Глава 6. Компонент социализации

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

            Как было замечено в предисловии, обычно считается, что любые различия в поведении полов основаны на разнице в социализации мальчиков и девочек: их награждают за подобающее их полу поведение, принятое в этом обществе, и наказывают (или, по крайней мере, выражают свое негативное отношение на словах) в тех случаях, когда их поведение считается подходящим для другого пола. Считается, что родители являются главными действующими лицами в “социализирующей драме”, особенно в ранние годы, так как в этот период только они являются теми, в чей власти управлять событиями в деятельности их детей. Некоторые вещи родители могут делать достаточно неосознанно, например, они учат маленькую девочку скромно сидеть, когда она карабкается ближе к ним на диван. По-видимому, родители руководствуются стереотипными знаниями и убеждениями о том, что подходит для ребёнка данного пола, и согласно этому учат детей. А также, вероятно, родители находятся под влиянием представлений о будущем детей и ожиданий относительно того, какими они хотят видеть сына или дочь.

            В широком смысле гендерная социализация включает не только направляющее формирование соответствующего поведения родителями и другими агентами, но также приобретение ребёнком собственных стереотипов. Однажды узнав, что считается подходящим для их пола, согласно теории, дети будут использовать эту группу знаний и убеждений для регулирования своего поведения, чтобы соответствовать установкам половых ролей. Одним из путей осуществления этого является предпочтение детьми образцов поведения того же пола в большей мере, чем образцов поведения другого пола, тем самым они идентифицируют себя, имитируют, принимают определённые половые образцы поведения, которые, как они полагают, соответствуют характеристикам их пола. Подобный вид самосоциализации описан в следующей главе. Я хотела бы просто отметить главную предпосылку такого влияния социализации половых ролей. Она лежит в основе требований, которые взрослые каждого поколения передают новому поколению – своим детям - посредством воспитания, примеров, гендерной культуры, т.е. убеждений, мифов и правил соответствующего полового поведения, определяющих то конкретное общество, в котором растут дети.

            В этой главе я  рассмотрю,  что же известно о дифференциальной социализации детей обоих полов, чтобы увидеть, существуют ли различия, которые могли бы вероятней всего приводить к тому, что дети предпочитают играть с детьми своего пола либо придумывают различные виды игр также в группе одного пола. Так как подобное происходит в довольно раннем возрасте, обратим внимание главным образом на родителей как агентов социализации, по-разному воздействующих на мальчиков и девочек, а также на представления родителей о гендере,  как они могут соотноситься   с гендерными явлениями, которые я собираюсь объяснить. В конце этой главы я рассмотрю контексты социализации вне семьи,  как они вписываются в общую социально-образующую картину.

            Как же мы узнаем, способствуют ли социализирующие действия родителей гендерной  дифференциации в социальных отношениях детей с ровесниками? Определенно, они способствуют, если родители в основном относятся к детям обоих полов по-разному, принимая во внимание некоторые аспекты социального поведения. Мы могли бы предположить, что увидим соответствующие различия при сравнении общих отличий в социальном поведении мальчиков и девочек. Т.е., если родители чаще поддерживают агрессивное поведение у мальчиков, а на подобное поведение у девочек реагируют негативно, то мы могли бы предположить, что обнаружим больше конфликтов и борьбы среди мальчиков в их половых группах. Но это сравнение средних величин не  даст полной картины. Для того, чтобы доказать роль родительской социализации, нам пришлось бы показать, что те мальчики, чьи родители в большей степени допускают агрессивное поведение у своих детей (или в меньшей степени наказывают за него), чаще дерутся в группе сверстников. А если же выбор мальчиком группы сверстников или его поведение в такой группе не имеет отношения к тому, как его воспитывали родители, то фактически  объяснить агрессивность в группе мальчиков сложно. Как минимум, нам пришлось бы рассмотреть возможность того, что характеристики однополых детских групп не определяются индивидуальными характеристиками отдельных детей, составляющих группу.

