, иногда невысказанные – относительно того, что должны либо не должны делать мальчики и девочки или мужчины и женщины. Некоторые из этих ожиданий непосредственно коренятся в различии ролей, которые оба пола играют в процессе воспроизводства, и соотносятся с их разными физическими характеристиками. Тот факт, что женщины рожают и кормят грудью, а мужчины – нет, всегда накладывал определенные ограничения на роли, исполняемые мужчинами и женщинами [в обществе], однако в каждом обществе это происходит по-разному – в зависимости от того, насколько широко понимаются в нем эти ограничения. Было бы логично предположить, что функции обоих полов в воспроизводстве становятся менее всеобъемлющими по мере того, как  культуры переходят от социально-экономической формации охота – собирательство к более современным формам общественной организации.

            Рассуждая в том же духе, бóльшая физическая сила мужчин могла когда-то фактически привести к разделению труда по половому признаку (при этом необходимо иметь в виду следующее: исследования примитивных дописьменных  обществ обнаружили, что женщины в них выполняли бóльшую часть тяжелой ручной работы, которая в том числе состояла в переноске тяжелых грузов). В большинстве современных обществ существует несколько видов работ, требующих приложения значительных физических усилий, на которые мужчины в среднем более способны, чем женщины.  

            Многое было сказано о ролях двух полов в сексуальном поведении -  назойливости мужчины, уступчивости женщины. Посредством аналогии роли полов в половом акте были перенесены на концептуализацию сущностных характеристик обоих полов: активность, или “действие” – как сущностный элемент маскулинности, а пассивность, или податливость, - как сущностный элемент фемининности. Эти идеи получили развитие в ранних работах Фрейда и впоследствии были оспорены теоретиками феминизма, включая и сторонниц более современного, психодинамического подхода.

            Среди современных обществ существует поразительное разнообразие запретов и предписаний о том, как люди обоих полов должны себя вести, и эти поло-ролевые требования в настоящее время коренным образом меняются. Подобного кросс-культурного разнообразия достаточно, чтобы убедиться: биология – это не судьба, даже с учетом того, что каждое общество некоторым образом вплетает дифференцированную репродуктивную биологию двух полов в свои гендерные дефиниции. Общества различаются не только по требованиям, устанавливаемым ими для мужчин и женщин; они также отличаются в том, насколько всеохватывающими эти требования являются. В отдельных обществах любая сфера жизни оборачивается для каждого из полов по-разному: их роли разнятся не только в домашнем хозяйстве, но и в доступе к образованию и профессиям, участию в политике, собственности и наследовании. В других обществах существует много сфер жизни, в которых люди функционируют в первую очередь как человеческие существа, представители обоих полов  в большей степени приближаются к равноправию, а факторы гендера учитываются в меньшей степени. Возможно, наиболее радикальные социальные изменения, происходящие в настоящее время в половых ролях, связаны с уменьшением значимости гендера в определении того, как индивиды проживают целые отрезки  своей жизни. Эти перемены в свою очередь, вероятно, во многом коренятся в том факте, что женщины сейчас имеют гораздо меньше детей, а живут значительно дольше – по сравнению с тем, что было ранее. В частности, роль по воспитанию детей хотя и сохраняет былую значимость, но занимает теперь гораздо меньше времени от общей продолжительности жизни.