1. Теория социальной мобильности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59
Исходным моментом исследования социальной мобильности у Сорокина выступает понятие«социальное пространство», трактуемое им как «некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли».2 Это социальное пространство неоднородно и многомерно и каждый индивид занимает в нем определенное «социальное положение», которое устанавливается путем интеракции (взаимодействия) с другими индивидами и группами индивидов. Сорокин попытался здесь связать два принципа: принцип структурной тождественности механизмов любого социального взаимодействия и принцип определяющей роли внутригрупповых различий в структуре общества. Основной посылкой, с которой начинает Сорокин свой анализ, является видение индивида как участника многих общественных структур, рассматриваемых им как сложная сеть взаимопроникающих друг в друга социальных систем и подсистем. Проблема общественной дифференциации решается им исходя из внутри-группового различия статусов индивида. Под социальным статусом Сорокин понимает совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, которыми обладает индивид. Именно статусные различия индивидов определяют социальную стратификацию общества, которая понимается им как «дифференциация данного населения в иерархически расположенных слоях».3 По мнению Сорокина, нестратифицированного общества или группы никогда не существовало и существовать не может. Коллективная жизнь индивидов влечет за собой организацию поведения и отношений между членами группы или общества.что вызывает расслоение на управляющих и управляемых. Неодинаковые условия проживания, физические и биопсихические различия людей также вызывают неизбежную стратификацию общества.4
Сорокин рассматривает большое количество конкретных форм расслоения общества.выделяя из них, как наиболее основные, три типа: — экономический; профессиональный; политический. Все они находятся между собой в тесной зависимости.
Между различными стратами и внутри каждой из них существуют перемещения индивидов, обозначенные «социальной мобильностью». Давая ей определение Сорокин пишет, что «под социальной мобильностью понимается переход индивидуального или социального объекта или ценности — всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, — от одного социального положения к другому».5 Основную причину социальной мобильности Сорокин видит в постоянном «дефекте» любого общества, заключающегося в том, что общество всегда отстает в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями; Это несовершенство общества усугубляется «биоантропологическими и демографическими» факторами.С течением времени, считает Сорокин, происходят демографические изменения: резкое количественное увеличение или уменьшение людских ресурсов в составе страты, в результате чего в ней происходят качественные перемены, которые влекут за собой, соответственно, увеличение или уменьшение в каждой страте людей, не соответствующих занимаемому ими социальному статусу. Говоря о социальной стратификации, Сорокин выделяет и жестко разграничивает два периода в жизни общества. Первый — «нормальный» — состояние относительной стабильности общества, которому соответствуют свои социальные законы. Второй — так называемый «бедственный» период, при котором нарушается обычное течение этих законов вследствие деструктивных процессов (войны, голода, революций и т. п.), сопровождающихся общественной дестабилизацией и дезорганизацией.
При нормальном периоде развития общества социальная мобильность является его естественным состоянием. Сорокин выделяет два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне общественной стратификации. Это может быть смена индивидом гражданства, семьи, места работы (в одной и той же должности), а также переход социальных объектов или каких-либо ценностей в пределах той же социальной страты. Горизонтальная мобильность может выступать в двух формах: индивидуальной и коллективной.
Анализируя горизонтальную мобильность западных обществ, начиная со второй половины 19 века, Сорокин отметил несколько интересных особенностей. Именно в этот период усилилась территориальная миграция населения внутри и между странами. Причиной этому послужило создание и распространение новых средств передвижения. Происходит интенсификация и внутрипро-фессиональной мобильности индивидов. Распространение газет, телефонной связи повлекло за собой усиление горизонтальной мобильности социальных объектов и ценностей (под термином «социальные вещи и ценности»5 Сорокин имеет в виду «все материальное и духовное, что создано или улучшено сознательной или не сознательной человеческой деятельностью»).6
Очень подробно, с применением результатов обширных социологических исследований, Сорокин рассматривает внутрисемейные перемещения индивидов, циркуляцию индивидов между религиозными группами, политическими партиями и др. '
Как уже отмечалось, вторым видом социальной мобильности является мобильность вертикальная. Под нею Сорокин подразумевал перемещение индивида или социального объекта из одного пласта вдругой. «Когда явление или социальный предмет, употребляемый внутри определенного социального слоя (например, мода, идеология, танец, язык и др.) пересекает границу класса и начинает распространяться внутри других социальных страт, мы имеем его вертикальную циркуляцию».7 В зависимости от направления самого перемещения можно говорить о двух типах вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей (т. е. о социальном подъеме и социальном спуске). Каждый из них может протекать.'в индивидуальной и коллективной формах. Вертикальную 'циркуляцию общества Сорокин рассматривает в трех аспектах, а именно: внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическая мобильность, продвижение по «экономической» лестнице, что соответствует основным формам социальной стратификации.