 

            Как было замечено в предисловии, обычно считается, что любые различия в поведении полов основаны на разнице в социализации мальчиков и девочек: их награждают за подобающее их полу поведение, принятое в этом обществе, и наказывают (или, по крайней мере, выражают свое негативное отношение на словах) в тех случаях, когда их поведение считается подходящим для другого пола. Считается, что родители являются главными действующими лицами в “социализирующей драме”, особенно в ранние годы, так как в этот период только они являются теми, в чей власти управлять событиями в деятельности их детей. Некоторые вещи родители могут делать достаточно неосознанно, например, они учат маленькую девочку скромно сидеть, когда она карабкается ближе к ним на диван. По-видимому, родители руководствуются стереотипными знаниями и убеждениями о том, что подходит для ребёнка данного пола, и согласно этому учат детей. А также, вероятно, родители находятся под влиянием представлений о будущем детей и ожиданий относительно того, какими они хотят видеть сына или дочь.

            В широком смысле гендерная социализация включает не только направляющее формирование соответствующего поведения родителями и другими агентами, но также приобретение ребёнком собственных стереотипов. Однажды узнав, что считается подходящим для их пола, согласно теории, дети будут использовать эту группу знаний и убеждений для регулирования своего поведения, чтобы соответствовать установкам половых ролей. Одним из путей осуществления этого является предпочтение детьми образцов поведения того же пола в большей мере, чем образцов поведения другого пола, тем самым они идентифицируют себя, имитируют, принимают определённые половые образцы поведения, которые, как они полагают, соответствуют характеристикам их пола. Подобный вид самосоциализации описан в следующей главе. Я хотела бы просто отметить главную предпосылку такого влияния социализации половых ролей. Она лежит в основе требований, которые взрослые каждого поколения передают новому поколению – своим детям - посредством воспитания, примеров, гендерной культуры, т.е. убеждений, мифов и правил соответствующего полового поведения, определяющих то конкретное общество, в котором растут дети.

            В этой главе я  рассмотрю,  что же известно о дифференциальной социализации детей обоих полов, чтобы увидеть, существуют ли различия, которые могли бы вероятней всего приводить к тому, что дети предпочитают играть с детьми своего пола либо придумывают различные виды игр также в группе одного пола. Так как подобное происходит в довольно раннем возрасте, обратим внимание главным образом на родителей как агентов социализации, по-разному воздействующих на мальчиков и девочек, а также на представления родителей о гендере,  как они могут соотноситься   с гендерными явлениями, которые я собираюсь объяснить. В конце этой главы я рассмотрю контексты социализации вне семьи,  как они вписываются в общую социально-образующую картину.

            Как же мы узнаем, способствуют ли социализирующие действия родителей гендерной  дифференциации в социальных отношениях детей с ровесниками? Определенно, они способствуют, если родители в основном относятся к детям обоих полов по-разному, принимая во внимание некоторые аспекты социального поведения. Мы могли бы предположить, что увидим соответствующие различия при сравнении общих отличий в социальном поведении мальчиков и девочек. Т.е., если родители чаще поддерживают агрессивное поведение у мальчиков, а на подобное поведение у девочек реагируют негативно, то мы могли бы предположить, что обнаружим больше конфликтов и борьбы среди мальчиков в их половых группах. Но это сравнение средних величин не  даст полной картины. Для того, чтобы доказать роль родительской социализации, нам пришлось бы показать, что те мальчики, чьи родители в большей степени допускают агрессивное поведение у своих детей (или в меньшей степени наказывают за него), чаще дерутся в группе сверстников. А если же выбор мальчиком группы сверстников или его поведение в такой группе не имеет отношения к тому, как его воспитывали родители, то фактически  объяснить агрессивность в группе мальчиков сложно. Как минимум, нам пришлось бы рассмотреть возможность того, что характеристики однополых детских групп не определяются индивидуальными характеристиками отдельных детей, составляющих группу.