Говоря о факторах, влияющих на вертикальную циркуляцию индивидов, Сорокин в качестве наиболее константных выделяет следующие факторы: демографические изменения, различия поколений и динамику антропосоциального окружения.
. Анализ вертикальной циркуляции Сорокин проводит не только с точки зрения изучения интенсивности протекающих перемещений, но и с точки зрения всеобщности этих процессов. Автор рассматривает всеобщность перемещений, исходя из числа индивидов, которые изменили свои социальные позиции в вертикальном направлении за определенный период времени.8 Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности среди данного населения, а отношение этих индивидов ко всему данному населению представляет относительную всеобщность вертикальной мобильности. Сорокин отмечает, что интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности меняются от общества к обществу. Различия в этих характеристиках приводят к различиям во внутренней структуре стратифицированного общества. Интенсивность и всеобщность меняются не только в социальных группах, но и флуктуируют во времени.
Следовательно, рассуждает Сорокин, возможно существование стратифицированного общества, в котором вертикальная циркуляция отсутствует и социальные страты закрыты. Такой тип общества Сорокин назвал абсолютно закрытым или немобильным, отмечая лишь теоретическое существование закрытого общества, поскольку в истории такого общества не было.
Другие общества, так называемые открытого типа или мобильные, где нет непроницаемых «перегородок» между стратами и возможен переход из одной в другую имеются в истории в достаточном количестве.
Они различаются лишь по степени их открытости, что в свою очередь зависит от возможностей инфильтрации, «просеивания» индивидов, позволяя подниматься одним и задерживать других. Под таким «ситом» Сорокин понимает механизм социальнрго отбора и распределения индивидов по социальным стратам в мобильном обществе. На базе богатого эмпирического материала Сорокин показывает, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляются не по воле случая, а по необходимости и строго контролируются разнообразными институтами.
Механизмы социального отбора и распределения в мобильных обществах совпадают с традиционными каналами социальной вертикальной мобильности. К их числу относятся: семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические, политические организации и объединений, которые «меняясь в своих конкретных очертаниях, существуют в любом стратифицированном обществе и также необходимы, как каналы для циркуляции крови в теле»9. Говоря о «каналах» вертикальной социальной мобильности, Сорокин отмечает, что они не только выступают посредниками, помогающими размещать индивидов соответственно их достоинствам, но и выполняют «функции социального отбора, распределения членов общества»1. Независимо от формы этих институтов, они являются жизненной частью социального организма и несут ответственность за людей, которые поднимаются и опускаются, распределяясь по стратам, создают препятствия для прохождения через «сито», или помогают успешному «просеиванию». Некоторые индивиды с помощью этих институтов задерживаются и оседают в тех стратах, где они не могут успешно разрушать общество».11
Интересным аспектом теории социальной мобильности, правда не разработанным до конца, является изучение влияния мобильности ма процесс формирования группового сознания. Сорокин прав говоря, что устойчивый социальный статус. индивида, закрепление его внутри определенной страты, влечет за собой закрепление в сознании соответствующих его страте норм, ценностей и значений. Индивид «осужден думать и глядеть на мир через стекла его социального отсека».12 И наоборот, если индивид переходит из одной профессии в другую и его экономическое положение постоянно меняется, то, соответственно, «нормы — законы» и ценности какой-либо определенной социальной группы в сознании такого индивида не закрепляются, они легко меняются в зависимости от окружения.
В заключение Сорокин рассматривает положительные и отрицательные результаты мобильности. Положительными моментами мобильности он считает ускорение социального прогресса общества, облегчение его экономического процветания. Возможность нормального перехода индивида в любую страту положительно влияет на стабильность в обществе, снимает в нем психологическую напряженность. К отрицательным эффектам мобильности Сорокин относит отсутствие гибкости в социальном отборе и распределении. Он говорит о несовершенстве «мембраны», отделяющей страты и «сита», поскольку именно оно приводит к тому, что в высшей страте есть те, кто явно должен быть в низшей и наоборот. Скопление во всех стратах в огромных размерах неподходящих индивидов, вызывает в них «отклонения» от нормы, которые разрешаются насильственными перемещениями этих индивидов, например путем революции или других социальных потрясений.
Исходным моментом исследования социальной мобильности у Сорокина выступает понятие«социальное пространство», трактуемое им как «некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли».2 Это социальное пространство неоднородно и многомерно и каждый индивид занимает в нем определенное «социальное положение», которое устанавливается путем интеракции (взаимодействия) с другими индивидами и группами индивидов. Сорокин попытался здесь связать два принципа: принцип структурной тождественности механизмов любого социального взаимодействия и принцип определяющей роли внутригрупповых различий в структуре общества. Основной посылкой, с которой начинает Сорокин свой анализ, является видение индивида как участника многих общественных структур, рассматриваемых им как сложная сеть взаимопроникающих друг в друга социальных систем и подсистем. Проблема общественной дифференциации решается им исходя из внутри-группового различия статусов индивида. Под социальным статусом Сорокин понимает совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, которыми обладает индивид. Именно статусные различия индивидов определяют социальную стратификацию общества, которая понимается им как «дифференциация данного населения в иерархически расположенных слоях».3 По мнению Сорокина, нестратифицированного общества или группы никогда не существовало и существовать не может. Коллективная жизнь индивидов влечет за собой организацию поведения и отношений между членами группы или общества.что вызывает расслоение на управляющих и управляемых. Неодинаковые условия проживания, физические и биопсихические различия людей также вызывают неизбежную стратификацию общества.4
Сорокин рассматривает большое количество конкретных форм расслоения общества.выделяя из них, как наиболее основные, три типа: — экономический; профессиональный; политический. Все они находятся между собой в тесной зависимости.
Между различными стратами и внутри каждой из них существуют перемещения индивидов, обозначенные «социальной мобильностью». Давая ей определение Сорокин пишет, что «под социальной мобильностью понимается переход индивидуального или социального объекта или ценности — всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, — от одного социального положения к другому».5 Основную причину социальной мобильности Сорокин видит в постоянном «дефекте» любого общества, заключающегося в том, что общество всегда отстает в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями; Это несовершенство общества усугубляется «биоантропологическими и демографическими» факторами.С течением времени, считает Сорокин, происходят демографические изменения: резкое количественное увеличение или уменьшение людских ресурсов в составе страты, в результате чего в ней происходят качественные перемены, которые влекут за собой, соответственно, увеличение или уменьшение в каждой страте людей, не соответствующих занимаемому ими социальному статусу. Говоря о социальной стратификации, Сорокин выделяет и жестко разграничивает два периода в жизни общества. Первый — «нормальный» — состояние относительной стабильности общества, которому соответствуют свои социальные законы. Второй — так называемый «бедственный» период, при котором нарушается обычное течение этих законов вследствие деструктивных процессов (войны, голода, революций и т. п.), сопровождающихся общественной дестабилизацией и дезорганизацией.
При нормальном периоде развития общества социальная мобильность является его естественным состоянием. Сорокин выделяет два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне общественной стратификации. Это может быть смена индивидом гражданства, семьи, места работы (в одной и той же должности), а также переход социальных объектов или каких-либо ценностей в пределах той же социальной страты. Горизонтальная мобильность может выступать в двух формах: индивидуальной и коллективной.
Анализируя горизонтальную мобильность западных обществ, начиная со второй половины 19 века, Сорокин отметил несколько интересных особенностей. Именно в этот период усилилась территориальная миграция населения внутри и между странами. Причиной этому послужило создание и распространение новых средств передвижения. Происходит интенсификация и внутрипро-фессиональной мобильности индивидов. Распространение газет, телефонной связи повлекло за собой усиление горизонтальной мобильности социальных объектов и ценностей (под термином «социальные вещи и ценности»5 Сорокин имеет в виду «все материальное и духовное, что создано или улучшено сознательной или не сознательной человеческой деятельностью»).6
Очень подробно, с применением результатов обширных социологических исследований, Сорокин рассматривает внутрисемейные перемещения индивидов, циркуляцию индивидов между религиозными группами, политическими партиями и др. '
Как уже отмечалось, вторым видом социальной мобильности является мобильность вертикальная. Под нею Сорокин подразумевал перемещение индивида или социального объекта из одного пласта вдругой. «Когда явление или социальный предмет, употребляемый внутри определенного социального слоя (например, мода, идеология, танец, язык и др.) пересекает границу класса и начинает распространяться внутри других социальных страт, мы имеем его вертикальную циркуляцию».7 В зависимости от направления самого перемещения можно говорить о двух типах вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей (т. е. о социальном подъеме и социальном спуске). Каждый из них может протекать.'в индивидуальной и коллективной формах. Вертикальную 'циркуляцию общества Сорокин рассматривает в трех аспектах, а именно: внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическая мобильность, продвижение по «экономической» лестнице, что соответствует основным формам социальной стратификации.
Говоря о факторах, влияющих на вертикальную циркуляцию индивидов, Сорокин в качестве наиболее константных выделяет следующие факторы: демографические изменения, различия поколений и динамику антропосоциального окружения.
. Анализ вертикальной циркуляции Сорокин проводит не только с точки зрения изучения интенсивности протекающих перемещений, но и с точки зрения всеобщности этих процессов. Автор рассматривает всеобщность перемещений, исходя из числа индивидов, которые изменили свои социальные позиции в вертикальном направлении за определенный период времени.8 Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности среди данного населения, а отношение этих индивидов ко всему данному населению представляет относительную всеобщность вертикальной мобильности. Сорокин отмечает, что интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности меняются от общества к обществу. Различия в этих характеристиках приводят к различиям во внутренней структуре стратифицированного общества. Интенсивность и всеобщность меняются не только в социальных группах, но и флуктуируют во времени.
Следовательно, рассуждает Сорокин, возможно существование стратифицированного общества, в котором вертикальная циркуляция отсутствует и социальные страты закрыты. Такой тип общества Сорокин назвал абсолютно закрытым или немобильным, отмечая лишь теоретическое существование закрытого общества, поскольку в истории такого общества не было.
Другие общества, так называемые открытого типа или мобильные, где нет непроницаемых «перегородок» между стратами и возможен переход из одной в другую имеются в истории в достаточном количестве.
Они различаются лишь по степени их открытости, что в свою очередь зависит от возможностей инфильтрации, «просеивания» индивидов, позволяя подниматься одним и задерживать других. Под таким «ситом» Сорокин понимает механизм социальнрго отбора и распределения индивидов по социальным стратам в мобильном обществе. На базе богатого эмпирического материала Сорокин показывает, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляются не по воле случая, а по необходимости и строго контролируются разнообразными институтами.
Механизмы социального отбора и распределения в мобильных обществах совпадают с традиционными каналами социальной вертикальной мобильности. К их числу относятся: семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические, политические организации и объединений, которые «меняясь в своих конкретных очертаниях, существуют в любом стратифицированном обществе и также необходимы, как каналы для циркуляции крови в теле»9. Говоря о «каналах» вертикальной социальной мобильности, Сорокин отмечает, что они не только выступают посредниками, помогающими размещать индивидов соответственно их достоинствам, но и выполняют «функции социального отбора, распределения членов общества»1. Независимо от формы этих институтов, они являются жизненной частью социального организма и несут ответственность за людей, которые поднимаются и опускаются, распределяясь по стратам, создают препятствия для прохождения через «сито», или помогают успешному «просеиванию». Некоторые индивиды с помощью этих институтов задерживаются и оседают в тех стратах, где они не могут успешно разрушать общество».11
Интересным аспектом теории социальной мобильности, правда не разработанным до конца, является изучение влияния мобильности ма процесс формирования группового сознания. Сорокин прав говоря, что устойчивый социальный статус. индивида, закрепление его внутри определенной страты, влечет за собой закрепление в сознании соответствующих его страте норм, ценностей и значений. Индивид «осужден думать и глядеть на мир через стекла его социального отсека».12 И наоборот, если индивид переходит из одной профессии в другую и его экономическое положение постоянно меняется, то, соответственно, «нормы — законы» и ценности какой-либо определенной социальной группы в сознании такого индивида не закрепляются, они легко меняются в зависимости от окружения.
В заключение Сорокин рассматривает положительные и отрицательные результаты мобильности. Положительными моментами мобильности он считает ускорение социального прогресса общества, облегчение его экономического процветания. Возможность нормального перехода индивида в любую страту положительно влияет на стабильность в обществе, снимает в нем психологическую напряженность. К отрицательным эффектам мобильности Сорокин относит отсутствие гибкости в социальном отборе и распределении. Он говорит о несовершенстве «мембраны», отделяющей страты и «сита», поскольку именно оно приводит к тому, что в высшей страте есть те, кто явно должен быть в низшей и наоборот. Скопление во всех стратах в огромных размерах неподходящих индивидов, вызывает в них «отклонения» от нормы, которые разрешаются насильственными перемещениями этих индивидов, например путем революции или других социальных потрясений.